ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Общий список публичных коллекций


Домонгольские храмы Древней Руси

Домонгольские храмы, возведенные до нашествия монголо-татар в XIII веке, представляют собой уникальные памятники, которые отражают религиозные и архитектурные традиции того времени. Эти храмы, часто выполненные из белого камня, выделяются своей особенной конструкцией и орнаментами.

Конструктивные особенности домонгольских храмов, такие как использование закладных крестов, сложные резные детали на капителях и фасадах, а также уникальные методы каменной кладки, отличают их от более поздних построек. Эти храмы часто украшены фресками и иконами, которые не только имеют большое религиозное значение, но и представляют собой выдающиеся образцы древнерусской живописи. К примеру, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском демонстрирует великолепие раннерусской архитектуры и живописи.

Значение домонгольских храмов в истории русской культуры неоценимо. Они не просто архитектурные сооружения, но и свидетельства эпохи, когда Русь активно развивалась и вела бурную внешнюю торговлю с Византией и другими странами.

Автор коллекции: Павел


Федеральная программа консервации (сезон 2023)

До недавних пор противоаварийные и консервационные работы на объектах культурного наследия в России проводились почти исключительно силами волонтёров и частных спонсоров. Государство в свою очередь финансировало полноценные реставрационные работы, которыми физически можно охватить максимум несколько десятков объектов в год - в то время как бедствующие памятники архитектуры в стране исчисляются тысячами. В 2022 году Министерство культуры РФ пересмотрело свою многолетнюю практику и впервые выделило существенные средства на срочную консервацию сразу полусотни построек в 12 регионах, главным образом сельских храмов и усадеб. "Пакетный" заказ выиграли и выполнили ЦНРПМ (Центральные научно-реставрационные проектные мастерские). Опыт пилотного сезона был признан успешным, и в 2023 году программа получила продолжение.

Минкульт и ЦНРПМ почти не освещают этот фронт работ в своих пресс-релизах. Формально даже самой "программы" не существует: Минкульт объявляет конкурс с заголовком "Разработка рабочей документации и проведение противоаварийных, консервационных и реставрационных работ на объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", далее этот конкурс выигрывают ЦНРПМ и заключают с Министерством контракт, а все детали процесса, в т.ч. сопроводительные материалы с перечнем объектов и сметами, доступны интересующимся на портале Госзакупок. 

В список 2023 года вошло 75 объектов в 18 регионах.

Автор коллекции: Валерий Долженко


Федеральная программа консервации (сезон 2024)

Третий сезон "пакетных" противоаварийных работ на архитектурных памятниках России, финансируемых Министерством культуры и исполняемых ЦНРПН. Как и в прошлые годы, общая задача - оградить бедствующие памятники от дальнейшего разрушения, что позволит вернуться к их реставрации через 15-20 лет. Прежними остаются основные плюсы и минусы программы: главное её достоинство - в массовости и дешевизне, недостаток - в откладывании полноценных реставрационных работ "на дальнюю перспективу", дожидаться которой законсервированным объектам зачастую предстоит в лесах и под защитными чехлами. Для их физической сохранности это полезно, но, к сожалению, многие законсервированные объекты на долгие годы "выбывают" из туристического оборота своих регионов.

В плановый перечень на 2024 год включены 82 объекта, преимущественно - церковные постройки. По сравнению со списками 2022 и 2023 годов, очередная подборка объектов выглядит более спорной. В "консервационный" перечень 2024 года попало более десятка действующих храмов (например, в Новотроицком), где силами приходов уже проделан существенный объём работ и никакой прямой угрозы сохранности памятников нет. Наряду с действительно бедствующими постройками, как Троицкая церковь в полузаброшенном селе Чмутово, в списке представлены вполне благополучные городские объекты, например, Богоявленская церковь в Нерехте. С постройками всероссийского класса, как подмосковный храм Рождественского погоста (ближайшая к Москве церковная руина) или Казанская церковь архитектора Львова в Арпачёве, соседствуют памятники местного значения - безусловно, достойные заботы, но совершенно заурядные по своему облику (как Ильинская церковь в Янёве).

