Церковь во имя Божией Матери Владимирской иконы, что при придворных слободах, находится в Московской части столицы, на Владимирской площади, между Колокольною улицею и Кузнечным переулком. Называется она «Владимирскою» по главному престолу во имя сретения Владимирской иконы Божией Матери, а название «что в придворных слободах» получила она от того, что к приходу ее первоначально принадлежали, главным образом, придворные чины и служители, так как и названия окружающих ее улиц свидетельствуют о населении их служителями придворного ведомства: хлебниками (хлебный переулок), поварами (поварской переулок), гребцами (гребецкая улица), кузнецами (кузнечный переулок), стремянщиками (стремянная улица).
Вероятно, эти придворные слободы находились тогда за чертою города, от которого отделялись Загородным проспектом, находящимся в пределах его же прихода. Потому-то, конечно, главную заботу и старание об устроении церкви имели лица также придворного ведомства — обер-гофмаршал Дмитрий Шепелев и комиссар дворцовой канцелярии Федор Якимов. Первоначальное основание церковь эта получила в 1746 г. к празднику Св. Пасхи, впрочем, не в том виде и даже не на том месте, где существует она ныне.
Первоначально она была устроена с малым походным иконостасом в доме бывшего тогда комиссара ведомства главной дворцовой канцелярии Федора Якимова, на углу Колокольной и Николаевской улиц, таковой дом перешел от наследников г. Якимова к г. Бажанову, затем к Яну, а ныне принадлежит гг. Сироткиным. Въ 1747 г. куплено было деревянное здание церкви преподобного Сергия, что на Литейной, и из сего здания построена церковь близ того места, на котором она теперь существует.
1748 года 25 августа был освящен в ней сперва один престол во имя Владимирской Божией Матери архиепископом Феодосием. На другой день после освящения в храмовый праздник присутствовала при литургии в новоосвященной церкви императрица Елизавета Петровна и в пользу ее пожертвовала 800 руб. Через год в трапезе церкви устроен был другой престол во имя преподобного Иоанна Дамаскина…
Настоящая каменная двухэтажная церковь заложена была 1701 г. августа 20 числа. Средний престол в нижнем этаже во имя преподобного Иоанна Дамаскина освящен 1708 г. ноября 8 дня архиепископом Гавриилом Кременецким; в следующем году тем же преосвященным освящены и оба боковые придела: на южной стороне - во имя св. священномуч. Харлампия 22 февраля, а на северной - во имя св. пророка Илии 30 июня. Церковь в верхнем этаже с престолом во имя Владимирской Божией Матери окончательно устроена в 1783 г. и 9 апреля освящена митрополитом Гавриилом.
Входы как боковые, так и главный – западный, сначала были ограждены невысокими стеклянными притворами, выходящими из общего состава церковного здания. В 1831 г. с западной стороны вместо стеклянного притвора пристроен в связи с главным зданием каменный, который по вышине и ширине подведен к размерам общего фасада церкви и архитектурою своею совершенно подобен ей. Внутри этого притвора по обеим сторонам устроены лестницы в верхний этаж, вход в который до устройства притвора находился внутри самой низшей церкви.
Колокольня находится не в связи со зданием церкви, но отдельно, в нескольких саженях к северу. Первоначально она была трехэтажная и представлялась по недостатку симметрии в частях и особенно по низкому овальному куполу как бы незаконченною; четвертый этаж и новый купол пристроены в 1848 г. Все купола как на церкви, так и на колокольне позолочены.
Все место около церкви и колокольни окружено легкою, железною, на фундаменте из цоколя оградою, которая устроена в 1853 г. и простирается около 100 саженъ; тогда же на лицевых ее углах с северной и южной сторон устроены две каменные часовни, также с позолоченными куполами.
Постройка как сперва деревянной, так потом и каменной церкви, а равно и все позднейшие улучшения ее совершены на суммы доброхотных подаяний и сборами как от прихожан, так и от посторонних благотворителей. Испрошение высочайшего разрешения на сооружение сей церкви и старание о первоначальном устройстве ее принадлежит усердию бывших тогда обер-гофмаршала Шепелева и комиссара Якимова. Последний из них принимал особенно деятельное участие при постройке каменной церкви, вместе с бывшим тогда при ней священником Иоанном Кириковым. Последующие за тем украшения и пристройки производимы были на суммы, постепенно сохраняемые от обыкновенных церковных средств, и на пожертвования прихожан, старанием и заботою бывших настоятелей церкви с прочими членами причта и старостами. В документах церковного архива не имеется сведений о количестве суммы, употребленной на постройку как первоначальной деревянной, так и настоящей каменной церкви.
