ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Москва. Церковь Николая Чудотворца "Большой Крест".

Никола Большой Крест


Москва. Церковь Николая Чудотворца
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Нарышкинский
Год постройки:1680.
Год утраты:1934
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Москва, ул. Ильинка [сквер между д. 13 и 21]

Координаты: 55.756136, 37.628686



Сортировка:

Церковь Николая Чудотворца "Большой Крест", 1930-1933 годами (направление съемки — запад)<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
1930-1933 годами (направление съемки — запад)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1933
Церковь Николая Чудотворца "Большой Крест", Колокольня.Церковь Николы Большой Крест.1920-1930 годами (направление съемки — юго-запад)<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Колокольня.Церковь Николы Большой Крест.1920-1930 годами (направление съемки — юго-запад)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1930
Церковь Николая Чудотворца "Большой Крест", Вострышев, Шокарев "Москва православная. Все храмы и часовни."<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Вострышев, Шокарев "Москва православная. Все храмы и часовни."
Андрей Агафонов
1 января 1925
Церковь Николая Чудотворца "Большой Крест", Вострышев, Шокарев "Москва православная. Все храмы и часовни."<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Вострышев, Шокарев "Москва православная. Все храмы и часовни."
Андрей Агафонов
1 января 1925
Церковь Николая Чудотворца "Большой Крест", Фото с сайта http://sontucio.livejournal.com<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото с сайта http://sontucio.livejournal.com
Андрей Агафонов
1 января 1920
Церковь Николая Чудотворца "Большой Крест",  Снято 23.02.1913 г. Фотограф: А.А. Губарев	Фото с http://oldmos.ru/old/photo/view/106027<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Снято 23.02.1913 г. Фотограф: А.А. Губарев Фото с http://oldmos.ru/old/photo/view/106027
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
23 февраля 1913
Церковь Николая Чудотворца "Большой Крест", фото с сайта https://pastvu.com/p/56182<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
фото с сайта https://pastvu.com/p/56182
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1912
Церковь Николая Чудотворца "Большой Крест", Фото из книги Красовский - Очерк истории московского периода древне-русского церковного зодчества. (1911)<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото из книги Красовский - Очерк истории московского периода древне-русского церковного зодчества. (1911)
Андрей Агафонов
1 января 1911
Церковь Николая Чудотворца "Большой Крест", Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913
Андрей Агафонов
1 января 1910
Церковь Николая Чудотворца "Большой Крест", Фотоснимок с дореволюционной фотокарточки.<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фотоснимок с дореволюционной фотокарточки.
Алексей Кротов
1 июля 1900
Церковь Николая Чудотворца "Большой Крест", Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Николая Чудотворца "Большой Крест",  Источник: «Москва. Соборы, монастыри и церкви (1883 год). Кремль и Китай-город» (Издание Н.А.Найденова)	 Фотограф: «Шерер, Набгольц и К»
фото с http://oldmos.ru/old/photo/view/951
<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Источник: «Москва. Соборы, монастыри и церкви (1883 год). Кремль и Китай-город» (Издание Н.А.Найденова) Фотограф: «Шерер, Набгольц и К» фото с http://oldmos.ru/old/photo/view/951
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1882
Церковь Николая Чудотворца "Большой Крест", Рис. из журнала "Нива"<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1 января 1870
Церковь Николая Чудотворца "Большой Крест", Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913
Андрей Агафонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Олег Матвеев
 
Олег МатвеевАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 июня 2012

В степенной книге 16 века упоминается церковь Николы Большой Крест как стоящая "вне града", то есть за городской стеной. Это могло быть только до 1534-1538 гг., когда строили Китайгородскую стену. В 1680 году взамен старой церкви архангелогородским купцом Филатьевым была построена новая каменная церковь.  Церковь славилась нарядным крыльцом, резьбой по камню, ажурными крестами на пятиглавии. Храм сверкал нарядным блестящим убранством с бледно-голубой окраской. Подклет служил в тоже время и товарным складом. В храме по обету его создателей был воздвигнут огромный, саженной высоты крест со 156 частицами мощей. Храм был одним из наиболее известных и красивых в Москве. О его убранстве можно судить по иконостасу, который ныне находится в Трапезной церкви Троице-Сергиевой Лавры. Храм был снесен в 1933 году. Прихожане перешли в церковь Сербского подворья на Солянке.

По книге: "Сорок Сороков". Автор-составитель П.Г. Паламарчук. Москва, АСТ Астрель, 2004 г.


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 декабря 2014

Церковь Николая Чудотворца «Большой Крест» (также известна как «Никола Большой Крест») — московский православный храм, построенный в конце XVII века и снесённый в 1934 году. Главный престол храма был освящён во имя Успения Пресвятой Богородицы, придел — во имя Николая Чудотворца.

