Имя зодчего, создавшего церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках, остаётся загадкой. Однако известно, что нынешний храм возник на месте более раннего - погибшего в пожаре. В то, что святыня восстала из пепла, внёс свою лепту царь Алексей Михайлович. Первый храм на месте нынешней Рождество-Богородицкой церкви появился ещё в ХIV веке. Стоял он в окраинной слободе Путинки, располагавшейся за Тверскими воротами Белого города. В те времена там начинались два тракта, ведущие в Тверь и Дмитров, чуть поодаль простирались "Великие луга". Есть гипотеза, что само наименование "Путинки" восходит к слову "путь", и обозначало оно место, где сходились две дороги. Но существует и иная, более распространённая, версия этого топонима. Согласно преданию, в ХVI веке примерно в районе современного Страстного бульвара возвышался один из загородных дворцов великого князя Московского Василия III. Позже статус здания поменялся - в нём теперь останавливались иностранные послы. Ехать во дворец нужно было по кривым улочкам и переулочкам - "паутинкам", или "путинкам". В этом же районе в ХVI веке находились дома, где проживали выходцы из Подмосковного Дмитрова - в большинстве своём ремесленный и торговый люд, обязанный нести тягловые повинности. Так появилась на карте Москвы Дмитровская слобода. Первоначально она лежала в пределах Белого города, отсюда и происходит название улицы Большой Дмитровки. Впоследствии слобода разрослась за стены Белого города - возникли улица Малая Дмитровка и Малая Дмитровская слобода. Сколько храмов стояло когда-то на месте церкви Пресвятой Богородицы - непонятно. На плане Москвы 1595-1599 годов указана некая церковь в Дмитровской слободе. То же и на плане 1610 года. Возможно, впоследствии она сгорела, и вместо неё возвели новую. Так или иначе, но в 1625 году здесь построили деревянный трёхшатровый храм, освящённый в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Называли его по-разному: церковь на Старом посольском дворе, храмом за Тверскими воротами, церковью на земле Новой слободы... Увы, её век также оказался недолгим - она погибла в пожаре 1648 года. Москвичей крайне раздосадовала потеря храма. Однако вскоре появилась возможность быстро возродить его.
В 1649 году в Москве гостил Патриарх Иерусалимский Паисий. Горожане обратились к нему с просьбой посодействовать построению новой, теперь уже каменной, церкви. Чтобы в будущем обезопасить её от огня, они хотели освятить церковь в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", считавшейся защитницей от огненных бедствий. Высокий гость из Иерусалима идею поддержал. Его изумило то обстоятельство, что во всей России ещё не было ни одного храма в честь этой иконы. И он написал послание царю Алексею Михайловичу. "А мне, богомольцу твоему, - сообщал Патриарх, - о том ведомо учинилось, что, Государь, твое церкви святые Неопалимые Купины в Руси нет, и велми по достоянию быть достоит". Самодержец благосклонно отнёсся к ходатайству высокого гостя и приказал выдать из казны на строительство 300 рублей, а вместе с деньгами ещё и "каменных запасов", то есть стройматериалов. Сумма была по тем временам огромная, к тому же и прихожанам удалось собрать некоторое количество денег. В 1649 году начались работы, но спустя год оказалось, что средств недостаточно. Пришлось в начале 1650 года писать вторую челобитную Алексею Михайловичу. Историк И. Е. Забелин так описывает происшедшее после этого: "Челобитная была доложена государю 27 марта 1650 года с пометою думного дьяка Семёна Заборовского: "Государь велел дать денег четверты сто, против прежней челобитной..." Потом 5 апреля ещё помечено: "Дать деньги с порукой против прежнего...". Спустя два года из казны выделили ещё 100 рублей. В результате на месте сгоревшей церкви выросло здание, возведённое из специально формованного кирпича. Материал был очень дорогим, однако опасность пожаров перевесила все доводы в пользу большей экономии. В итоге решили возводить как бы "два храма в одном". На Руси издревле существовала традиция пристраивать к церкви придел, освящаемый в честь какого-то святого или значимого события. Так получилось и в данном случае. В память о сгоревшем храме его решили посвятить Рождеству Пресвятой Богородицы. А иконе Божией Матери "Неопалимая Купина" посвятили отдельный придел.
