Здание дворца в четыре этажа; фасадом устроено к Фонтанке, но с начала нынешнего столетия заслонено выстроенным на берегу этой реки домом кабинета. В общности дворец представляет одно из величественных зданий столицы. Дворцовая церковь во имя св. благоверного великого князя Александра Невского занимает большую половину флигеля в 4 этаже и выходит на Невский проспект и к зданию кабинета. Над алтарем церкви устроена (в 1874 г.) колокольня...
Дворцовая церковь, сооруженная одновременно с дворцом, естественно разделяла судьбу его; имущество ее: св. иконы, св. сосуды, церковная утварь и пр. - есть дар венценосных и царственных молитвенников - великой княгини Екатерины Павловны, императора Николая I, императрицы Александры Федоровны, государя императора Александра Александровича.
В августе 1741 г. "Ее Императорское Величество изустным повелением указала егермейстеру Новгородскому принять на свое смотрение у купца Дмитрия Лукьянова двор... и строить на том месте как каменное, так и деревянное строение и прочее по объявленному Ее Величеством от архитектора Земцова плану и фасаду..." Один за другим пошли приказы гоф-интенданта Шаргородского архитектору Земцову и его гезелям, чтобы они надлежащим образом и "с поспешением" исполняли необходимые подготовительные работы, но только в 1744 г. 7 марта гоф-интендантская контора послала в Москву, где находилась тогда императрица Елизавета Петровна, архитектурии гезеля Григория Дмитриева для апробации 16 чертежей новостроющегося дворца. Императрица одобрила генеральный план, составленный Дмитриевым. В том же году начата была русскими мастерами постройка "больших каменных палат".
Вскоре главным наблюдателем над работами был назначен обер-архитектор граф Растрелли. В конце 1746 г., когда капитальные работы по устройству дворца приводились уже к концу, государыня указала на двух флигелях палат поставить два купола: один с крестом над флигелем, выходящим на Невский проспект, где будет помещена церковь, и другой, для симметрии, над флигелем, находящимся в противоположной части дворца, на последнем куполе повелевалось утвердить звезду. Четырехаршинный железный крест сделан был, не в продолжительном времени, на сестрорецких заводах. На золочение, которое поручено было иностранцу Иоганну-Людвигу Шику, употреблено 202 иностр. червонца (1 фунт 8 золотников золота).
Наконец, в 1747 г. 4 декабря последовал высочайший ее величества указ, которым повелевалось "в новостроющемся дворце, что у Аничкова моста, церковь, которая будет во имя Воскресения Христова в больших палатах, во флигеле, что на Невской перспективе, всеми принадлежащими строениями, а именно столярными, золотарными и живописными и другими, касающимися работами, исправить в немедленном времени, дабы ко дню Святой пасхи, т.е. апреля к 10-му числу 1748 года, как строением, так и украшением исправлена была совершенно". Вследствие такого высочайшего повеления, 6 октября того же года, придворная гоф-интендантская контора распорядилась послать ордер обер-архитектору Растрелли, которым приказывало ему: "дабы в той церкви, по надлежащему исправлению и украшению всеми принадлежностями сочинил рисунок и расписал каждой работе реестры, и что и каких материалов потребно".
10 января 1748 г. обер-архитектор уже доносил конторе, что государыня 2 декабря 1747 г. "сочиненный им чертеж иконостасу в церковь в новостроящемся дворце изустно соизволила апробовать и велеть по тому чертежу показанный иконостас делать". При этом государыня приказала представить сметы о необходимом количестве материалов и мастеровых людей; составление этих смет поручено было столярному мастеру Готлиб-Эйлеру, резных дел мастеру Дункеру, позолотных дел — Лепренцу и иконописных дел — коллежскому асессору Вешнякову.