Церковь построена на средства московских купцов Филатьевых недалеко от Ильинских ворот. Строительство началось в 1680 году, закончено было в 1688. Храм считается одним из первых примеров переработки архитектурного типа приходского храма, сложившегося в середине XVII века. Он представляет собой высокий, вытянутый четверик на подклете, расчленённом на четыре яруса по горизонтали. Архитектурным новшеством стало отделение колокольни (которая в 1819 году была надстроена двумя ярусами) от четверика, отсутствие трапезной (обычно служившей для соединения четверика и колокольни), уменьшение размера абсид и придела. Как в Архангельском соборе, в членениях фасадов использовалась ордерная декорация, не отражающая настоящей структуры здания — храм не имел этажей, внутреннее пространство было цельным. Во внешнем оформлении присутствовала некоторая эклектичность — в колонках первого яруса использован дорический ордер, на втором ярусе — коринфский, а в третьем пилястры сложной формы, однако благодаря удачно подобранному соотношению размеров и форм целостность постройки не была нарушена. Окна, расположенные соответственно членению по ярусам, различались размером, формой и оформлением. Так, на нижних ярусах окна имели прямоугольную форму и были обрамлены резными наличниками с разорванными фронтонами. На третьем, невысоком, ярусе располагались восьмигранные окна, оформленные белокаменными узорными рамами. Завершался четверик ложными закомарами. Пять глав храма являлись многогранными, имели витые колонны на углах и были окружены кокошниками.

Название «Никола Большой Крест» храм получил в народе так по приделу Николая Чудотворца и по реликвии храма — в нём находился большой (свыше двух метров) деревянный крест, изготовленный по заказу Филатьевых. Этот крест был сделан по образцу креста, изготовленного патриархом Никоном в Крестном Онежском монастыре Архангельской губернии на острове Кие. В кресте находились 165 мощевиков с частицами мощей различных святых, помимо мощей святителя Николая, располагавшихся по центру креста. Кроме этого деревянного креста в храме хранился напрестольный крест, сделанный в 1680 году подьячим Андреем Городецким и икона Всех Святых, написанная в 1700 году Кириллом Улановым. Имелся обычай приводить в этом храме к «крестному целованию» — присяге, людей, ведущих судебные тяжбы.

В 1928 году храм был отреставрирован. После выхода Декларации митрополита Сергия община храма оказалась одной из «непоминающих», то есть не согласных с декларацией и отказывающихся поминать на службе советское правительство и митрополита Сергия (Старогородского). Приход храма Николы «Большой Крест» стал своеобразным центром московского сообщества «непоминающих», поддерживал общение с другими общинами, не признающими митрополита Сергия главой Церкви, туда приезжали исповедоваться и причащаться люди из других городов. Настоятель храма, отец Михаил Любимов считал, что «…ни в коем случае нельзя допустить, чтобы верующие признавали Сергианскую церковь, так как это ведет к некоторому примирению с существующим строем…»

Осенью 1931 года храм был закрыт, и община через некоторое время продолжила литургическую жизнь в маленьких домашних церквях. В 1932 году большинство из подпольщиков были арестованы и попали в заключение. В 1934 году храм был разрушен вместе с колокольней, на месте храма в настоящее время пустырь

http://mosved.com/index/cerkov_nikolaja_chudotvorca_bolshoj_krest/0-42

Церковь Николая Чудотворца «Большой Крест» (что у Крестного целования) (улица Ильинка, ныне сквер между домами 13-21). Построена в 1680—89 гг. на средства архангелогородских купцов Филатьевых, возможно, при участии мастеров Оружейной палаты. Здание, сооружённое в стиле зрелого московского барокко, представляло собой одно из самых оригинальных произведений русского зодчества конца XVII в. Чрезвычайно высокий трёхсветный на подклете четверик храма с трёхчастной скруглённой апсидой и папертью-галереей венчало тесно сдвинутое пятиглавие. На галерею вели две крутые лестницы, начинавшиеся у юго-западного угла подклета и поднимавшиеся к южным и западным входам в храм. Белокаменное убранство памятника, используя декоративные приёмы предшествующих эпох, во многом предвосхищало художественные формы, получившие широкое распространение в зодчестве рубежа XVII-XVIII вв. Фасады четверика завершались широким 2-ярусным антаблементом. В нижнем ярусе антаблемента помещались шестигранные окна в ажурных резных обрамлениях, в верхнем — ряды кокошников, заполненных ребристыми раковинами-гребешками. Такие же раковины располагались в основаниях гранёных барабанов глав, украшенных золочёными звёздами. Фасады членились колонками с композитными капителями. Большие прямоугольные окна первого и второго света были обрамлены колончатыми, с изящными фигурными навершиями наличниками. В церкви хранился огромный двухметровый крест с 156 частицами мощей. Разобрана в 1933 г. Золочёный иконостас храма в настоящее время находится в трапезной Троице-Сергиевой лавры (Московская область).

