ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Центральный район. Церковь Иоанна Богослова при Духовной семинарии.


Церковь. Действует.  
Престолы:Иоанна Богослова
Год постройки:Между 1886 и 1887.
Архитектор:Н.Н. Марков
Адрес:
Обводный канал, 17

Координаты:59.9179, 30.3832




Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Иоанна Богослова при Духовной семинарии - Центральный район - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
12 января 2012
Церковь Иоанна Богослова при Духовной семинарии - Центральный район - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Михаил Мещанинов
29 октября 2008
Церковь Иоанна Богослова при Духовной семинарии - Центральный район - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Вид от ворот внутреннего двора
Наталия
14 июля 2008
Церковь Иоанна Богослова при Духовной семинарии - Центральный район - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Андреева Ирина
8 июня 2007
Церковь Иоанна Богослова при Духовной семинарии - Центральный район - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Андрей Агафонов
1 апреля 1997
Церковь Иоанна Богослова при Духовной семинарии - Центральный район - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Андрей Агафонов
1 апреля 1996
Церковь Иоанна Богослова при Духовной семинарии - Центральный район - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Андрей Агафонов
1 ноября 1995
Церковь Иоанна Богослова при Духовной семинарии - Центральный район - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Виктор Мудров
3 апреля 2014
Церковь Иоанна Богослова при Духовной семинарии - Центральный район - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Виктор Мудров
3 апреля 2014
Церковь Иоанна Богослова при Духовной семинарии - Центральный район - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Виктор Мудров
3 апреля 2014
Церковь Иоанна Богослова при Духовной семинарии - Центральный район - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Виктор Мудров
15 февраля 2013
Церковь Иоанна Богослова при Духовной семинарии - Центральный район - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Виктор Мудров
15 февраля 2013
Церковь Иоанна Богослова при Духовной семинарии - Центральный район - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Вход в храм с парадной лестницы
Виктор Мудров
15 февраля 2013
Церковь Иоанна Богослова при Духовной семинарии - Центральный район - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Фото из иллюстрированного приложения к газете "Новое Время"
Андрей Агафонов
1 января 1909
Церковь Иоанна Богослова при Духовной семинарии - Центральный район - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Фото из книги "Лавры, монастыри и храмы на святой Руси" Спб 1909.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Иоанна Богослова при Духовной семинарии - Центральный район - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1884
Церковь Иоанна Богослова при Духовной семинарии - Центральный район - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
фото с http://www.sedmitza.ru/text/823695.html
Андрей Агафонов
??
Церковь Иоанна Богослова при Духовной семинарии - Центральный район - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
фото с сайта pastvu.com
Андрей Агафонов
??
Церковь Иоанна Богослова при Духовной семинарии - Центральный район - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
фото с сайта http://andcvet.narod.ru/more.htm#100
Андрей Агафонов
??



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Михаил Мещанинов,  3 августа 2008

Находившаяся на 3-м этаже здания семинарии церковь была закрыта в 1918 г. До войны здание было занято средней школой,а во время войны было обращено в госпиталь.
В 1945 г.здание было возвращено РПЦ,и 8 Октября 1946 г.настоятелем Николо-Богоявленского морского собора прот.Павлом Тарасовым церковь была освящена вновь на прежнем месте. Вместо временного иконостаса в конце 1952г. в храме были установлены престол и иконостас из Никольской церкви в с.Пельгора Тосненского района Лен.области, находящиеся в храме доныне.
Временный же иконостас(находившийся в храме с 1946 по 1952 гг.)в Августе 1952 г. был передан в Покровскую церковь в Мариенбурге (под Гатчиной), где он и находится по сей день.

Источники
(Архив СПб епархии,ф.1,оп.7,дело 2,1951-1952гг.,ф.1,оп. 7,папка 39,дело 242,лл.7-8,1953-1956г.)

Статью добавил(а): Анонимный участник,  6 октября 2015

Существующая при С.-Петербургской духовной семинарии домовая церковь не имеет за собою продолжительной и богатой фактами истории. До 1841 г. семинария помещалась в зданиях Александро-Невской Лавры, и воспитанники семинарии пользовались для молитвы одною из лаврских церквей, преимущественно Лазоревскою или Федоровскою.

В 1837 г. решено было вывести семинарию из монастыря и сделать для нее отдельное помещение. Для построения семинарии образовался строительный комитет, в состав которого вошли: ректор семинарии архимандрит Афанасий, наместник лавры архимандрит Палладий, казначей лавры иеромонах Амвросий и синодальный архитектор Аполлон Щедрин. Главный семинарский корпус с оградою выстроен был между 1837-1841 гг.

В 1841 г. здание семинарии было совершенно отделано, строительный комитет закрыт и семинария, как учебное заведение, перешла в новое, вполне приспособленное для нее здание. Одновременно с семинарским зданием окончена была отделкою и семинарская церковь.

