ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль


Санкт-Петербург. Собор Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце.

Большая церковь Зимнего дворца


Собор. Действует.  
Престолы:Спаса Нерукотворного Образа
Год постройки:1753.
Архитектор:Б.Ф. Растрелли
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, дом 2

Координаты:59.940697, 30.315496 (приблизительно)


Добавить фотографию
Собор Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Андреева Ирина
24 января 2009
Собор Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
5 июня 2015
Собор Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Андрей Агафонов
1 апреля 1993
Собор Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Вид со стороны Дворцовой площади
Наталия
5 марта 2015
Собор Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Иконостас собора Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце.
Анатолий Вениаминов
19 января 2017
Собор Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Иконостас собора.
Михаил Можаров
7 декабря 2016
Собор Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Иконостас Собора Спаса Нерукотворного образа в Зимнем дворце. Фото 1903 г.
Елена Григорьева
1 января 1903
Собор Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
фото с сайта http://humus.livejournal.com
Андрей Агафонов
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  13 декабря 2014

Санкт-Петербург, 9 декабря 2014г. Государственный Эрмитаж во вторник открыл после ремонта Большую церковь Зимнего дворца, сообщает "Интерфакс-Религия". Там будет размещаться постоянная экспозиция русского церковного искусства. Работы по реставрации предметов декоративного и прикладного искусства велись с декабря 2013 года по октябрь 2014-го. Общая площадь отреставрированных помещений составляет 525 кв. метров.

В ходе ремонта выполнены работы по реставрации гладкой штукатурной поверхности стен, профилированных и лепных элементов, гладкой и профилированной золоченой поверхности оконных и дверных откосов. Отреставрированы также каменные подоконные доски и золоченые скульптурные композиции из папье-маше. Специалисты воссоздали предметы декоративно-прикладного искусства и отреставрировали иконостас с сохранением отдельных элементов. Перед открытием церкви в Большом тронном (Георгиевском) зале Зимнего дворца прошла торжественная церемония по случаю Дня святого Георгия. В зал внесли исторические знамена полков русской армии, играл праздничный оркестр.

Большая церковь Зимнего дворца построена в 1753-1762 годах одновременно с возведением самого дворца по проекту Франческо Бартоломео Растрелли. В первоначальном виде церковь сохранялась до пожара 1837 года. В 1839 году ее восстановил архитектор Василий Стасов в приближении к первоначальному виду. Долгие годы церковь являлась домашним храмом императорской семьи. С 1917 года этот храм использовался как музейное помещение.


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  22 января 2019

По стародавнему обычаю, при дворах русских Государей всегда имелся храм, украшенный благолепно и богато. Этот обычай сохранился и после переноса столицы в Петербург, поэтому, когда Б. Растрелли разрабатывал проект нового, четвертого по счету Зимнего дворца, он разместил придворную церковь в юго-восточной части второго этажа, на месте существовавшей в третьем дворце, которую 19 октября 1735 г. освятил архиепископ Феофан (Прокопович).

Закладка увенчанного куполом храма состоялась 14 октября 1753 г., но к отделке его долго не приступали. Только через шесть лет зодчий подал чертеж „лепному и живописному убранству“, выдержанному в барочном стиле. За роспись купола взялись итальянцы К. Цукки и Ф. Мартини, алтарной части – Д. Венерони, за лепку – Дж.Б. Джани. С тщательностью проектируя все детали отделки, Растрелли с особым вдохновением сочинил эскизы иконостаса, сени и кафедры, по которым работали резчики И. Дункер и Л. Роллан. Образа в трехъярусном иконостасе исполнил И.И. Бельский с братьями и И.Я. Вишняков. Евангелистов в парусах и плафон „Воскресение Христово“ в притворе написал незадолго до этого приехавший из Италии Ф. Фонтебассо.

Когда архиепископ Новгородский Димитрий 6 апреля 1762 г. освящал законченный дворец, собор не был еще готов, и потому вместо него освятили временную Воскресенскую церковь. Только через год, 12 июля 1763 г., архиепископ Гавриил освятил собор, который свое название получил во имя образа Спасителя, написанного в 1693 г. Ф.Ф. Ухтомским. Он находился в моленной при алтаре и был украшен золотой ризой с бриллиантами.