Историк искусства И. Э. Грабарь подчёркивал, что в результате церковь получила весьма сложную с архитектурной точки зрения композицию. "Очевидно, строился не только храм Неопалимой Купины, но и вся совокупность храмов с их колокольней, экономически вдвинутой в общую группу. Задача соединения храмов и колокольни в одну группу исполнена превосходно, хотя и не без дефектов в местах соединения", - писал он. Основную часть храма спроектировали максимально похожей на сгоревшую церковь Рождества Пресвятой Богородицы - памятью о последней стали три шатровых верха, под которыми располагался вытянутый с севера на юг четверик. К четверику с запада примыкала небольшая трапезная. Между храмом и приделом иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" на северной стороне возвели оригинальную двухъярусную шатровую колокольню. Сам придел украсили горкой кокошников, а завершению придали вид небольшого шатра на барабане. Его особое значение старались подчеркнуть пышностью убранства. Здесь имелись и сложные карнизы с фигурными валиками, и килевидные наличники, и стрельчатые кокошники, и нечто вроде ожерелья у основания шатра. "Зодчий стремился так разместить храма разнохарактерные объёмы, - отмечал искусствовед М. А. Ильин, - чтобы здание смотрелось преимущественно с одной точки зрения - со стороны Пушкинской площади. Такое построение "главного фасада" не должно удивлять. В ХVII веке, когда возводился храм, здесь стояли каменные стены Белого города. От проездной бышни крепостных укреплений начиналась улица - путь на Дмитров. В её начале и строился храм... с таким расчётом, чтобы показать всю свою затейливость архитектуры именно со стороны выезда из города". Строительные работы завершились в 1652 году. Тогда же храм и освятили.
Храму суждено было войти в историю как одному из последних шатровых храмов в истории Руси (наряду с храмом Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве на западе Москвы, церковью Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках на юго-востоке столицы и некоторыми другими). После изгнания Патриарха Никона, его запрет на строительство шатровых церквей отменят, но бал тогда уже будет править новый стиль - так называемое "московское барокко". В последнее десятилетие ХVII века Рождество-Богородицкая церковь обрела большой звонкий колокол. Его отлил известный мастер Иван Моторин. Творениями его рук были также Большой Успенский колокол московского кремля, главный колокол Киево-Печёрской Лавры, колокол первого Исаакиевского собора в Петербурге. Моторин создал свыше 100 пушек, использовавшихся в сражениях Северной войны 1700-1721 годов. На рубеже ХVII-ХVIII веков вид Богородицкого храма претерпел изменения. К нему пристроили новую широкую трапезную и возвели сторожку с ходом на колокольню. Над трапезной расположилась звонница. Весьма необычно смотрелся появившийся южный придел во имя великомученика Феодора Тирона, как бы "загородивший" южный вход. Внутри храма появилась колонна. Все эти "обновы" были выполнены уже в барочном стиле. Сам храм оставался довольно скромным. Состав церковного причта не менялся: настоятель, диакон и один-два пономаря.
Удивительным образом Рождество-Богородицкий храм пережил пожар Москвы 1812 года. Находившиеся рядом с ним усадьбы сгорели дотла. В соседний Страстной монастырь ворвались французы, расселились в монашеских кельях, разграбили монастырское имущество, устроили в обители магазин. Сам Наполеон ехал к Кремлю по Тверской и не мог не заметить Богородицкого храма. Но церковь уцелела - в ней только на две недели прекратилась служба. Ко второй половине ХIХ века церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках сильно обветшала (сказался и пожар Москвы 1812 года), настала пора приступить к её ремонту и обновлению. В 1856 году на звоннице храма зазвенели четыре новых колокола. Спустя восемь ле возвели новое шатрове крыльцо с западной стороны и была проведена реставрация церкви под руководством известного архитектора Н. В. Султанова. Тогда же началось научное изучение памятника. Далеко не каждая церковь могла похвастаться таким вниманием к себе, какое вызывал Богородицкий храм. Художники и фотографы с удовольствием запечатлевали его. Из посвящённых церкви работ видно, что её внешний облик в это время не раз менялся. Главы красили то в зелёный, то в золотистый цвет, шатры разрисовывали в шашечку... В начале ХХ века вокруг храма стали строиться многоэтажные здания, доходные дома и церковь потерялась среди окружающей среды. После Октябрьской революции храму пришлось столкнуться с куда более серьёзным вызовом, нежели строительством доходных домов. Стоящая в самом центре города церковь не могла не мозолить глаза адептам новой атеистической власти.