Храм Владимирской Божией Матери в настоящее время шестипрестольный. Главный престол (в верхнем этаже) - во имя Владимирской Божией Матери до 1868 г. был один. В 1868 г., после совершившегося столетия церкви, в северной стороне верхнего этажа устроен престол во имя Божией Матери «Всех скорбящих радости» иждивением купца Решеткина; а затем в 1872 г. в южной стороне этажа устроен престол во имя св. мучениц Софии, Веры, Надежды и Любви иждивением потомственного почетного гражданина Игнатия Петровича Лесникова и освящен высокопреосвященным митрополитом Исидором. В нижнем этаже средний престол - во имя преподобного Иоанна Дамаскина, а боковые приделы на южной стороне - во имя св. священномуч. Харалампия, на северной - во имя св. пророка Илии. Антиминсы на всех престолах новые; древние же при перемене на новые были возвращены в ризницу Александро-Невской лавры.
Архитектура храма итальянская в сочетании с ренесанс. Храм увенчан вверху пятью главами, заканчивающимися лунообразными вызолоченными главками, близ которых находятся еще две небольшие вызолоченные главки, расположенные над алтарем и папертью, и затем 9-ть вызолоченныхъ шпицев, помещенных над тремя фронтонами. В церковных документах не имеется сведений, кто составлял и исполнял план храма, но, по преданию и отзывам людей опытных в архитектуре, первоначальный проект его приписывается знаменитому архитектору Растрелли.
Внутренность храма как в верхнем, так и нижнем этажах отделяется от крайних стен особыми каменными колоннами, число которых простирается до 18. Во всем храме и притворе свод каменный и над серединою храма устроены пять каменных куполов, освещенных окнами. В трапезе храма устроены хоры, освещенные сверху небольшим фонариком.
В продолжение целого столетия в верхней церкви богослужение совершалось только летом, так как церковь была холодная, а в зимнее время - в нижней. В 1868 г. благодаря опытности и усердию церковного старосты Петра Абрамовича Беляева во всей верхней церкви старые деревянные переплеты заменены прочными железными и на место старых 6-ти печей, которыми отапливалась нижняя церковь, устроены 5-ть чугунных калориферов, проектированных русским техническим обществом, одетых кирпичными кожухами. Этими-то калориферами в настоящее время отапливается и вентилируется как верхняя, так и нижняя церковь.
Вокруг храма устроена каменная ограда с железною решеткою, на двух углах которой находятся две каменные часовни. С 1864 г. по всей ограде разведен и поддерживается сад, преимущественно для детей, так как во всей местности, окружающей Владимирскую церковь, вблизи нет сада, который служил бы местом оживления для детей, истомленных летним пыльным и знойным воздухом столицы. Под церковью и в ограде находится земли 6 749 квадратных саженей.
В верхней церкви обращает на себя внимание весь иконостас, в котором, кроме царских дверей (они заменены новыми) и образа Тайной вечери в арке над царскими дверями, замечательны все образа, которыми украшен иконостас с лицевой и внутренней алтарной стороны. Все образа писаны лучшими художниками времен Елизаветы Петровны и Екатерины II.
Иконостас этот, как известно, поступил во Владимирскую церковь с высочайшего соизволения из кабинетской, называвшейся также капитульскою церковью, что ныне Николаевский дворец, при закрытии оной в 1809 или в 1810 гг. Иконостас этот деревянный, в 3 яруса, вышиною до 5-ти сажень, шириною 1 сажень 2 аршина и 10 вершков; весь вызолочен; карнизы и рамы у икон богатой резьбы; иконы в 1-м ярусе в богатых серебряных вызолоченных ризах. Перед образами Спасителя и Божией Матери лампады для свечей из серебра 84 пробы. Из икон, которыми достаточно украшена церковь по стенам и по столбам, замечательны преимущественно две иконы во имя Божией Матери Владимирской, одна в верхней, а другая в нижней церкви.
В архиве церковном имеются и хранятся следующие церковно-хозяйственные документы:
- генеральный план церкви и всей местности, занимаемой церковью, с планом и фасадом колокольни;
- план нижнего и верхнего этажа церкви с фасадами с алтарной стороны, западной и боковых сторон, с разрезами по линиям АВ и DF;
- генеральный план местности, принадлежащей церкви, с обозначением пустопорожних мест, жилых строений, в том числе и старого 2-х этажного каменного дома, находящегося на углу Большой Московской улицы и Кузнечного переулка; составлен в 1819 г. служащим в гоф-интендантской конторе помощником архитектора Иваном Ивановым;
- генеральный план домов и местности, принадлежащих церкви, утвержденный генерал-губернатором графом Эссеномъ 16 июня 1836 года;
- планы и фасады нового четырехэтажнаго дома, стоящего по Большой Московской улице и в настоящее время занимаемого причтом.