П.Н. Шармин. Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия 1992

http://enc-dic.com/enc_moscow/Cerkov-nikolaja-chudotvorca-bolsho-krest-1261.html

Летом 1933 г. разрушители культуры снесли одно из красивейших московских зданий – церковь святителя Николая, стоявшую на старинной московской улице Ильинке и прозывавшуюся в народе «Никола Большой крест». Возведена она была в 1680-1688 гг. богатыми купцами из Архангельска – братьями Филатьевыми, заказавшими построить себе такое великолепие, которое бы прославляло не только Господа, но и самих храмоздателей, их щедрость и ревность к богоугодным делам. Как и водилось тогда, часть церковного здания была оставлена храмоздателям – нижний этаж служил усыпальницей, а в собственно же церковь вели два входа через крыльцо, поднятое на трех арках и прекрасно украшенное архитектурной резьбой по белому камню. Изящное здание было почти квадратным в плане, вытянутым в высоту и необыкновенно стройным; второй и третий ярусы были украшены капителями, а большие окна фасада здания обрамлялись пышными наличниками (подобными можно сейчас любоваться на Преображенской церкви Новодевичьего монастыря). Однако, самое необыкновенное было наверху здания – здесь неведомый нам гениальный мастер в нижнем ярусе двухъярусного завершения поместил шестигранные окна, великолепной и необычной для архитектуры Москвы формы, а верхний заполнил ребристыми раковинами, столь полюбившимися русским мастерам после фрязина Алевиза Нового, построившего Архангельский собор в Кремле за полтора века до того. Такие же раковины зодчий поместил и в основание вытянутых шеек всех пяти куполов, украшенных рельефными звездами.

Интерьер церкви был подстать ее внешнему виду. Украшением его был резной величественный иконостас, похожий более на произведение ювелирного искусства. Достопримечательностью храма, от которой он и получил свое название, был высокий, в три аршина высотой (более двух метров) деревянный крест, устроенный теми же братьями Филатьевыми, в котором были заключены 120 частиц мощей различных святых. Рядом с церковью стояла колокольня, выстроенная одновременно с ней, но увенчанная псевдоготическим завершением после пожара 1812 г.

Разрушили это чудо русской архитектуры под предлогом, что церковь своим крыльцом выходит далеко на тротуар и мешает движению. Сначала в августе 1933 г. сломали крыльцо, а потом принялись и за саму церковь, и через некоторое время на ее месте была лишь безобразная груда кирпича.

http://www.рпонк.рф/article/eid711.php


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 октября 2016

Николая, святителя, Большой Крест церковь

Церковь Николы «Большой крест» на Ильинке, может быть, являлась самым ярким памятником московского посада – гимном русскому купечеству. Огромная высота храма объяснялась не только демонстрацией амбиций храмоздателей, богатейших архангельских купцов Филатьевых, явившихся в Москву в конце XVII века, но и функциональными соображениями – его подклет служил складом товаров. Храм над подклетом в данном случае символизирует покровительство храмоздателю и защиту его сокровищ.

По упоминанию в Степенной книге XVI века древнейший храм на этом месте датируется не позже 1530-х гг. – еще до сооружения Китайгородской стены. В 1680 г. купцы Филатьевы построили на старом месте новую каменную церковь, посвященную Успению Пресвятой Богородицы, затмившую своей красотой и величием все московские храмы. В 1697 г. возвели придел в стиле «московское барокко» – восьмерик на четверике. Храм, как это часто бывало, именовался по приделу – Никольским. Название «Большой крест» или «что у крестного целования» связано с воздвижением заказчиками храма обетного саженного креста с 156 частицами мощей. Крестным целованием здесь приводили к присяге тех, кто участвовал в тяжбах в кремлевских царских приказах.

Здание храма, хотя и повторяло традиционную схему посадской пятиглавой церкви с сомкнутым сводом, трехчастным алтарем и приделом с северной стороны, отличалось простотой кубовидного, но сильно вытянутого главного объема. Такое впечатление вызвано отсутствием трапезной и галерей, и заменой их папертями-крыльцами с лестничными сходами. Белокаменный декор поражал тонким знанием европейской системы оформления архитектурных фасадов. Четкая ордерная сетка, наложенная на стены, превращала храм в пятиярусную башню, возносящую в небо торжественное пятиглавие. Если вспомнить, что это было время правления царевны Софьи и князя В.В. Голицына, страстных поборников западноевропейских форм в архитектуре, то ничего удивительного в применении классического ордера в отделке здания нет. Достаточно вспомнить надвратные церкви Новодевичьего монастыря и Грановитую палату Московского Кремля – ее белокаменные ордерные наличники с колонками в виде виноградных лоз, сменившие по инициативе Голицына первоначальные окошки XV века.