Автор коллекции: Валерий Долженко


Воссоздания

За последние тридцать лет в России воссозданы несколько десятков церковных построек, полностью уничтоженных за годы советской власти, погибших в войну или утраченных уже в наши дни. В этот список включены только объекты, соответствующие одновременно нескольким критериям:

• От исторического оригинала сохранились максимум фундаменты или обломки стен, то есть реплика построена с нуля или почти с нуля

• Новое здание стоит на том же месте (или где-то рядом, если прежнее место чем-то занято)

• Новое здание достаточно точно повторяет оригинал в габаритах и архитектурных формах

В список включены здания, построенные с отступлением от исторических строительных технологий и с использованием современных материалов (иначе перечень пришлось бы урезать в несколько раз). Приходится закрывать глаза и на вольности при воссоздании деталей и интерьеров – увы, с этой задачей часто не справляются даже создатели внешне очень убедительных зданий-реплик.

Вместе с тем средний художественный и технический уровень воссозданий достаточно высок. Ведь в отличие от многих реставраций (особенно сельских), которые ложатся на плечи небогатых приходов, почти любое воссоздание – дорогостоящий проект, который невозможно запустить без увлечённого спонсора и без покровительства церковных властей. И если за реставрацию полуразрушенных храмов зачастую вынуждены браться люди с довольно смутным представлением об архитектуре, то воссоздания курируют требовательные заказчики, нередко радеющие именно о художественной достоверности образа и о качестве исполнения. Неслучайно в этом списке достаточно много не только «бюджетных» часовен и компактных церквей, но и масштабных соборов – например, в Казани или Костроме.

Самые масштабные проекты в этом списке – поднятый из руин ансамбль Болдинского монастыря и возрождённый Саровский монастырь, где качественно воссозданы сразу три храма. Примечателен пример Омска, где в панораму центра возвращены два собора. Уникален (пока) опыт Санкт-Петербурга – единственного субъекта, где действует фонд, программно занимающийся воссозданием важных городских панорам с церковными доминантами.

В списке не отражены десятки (если не сотни) колоколен при церквях, «обрубленных» в советские годы и ныне отстроенных. Включены только отдельно стоящие колокольни, играющие самостоятельную роль в ансамблях монастырей и соборных комплексов.

В начало списка вынесены постройки в Москве и Санкт-Петербурге, далее объекты следуют по алфавитному регионов (последовательно республики, края, области).

Примеры современных церковных зданий, построенных на основе дореволюционных прототипов, но в других местах, собраны в отдельной коллекции

Список неудачных церковных построек, которые заявлялись как «воссоздания утраченных святынь», но на деле искажают или даже дискредитируют свои оригиналы – здесь

Аналогичные коллекции для Украины и Беларуси

Автор коллекции: Валерий Долженко


Воссозданные храмы Беларуси

За последние десятилетия в Республике Беларусь воссоздан ряд важных важных архитектурных памятников, снесённых в годы советской власти и погибших в Великую Отечественную войну. Как правило, такие масштабные работы ограничиваются областными центрами. В Минске, Могилёве и Гродно отстроены "с ноля" отдельные избранные памятники. В Витебске предпринята более амбициозная попытка вернуть в центр города утраченную систему вертикалей - колокольни церквей и костёлов и башню ратуши. В этом списке перечислены новые православные храмы, отстроенные на исторических местах и достаточно достоверно воспроизводящие облик своих предшественников.

Автор коллекции: Валерий Долженко


Симфония веры

Храмы, архитектура которых являет нам цельный образ вероучения, а не формальный подбор форм без внутренней сложности.
Автор коллекции: Людмила Клешнина


Шедевры деревянного зодчества

                                                                                         Трудный  путь  русского  храмового  деревянного  зодчества

   Деревянное зодчество является одним из наиболее значительных, выдающихся и самобытных проявлений художественной культуры русского народа, восходящее к народной архитектуре восточнославянских племён. Значение дерева в строительстве и архитектуре возрастало с расселением восточнославянских племён на север и северо-восток, где обильно произрастали хвойные породы леса, наиболее пригодные к строительству. Плотницкое ремесло на Руси было хорошо развито ещё задолго до принятия христианства, поэтому проблем с возведением православных культовых построек после Крещения не возникло. Навыки и знания по возведению первых христианских храмов русские плотники брали из исторического наследия, которая оставила нам языческая Русь. Элементы предыдущей языческой культуры наверняка были использованы плотниками при постройке первых русских храмов, хотя в церковных кругах это не приветствовалось.

   О том, какова была древнерусская деревянная церковная архитектура, письменные источники сохранили немного сведений. Можно лишь говорить, что, согласно летописям, первым православным храмом в столице Киевской Руси была деревянная церковь св. Илии пророка. По преданию, она была построена киевскими князьями Аскольдом и Диром около 945 года. Ильинский храм находился на стрелке рек Днепра и Почайны. В 988 году он был единственным в городе, и крещение Руси могло совершаться только у его стен. В 1692 году на месте деревянного был выстроен каменный храм, который сохранился до наших дней.

