Строительство Смольного собора длилось почти столетие. Торжественная закладка собора состоялась 30 октября 1748 г. К концу 1760-х г.г. стены храмового здания были выштукатурены и окрашены, а на куполе водружен крест. Однако вскоре после этого работы были остановлены и в течение последующих нескольких десятилетий не проводились. Автор проекта, Ф. Б. Растрелли, руководивший строительством Смольного собора до 1762 г., не успел закончить внутреннюю отделку здания. Лишь спустя более полувека, в 1828-1835 г.г. под руководством архитектора В. П. Стасова недостроенный храм был отремонтирован и осуществлена отделка интерьера. Собор освятили 20 июля 1835 г. во имя Воскресения Христова.
В результате затянувшегося строительства собор приобрел неповторимый облик, соединивший воедино великолепные образцы двух архитектурных эпох: пышного елизаветинского барокко и сдержанно-торжественного классицизма. О том, как Растрелли видел интерьер Смольного собора, можно судить по немногочисленным сохранившимся чертежам, а также деревянной модели Воскресенского Новодевичьего монастыря. Купола на модели разборные, что позволяет увидеть растреллиевский проект (возможно, один из его вариантов) внутреннего убранства главной церкви. Предполагалось использовать в облицовке стен сорта розового и светло-серого мрамора, позолотить капители колонн и все декоративные детали (в том числе, декор пилонов). Парусные своды под барабаном должны были быть украшены цветными росписями с изображением евангелистов.
В 1820-е г.г., когда зданием Смольного собора стали заниматься вплотную, встал вопрос, в каком стиле оформить интерьер. Эпоха Елизаветы казалась далеким прошлым, её даже называли «готической». Стиль барокко воспринимался как устаревший и безвкусный. В результате интерьер собора был оформлен в строгом классическом стиле, полностью соответствовавшем духу нового времени.
Стасов, которому было поручено составление проекта и сметы, постарался сохранить основную идею автора – огромное пространство светлого интерьера, подчеркивающего внутреннюю структуру здания. Архитектор предполагал использовать обильный лепной декор, своды и купол должны были быть украшены росписями в технике гризайль. Из задуманного были сделаны лишь лепные фризы под карнизом и под куполом. Облицовка колонн, пилястр и цоколей искусственным мрамором была возложена на скульптора Н. П. Кампиони, а лепное убранство выполнено мастерской А. Иванова. Непокрытые мрамором поверхности были окрашены белой масляной краской.
Стасов старался не затенить внутреннюю структуру здания, построенного Растрелли. Он запроектировал вместо массивных паникадил жирандоли, расположив их вдоль балкона, по карнизам храма. Под куполом повесили огромную бронзовую вызолоченную люстру. Зимой 1834-35 г.г. изготовили иконостасы, хрустальную балюстраду солии, царское место, кафедру, хоры, железные лестницы в боковых главах. Заказали церковную утварь.
Главный иконостас представлял собой двухъярусную композицию, увенчанную шестиконечным с сиянием крестом и двумя коленопреклоненными фигурами ангелов, выполненными из алебастра художником Петром Васильевичем Свинцовым. Фон иконостасов был белым с золоченой резьбой. Образа для Смольного собора были первоначально заказаны в Академии художеств, однако академики запросили слишком высокую цену, и заказ передали частным художникам. Среди многих мастеров, создававших эти иконы, - Алексей Гаврилович Венецианов, Петр Васильевич Басин, Федор Павлович Брюллов. Для южного придела собора А. Г. Венецианов выполнил запрестольный образ «Предстательство Пресвятыя Богородицы о храме и учебных заведениях». На иконе Божия Матерь окружена поющими ангелами, под Нею - монастырь с собором, церквями в голубых куполах с золотыми звездами. Рядом изображены воспитанницы младших возрастов Смольного института в форменных платьях коричневого, голубого и серого цветов. В центре иконы - девиз Воспитательного общества: «Призри с небесе Боже виждь и посети виноград сей и утверди и его же насади десница Твоя». Этот образ, единственный сохранившийся из живописного убранства собора, находится сегодня в Государственном Русском музее.
Иконостасы трех приделов собора насчитывали 40 икон и отделялись от главного пространства балюстрадами, состоящими из 145 хрустальных балясин, выполненных на Мальцевском заводе Орловской губернии.
У центрального южного пилона было устроено Царское место, частью сохранившееся и сегодня. К нему вели две мраморные ступени с мраморными завитками по сторонам. Над ступенями находилась золоченая сень, увенчанная резной короной и обитая малиновым бархатом, с боковыми занавесами. На противоположном центральном пилоне была укреплена памятная доска белого мрамора, на которой была надпись, выполненная бронзовыми золочеными буквами: «Сей храм наименован собором всех учебных заведений в память императрицы Марии Федоровны благотворительницы юношества. Родилась 1759 г., октября 14. Скончалась 1828 г., октября 24».
Для отопления вдоль стен были установлены 22 круглые печи в железных футлярах, выполненных в виде храмиков, с соединявшимися вверху чугунными трубами. В алтарной части имелись изразцовые печи и мраморные камины.
Собор освещался при помощи установленных на карнизе 154 жирандолей со свечами. Позднее перед иконостасами повесили бронзовые с хрусталем паникадила. На Пасху в храме зажигали 1250 свечей весом более шести пудов. В 1902 г. в Смольном соборе, одном из первых в городе, появилось электрическое освещение.
https://www.mniish.ru/смольный-собор/информационный-блок/убранство/