Что касается разных других церковных документов, то до 1772 г. ни записей, ни документов в церкви не находится, кроме одной расходной книги за 1746 г. С 1772 г. по 1804 г. имеются неполные копии с метрических книг. С 1804 г. по настоящее время метрические книги имеются и хранятся в целости. Обыски и брачные документы с 1772 г. по 1790 г. неполные, а с 1790 г. по настоящее время хранятся в целости. Ревизские сказки с 1795 г. по 1858 г., в который была последняя ревизия, хранятся в целости. Приходорасходные записи имеются с 1809 г. по 1874 г., в девяти книгах. Формулярные ведомости с 1808 г. по настоящее время, за исключением нескольких лет, имеются в наличности. Опись церковному имуществу, составленная в 1829 г., имеется за шнуром и печатью консистории, а по новой форме составлена, сверена и окончательно утверждена в 1872 г.
Из записей, какие имеются в церкви, видно, что причта при Владимирской церкви положено иметь и имелось издавна священников 3, диакон 1, дьячков 3 и пономарь 1. С 1761 г. такой состав причта при Владимирской церкви продолжался до 1826 г., а в 1826 г. определен четвертый священник Алексей Нарбеков для поддержания семейства, оставшегося по смерти протоиерея Свиязева. Так было до 1860 г., за исключением того только, что в 1849 г. определен пятый дьячок Иван Орлов из окончивших курс учения в семинарии, а в 1857 г. возвращен отрешенный от сей церкви в 1854 г. диакон Александр Разумовский на дьяческий оклад, по снисхождению к его бедности и семейству, впредь до приискания места. В 1860 г. открыт новый штат и определен пятый священник Николай Вирославский.
Из прежних протоиереев и священников этой церкви более известен священник Иоанн Кириков, он был одним из главных и усердных деятелей при постройке настоящей каменной церкви. На имя его выдавались из консистории книжки, с которыми он неоднократно ездил в Москву для сбора денег на постройку церкви; его заботливости и попечению принадлежит устройство многих священных вещей в церкви, на которых и теперь сохранились надписи с его именем. Эта заботливость и попечение об устройстве и украшении церкви побудили тогдашних прихожан обратиться с просьбою к епархиальному начальству о возведении Кирикова в звание настоятеля церкви. Согласно желанию прихожан Кириков его высокопреосвященством, архиепископом Гавриилом определен настоятелем церкви 11 февраля 1763 года. Вскоре по окончании постройки каменной церкви священник Кириков в 1770 г. был убит злодеями в собственном деревянном доме, находившемся на той самой земле, которая и в настоящее время принадлежит церкви. По случаю совершившегося столетия Владимирского храма в 1868 г. и столетия смерти Кирикова в 1870 г. священнослужители вместе с прихожанами Владимирской церкви, по подписке, соорудили на его могиле мраморный памятник с надписью: «Строителю Владимирской церкви священнику Иоанну Кирикову от священнослужителей, старосты и прихожан Владимирской церкви, 1870 г.»
На место протоиерея определен в 1831 году июля 5 дня протоиерей Михаил Никитич Малеин из ключарей Морского Богоявленского собора. Надобно отдать справедливость, протоиерей Малеин, долее других служа при церкви (33 года), сделал для нее более всех своих предшественников, умел находить средства для церковных построек и улучшений всякаго рода. Год за годом постепенно Михаил Никитич Малеин делал что-нибудь новое в церкви, одно поправлял, другое вновь строил, третье надстраивал, и наконец, довел Владимирскую церковь до настоящей степени ее красоты и благолепия, так что она занимает ныне не последнее место среди великолепных зданий и храмов в Петербурге.
Вот те постройки и улучшения, которые занимают более видное место в трудах о. протоиерея Малеина на пользу церкви:
- в 1845 г. отделана заново вся нижняя церковь от самого фундамента, затем приведен в лучший вид и вызолочен иконостас в верхней церкви и вся церковь внутри окрашена;
- в 1848 г. надстроен целый ярус над колокольней, с позолотою глав, с отделкою и штукатуркою всей церкви по наружности;
- в 1853 г. устроена новая железная, красивая ограда с двумя часовнями, выстроенными вновь и на новом месте, с позолотою на них глав и устройством в них новых вызолоченных иконостасов; затем вся церковь обложена кругом цоколем, что придает и прочность, и благообразие;
- в 1863 г., уже во время болезни Малеина, выстроен новый каменный четырехэтажный с двумя флигелями дом для помещения причта.