10-го августа 1748 г. последовало распоряжение гоф-интендантской конторы "об исправлении иконостаса подряд охочих людей, через главную полицеймейстерскую канцелярию, с барабанным боем публиковать". Несмотря на сделанный таким образом вызов подрядчиков и мастеров, "охочих людей" для производства означенных работ не нашлось. Тогда контора пригласила к производству столярной работы мастера Иоганна Шмидта, который до того времени производил работы в "итальянских палатах". Шмидт принял на себя столярную работу иконостаса, окончил ее, по отзыву Растрелли, порядочно и как быть должно. Шмидту же поручено было и устройство в церкви места для государыни императрицы. Рисунок этого места составлен был графом Растрелли; резную же работу производил мастер Иоанн Франц Дункорт. Эти работы по устройству церкви продолжались до конца 1750 года.
Наконец, в 1751 г. всеми жившими тогда в Петербурге архиереями, в присутствии императрицы и двора, торжественно освящена была новопостроенная церковь в честь Воскресения Христова. Церковь эта занимала второй и третий этажи флигеля, выходящего на Невский проспект. Иконостас ее, исполненный лучшими художниками, был трехъярусный, вызолоченный, с богатой резьбой.
В 1757 г. Елизавета Петровна пожаловала свой "собственный каменный дом... что у Аничкова моста, со всеми строениями и что в нем... наличностей имеется", графу Алексею Григорьевичу Разумовскому в потомственное владение. Хотя граф Разумовский по-прежнему жил при государыне в Зимнем дворце, Елизавета Петровна любила посещать Аничковский дом: часто езжала она туда к обедне.
По смерти Елизаветы Петровны граф Алексей Григорьевич окончательно поселился в своем Аничковском доме и жил в нем до самой смерти (6 июля 1771 г.). Императрица Екатерина II утвердила Аничковский дом за братом его, генерал-фельдмаршалом графом Кириллой Григорьевичем Разумовским. В 1777 г. дом был куплен казной, и императрица Екатерина II подарила его, в том же году, князю Г.А. Потемкину. Но князь не жил в Аничковском доме и продал его купцу Никите Шемякину; от Шемякина дом снова был куплен в казну и снова подарен императрицею Екатериною II князю Потемкину. В 1785 г. дворец опять был куплен правительством от князя Тавриды и отдавался в наем.
Какова была судьба Аничковской церкви во время владения дворцом графа К.Г. Разумовского, князя Потемкина и других частных лиц - с достоверностью неизвестно. Однако можно предположить, что церковь не была еще закрыта при графе К.Г. Разумовском и князе Г.А. Потемкине. Частные владельцы Аничковского дома привели здание в совершенное расстройство и упадок, так что, когда Екатерина II пожелала в 1794 г. поместить в нем "Кабинет Ее Величества", понадобилась значительная сумма на ремонтировку дворца - 50 000 руб.
С 1796 г., когда в ремонтированном дворце помещен был императорский Кабинет, Аничковская церковь называется уже Кабинетною, или капитульскою (1796-1809 гг.): храмовым праздником в обновленной церкви избирается день обновления св. храма Христа и Бога нашего Воскресения 13 сентября. В 1808-09 гг. кабинет был перемещен в выстроенное в 1804 г. рядом с дворцом и в 1808 г. перестроенное особое здание.
В том же году приказано было исправить дворец для жительства в нем помолвленной за принца Ольденбургского Георга сестры императора Александра I, Екатерины Павловны. После бракосочетания великая княгиня переселилась в подаренный ей дворец, который с этого времени стал называться "дворцом Ее Императорского Высочества, Великой Княгини Екатерины Павловны". С поступлением „дома Кабинета" в собственность Екатерины Павловны, бывшая кабинетская церковь была совершенно исправлена и перестроена. Вероятно, в тоже время (1809-10 гг.) с высочайшего соизволения, из закрытой капитульской церкви иконостас вместе с некоторыми другими святынями поступил в церковь во имя Божией Матери Владимирской иконы, что в Придворных слободах.
Относительно устройства новой церкви во дворце великой княгини Екатерины Павловны и церковного имущества в архиве кабинета его величества имеются следующия сведения: иконостас был деревянный, крашенный белою краскою, с богатою позолотою и 10 образами, писанными по холсту масляными красками, при образах 6 серебряных изящных лампад; образа эти, равно как и лампады, входили в состав приданого великой княгини; были 2 шкафа красного дерева для риз, завесы у царских дверей штофные, малиновые; запрестольный образ Богоматери с Предвечным Младенцем, тканый разными шелками, в раме богатой, с резьбою и позолотой; плащаница с пунцовым бархатным прибором, шитым золотом и обложенным вокруг золотою бахромою с кистями... было несколько икон и из кабинетской церкви.
