Вторая часть статьи >>
Третья часть статьи >>
Четвертая часть статьи >>
С одной стороны, стили вещь простая и понятная, с другой стороны, как их связать с конкретным зданием, ясно далеко не всегда. Попробуем в этом разобраться.
Для начала общие представления о стилях.
Чтобы не путаться в терминах, определимся с европейской классификацией архитектурных стилей. В подробности вдаваться не будем, отметим только основное, итак:
- Архитектура древнего мира
- Египет
- Месопотамия и др.
- Античная архитектура
- Греческая
- Римская
- Средневековая архитектура
- Византийская
- Романская
- Готика
- Архитектура Нового времени
- Ренессанс
- Барокко и Рококо
- Классицизм и Ампир
- Эклектика или Историзм
- Модерн, он же Арт-нуво, Югендстиль, Сецессион и другие разновидности
- Архитектура Новейшего времени
- Конструктивизм
- Арт-деко
- Модернизм или Интернациональный стиль
- Хай-тек
- Постмодернизм
- Разнообразные современные стили
Система стилей сформировалась в эпоху Просвещения, когда возник интерес к искусству, и появилась необходимость его как-то классифицировать. Возникла абстрактная хронологическая классификация стилей, весьма далёкая от реальности.
На самом деле, чистых стилей в архитектуре практически нет, все они существуют одновременно, дополняя и обогащая друг друга. Стили не сменяются механически один другим, они не устаревают, не возникают ниоткуда и не исчезают бесследно. В любом архитектурном стиле есть что-то от предшествующего и будущего стиля. Мы даже не задумываемся, что какие-то элементы привычных для нас стилей, возникли в древнем Египте или Месопотамии. В своё время интерес к античности определил переход от средневековой архитектуры к архитектуре Нового времени.
Относя здание к определённому архитектурному стилю, мы должны понимать, что это условная характеристика, так как каждое произведение архитектуры по-своему уникально и неповторимо.
Для того чтобы отнести здание к конкретному стилю, нам надо выбрать главный, по нашему мнению, признак. Ясно, что такая классификация всегда будет приблизительной и неточной. Поэтому, чтобы примирить абстрактный стиль с реальным зданием, искусствоведы и другие умные люди придумали много дополнительных уточняющих стилей. Сейчас мы в эти дебри вникать не будем, а перейдём к русской храмовой архитектуре.
Как уже понятно, средневековая русская архитектура в европейскую классификацию не вписывается ни коим образом. Это не говорит о том, что в древнерусской архитектуре нет стилевого разнообразия, просто европейцам она тогда была плохо известна. Мы, в общем, тоже плохо представляем дохристианскую русскую архитектуру, хотя она, несомненно, была. Поэтому начнём с эпохи принятия христианства.
Русь приняла от Византии сложившуюся православную религию, в которой уже были разнообразные типы храмов. Отсутствие на Руси традиции каменного строительства не позволило взять за основу сложную столичную систему купольной византийской базилики. Образцом для русских храмов стал четырёх- и шестистолпный крестово-купольный тип провинциального византийского храма. Почему так получилось, мы можем только гадать.
Древнерусский стиль | |
Псковско-Новгородский |
Киевско-Черниговский |
Смоленско-Полоцкий |
Владимиро-Суздальский |
Первой каменной церковью на Руси считается церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная), построенная в Киеве в 991-996 гг. греческими мастерами. Однако до неё уже были построены большие рубленые деревянные церкви в Киеве, Новгороде и Ростове. Какие это были церкви мы не знаем, но то, что они отличались от византийских, несомненно. Характерным признаком первых деревянных русских храмов является многоглавие, например, первая Киевская София "имущее верхов 13" или построенная в 992 году дубовая Новгородская София "13 верхы имуще". Позднее строятся и многоглавые каменные храмы в Киеве, Новгороде, Полоцке.
Византия дала мощный первоначальный импульс каменной русской архитектуре. Однако это не привело к копированию форм и внешнего облика византийских храмов, а стало фундаментом, на котором очень быстро развился самобытный древнерусский архитектурный стиль. С Византией сохранилась преемственность религиозно-символическая, которая в дальнейшем выразилась в идее третьего Рима.