   Новгородская I летопись Старшего извода упоминает о деревянном храме св. Софии, Премудрости Божией в Новгороде. Его сооружение датируется концом Х века. Построен собор был по благословению первого новгородского епископа Иоакима Корсунянина. Храм был рублен из дубового леса и имел 12 (по другим, более поздним данным -13) верхов. Можно с уверенностью предположить, что это было сложное архитектурное сооружение, требовавшее большого опыта мастеров. Собор возвышался над Волховом, знаменуя начало нового жизненного этапа новгородцев. Летописец сообщает, что храм сгорел в 1045 году.

   На протяжении XI-XVI веков в русском церковном деревянном зодчестве, вне всякого сомнения, постепенно шёл процесс изменения форм и завершений культовых построек, но при этом сохранялись и старые. Основным типом возводимых храмов в это время была клеть, крытая двускатной кровлей. Храмовая постройка выглядела как обычная русская изба, с той лишь разницей, что на коньке двускатной крыше стоял крест, возможно на постаменте, как, к примеру, это сделано уже значительно позже, в 1748 году, при строительстве Никольской церкви на Никольском Дроковановском погосте Сольвычегодского уезда Вологодской губернии (ныне урочище в Красноборском районе Архангельской области; храм в 1970-х годах был утрачен по ветхости). Чтобы подчеркнуть величие храма по сравнению с господствующей жилой и хозяйственной застройкой, постепенно двускатную кровлю стали поднимать, так образовалась клинчатая кровля.Для лучшей выразительности храмовой постройки постепенно на Руси начал вырабатываться шатровый тип завершений церквей, правда, первые шатровые кровли, а скорее всего четырёхскатные колпаки, стоящие на клетях, вряд ли могли сильно отличаться по высоте от двускатных завершений. Резкого скачка в этом отношении быть не могло. Постепенно шатры становятся восьмигранными - они лучше выдерживают ветровую нагрузку. Основанием для такого шатра становится восьмерик, который стал ещё выше подниматься над клетью изб. Для него специально начали строить срубы-восьмерики, поднимающиеся от самой земли. Так возникли первые так называемые "круглые" деревянные храмы. При одинаковой длине брёвен сруба такая постройка более вместительна, чем обычная клеть. Шатёр в церковных кругах стал трактоваться как купол, т.к. форму византийского купола чрезвычайно трудно передать в дереве.

   Предположительно с середины-второй половины XVII века на Руси получили распространение крещатые деревянные церкви, которые имели в плане равноконечной крест с центральным объёмом в виде квадратной клети или равностороннего восьмерика. Такие храмы позволяли ещё больше увеличить площадь моленного помещения, а в южном и северном прирубах создать дополнительные придельные церкви. Недостатком этих построек можно считать приземистый силуэт. 

   Поиски преодоления этого недостатка крещатых церквей увенчались успехом за счёт создания на всех четырёх  прирубах ярусной конструкции, которая была выполнена ступенями, а ярусы основного восьмерика являлись как бы продолжением ступеней прирубов. Так простые русские плотники постепенно подошли к своему творческому венцу - выдающемуся творению, которому нет равному в мире - созданию ступенчатых храмов.

   Влияние деревянного зодчества на начавшееся каменное строительство первоначально было огромным. Так, на появившихся в XVI веке каменных шатровых храмах, давшего миру такие памятники архитектуры как церковь Вознесения Господня (1532 г.) села Коломенское (ныне - г. Москва) и церковь Спаса Преображения (2-я четв. XVI в.) села Остров (ныне - Ленинский городской округ Московской области), отчётливо прослеживается большое влияние русского деревянного зодчества. Историки связывают их появление с подъёмом русского национального государства, образовавшегося в процессе борьбы с татаро-монгольским игом. Ещё большее влияние деревянного зодчества на каменную архитектуру прослеживается у Благовещенской церкви (1677 г.) села Тайнинское (ныне - г. Мытищи Московской области). Весь декор западного крыльца этого храма был взят из русского деревянного зодчества.

   Наряду с двускатными и шатровыми кровлями на Руси применялись и бочечные завершения. Этот тип кровли является одним из древних покрытий на Руси. Первоначально бочкой крыли храмовые прирубы, алтари, украшали рундуки хоромных и храмовых крылец, а, видимо, чуть позднее начали покрывать бочкой и центральный сруб церкви.