Из-за промерзания купол внутри храма заменили в 1764–1765 г. плоским потолком, который украсили иллюзорной живописью А. Перезинотти и И. Бельский с „командою“. Вскоре в собор поступили из Оружейной палаты в Москве несколько золотых крестов и сосудов, принадлежавших в XVII веке русским Царям, позолоченные кресты-мощевики (в том числе крест, которым митрополит Филарет благословил на царство боярина Михаила Романова) и серебряный крест с частью Ризы Господней, Животворящего Древа и тернового венца Спасителя. В 1831 г. плащаницу „по образу старой“ написал акад. А.Е. Егоров.

Так как собор в основном использовался для торжественных служб, то 10 января 1768 г. архиепископ Новгородский Димитрий для частного обихода освятил в северо-западной части дворца малую придворную церковь Сретения (первая церковь с таким названием появилась еще при Екатерине I). Лепкой ее украсил вышеупомянутый мастер Джани. После опустошительного пожара 1837 г. эта церковь была восстановлена В.П. Стасовым на том же месте и освящена 1 февраля 1839 г. митрополитом Киевским и Галицким Филаретом. Во время восстановления дворца службы шли в походной церкви, установленной в Шепелевском доме. В двухъярусном иконостасе работы В. Бобкова были поставлены спасенные от огня образа, на стенах повешены новые, исполненные академиком Т.А. Неффом. Золоченый барочный орнамент в малой церкви выполнил И. Дылев, скульптуры – И. Герман, плафон по рисунку Т.А. Неффа написал Н.А. Майков. В конце XIX века в ризницу малой церкви поступил золоченый серебряный крест с мощами Трех Святителей и частицей Животворящего Древа, происходивший из афонского монастыря Пантакратор.

Большой собор после пожара восстанавливал тоже В.П. Стасов, которому было велено сделать это „с возможной точностью… в прежнем виде“, хотя нужных для этого чертежей оказалось ничтожно мало. Значительная часть убранства была на сей раз выполнена не из дерева, а из папье-маше скульпторами Д. Аджом и Ю. Штрейхенбергом, кариатиды и статуи – В.И. Демут-Малиновским и П.В. Свинцовым. Золоченый иконостас, сень и кафедру вырезал по рисункам зодчего мастер П. Кретан. Иконы были в основном взяты прежние, спасенные при пожаре, живопись в плафоне возобновил П.В. Басин, евангелистов на парусах написал Ф.А. Бруни, роспись „под лепку“ – П. Медичи. Посреди храма было повешено прежнее серебряное паникадило, дополненное и отремонтированное Дж. Банистером. 25 марта 1839 г. митрополит Московский Филарет в присутствии Императорской семьи освятил обновленный однопрестольный собор.

Благодаря Августейшим хозяевам в соборе было собрано немало святынь и ценных художественных произведений. Это прежде всего святыни, подаренные Павлу I Мальтийским орденом: десница св. Иоанна Предтечи, древняя икона Филермской Божией Матери (написанная, по преданию, евангелистом Лукой), находящиеся ныне в Цетинье (Черногория), и золотой ковчег с частью ризы Господней, которые осенью на месяц переносили в Гатчинский собор. В 1850 г. греческий монастырь Влатес поднес Императрице Александре Феодоровне часть чаши Господней с Тайной вечери, заключенную в серебряную оправу, которую она передала в собор. Здесь же хранилась левая рука мч. Марина, присланная из Грузии, ковчежцы с мощами свт. Спиридона и вмч. Георгия, с мощами ап. Иоанна Богослова, с мощами киево-печерских угодников, а также ряд замечательных икон начала XVII века из родового имущества Романовых, редкая плащаница 1602 г. Александр I подарил храму Острожское Евангелие 1580 г. издания. В конце XIX века на крыше дворца была сооружена звонница с пятью колоколами, которые настроил известный знаток колокольного дела прот. А.А. Израилев.

С собором связаны многие события в жизни Императорской семьи: венчания, крестины и панихиды. Отсюда, после литургии, Император Николай II вышел на балкон к народу в день объявления войны Германии. Члены царской семьи обычно молились в моленной, находившейся за алтарем. Посторонние в храм, как правило, не допускались; исключением был престольный праздник, когда из часовни Спасителя приносили Его чудотворный образ. 12 октября, в праздник переноса мальтийских святынь, происходило торжественное богослужение с поминанием Павла I. Такое же богослужение в присутствии Государя и кавалеров Георгиевского ордена свершалось 26 ноября, в Юрьев день.