Церковь находится во втором этаже главного корпуса и имеет в алтаре в длину 2 саж., ширины 3 саж. 5 верш., внутри церкви в ширину 41.5 сажени, длина от солеи 8 саж. 5 верш., солея от царских врат 2 саж. 1 арш. и 2 верш. Алтарь в один свет, окон в алтаре 2. Сама церковь в два света; в ней окон больших 5, малых 4. В церковь ведут две филенчатые створные двери; одна из коридора, другая из класса; в алтарь есть одна филенчатая дверь из коридора. В церкви две железные круглые печи, а в алтаре одна голландская. На наружной стене церкви, в выступе между пилястрами, в трех местах установлен барельеф Христа Спасителя, благословляющего детей.

Внутри церкви между пилястрами сделано шесть мест барельефов. На устройство барельефов ассигновано было 5 500 руб. Все рисунки для барельефов утверждены были митрополитом Серафимом. На устройство иконостаса по рисунку архитектора Щедрина с пилястрами, карнизами, капителями, постаментами, царскими дверями и резными рамками для образов ассигновано было 3 800 руб. асс. Рисунок для иконостаса утвержден был митрополитом Серафимом.

За устройство иконостаса брались столярный мастер Филипп Иванович Кострулин с товарищем, позолотным мастером Михаилом Кропотовым, петербургский купец Егор Михайлович Скворцов и охтенский поселянин Андрей Тарасов. 19 августа 1840 г. Тарасов подписал контракт, которым он обязывался устроить иконостас и сделать в арке филенчатую переборку, которая бы растворялась на две стороны и убиралась по половинкам.

На написание икон назначено было 6 000 руб. асс., по вызову и приглашению Щедрина, академик императорской академии художеств Антонелли принял было на себя эту работу за 5 800 руб. асс., т. е. на 200 рублей менее сметной суммы и обязывался поставить образа на места к 1 декабря 1840 г. По проекту предполагалось: в иконостасе с северными и южными дверями поместить 6 больших и над ними 6 малых икон, над царскими дверями образ Тайной вечери, две хоругви с образами, запрестольный образ, 12 малых икон дванадесятых праздников и 1 икону храмовую.

Митрополит Серафим утвердил определение комитета об отдаче работ художнику Антонелли, с тем однако же, чтобы ему сперва представили хотя один образ. Но когда Антонелли представил владыке образа Спасителя и Божией Матери и они не понравились митрополиту, то он 13 августа 1840 г. дал строительному комитету предписание... учинить надлежащее с его стороны распоряжение о написании св. образов для семинарской церкви иконописным, а не живописным искусством.

Вместо Антонелли искателем заказа явился с.-петербургский купец, иконописный мастер Иван Александрович Денисов, писавший образа и для Духовской церкви Александро-Невской лавры. Денисов объявил за свою работу цену в 3 900 руб. асс., далеко ниже той, какую объявил Антонелли (5 800 руб. асс.). Комитет принял предложение Денисова, но архитектор Щедрин не подписал журнала комитета. Когда митрополит, утвердив определение комитета, потребовал от него объяснения, Щедрин ответил, что по его личному мнению „образа, написанные хорошим художником, далеко превосходят иконописную работу». 20 августа 1840 г. комитет заключил контракт с Денисовым, который обязался написать для семинарской церкви 37 икон...

Полусвод, находящийся в нише иконостаса, предполагалось расписать голубой краской, с вызолоченным сиянием и звездами, на что назначено было 300 руб. асс. Эту работу сделал художник Торнгель за 150 руб. асс. Штукатурная работа по церкви отдана была, по контракту, крестьянину Корнилу Блатову, с двумя товарищами, за 950 руб. асс. Лепную работу производил крестьянин Ярославской губ. Романо-Борисоглебского уезда г. Азанчевского Тимофей Дылев, который обязывался за 1 372 руб. 50 коп. асс. сделать: 12 коринфских капителей цельных с пилястрами, таких же четвертных и медальонов в карнизе 150, баз алебастровых цельных 12, четвертных 4 и пр. По смете на это полагалось 1 500 руб. асс. Стены церкви покрыты светло-голубой краской, а потолок с пилястрами - белою. За окраску церкви уплачено мастеру Пудикову 100 руб. сер. или 350 руб. асс., по смете же на это назначено было только 200 руб. асс. Полы паркетные.

За церковные облачения уплачено Лихачеву 1 030 руб.; богослужебных книг куплено на 1 739 руб. 13 коп., за митру и плащаницу 200 руб., за траурную митру и одежду на плащаницу 261 рубль. По проекту, внутренняя отделка и убранство церкви должно было обойтись в 19 580 руб. 10 коп., но на самом деле вышло несколько менее.

Крест над зданием семинарии устанавливал мастер механик Иван Галов. По контракту он должен был выбить из железа, по указанному шаблону, украшение под крест и выкрасить его белою масляною краскою, крест выбит из меди без сияния; вышина креста должна быть 3 аршина, ширина два аршина; крест следовало позолотить через огонь червонным золотом. Устройство и постановка креста обошлась в 1 200 руб. асс., или в 342 руб. 85 коп. сер.