   Первый ощутимый удар по деревянному зодчеству в середине XVII века нанёс патриарх Никон. Предписание точно следовать византийским канонам выдвинуло требование строить церкви "о пяти верхах, а не шатром", хотя никаких документальных подтверждений запрещения Никоном таких покрытий не имеется, более того, самый большой деревянный шатёр в России над каменной церковью построил сам патриарх в Новоиерусалимском Воскресенском монастыре (ныне - г. Истра Московской области). 

   Никоновские реформы и их последствия в области церковного строительства, привели к возникновению новых видов завершений: крещатых бочек, кубоватых покрытий и грушевидных куполов, на которые можно было ставить не одну, как на шатёр, бочку или клинчатую кровлю, а пять глав. Стремление к высотности объемно-пространственной композиции способствовало появлению и дальнейшего развития ярусных храмов. Сочетание новых форм завершений с древними традициями русского деревянного зодчества привело к возникновению многоглавых храмов. Вершиной русской деревянной архитектуры, как уже было отмечено ранее, стали ступенчатые многоглавые храмы, построенные в самом начале XVIII века на Вытегорском и Спасо-Кижском погостах Олонецкой губернии.

   Следует сказать, что новые формы завершений храмов были разработаны и стали применяться не благодаря негласному запрету строительства шатровых храмов — они давно зрели в глубинах русского сознания, только Никоновская реформа ускорила их появление.

   Большой урон деревянному зодчеству оказало возрастающее влияние на неё каменной архитектуры. Это начало проявляться ещё с XVII века в больших городах и в ближайших к ним сельских населённых местностях. Постепенно это влияние распространилось и на всю Россию. С конца XVIII века русское деревянное зодчество начало угасать. Это сказалось не только в подражании и заимствовании конструктивных элементов и даже в целом облика каменной постройки, но, значительной степени, уменьшении доли возводимых деревянных храмов. Многие старые деревянные храмы шли под слом, взамен их возводили кирпичные церкви.

   В XIX веке процесс деградации в русском деревянном зодчестве многократно усилился. В этот период массово старым храмам придавали вид каменных, в результате этих "поновлений" сруб храма, имеющий свою неповторимую естественную красоту, скрывали под унылой тёсовой обшивкой и окрашивали, а переливы осинового лемеха на главах сменяли на металлическое свечение жестяного покрытия. Дошло даже до того, что в циркулярном предписании Министерства государственных имуществ от 16 января 1858 года сказано: "… сообразно простому быту и понятию прихожан в постройках сих надлежит отстранить всякие излишние украшения, а конструкцию оных до того упростить, чтобы как первоначальное возведение, так и последующие починки могли быть исполнены местными мастерами и самими крестьянами". В этом же году был выпущен "Атлас сельских деревянных церквей". Так начиналось типовое, или как тогда говорили "образцовое", возведение храмов.

   Некоторый подъём деревянного зодчества наблюдался в конце XIX - начале ХХ веков, когда в 1870-х годах народнические идеи в политике пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI—XVII веков.

   В 1920-1930-х годах ситуация резко изменилась, разрушение деревянных храмов приобрело катастрофический размах. За этот период и последующий до 1980-х годов страна потеряла более 80% наиболее ценных памятников деревянного зодчества. В послевоенное время оставшиеся наиболее ценные храмы, как выражающие подлинную народность, были объявлены памятниками архитектуры. Они стали предметом специальных реставрационных исследований и охраны, началось создание музеев деревянного зодчества под открытым небом. 

   Более подробно о русском деревянном зодчестве можно ознакомиться из моих работ:

                                                                                                      Теоретические  основы составления данной коллекции

   В настоящей коллекции представлены подлинные шедевры Русского деревянного зодчества нашей страны, построенные до 1917 года и сохранившиеся до нашего времени. В общий список вошли 159 объектов в 28 регионах России, расположенные как городах, сёлах и на погостах, так и в музеях деревянного зодчества. Большинство из нижеперечисленных церквей и часовен освящены и являются действующими, хотя многие храмы находятся в статусе приписных, не имея собственного прихода.

