ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Санкт-Петербург. Церковь Константина и Елены при Градских богадельнях.


Санкт-Петербург. Церковь Константина и Елены при Градских богадельнях
Церковь. Не действует.  
Престолы:Константина и Елены
Архитектурный стиль:Ампир
Год постройки:Между 1823 и 1824.
Адрес:
г.Санкт-Петербург, ул. Смольного, 4

Координаты: 59.952924, 30.396305



Церковь Константина и Елены при Градских богадельнях, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Андрей Агафонов
1 апреля 1995
Церковь Константина и Елены при Градских богадельнях, фото из книги  Городские заведения врачебные и общественного призрения: Больницы: Александровская барачная, Обуховская, Александровская в память 19 февраля 1861 года, Петропавловская, св. Марии Магдалины, Калинкинская, св. Николая Чудотворца, св. Пантелеймона и градские богадельни. 1885-1888  http://leb.nlr.ru/edoc/3306834<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
фото из книги Городские заведения врачебные и общественного призрения: Больницы: Александровская барачная, Обуховская, Александровская в память 19 февраля 1861 года, Петропавловская, св. Марии Магдалины, Калинкинская, св. Николая Чудотворца, св. Пантелеймона и градские богадельни. 1885-1888 http://leb.nlr.ru/edoc/3306834
Андрей Агафонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 апреля 2015

Церковь равноапп. КОНСТАНТИНА и ЕЛЕНЫ при Градских богадельнях

Первая богадельня появилась в новой столице уже через десять лет после ее основания. Она находилась при дворце царевны Натальи Алексеевны, сестры Петра I. При приходских церквях до 1760 также существовали свои богадельни, которые затем влились в Приказ общественного призрения. Указом Екатерины II у Воспитательного дома, близ Смольного, было в 1780 куплено большое здание, где в августе 1781 открылась переведенная с Васильевского острова богадельня на 900 человек, чтобы „призреть убогих, увечных и престарелых, не имеющих и пропитания“.

Одновременно митрополитом Гавриилом 8 августа 1781 в богадельне была освящена церковь, получившая свое название в память рождения вел. кн. Константина Павловича. Царские врата для нее взяли из Благовещенской церкви лавры, часть образов – из б. церкви Феофана Прокоповича на Карповке, утварь – из упраздненной кладбищенской Богословской церкви на Выборгской стороне (см. церковь ап. и ев. ИОАННА БОГОСЛОВА). При освящении митрополит пожертвовал богослужебные книги и два образа: храмовый и Иверской Божией Матери. В 1795–1796 к храму была сделана пристройка для паперти и ризницы и поставлен новый иконостас.

В 1811 храм перевели в двухэтажный корпус, выстроенный в 1782–1784 на берегу Невы. Когда в 1821 этот корпус расширял и перестраивал Е. В. Цыгоров, он разместил квадратную в плане церковь в средней части здания. Крест на фронтоне держали скульптуры ангелов. 21 сентября 1824 митрополит Серафим освятил главный придел, а 3 мая 1825 настал черед боковых – свт. Николая и Божией Матери „Всех скорбящих радости“. Художник Глуховский написал образ благ. кн. Александра Невского. Четыре года спустя в церкви появились хоры.

П. С. Плавов заново отделал церковь в 1835–1836, пробив при этом пять новых окон. Он сделал ее более светлой, переделал иконостас, украсил интерьер лепкой и плафонами. В дальнейшем, хотя комплекс богаделен все время расширялся, церковь не претерпела значительных изменений.

В 1865–1866 А. X. Пель надстроил над зданиями третий, а А. Ф. Красовский, спустя сорок лет, – четвертый этаж. „Городские богадельни, – писали в конце прошлого века, – составляют по своему населению целый город, и даже далеко превышают многие города. Луга, например, и Шлиссельбург, вместе взятые, едва сравняются с этими богадельнями по числу жителей“ – их было около 3000 человек.

Для панихид использовалась деревянная часовня в саду, построенная в 1881 по проекту Ф. И. Габерцеттеля. В богадельне призревались не одни православные, поэтому там имелись католическая и лютеранская домовые церкви (см. каплицу св. КАЗИМИРА при Градских богадельнях и лютеранскую церковь св. МАРИИ при Градских богадельнях).

Священником перед революцией служил прот. Григорий Васильевич Чельцов.

Церковь в начале 1920-х закрыта, в 1927 иконостас взят в Музей отжившего культа.

Ныне в церковном флигеле, перестроенном внутри, клуб психоневрологического интерната № 1. В 1991 освящена домовая часовня Божией Матери „Троеручицы“. В 2002 принято решение о выселении интерната в Зеленогорск и сооружении на его месте административно-жилого комплекса.

http://www.encspb.ru/object/2855717340?lc=ru


Анонимный участник  12 октября 2015

Церковь при доме градских богаделен освящена 8 августа 1781 г. В 1811 г. она, за ветхостью, разобрана и перенесена в богаделенные здания. По высочайшему указу, данному 26 апреля 1820 г., вновь выстроен каменный корпус при Неве и там устроена церковь трехпрестольная: главный престол - во имя Константина и Елены, а придельные - во имя Святителя Николая и Божией Матери "Всех скорбящих радости".

В 1824 г. церковь перестроена на казенную сумму, под надзором гражданского губернатора Щербинина, по плану архитектора Цыгорова. Главный престол обновленной церкви освящен в том же году 21 сентября митрополитом Серафимом, а остальные приделы 3 мая 1825 г.

С 1780 по 1828 гг. богадельни состояли в ведомстве приказа общественного призрения, а с 1828 г. поступили в ведение попечительного совета заведений императрицы Марии. Поэтому как хозяйство церковное, так и все работы по церкви состоят под надзором попечителей и смотрителя богадельни.

До 1840 г. штат богаделенной церкви состоял из священника и двух причетников; в 1840 г. в штат включены только священник и причетник. По штату 1840 г. священник получает жалованья 450 руб., а дьячок 175 руб. сер. и оба помещаются на казенных квартирах.

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск 6. - Санкт-Петербург, 1878 г. Напечатано в синодальной типографии.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.