Но удивляет высочайший класс воспроизведения ордерных элементов и всей системы в целом. И.Е. Забелин перечисляет неслыханные доселе архитектурные новинки, украшавшие церковь Николы «Большой крест»: базы, капители, флемованные дорожки, циротные травы, кронштейны и прочее. Даже мотив восьмиугольных окон, без которых трудно представить нарышкинские храмы, здесь появляется впервые. Фасады церкви представляют собой типичнейшую схему светских зданий Западной Европы эпохи позднего Возрождения. Очень характерно «поэтажное» деление стены на неравные горизонтальные пояса в сочетании с ордерными вертикалями, распределенными по ярусам. Оконные наличники, в свою очередь, также представляют собой виртуозную разработку ордерной тематики. Сюда же нужно отнести и богато украшенные резьбой белокаменные крыльца со сходами. В это время увлеченность европейскими формами в наружной декорации зданий носила, отчасти, сословный характер, была призвана демонстрировать принадлежность заказчика к узкому кругу просвещенной элиты. Поэтому подавляющее большинство мастеров, специализирующихся по декору – резчики по камню и керамисты – были заняты на таких объектах, как Измайлово, Новодевичий монастырь, палаты Голицына. Но главные силы были все же сосредоточены на строительстве церкви Николы «Большой крест» – памятнике, сильно опередившем свое время и ставшим поистине энциклопедией европейских форм в русской архитектуре. Очевидно, богатейшим Фплатьевым удалось «перекупить» лучших мастеров на свой строительный объект. Об этом свидетельствует весьма скромный облик современных с ним храмов знатных вотчинников, скупость и даже незаконченность их отделки (церковь в Зюзине и другие).

Какие же мастера могли осуществить столь выдающуюся постройку? После победоносной русско-польской войны 1654–1667 гг., начавшейся вследствие воссоединения Украины с Россией, в Москву было призвано множество иноземных мастеров из Смоленска, Витебска, Могилева, Полоцка, Вильно, Гродно, которые начали работы по украшению кремлевских теремов и церквей «немецкой фигурной резьбой» в стиле Возрождения.

Внутреннее убранство храма не уступало наружному. Клиросы из белого камня и дерева были украшены пышной «флемской» резьбой. Особым великолепием отличался золоченый резной иконостас. После варварского сноса церкви в 1933 г., ее иконостас был перенесен в Троицко-Сергиеву лавру и в 1945 г. помещен в трапезной, иконостас которой был уничтожен в 1920 г.

Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 февраля 2017

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что слывет «Большой Крест», с приделом Николая Чудотворца стенами, крышею, иконостасами и иконами цела, утварь и ризница лучшая спасена, а некоторая ограблена. Придел освящен и производятся в нем богослужения, а настоящая к освящению готова. Приходских 8 дворов – сгорели.

Священник Илья Андреев, у него собственный каменный дом сгорел; диакон Петр Васильев, дьячок Степан Григорьев, у него собственный каменный дом сгорел; пономарь Василий Алексеев, у него собственный каменный дом сгорел.

Скворцов Н.А. «Материалы для истории церквей Московской епархии в эпоху войны 1812 года». Выпуск 1. Москва, «Русская Печатня». Садово-Триумфальная, 1911 г.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  15 октября 2017

Церковь Николая Чудотворца «Большой Крест», существовавшая ранее, находилась на Ильинке, близ Ильинских ворот; построена была в 1689–97 гг. архангелогородскими купцами братьями Филатьевыми.

Главный престол – Успения Пресвятой Богородицы, а Николая Чудотворца – придел. В церкви находился большой крест с частицами мощей многих святых, устроенный теми же Филатьевыми. Он деревянный, в 3 аршина высотой, сделан по образцу креста, устроенного патриархом Никоном на острове Кии близ г. Онеги.

Церковь представляет собою особенно изящный памятник архитектуры в стиле барокко. Среди красивых подробностей обращают на себя внимание снаружи пышно украшенные южный и западный входы, а внутри величественный иконостас. Колокольня построена в одно время с самим храмом, но верх ее изменен в 1819 г.

«Указатель церквей и часовен Китай-города». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, д. № 14, 1916 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.