Причт Владимирской церкви всегда содержался доходами от требоисправлений, не получая никакого жалованья и не имея никакого другого вспомогательного средства к своему содержанию, кроме процентов с небольшого капитала (около 14 000 руб.), в разное время и от разных лиц внесенного в банк с тем, чтобы проценты шли в пользу причта на поминовение завещателей и их родственников. Доходы, а равно и проценты с означенного капитала делятся между членами причта по форме, утвержденной св. Синодом.
Местные сироты духовного звания пользуются квартирами в церковных домах и возможным денежным пособием от церкви. Церкви Владимирской Божией Матери принадлежат три дома, из коих два каменных и один деревянный. Новый четырехэтажный, на жилых подвалах каменный дом выстроен в 1803 г.; в нем помещается причт, и только две квартиры и подвальный этаж отдаются в наем. В старом каменном, двухэтажном доме семь квартир занимают сироты, а остальные отдаются в наем. Небольшой одноэтажный, деревянный дом с мезонином, уже весьма ветхий, назначен к сломке. Кроме означенных трех домов на церковной ограде имеется еще одноэтажный каменный домик о двух небольших комнатах, из которых одну занимает просвирня, а в другой помещается алтарный сторож. Церкви принадлежит также пустопорожнее место, которое отдается в наем под склад дров. Доходы, собираемые с отдаваемых в наем квартир и дровяного двора, поступают в пользу церкви, а причт пользуется отоплением.
Вся вышеозначенная земля, на которой в настоящее время помещаются церковные дома и дровяной двор, отведена была причту Владимирской церкви именными указами императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны… Причт с самого построения Владимирской церкви и до настоящего времени всегда был подчинен петербургскому епархиальному начальству.
Всех домов, находящихся в приходе в настоящее время, можно считать до 300. Большую часть народонаселения прихода составляют православное русское купечество и мещанство, из которых одни имеют собственные дома, а другие живут на временных квартирах; а также разного рода мастеровые, которые производят работы на фабриках и заводах. Меньшая же часть народонаселения состоит из чиновников, принадлежащих к военному и гражданскому ведомствам, а равно и состоящих в настоящее время на службе. Некоторые из последних имеют собственные дома, а большая часть живет на временных квартирах.
Прихожан по исповедным росписям значится в 1874 году муж. пола 4080, жен. 5335 душ, обоего пола 9415. Несмотря на то, что в приходе владимирском находятся четыре домовых церкви, открытых для народа, приходская церковь в воскресные и праздничные дни бывает полна молящимися (церковь может вместить в себе полторы тысячи и даже более человек). В большие же праздники, когда служба бывает одновременно в двух церквах, т.е. в верхней и нижней, народу собирается до четырех тысяч человек и более.
В приходе Владимирской церкви находятся следующие учебные заведения: первая гимназия, Владимирское уездное училище, коммерческое училище, Мариинское женское училище и несколько частных учебных заведений, временно помещающихся в приходе Владимирской церкви.
Кроме церквей, находящихся в зданиях московского и синодального подворий, первой гимназии, коммерческого училища и свирскаго подворья, в приходе владимирском есть две церкви, устроенные в домах частных лиц. Одна из них находится в доме наследников княгини Белосельской-Белозерской, что у Аничкова моста. Она устроена в 1810 г. во имя рождества Христова, а переделана в 1852 г., достопримечательных редкостей в ней нет, так как и сама церковь существует с недавнего времени. Службу отправляют в ней приходские священники. Другая церковь находится в доме Каншиных; она устроена в 1868 году.
С 1865 г. при церкви существует приходское благотворительное общество. Начав свою деятельность раздачею ежемесячных и единовременных пособий тем бедным, которые не имели дневного пропитания или находились в затруднительных обстоятельствах жизни, общество к совершившемуся столетию приходского храма устроило приют для престарелых женщин на 18 человек. Впоследствии устроены были еще: приют для приходящих детей на 40 человек и бесплатное помещение для бедных вдов, остающихся с малолетними детьми.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии» Выпуск 5, Санкт-Петербург, 1876 г. Напечатано в типографии Департамента Уделов (Литейный проспект д. № 39).