Необычное название этот древний православный храм Белого города старой Москвы получил благодаря своей храмовой иконе, на которой был изображён святой Николай Угодник в серебряных сапожках с позолотой. Так и прижилось в народе название храма – церковь Николая Чудотворца в Сапожке (Сапожках). Находилась она вблизи Кремля, на небольшой Сапожковской площади, названной так по имени храма. Раньше, ещё в 1470 году, на этом месте была возведена первая деревянная церковь, освящённая в честь Семеона Святого.
После того как она была разобрана в 1493 году, место долгое время пустовало. В XVI веке храм, посвящённый уже Святителю Николаю, был восстановлен на этом же месте. А в августе 1648 года здесь, напротив Кутафьей башни Кремля, была возведена новая двухшатровая каменная Никольская церковь. В 1788 году к ней, взамен старой шатровой, была пристроена новая колокольня. В таком виде храм просуществовал до 1838 года, пока его не снесли по указу царствовавшего в то время Николая I. Император повелел разобрать церковь, а кирпич и прочий строительный материал использовать для возведения с восточной стороны Манежа полукруглой пристройки, чтобы устроить там домовую церковь с престолом святого Николая Чудотворца, что и было исполнено.
В 1843 году домовая церковь Николая Чудотворца в Манеже была освящена. Она вмещала около пятисот человек. Манежная площадь после сноса церкви Николы в Сапожке приняла конфигурацию, сохранившуюся до нашего времени.
В 1920 году домовая Никольская церковь при Манеже была закрыта, а в 1930 году полностью разрушена. В здании долгое время располагался гараж ВЦИК, пока в 1958 году Манеж не был переоборудован в Центральный выставочный зал Союза художников СССР. Место, где некогда располагалась церковь, можно определить по трём аркам с дверьми со стороны Александровского сада, которые были реконструированы в общем стиле Манежа.