В русской архитектуре начинают формироваться разные школы: Владимиро-Суздальская, Новгородская, Псковская, Киевская, Черниговская, Галицко-Волынская, Смоленско-Полоцкая и другие. Приглашаются греческие и европейские мастера. Новые приёмы в объёмных и декоративных формах древнерусского зодчества говорят о неразрывной связи с архитектурой христианской Европы, при этом сохраняется русская уникальность.
Развитие древнерусского зодчества, было прервано монголо-татарским нашествием. На некоторое время связь русской и общеевропейской архитектуры прекратилась. Однако, после освобождения от ордынского ига, отношения с европейской архитектурой вновь возродились. Пример этому, главные кремлёвские соборы Москвы. То, что русская архитектура продолжилась в формах домонгольского зодчества, имеет много причин, мы просто примем это как данность.
В этот период возникает "раннемосковский" стиль русского зодчества, который развиваясь, постепенно становится общерусским. Для простоты назовём его "московским стилем". В этом стиле построено большинство храмов в 16 веке. При этом своеобразие местных региональных школ сохраняется.
Следующий этап развития русской архитектуры, назовём его "годуновский", снова обозначил связь с европейской традицией, но вновь был прерван, на этот раз Смутой.
После смутного времени Европа воспринималась как враг, поэтому "годуновский" стиль развился в "узорочье", наверное, самый русский стиль. Он очень светлый и радостный, в нём всего с избытком, в Москве кокошников, а в Ярославле изразцов.
Сближение с европейской культурой было неизбежно, в архитектуре это выразилось в пришедшем на смену "узорочью" Нарышкинском стиле, его ещё называют "нарышкинским или московским барокко". Лучшим образцом этого стиля была, разрушенная в 1936 году, Успенская церковь на Покровке в Москве.
Нарышкинский стиль дал массу прекрасных провинциальных вариантов храмовой архитектуры по всей России. Они получили названия Строгановского, Тотемского, Устюжского, Вятского, Уральского, Сибирского и т.д барокко. Этот самобытный стиль имеет мало общего с европейским барокко и мог бы называться иначе, но так исторически сложилось. В 18 веке именно "нарышкинский стиль" и его вариации был основным на всей территории России, кроме Санкт-Петербурга и Москвы.
В Малороссии развивается самобытное "украинское барокко", в Белоруссии "виленское барокко".
Нарышкинский стиль стал последним национальным русским стилем в архитектуре, наступало новое время, а с ним приходила новая стилистика.
Барокко | |
Украинское барокко |
Виленское барокко |
Петровское барокко |
Голицынское барокко |
Елизаветинское барокко |
Елизаветинское барокко |
Аннинское барокко |
Екатерининское барокко |
При Петре I происходит резкий поворот к европейской архитектуре, возникает "петровское барокко". Это уже типичный североевропейский стиль, который, однако, в России не прижился, слишком сухим и рациональным он оказался.
Уникальным явлением стали храмы в "голицинском стиле". Это, наверное самое европейское направление в русском барокко. Храмов в этом стиле было построено очень мало, но достаточно и одного шедевра - церкви Знамения в Дубровицах.
После "аннинского" барокко, основным стилем в Петербурге и Москве становится "елизаветинское" барокко. Это уже стиль молодой Российской империи. В Петербурге Растрелли, а в Москве Ухтомский создают, на мой взгляд, самый радостный стиль послепетровской эпохи. Прекрасный Никольский морской собор построил С. И. Чевакинский.
Некоторое время в архитектуре продолжается более строгое "екатерининское" барокко, но вскоре главным стилем в столицах, а позже в провинции, становится классицизм, сдержанный и гармоничный. Замечательными, хотя и очень разными, мастерами этого стиля были Василий Баженов и Матвей Казаков. Очень интересны и самобытны храмы, построенные Николаем Львовым.
В конце екатерининского периода, строится несколько храмов в псевдоготическом стиле.
При Александре I классицизм переживает время расцвета. Наверное, лучший храм в этом стиле - Казанский собор в Санкт-Петербурге, построенный Андреем Воронихиным.
Эпоха классицизма, после победы над Наполеоном, завершается русским ампиром. Крупнейшими мастерами этого стиля были Карл Росси и Василий Стасов, создавший замечательный Измайловский собор в Петербурге.
Храмы в этих европейских стилях, в основном, связаны со столичной архитектурой. В провинции строятся храмы, в которых одновременно присутствуют черты барокко и классицизма, нарышкинского стиля и псевдоготики. Это придаёт провинциальным и усадебным храмам неповторимое очарование.