В начале 1812 г. во дворце случился довольно значительный пожар, который коснулся и церкви. Поэтому при исправлении дворца иконостас был починен и снова поставлен на место; исправляли иконы академики Медичи и Туричелли, за что уплачено 275 руб., за выкрашение иконостаса 145 руб., за золочение 300 руб. Академикам Медичи и Туричелли за живопись 515 руб.; им же 3 500 руб., Яковлеву 1850 руб.
Когда супруг великой княгини принц Георг Ольденбургский получил должность тверского генерал-губернатора, Екатерина Павловна покинула дворец и переселилась с супругом в Тверь. Там жила она до самой смерти принца в 1815 г. По возвращении в Петербург вдовствующая великая княгиня вступила (12 янв. 1816 г.) во второй брак с королем Виртембергским Вильгельмом I и переехала с ним на жительство в Виртемберг. Дворец же Екатерины Павловны поступил в ведение департамента уделов.
В 1817 г. 21 июня император Александр Павлович высочайшим повелением на имя министра уделов объявил, что принадлежащий... королеве Виртембергской... дворец, состоящий в ведомстве департамента уделов, жалует в дар брату своему... великому князю Николаю Павловичу... Тогда же состоялся штат на содержание двора великого князя (511 319 руб. 40 коп. и 150 000 руб.).
Устроенная для великой княгини Екатерины Павловны церковь уничтожается и вместо нее является новый храм, занимающий уже не два этажа, а один верхний. Особенным хранителем дома и храма избирается св. благоверный великий князь Александр Невский потому, что император Александр был тезоименит сему св. мужу: это же имя носил и бывший венценосный владелец дворца, в бозе почивший, император Александр II; это же имя носит и нынешний владелец дворца - его величество император Александр III.
Существовавшая с 1817 г. церковь вместе с дворцом к 1866 г. перестраивается, отделывается с полным изяществом; святыни прежнего храма - замечательные вещи, переходят в новую церковь и пополняются многими другими святынями и имуществом; вещи устарелые, прежний иконостас, бюсты ангелов сдаются на хранение в Таврический дворец.
Настоящий дворцовый храм устроен на том же месте, которое занимал храм, построенный в 1817 году, т.е. в верхнем этаже флигеля, освящен 26 декабря 1866 г. во имя св. благоверного великого князя Александра Невского в присутствии императора Александра Николаевича и императрицы Марии Александровны, цесаревича и цесаревны и других лиц императорской фамилии.
Внутренность храма имеет такой вид: по длине церкви и алтаря, на некотором расстоянии от стен, поставлено по шести колонн, сделанных под красный мрамор, на пьедесталах, две таковые же колонны на западной стороне церкви и две - на восточной. Между третью и четвертою колоннами, расположенными по северной и южной сторонам церкви, на одинаковом возвышении с алтарем и вблизи его, к стенам, поставлено два клироса. Все колонны соединены между собою арками, на которых написаны золотые кресты. Потолок церкви и алтаря расписан по золотому фону кругами голубого цвета, с золочеными крестами и звездами. В алтаре и по церкви, в виде бордюра, написаны голубою краскою тексты св. Писания. Кроме наружных, прежних обыкновенных окон, сделаны с внутренней стороны церкви в уменьшенном виде другие окна из желтого стекла и крестообразно обложены пластинками из дуба.
