ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Санкт-Петербург. Церковь Сретения Господня в Зимнем Дворце.


Санкт-Петербург. Церковь Сретения Господня в Зимнем Дворце
Церковь. Не действует.  
Престолы:Сретения Господня
Год постройки:1768. 1837: сгорела, 1839: восстановлена.
Архитектор:В.П. Стасов
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
г. Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 36.

Координаты: 59.940614, 30.312134



Церковь Сретения Господня в Зимнем Дворце, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
5 июня 2015
Церковь Сретения Господня в Зимнем Дворце, Фасад собора Сретения Господня (2-ой этаж северо-западного ризалита Зимнего дворца).<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фасад собора Сретения Господня (2-ой этаж северо-западного ризалита Зимнего дворца).
Анатолий Вениаминов
25 апреля 2017
Церковь Сретения Господня в Зимнем Дворце, Вход из зала "Ротонда" в помещение, где находился собор Сретения Господня.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Вход из зала "Ротонда" в помещение, где находился собор Сретения Господня.
Анатолий Вениаминов
26 апреля 2017
Церковь Сретения Господня в Зимнем Дворце, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Андрей Агафонов
1 апреля 1995
Церковь Сретения Господня в Зимнем Дворце, Фото с сайта https://pastvu.com/p/372123<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото с сайта https://pastvu.com/p/372123
Андрей Агафонов
1 января 1931
Церковь Сретения Господня в Зимнем Дворце, Кадрирование фото с сайта http://humus.livejournal.com<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Кадрирование фото с сайта http://humus.livejournal.com
Андрей Агафонов
??
Церковь Сретения Господня в Зимнем Дворце, фото с сайта http://humus.livejournal.com<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
фото с сайта http://humus.livejournal.com
Андрей Агафонов
??
Церковь Сретения Господня в Зимнем Дворце, Кадрирование фото с сайта http://humus.livejournal.com<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Кадрирование фото с сайта http://humus.livejournal.com
Андрей Агафонов
??
Церковь Сретения Господня в Зимнем Дворце, фото с сайта http://galactika.info/hermitage-3/<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
фото с сайта http://galactika.info/hermitage-3/
Андрей Агафонов
??
Церковь Сретения Господня в Зимнем Дворце, Фото с сайта pastvu.ru .Фото 1903 г.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото с сайта pastvu.ru .Фото 1903 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  23 июля 2016

Собор Спаса Нерукотворного Образа с церковью Сретения Господня при Императорском Зимнем Дворце

По стародавнему обычаю при дворах русских Государей всегда имелся храм, украшенный благолепно и богато. Этот обычай сохранился и после переноса столицы в Петербург, поэтому, когда Б. Растрелли разрабатывал проект нового, четвертого по счету Зимнего дворца, он разместил придворную церковь в юго-восточной части второго этажа, на месте существовавшей в третьем дворце, которую 19 октября 1735 г. освятил архиепископ Феофан (Прокопович).

Закладка увенчанного куполом храма состоялась 14 октября 1753 г., но к отделке его долго не приступали. Только через шесть лет зодчий подал чертеж „лепному и живописному убранству“, выдержанному в барочном стиле. За роспись купола взялись итальянцы К. Цукки и Ф. Мартини, алтарной части – Д. Венерони, за лепку – Дж.Б. Джани. С тщательностью проектируя все детали отделки, Растрелли с особым вдохновением сочинил эскизы иконостаса, сени и кафедры, по которым работали резчики И. Дункер и Л. Роллан. Образа в трехъярусном иконостасе исполнил И.И. Бельский с братьями и И.Я. Вишняков. Евангелистов в парусах и плафон „Воскресение Христово“ в притворе написал незадолго до этого приехавший из Италии Ф. Фонтебассо.

Когда архиепископ Новгородский Димитрий 6 апреля 1762 г. освящал законченный дворец, собор не был еще готов, и потому вместо него освятили временную Воскресенскую церковь. Только через год, 12 июля 1763 г., архиепископ Гавриил освятил собор, который свое название получил во имя образа Спасителя, написанного в 1693 г. Ф.Ф. Ухтомским. Он находился в моленной при алтаре и был украшен золотой ризой с бриллиантами.

Из-за промерзания купол внутри храма заменили в 1764–1765 г. плоским потолком, который украсили иллюзорной живописью А. Перезинотти и И. Бельский с „командою“. Вскоре в собор поступили из Оружейной палаты в Москве несколько золотых крестов и сосудов, принадлежавших в XVII веке русским Царям, позолоченные кресты-мощевики (в том числе крест, которым митрополит Филарет благословил на царство боярина Михаила Романова) и серебряный крест с частью Ризы Господней, Животворящего Древа и тернового венца Спасителя. В 1831 г. плащаницу „по образу старой“ написал акад. А.Е. Егоров. 