Церковь освящена 1841 г. 26 сентября митрополитом Серафимом во имя св. Иоанна Богослова. Первый антиминс, на котором освящалась церковь, за ветхостью, в 1858 г. заменен был новым, освященным митрополитом Григорием в 1858 г. сентября 20. Но и второй антиминс уже заменен новым, освященным митрополитом Исидором в 1874 г.

В описанном виде семинарская церковь существует до настоящего времени. Перемены, происшедшие во внутреннем убранстве церкви, были самые незначительные. По первоначальному плану трапеза или собственно церковь предназначена была служить в одно и то же время и актовым залом для публичных экзаменов пр. др. собраний в семинарии. С этою целью и устроена была упомянутая выше филенчатая переборка, которая на время публичных собраний скрывала за собой св. алтарь. Ныне переборка уже снята. Снятие переборки дало возможность устроить клиросы и обставить их иконами.

Приращенье в иконах и в утвари церковной не отличались многочисленностью. В состав предметов, преподаваемых в семинарии, входит живопись, и воспитанники, посвящавшие себя этому искусству, издавна имели обыкновение жертвовать лучшие свои работы, иконы, в семинарскую церковь. Иногда воспитанники перед окончанием курса складывались между собою и на общий счет покупали в память своего курса св. икону. Так воспитанники VIII курса пожертвовали запрестольный крест в серебряном окладе, с приделанными по бокам иконами Спасителя и Божией Матери; воспитанники VI курса пожертвовали образ Воскресения Христова, в позолоченной раме, в серебряном вызолоченном орнаменте, усыпанном камнями; воспитанники VII курса пожертвовали образ Покрова Пресв. Богородицы в позолоченной раме, в серебряном вызолоченном орнаменте; воспитанники IV курса пожертвовали образ Воздвижения честного креста Господня в серебряной вызолоченной ризе. Все эти пожертвованные в разное время иконы размещены в алтаре.

Из посторонних жертвователей особенную щедрость заявил бывший 15 лет (1860- 1875 гг.) почетным блюстителем по хозяйственной части с.-петербургский купец 1-й гильдии Александр Эзелев; им пожертвованы: серебряный позлащенный ковчег, весом в 7 ф. 12 зол., ценою в 885 руб. сер., облачения из золотой парчи по серебряному полю на престол и жертвенник, плащаница, хоругви и несколько облачений для священнослужителей. Всего купцом Эзелевым в семинарскую церковь пожертвовано на 15 тысяч. По ходатайству семинарского правления купец Эзелев за эти пожертвования получили 4 золотые медали и орден св. Станислава 3 степени.

В 1861 г. перед клиросами устроены были две большие вызолоченные киоты на окрашенных под дуб постаментах; в киотах помещено по 6 икон, писанных в разное время воспитанниками семинарии.

3 апреля 1876 г. в 3 часа утра семинарская церковь подверглась опасности от пожара, в так называемом "пономарском" отделении церкви, прилегающем к алтарю, загорелся пол перед камином, потом огонь по балке и плинтусу перешел к дверям, ведущим в алтарь. Пламя быстро охватило всю внутреннюю сторону пономарской комнаты, и вся церковь наполнилась густым дымом. Священник семинарской церкви Иоанн Нечаев поспешил вынести из алтаря в комнату физического кабинета: св. антиминс, напрестольные вещи, а также священные сосуды, хранившиеся на жертвеннике; туда же вынесена была св. плащаница и св. престол. К пяти часам утра удалось прекратить пожар домашними средствами. От пожара вся внутренность пономарской комнаты обгорела, внутренняя сторона левой части иконостаса обуглилась, верхний край завесы у царских врат сотлел; запрестольный образ от сильного жара потрескался; попорчены: подсвечник, две тарелочки и два серебрянных ковша, находившихся в пономарской.

Об этом печальном случае священник Нечаев тотчас же донес Владыке митрополиту Исидору, и восемь часов утра, по словесному распоряжению Владыки, прибыл в семинарскую церковь член духовного цензурного комитета протоиерей Василий Гречулевич и, в "услужении с преподавателем семинарии иеромонахом Герасимом и священником Иоанном Нечаевым", приступил к освящению храма.

Настоятелями семинарской церкви естественнее всего следует считать ректоров семинарии, хотя они, по своему положению как главные начальники заведения, не вполне отвечают этому названию. Ректора семинарии совершали богослужение только в высокоторжественные праздники. Рядовое воскресное богослужение совершали другие священнослужители. До 1859 г. не было здесь особого причта и богослужение совершал иеромонах Александро-Невской лавры о. Иерофей. Затем служили лица духовного сана, состоящие на службе при семинарии: наставники, помощники инспектора и даже сами инспектора. С 1859 г. при о. ректоре Нектарии установлен особый штат. По этому штату священнику положено 400 руб. жалованья в год, а диакону 300 руб. в год.

«Историко – статистические сведения о С.-Петербургской епархии.» Выпуск 7, Санкт-Петербург, 1883 г. Типографии Департамента Уделов (Моховая ул., д. № 36).



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Литература:

Берташ А., свящ., Галкин А. Семинарский храм Санкт-Петербургской духовной академии. Спб.: СПбПДА, 2012. 144 с.

5 декабря 2012.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.