Престол в церкви один; под ним находится небольшой дубовый крест, внутри которого положена в серебряном ящичке частица мощей св. Гурия, просветителя Казани. Антиминс новый, освящен 24 сентября 1866 г. епископом ладожским Аполлосом, викарием с.-петербургской митрополии. Иконостас двухъярусный, сделан из дуба, с дубовыми же царскими, северными и южными дверями. Середина иконостаса вдается в алтарь и завершается тремя арками, над которыми помещены три дубовых креста. По сторонам царских врат поставлено четыре колонны из дуба, и далее по иконостасу, 10 таковых же полуколонн. Весь иконостас украшен резными изображениями крестиков, ангельских головок, звездочек и других орнаментов. Местные иконы писаны на меди красками по золотому фону. Все вообще иконы - отличной работы. Запрестольная икона Тайной вечери в дубовой раме, кроме превосходной работы, замечательна и потому, что Спаситель и апостолы написаны в стоячем положении. Вообще Аничковская церковь имеет весьма красивый и оригинальный вид. В 1864 г. иждивением наследника цесаревича над церковью, в куполе, впервые устроена колокольня.
С переселением в Аничковский дворец цесаревича Александра Александровича в 1866 г. придворная церковь получила от него в дар множество икон... Вместе с бронзовыми подсвечниками поступила в церковь прекрасная бронзовая золоченая люстра, но по воле цесаревича, ныне императора Александра Александровича, бронзовая люстра заменена впоследствии старомедной о тридцати рожках, по сторонам церкви, под арками, в 1880 г. повешено 8 старых медных люстр малого размера.
Книг, составляющих библиотеку дворцовой церкви, вообще весьма немного: несколько евангелий, апостолов, необходимые богослужебные книги, небольшое число нравоучительных и толковательных на св. писание книг, некоторые духовные журналы позднейшего времени - вот весь состав билиотеки.
Архив церкви также не отличается полнотою и состоит только из метрических книг, исповедных росписей, формулярных списков священно- и церковно-служителей, брачных документов, некоторых официальных бумаг, касающихся причта церкви, и журналов о совершаемых в церкви служениях, с замечанием бываемых случайностей (с 1817 г.). Никаких планов, актов и т.п. ни о дворце, ни о церкви не имеется. Первые метрические книги выданы от начальства причту дворцовой церкви в 1820 г.; запись же родившихся, браком сочетавшихся и умерших ведется с 1817 года. В консистории хранятся метрические книги с 1796 и до 1809 гг., т.е. за то время, когда она была кабинетскою.
Ризница дворцовой церкви достаточна. В ней сохранились некоторые облачения, употреблявшиеся при великой княгине Екатерине Павловне и великом князе Николае Павловиче. До времени поступления Аничковского дворца в собственность великого князя Николая Павловича, т.е. до 1817 г., о причте дворцовой церкви не имеется никаких сведений. С достоверностью известно только, что причт существовал при кабинетской церкви.
В 1817 г. 25 августа был утвержден особый штат духовенства при дворцовой церкви. По сему штату назначены: один священник, один диакон, два псаломщика, два пономаря и одна просвирня. В 1836 г. состоялся новый штат духовенства при означенной церкви и должности пономарей и просфирни уже не означены. Обязанность пономаря возложена официально на одного из отставных унтер-офицеров, которому положено и особое содержание. Просфоры же покупаются у придворной или у приходской просфирен. Наконец, 17 ноября 1857 г. состоялся третий штат духовенству Собственного его величества дворца. Члены причта, по этому штату оставлены в прежнем составе, т.е. один священник, один диакон и два псаломщика. Священнику положено жалованья 429 руб. сер., столовых денег 286 руб., всего 715 руб. в год; протодиакону жалованья 286 руб. 72 коп. и столовых денег 285 руб. 72 коп., всего 571 руб. 44 коп., двум псаломщикам - каждому жалованья по 172 руб. и столовых денег по 172 руб., всего обоим 688 руб. в год. Собственно на расходы по церкви назначено 570 руб. 56 коп. в год. Всего на членов причта и церковь 2 000 руб. На рясы и подрясники священник и протодиакон получают, по старому положению, каждый по 148 руб. в год. Форменное платье (кафтаны темно-зеленого сукна, с синими воротниками, обшитые золотым галуном) псаломщикам ежегодно шьется на суммы, отпускаемые на шитье платья нижним штатным чинам, состоящим при дворце. Квартиры все члены причта имеют казенные, с отоплением и освещением.
Протоиерей Никандр Брянцев. 25 февраля 1883 г.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии» Выпуск 7, Санкт-Петербург, 1883 г. Типографии Департамента Уделов (Моховая ул., д. № 36).