Так как собор в основном использовался для торжественных служб, то 10 января 1768 г. архиепископ Новгородский Димитрий для частного обихода освятил в северо-западной части дворца малую придворную церковь Сретения (первая церковь с таким названием появилась еще при Екатерине I). Лепкой ее украсил вышеупомянутый мастер Джани. После опустошительного пожара 1837 г. эта церковь была восстановлена В.П. Стасовым на том же месте и освящена 1 февраля 1839 г. митрополитом Киевским и Галицким Филаретом. Во время восстановления дворца службы шли в походной церкви, установленной в Шепелевском доме. В двухъярусном иконостасе работы В. Бобкова были поставлены спасенные от огня образа, на стенах повешены новые, исполненные академиком Т.А. Неффом. Золоченый барочный орнамент в малой церкви выполнил И. Дылев, скульптуры – И. Герман, плафон по рисунку Т.А. Неффа написал Н.А. Майков. В конце XIX века в ризницу малой церкви поступил золоченый серебряный крест с мощами Трех Святителей и частицей Животворящего Древа, происходивший из афонского монастыря Пантакратор.

Большой собор после пожара восстанавливал тоже В.П. Стасов, которому было велено сделать это „с возможной точностью… в прежнем виде“, хотя нужных для этого чертежей оказалось ничтожно мало. Значительная часть убранства была на сей раз выполнена не из дерева, а из папье-маше скульпторами Д. Аджом и Ю. Штрейхенбергом, кариатиды и статуи – В.И. Демут-Малиновским и П.В. Свинцовым. Золоченый иконостас, сень и кафедру вырезал по рисункам зодчего мастер П. Кретан. Иконы были в основном взяты прежние, спасенные при пожаре, живопись в плафоне возобновил П.В. Басин, евангелистов на парусах написал Ф.А. Бруни, роспись „под лепку“ – П. Медичи. Посреди храма было повешено прежнее серебряное паникадило, дополненное и отремонтированное Дж. Банистером. 25 марта 1839 г. митрополит Московский Филарет в присутствии Императорской семьи освятил обновленный однопрестольный собор.

Благодаря Августейшим хозяевам в соборе было собрано немало святынь и ценных художественных произведений. Это прежде всего святыни, подаренные Павлу I Мальтийским орденом: десница св. Иоанна Предтечи, древняя икона Филермской Божией Матери (написанная, по преданию, евангелистом Лукой), находящиеся ныне в Цетинье (Черногория), и золотой ковчег с частью ризы Господней, которые осенью на месяц переносили в Гатчинский собор. В 1850 г. греческий монастырь Влатес поднес Императрице Александре Феодоровне часть чаши Господней с Тайной вечери, заключенную в серебряную оправу, которую она передала в собор. Здесь же хранилась левая рука мч. Марина, присланная из Грузии, ковчежцы с мощами свт. Спиридона и вмч. Георгия, с мощами ап. Иоанна Богослова, с мощами киево-печерских угодников, а также ряд замечательных икон начала XVII века из родового имущества Романовых, редкая плащаница 1602 г. Александр I подарил храму Острожское Евангелие 1580 г. издания. В конце XIX века на крыше дворца была сооружена звонница с пятью колоколами, которые настроил известный знаток колокольного дела прот. А.А. Израилев.

С собором связаны многие события в жизни Императорской семьи: венчания, крестины и панихиды. Отсюда, после литургии, Император Николай II вышел на балкон к народу в день объявления войны Германии. Члены царской семьи обычно молились в моленной, находившейся за алтарем. Посторонние в храм, как правило, не допускались; исключением был престольный праздник, когда из часовни Спасителя приносили Его чудотворный образ. 12 октября, в праздник переноса мальтийских святынь, происходило торжественное богослужение с поминанием Павла I. Такое же богослужение в присутствии Государя и кавалеров Георгиевского ордена свершалось 26 ноября, в Юрьев день.

С 1798 г. настоятели собора, из коих обычно выбирались императорские духовники, именовались протопресвитерами и возглавляли придворное духовенство. Среди них надо отметить Иоанна Иоанновича Панфилова (служил в 1777–1794 гг.), духовника Екатерины II. Предпоследним настоятелем был Александр Петрович Васильев, расстрелянный большевиками в 1918 г., последним – Николай Григорьевич Кедринский.

Собор пострадал при штурме Зимнего большевиками, и богослужения в нем прекратились. В начале 1918 г. храм был вновь открыт, но в апреле его закрыли окончательно. 29 мая 1918 г. Президиум ЦИК Союза коммун Северной области отказал в ходатайстве Братству приходских советов и утвердил решение о ликвидации храма.

Ныне обе церкви заняты выставками Эрмитажа. Образованная еще в 1991 г. община тщетно пытается вернуть собор верующим – администрация его не отдает, ссылаясь на музейные правила.

http://www.encspb.ru/object/2805467476


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  22 декабря 2020

10 января 1768 г. архиепископ Новгородский Димитрий освятил в северо-западной части Зимнего дворца Малую придворную церковь Сретения Господня. Свое именование храм получил от ранее существовавшего на этом месте одноименного храма при дворце императрицы Анны Иоанновны. При этом первая церковь с таким названием появилась ещё при Екатерине I.