   Взамен сложившейся традиционной типизации деревянных храмов (клетские, шатровые кубоватые, купольные, ярусные и многоглавые) берущая своё начало с рубежа ХIХ-ХХ веков и не в полной мере освещающая конструктивные особенности самих построек, а только лишь их завершения, основным критерием группировки церквей и часовен в данной коллекции была взята конструкция основного объёма храма, как наиболее важной части постройки, в значительной степени влияющего на архитектурный облик храма. Все остальные прирубы храма: алтарь, трапезная с приделами или без них, притвор, галерея и крыльцо, хотя в значительной степени также влияющие на архитектурный облик постройки, являются второстепенными.

   Конструкция основного объёма, как известно, задаётся планом первых венцов сруба и может изменяться в процессе строительства ярусностью постройки, а для крещатых храмов - и высотой прирубов. Исходя из этого, всю совокупность построек русских деревянных храмов (церквей и часовен) по конструкции можно сгруппировать на три основных типа, на основе которых составлена данная коллекция:

  • клетские храмы - в основу сруба положен в плане прямоугольник, чаще - квадрат;
  • круглые храмы - в основу сруба положен в плане многогранник, чаще - восьмерик;
  • крещатые храмы - в основу сруба положен в плане равноконечной крест с центральным объёмом в виде квадратной клети или равностороннего восьмерика.

     В свою очередь, каждую из этих групп необходимо разделить в зависимости от наличия или отсутствия ярусов на две подгруппы. Кроме того, в крещатых постройках необходимо различать тип центрального объёма: клеть или восьмерик, а в последнем - дополнительно следует выделять подгруппу ярусных (ступенчатых) прирубов, у которых завершение четырёх прирубов выполнено ступенями, а ярусы основного восьмерика являются как бы продолжением ступеней прирубов. 

   С учётом вышесказанного, полная классификация деревянных храмов (точнее - их основных объёмов) может быть представлена следующим образом:

Клетские храмы:

  • клетские простые храмы; 
  • клетские ярусные храмы.

Круглые храмы:

  • круглые простые храмы;
  • круглые ярусные храмы.

Крещатые храмы:

  • крещатые клетские простые храмы;
  • крещатые клетские ярусные храмы;
  • крещатые круглые простые храмы;
  • крещатые круглые ярусные храмы;
  • ступенчатые храмы.

   Все эти конструктивные подтипы легли в основу данной коллекции. При этом следует отметить, что небольшие постаменты и барабаны под главу на скатных и бочечных кровлях, на клетях под бочки, включая крещатые, а так же каскадные кровли клетских церквей ярусами основного объёма в коллекции не считаются.

   В свою очередь, завершения храмов, построенных в традициях русского деревянного зодчества, можно сгруппировать в следующие 8 типов:

  • Двухскатные кровли, включая клинчатые и каскадные;
  • Четырёхскатные кровли, включая каскадные и с высокими четырёхскатными колпаками, по силуэту близкие к шатру;
  • Восьмискатные кровли (крещатые прямоскатные покрытия с щипцовым завершением фасадов);
  • Шатровые кровли, включая шатры, стоящие на крещатых бочках (храмы Пинежско-Мезенской школы);
  • Бочечные завершения, включая бочки, стоящие на полицах или на постаменте, а также крещатые бочки;
  • Кубоватые покрытия (храмы Поонежья и Поморского берега Белого моря);
  • Купольные покрытия, включая грушевидные купола «важского» типа;
  • Многоглавые храмы.

   Данная коллекция, используя новую классификацию срубов основных объёмов культовых построек, даёт возможность анализа влияния различных завершений, стоящих на одном типе основного объёма, на художественно-эстетический облик храма.

   Совокупность различных конструктивных решений в одной постройке, с умелом вписывании её в окружающую местность, придаёт русским деревянным храмам свой надолго запоминающийся неповторимый вид.

                                                                                                                                  ________

   В коллекции представлены шедевры Русского деревянного зодчества по всем конструктивным типам основных объемов, которые были отмечены выше. Постройки каждой группы независимо от их завершений и типа церковного назначения (церковь, часовня или отдельно стоящая колокольня) расположены в хронологической последовательности их возведения. Список каждой группы возглавляет самая старая постройка.



                                                                                                     Группа 1.   Клетские  простые (безъярусные)  храмы

В эту группу вошли 73 объекта в 18 регионах России.

Данная группа представлена следующими завершениями основного объёма:

  • Двухскатные кровли;
  • Четырёхскатные кровли;
  • Восьмискатные кровли;
  • Шатровые кровли;
  • Бочечные кровли;
  • Кубоватые кровли;
  • Купольные кровли;
  • Многоглавые храмы.

Автор коллекции: Воронов Юрий Викторович