В эпоху Николая I происходит возврат к формам древнерусской архитектуры. Однако провозглашенная триада "Православие, Самодержавие, Народность" привела в архитектуре не к творческому переосмыслению древнерусской архитектуры, а к механическому перенесению её внешних форм и декоративных элементов на классические композиционные схемы. В русской архитектуре началась эпоха эклектики, или как её сейчас называют, историзма. Этот стиль изначально не был единым и дал внутри себя массу направлений.
Государственным, официально одобренным стилем, стал, так называемый, "русско-византийский" стиль. По большому счёту, ни к византийскому, ни к древнерусскому стилю, он отношения не имеет. Его ещё называют "псевдорусским стилем". Основным выразителем этого направления стал Константин Тон. На основе его "образцовых проектов" в российских городах было построено много однообразных церквей и соборов. Главное отличие "псевдорусских" храмов, их тяжеловесность, механистичность и сухость, что абсолютно не свойственно русской архитектуре. Самой интересной "русско-византийской" постройкой, так и остался родоначальник этого стиля, храм Христа Спасителя в Москве.
Для провинции Священный Синод издавал "Атласы планов и фасадов церквей для построек в селениях", к счастью на местах эти проекты перерабатывали иногда до неузнаваемости. Тем не менее, в провинции появилось достаточно много неинтересных и, в общем-то, однотипных храмов. Иногда их называют постройками в "синодальном" стиле.
Во второй половине 19 века, под влиянием фабричной архитектуры, возник рациональной, так называемый, "кирпичный" стиль. Однако, к концу века, в этом стиле было построено много, довольно изящных, псевдорусских храмов.
На основе средневековых европейских стилей появилась романтичная "неоготика", но большого распространения она, естественно, не получила.
Эклектика | |
Русско-византийский стиль |
Псевдовизантийский стиль |
Неоготика |
Кирпичный стиль |
Псевдорусский стиль |
Поздний псевдорусский стиль |
Наиболее оригинальные образцы эклектики были построены в "псевдовизантийском" стиле. В этом стиле работал петербургский архитектор В. А. Косяков.
В 1890-е годы "псевдорусский" стиль стал отходить от аляповатых форм и приобрёл вид близкий к "узорочью".
Стиль эклектики, за малым исключением, не дал ярких образцов в храмовой архитектуре, но он пробудил интерес к настоящему, а не суррогатному, древнерусскому зодчеству.
В конце 19 века в Европе возник стиль, который во Франции назывался "арт-нуво", в Австрии "сецессион", в Германии "югендстиль". В России этот стиль получил название "модерн". В русском храмостроении в этом стиле были созданы блестящие образцы архитектуры. Модерн творчески переосмыслил древнерусское наследие. В этом стиле работали В.А. Покровский, И. Е. Бондаренко, А.В.Щусев и другие. Было создано два основных направления: "неорусский" стиль, разрабатывающий в новых формах приёмы домонгольской архитектуры и "романтизм" с его стилизациями на тему древнерусской архитектуры, такие церкви часто строили старообрядцы.
В последние годы перед революцией возник "неоклассицизм", но времени на развитие у него не оказалось.
После 1917 года Россия обогатила мировую архитектуру "Русским авангардом", но развитие храмовой архитектуры, в очередной раз, было насильственно прервано.
Сейчас идут поиски современного стиля русской храмовой архитектуры, но интересных решений практически нет, как нет пока и заинтересованности в них.
Подводя итог, нужно заметить следующее:
Получив от Византии сложившуюся систему христианского храма, Русь очень быстро переосмыслила его и создала свой стиль храмовой архитектуры. При этом древнерусская архитектура, несомненно, являясь частью европейской христианской архитектуры, всегда сохраняла свою стилевую уникальность.
Даже в новое время, используя непривычные для себя, но общие с европейскими странами пространственные и декоративные приёмы, русская храмовая архитектура создала именно русское барокко, русский классицизм, русский ампир и русский модерн. Это были европейские стили, но в русской культурной традиции.
Кроме этого, в русской архитектуре параллельно с каменным, существовало и не имеющее аналогов в мире, деревянное храмовое зодчество. Именно оно на протяжении столетий определяло образ Русской земли. К сожалению, сегодня это бесценное наследие, по сути, оказалось ненужным ни государству, ни церкви.
Про отдельные стили русской каменной и деревянной архитектуры стоит поговорить более подробно. Но об этом позже.