Церковь Николая Чудотворца «Большой Крест» (также известна как «Никола Большой Крест») — московский православный храм, построенный в конце XVII века и снесённый в 1934 году. Главный престол храма был освящён во имя Успения Пресвятой Богородицы, придел — во имя Николая Чудотворца.
Церковь построена на средства московских купцов Филатьевых недалеко от Ильинских ворот. Строительство началось в 1680 году, закончено было в 1688. Храм считается одним из первых примеров переработки архитектурного типа приходского храма, сложившегося в середине XVII века. Он представляет собой высокий, вытянутый четверик на подклете, расчленённом на четыре яруса по горизонтали. Архитектурным новшеством стало отделение колокольни (которая в 1819 году была надстроена двумя ярусами) от четверика, отсутствие трапезной (обычно служившей для соединения четверика и колокольни), уменьшение размера абсид и придела. Как в Архангельском соборе, в членениях фасадов использовалась ордерная декорация, не отражающая настоящей структуры здания — храм не имел этажей, внутреннее пространство было цельным. Во внешнем оформлении присутствовала некоторая эклектичность — в колонках первого яруса использован дорический ордер, на втором ярусе — коринфский, а в третьем пилястры сложной формы, однако благодаря удачно подобранному соотношению размеров и форм целостность постройки не была нарушена. Окна, расположенные соответственно членению по ярусам, различались размером, формой и оформлением. Так, на нижних ярусах окна имели прямоугольную форму и были обрамлены резными наличниками с разорванными фронтонами. На третьем, невысоком, ярусе располагались восьмигранные окна, оформленные белокаменными узорными рамами. Завершался четверик ложными закомарами. Пять глав храма являлись многогранными, имели витые колонны на углах и были окружены кокошниками.
Название «Никола Большой Крест» храм получил в народе так по приделу Николая Чудотворца и по реликвии храма — в нём находился большой (свыше двух метров) деревянный крест, изготовленный по заказу Филатьевых. Этот крест был сделан по образцу креста, изготовленного патриархом Никоном в Крестном Онежском монастыре Архангельской губернии на острове Кие. В кресте находились 165 мощевиков с частицами мощей различных святых, помимо мощей святителя Николая, располагавшихся по центру креста. Кроме этого деревянного креста в храме хранился напрестольный крест, сделанный в 1680 году подьячим Андреем Городецким и икона Всех Святых, написанная в 1700 году Кириллом Улановым. Имелся обычай приводить в этом храме к «крестному целованию» — присяге, людей, ведущих судебные тяжбы.
В 1928 году храм был отреставрирован. После выхода Декларации митрополита Сергия община храма оказалась одной из «непоминающих», то есть не согласных с декларацией и отказывающихся поминать на службе советское правительство и митрополита Сергия (Старогородского). Приход храма Николы «Большой Крест» стал своеобразным центром московского сообщества «непоминающих», поддерживал общение с другими общинами, не признающими митрополита Сергия главой Церкви, туда приезжали исповедоваться и причащаться люди из других городов. Настоятель храма, отец Михаил Любимов считал, что «…ни в коем случае нельзя допустить, чтобы верующие признавали Сергианскую церковь, так как это ведет к некоторому примирению с существующим строем…»
Осенью 1931 года храм был закрыт, и община через некоторое время продолжила литургическую жизнь в маленьких домашних церквях. В 1932 году большинство из подпольщиков были арестованы и попали в заключение. В 1934 году храм был разрушен вместе с колокольней, на месте храма в настоящее время пустырь
http://mosved.com/index/cerkov_nikolaja_chudotvorca_bolshoj_krest/0-42
Церковь Николая Чудотворца «Большой Крест» (что у Крестного целования) (улица Ильинка, ныне сквер между домами 13-21). Построена в 1680—89 гг. на средства архангелогородских купцов Филатьевых, возможно, при участии мастеров Оружейной палаты. Здание, сооружённое в стиле зрелого московского барокко, представляло собой одно из самых оригинальных произведений русского зодчества конца XVII в. Чрезвычайно высокий трёхсветный на подклете четверик храма с трёхчастной скруглённой апсидой и папертью-галереей венчало тесно сдвинутое пятиглавие. На галерею вели две крутые лестницы, начинавшиеся у юго-западного угла подклета и поднимавшиеся к южным и западным входам в храм. Белокаменное убранство памятника, используя декоративные приёмы предшествующих эпох, во многом предвосхищало художественные формы, получившие широкое распространение в зодчестве рубежа XVII-XVIII вв. Фасады четверика завершались широким 2-ярусным антаблементом. В нижнем ярусе антаблемента помещались шестигранные окна в ажурных резных обрамлениях, в верхнем — ряды кокошников, заполненных ребристыми раковинами-гребешками. Такие же раковины располагались в основаниях гранёных барабанов глав, украшенных золочёными звёздами. Фасады членились колонками с композитными капителями. Большие прямоугольные окна первого и второго света были обрамлены колончатыми, с изящными фигурными навершиями наличниками. В церкви хранился огромный двухметровый крест с 156 частицами мощей. Разобрана в 1933 г. Золочёный иконостас храма в настоящее время находится в трапезной Троице-Сергиевой лавры (Московская область).
П.Н. Шармин. Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия 1992
http://enc-dic.com/enc_moscow/Cerkov-nikolaja-chudotvorca-bolsho-krest-1261.html
Летом 1933 г. разрушители культуры снесли одно из красивейших московских зданий – церковь святителя Николая, стоявшую на старинной московской улице Ильинке и прозывавшуюся в народе «Никола Большой крест». Возведена она была в 1680-1688 гг. богатыми купцами из Архангельска – братьями Филатьевыми, заказавшими построить себе такое великолепие, которое бы прославляло не только Господа, но и самих храмоздателей, их щедрость и ревность к богоугодным делам. Как и водилось тогда, часть церковного здания была оставлена храмоздателям – нижний этаж служил усыпальницей, а в собственно же церковь вели два входа через крыльцо, поднятое на трех арках и прекрасно украшенное архитектурной резьбой по белому камню. Изящное здание было почти квадратным в плане, вытянутым в высоту и необыкновенно стройным; второй и третий ярусы были украшены капителями, а большие окна фасада здания обрамлялись пышными наличниками (подобными можно сейчас любоваться на Преображенской церкви Новодевичьего монастыря). Однако, самое необыкновенное было наверху здания – здесь неведомый нам гениальный мастер в нижнем ярусе двухъярусного завершения поместил шестигранные окна, великолепной и необычной для архитектуры Москвы формы, а верхний заполнил ребристыми раковинами, столь полюбившимися русским мастерам после фрязина Алевиза Нового, построившего Архангельский собор в Кремле за полтора века до того. Такие же раковины зодчий поместил и в основание вытянутых шеек всех пяти куполов, украшенных рельефными звездами.
Интерьер церкви был подстать ее внешнему виду. Украшением его был резной величественный иконостас, похожий более на произведение ювелирного искусства. Достопримечательностью храма, от которой он и получил свое название, был высокий, в три аршина высотой (более двух метров) деревянный крест, устроенный теми же братьями Филатьевыми, в котором были заключены 120 частиц мощей различных святых. Рядом с церковью стояла колокольня, выстроенная одновременно с ней, но увенчанная псевдоготическим завершением после пожара 1812 г.
Разрушили это чудо русской архитектуры под предлогом, что церковь своим крыльцом выходит далеко на тротуар и мешает движению. Сначала в августе 1933 г. сломали крыльцо, а потом принялись и за саму церковь, и через некоторое время на ее месте была лишь безобразная груда кирпича.
http://www.рпонк.рф/article/eid711.php