Малый собор использовался для Малых выходов, т.е. камерных церковных служб для своих. Малый собор был удобен для этого, поскольку находился буквально в двух шагах от жилых половин императорской семьи на втором этаже северо-западного ризалита, близ Ротонды.

После того как в конце 1826 г. Николай I с семьей занял все три этажа северо-западного ризалита, значение Малого собора во имя Сретения Господня в жизни императорской семьи возросло. Именно тогда он получил статус соборной церкви. Именно в Малом соборе на протяжении всего царствования Николая I ежегодно 14 декабря проводилась служба в память о трагических событиях начала его царствования.

Как и Большой собор, Малый собор Зимнего дворца скоро обрел свои святыни. В его ризнице хранился золоченый серебряный крест с мощами Трёх Святителей и частицей Животворящего Древа, происходивший из афонского монастыря Пантакратор.

Как и Большой собор, Малая церковь погибла в огне пожара 1837 г. и также была восстановлена по проекту архитектора В.П. Стасова. Её освятил 1 февраля 1839 г. митрополит Киевский и Галицкий Филарет. Отметим, что освящение Малой церкви состоялось на полтора месяца раньше, чем Большой церкви. В двухъярусный иконостас работы В. Бобкова вставили спасенные от огня образа, на стенах укрепили новые, выполненные академиком Т.А. Неффом. Золоченый барочный орнамент в Малой церкви выполнил И. Дылев, скульптуры – И. Герман, плафон по рисунку Т.А. Неффа написал Н.А. Майков.

Поскольку Малая церковь располагалась на втором этаже, а на третьем этаже прямо над церковью находилась Бриллиантовая комната, то купольных сводов у церкви не было. Потолок Малой церкви украшал роскошный дворцовый плафон. Именно над Малой церковью была устроена и дворцовая звонница, завершенная барочным луковичным куполом.

В дневниках императора Николая II времен его жизни в Зимнем дворце регулярно встречаются упоминания о ежевоскресных посещениях обедни в Малой церкви. Если посмотре ть дневник царя за 1904 г. – последний год его жизни в Зимнем дворце, – то ритм церковной жизни монарха выстраивался следующим образом: 18 января – «Пошли к обедне в 10 часов…»; 25 января – «В 11 часов пошли с детьми к обедне»; 1 февраля – «Ходили к обедне». Судя по этим и другим записям, время обедни подстраивалось под царя, но он, как привыкший к порядку офицер, старался этим не злоупотреблять, укладываясь в диапазон между 10 и 11 часами.

2 февраля 1904 г. «по случаю храмового праздника нашей Малой церкви была обедня с семейством и завтраком», – записал Николай II в дневнике. Храмовый праздник семейной Малой церкви был событием, на которое собиралось все семейство. Дело в том, что в 1613 г. на второй день праздника Сретения Господня последовало избрание на престол родоначальника династии – Михаила Федоровича Романова.

Начало Великого поста также было связано с посещением Малой церкви. 9 февраля 1904 г. царь записал в дневнике: «В 11 1/2 ходили к часам в Малую церковь». Это крайне редкое упоминание повседневного именования церкви. За весь 1904 г. царь только два раза упомянул название церкви, все остальные записи носят обезличенный характер.

С 1904 г. начались семейные посещения церкви. Анастасии тогда шел третий год, императрица была беременна Алексеем и плохо себя чувствовала, поэтому семейный выход в Малую церковь был, конечно, событием. 22 февраля царь записал в дневнике: «В 11 час. пошли к обедне со всеми детёнышами».

До середины апреля 1904 г. Николай II только дважды посетил Большую церковь Зимнего дворца. Первый раз на Пасху (28 марта 1904 г.): «В церкви пришлось похристосоваться с 280 (чел.). Обедню отслужили скоро. В Малахитовой мы были в 2 1/2 ч. Разгавливались с удовольствием. Лег спать около 4 час. Встали в 9 1/2». Второй раз – когда 31 марта в Большой церкви царь посетил «панихиду по графине А.А. Толстой, которая скончалась сегодня утром».

В дни больших общенациональных политических событий Малая церковь не оставалась без внимания. К примеру, в феврале 1913 г. семья Николая II на несколько дней переехала в Зимний дворец для участия в официальных мероприятиях по случаю 300-летия Дома Романовых, и в воскресенье 24 февраля состоялась традиционная семейная обедня: «В 11 часов, на пути в церковь, все наши люди конюшенной части и загородных дворцовых управлений поднесли нам иконы и хлеб-соль».

29 мая 1918 г. Президиум ЦИК Союза коммун Северной области отказал в ходатайстве Братству приходских советов и утвердил решение о ликвидации храма.

По материалам книги: И.В. Зимин «Зимний дворец. Люди и стены. История императорской резиденции. 1762-1917», http://iknigi.net/avtor-igor-zimin/55155-zimniy-dvorec-lyudi-i-steny-istoriya-imperatorskoy-rezidencii-1762-1917-igor-zimin/read/page-12.html



Комментарии и обсуждение


Церковь находилась за надстройкой.