С 1798 г. настоятели собора, из коих обычно выбирались императорские духовники, именовались протопресвитерами и возглавляли придворное духовенство. Среди них надо отметить Иоанна Иоанновича Панфилова (служил в 1777–1794 гг.), духовника Екатерины II. Предпоследним настоятелем был Александр Петрович Васильев, расстрелянный большевиками в 1918 г., последним – Николай Григорьевич Кедринский.

Собор пострадал при штурме Зимнего большевиками, и богослужения в нем прекратились. В начале 1918 г. храм был вновь открыт, но в апреле его закрыли окончательно. 29 мая 1918 г. Президиум ЦИК Союза коммун Северной области отказал в ходатайстве Братству приходских советов и утвердил решение о ликвидации храма.

Ныне обе церкви заняты выставками Эрмитажа. Образованная еще в 1991 г. община тщетно пытается вернуть собор верующим – администрация его не отдает, ссылаясь на музейные правила.

http://www.encspb.ru/object/2805467476

Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце 9 декабря 2014 года, спустя многие годы, открыта для посетителей. Это событие было приурочено к 250-летию Государственного Эрмитажа. Возрожденный храм стал частью экспозиции "Русская культура второй половины XVIII века".

Реставраторы в точности воспроизвели интерьер и отдельные элементы храмового убранства. Восстановлен иконостас. Часть икон сохранилась, а на месте недостающих - серое полотно: реставраторы надеются, что образа будут найдены, и не заменяют их копиями. В храме выставлены некоторые святыни, связанные с царской семьей - например, принадлежавшие императору Александру II иконы святого Александра Невского, преподобного чудотворца Тита и мученика Поликарпа, а также хранившийся в храме с 1763 года напрестольный крест "Кунерсдорфский" (изготовленный после победы русского оружия под Кунерсдорфом, в ключевом сражении Семилетней войны).

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил, что церковь до революции являлась домовым храмом семьи Романовых. Если с комплексом в Екатеринбурге связаны трагические страницы истории царской семьи, то с церковью Зимнего дворца связаны радостные, светлые события в жизни русских царей и их домочадцев: здесь они венчались, крестили детей, отмечали торжественные даты. По мнению Пиотровского, храм должен нести "прежде всего мемориальную функцию". Богослужения в нем будут совершаться лишь несколько раз в году. В открытии принял участие глава объединения семьи Романовых князь Дмитрий Романович. "В этом месте, связанном с историей моей семьи, я испытываю замечательные чувства", - сказал гость.

Настоятель собора протоиерей Владимир Сорокин передал храму поминальный "Синодик собора Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце" с 5747 именами, состоящий из разделов - "О здравии" и "Об упокоении". В первый включены имена Святейшего Патриарха Кирилла, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, настоятеля храма, руководителей государства и города, директора и сотрудников Государственного Эрмитажа. Во второй - имена всех почивших руководителей и ключевых сотрудников музея, настоятелей и клириков собора, руководителей государства, начиная с Рюрика, петербургских градоначальников и глав основных министерств и ведомств дореволюционной России. Над созданием синодика помимо отца Владимира трудились заведующая отделом рукописей и документального фонда Эрмитажа Елизавета Яковлева, помощник директора Эрмитажа Мария Халтунен, заведующая канцелярией Князь-Владимирского собора Екатерина Карловская.

Придворный собор Зимнего дворца, домовой храм императорской семьи был построен в 1753-1762 годах по проекту Франческо-Бартоломео Растрелли. Храм был освящен 25 июля 1763 года. Икона Спаса кисти Феодота Ухтомского, написанная в 1693 году, находилась в моленной при алтаре. С 1799 года в соборе хранились десница святого Иоанна Предтечи, древняя икона Филермской Божией Матери и золотой ковчег с частью ризы Господней. В конце XIX века на крыше дворца была сооружена звонница с пятью колоколами, которые настроил протоиерей Аристарх Израилев. Последним настоятелем собора (и духовником царской семьи) в 1914-1918 годах был протоиерей Александр Васильев. Храм был закрыт в 1918 году, а в 1922-м передан Эрмитажу. Церковный интерьер был разобран, частично уничтожен в конце 1930-х, помещение храма использовалось как музейная зала. Реставрационные работы велись с 2008 года.

"Вода живая", 09.12.14

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.