В 1929 году власти закрыли храмы на территории расположенного неподалёку Высоко-Петровского монастыря. На протяжении нескольких лет в Богородицкой церкви служила его братия, здесь же нашла приют часть братии ликвидированной Свято-Смоленской Зосимовой пустыни. В 1935 году был расстрелян последний батюшка, настоятель Богородицкого храма владыка Варфоломей (Ремов). В конце 1930-х годов Рождество-Богородицкую церковь закрыли. существует легенда, согласно которой 22 июня 1941 года её должны были взорвать. В тот день было явно не до подрыва храма, а в годы тяжких испытаний для страны отношение властей к Церкви изменилось к лучшему. После закрытия храма, в здании располагались разнообразные конторы. В конце концов, бывшую церковь превратили в репетиционный зал московской дирекции "Цирка на сцене". Состояние храма и до этого оставляло желать лучшего, после же репетиций с собаками и обезьянами он был доведён до критического состояния. К счастью, до сноса дело не дошло.
В 1959-1960 годах в церкви провели комплексную реставрацию под руководством архитектора Н. Н. Свешникова. Вместе со своими помошниками Свешников буквально по кирпичу перебрал всё здание от пола до куполов. Крыльцо, перестроенное в ХIХ веке, при этом по возможности освободили от позднейших наслоений, вернув ему первоначальный "шатровый" вид. Шедевр "русского узорочья" был спасён. Достаточно качественная реставрация, правда не обошлась без накладок. Реставраторы ограничились устройством одной-единственной двери, ведущей непосредственно в трапезную часть церкви, из-за чего в неё можно было попасть прямо с улицы. Стоит сказать - в те времена едва ли думали, что святыню снова будут использовать по прямому назначению. Однако произошло чудо, и в конце 1980-х годов Богородицкий храм возродился.
В 1990 году столичные власти приняли решение о передаче церкви верующим, и тогда же она получила статус Патриаршего подворья. Настоятелем был назначен игумен Серафим (Шлыков), трагически погибший при невыясненных обстоятельствах в ночь с 1 на 2 февраля 1991 года. Первую божественную литургию отслужили 24 августа 1991 года, и этот день можно считать вторым днём рождения храма. В течение нескольких лет после возобновления богослужений удалось провести восстановительные работы как в основном помещении, так и в обоих приделах. Стены пришлось расписывать заново, в приобретении икон помогали прихожане и просто неравнодушные люди. Среди последних были актёры театра "Ленком", бас-гитарист группы "Звуки Му" Александр Липницкий, лидер группы "Аквариум" Борис Гребенщиков и другие. Некоторые образа передали прямо с таможни - это были украденные иконы, предназначавшиеся для продаж на иностранных аукционах. Часть средств на восстановление церкви выделила в 1990-е годы мэрия Москвы. Большой вклад в восстановление храма внёс Александр Абдулов, по инициативе которого во дворе театра им. Ленинского комсомола с конца 1980-х годов проходил фестиваль "Задворки", средства от которого направлялись на восстановление храма. Абдулов также стал режиссёром фильма-концерта "Задворки-3, или Храм должен оставаться Храмом", весь сбор от которого также был перечислен в фонд восстановления церкви Рождества Богородицы в Путинках. 5 января 2008 года в этом храме прошло отпевание Александра Абдулова. Сегодня храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках вновь живёт полноценной приходской жизнью.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №27, 2013 г.