«…Воскресенские ворота с Иверской часовней.
Снесенные в 1929-1931 годах ворота с часовней были восстановлены в 1995 году в том виде, какой имели в царствование Федора Алексеевича в ХVІІ веке. По чудотворной Иверской иконе Божией Матери эти ворота чаще называли Иверскими, или Святыми. Фигура ангела, держащего крест, была установлена на крыше часовни, как считают, по предложению Александра I.
По древнему обычаю императоры и императрицы, въезжая в Москву, останавливались у Воскресенских ворот и молились в часовне перед входом в Кремль. Поклон перед Иверской часовней совершали и простые паломники, приближаясь к самому центру древней столицы. Эти ворота являются уцелевшей (а точнее, восстановленной) частью стены, которая шла от Никольских ворот вокруг всего Китай-города. В высоту и длину ворота примерно одинаковы (25,5 и 24 м соответственно), а в ширину около 8,5 м.
Зарешеченные окошки с темной слюдой были устроены, согласно преданию, по просьбе московских цариц и царевен, чтобы они могли наблюдать за торжественными крестными ходами и въездом в Кремль иностранных послов. Белые углубления в стене, идущие прямо над воротами («стоки»), предназначены для того, чтобы лить растопленную смолу и кипяток на головы неприятелей. К счастью, ими никогда не пришлось пользоваться.
В старину здесь были только небольшие проходные ворота в стене Китай-города. При Алексее Михайловиче в ХVІІ веке прорубили проезд, который стал считаться главным. Соответственно новому значению ворот при них устроили часовню, куда по обычаю поставили вратарную икону, одолженную на соседнем подворье Николо-Перервинского монастыря (сейчас сам монастырь восстановлен на ул. Шоссейной, 82). Среди прочих этот список Иверской иконы выделялся только тем, что был прислан с благословением от афонских монахов. Слава к этому образу пришла позднее,
На груженых подводах в Китай-город ездили так, что вскоре привели ворота в совершенную ветхость. Чтобы уберечь государственную собственность, Федор Алексеевич в 1680 году повелел разделить проездной проем надвое и сделать арки: одну для въезда, другую для выезда. А посередине между ними устроил часовенку, обозначенную как «деревянная храмина с чуланом». Так деревянной она и была до середины XVIII столетия.
Над воротами с двух сторон в киотах были изображены преподобный Сергий, Георгий Победоносец, св. Федор Стратилат (небесный покровитель царя Федора Алексеевича) и московские святители Петр и Алексий. Сегодня небольшие иконы этих святых над арками восстановлены (за исключением иконы св. Федора Стратилата).
В 1689 году правительница Софья повелела поставить над воротами икону Воскресения Христова с наружной стороны Красной площади и впредь именовать их Воскресенскими.
Иверская часовня была самой знаменитой в старой Москве, тем не менее и се, как и все прочие часовни в городе, уничтожили в 1722 году по указу Святейшего Синода, принятого под давлением Петра I. Однако вскоре восстановили в 1727 году, по смерти императора.
Во время великого пожара 1737 года при Анне Ивановне ворота вместе с часовней сгорели. Иверскую икону удалось вынести, все прочие погибли. Ворота опять восстановили. Новая деревянная часовня перед ними вскоре приобрела настолько неприглядный вид, что в апреле 1742 года накануне коронации Елизаветы Петровны ее пришлось разобрать, а икону оставить просто на стене под небольшим навесом. Три года икона находилась под открытым небом. Это не являлось каким-то святотатством по отношению к ней, поскольку в таком состоянии пребывают все вратарные образа, то есть устанавливаемые на воротах для духовного ограждения какого-либо места. В октябре 1745 года каменная часовня была все-таки устроена, но не столько для сохранности иконы, сколько для удобства богомольцев и украшения самих ворот.
После коронации Екатерины II в 1762 году возникла традиция украшать эти ворота при торжественных въездах в Кремль, и у них появилось еще одно название Триумфальные. Здесь императоров и императриц встречали московские митрополиты с духовенством и Сенатом, и далее начиналась торжественная часть шествия через Красную площадь и Спасские ворота до Успенского собора. Также и покидая Москву, императорские особы совершали последний поклон перед Иверской.
В 1756 году в помещении над городской святыней была устроена первая в России гражданская типография Московского университета, находившегося в соседнем здании. Старинная чудотворная Иверская икона после сноса часовни в 1929 году была перенесена в церковь Воскресения Христова в Сокольниках
Иверская икона Божией Матери. Нынешняя икона представляет собой список с древней Иверской святыни. Она была написана на Афоне по просьбе святейшего патриарха Алексия I, привезена в Москву в октябре 1995 года и постав лена в часовне. Иверская икона была одной из самых почитаемых в старой Москве.
В 1648 году в Москву был прислан по просьбе будущего патриарха Никона из Иверского монастыря на Афоне список известной иконы Богоматери «Победоносица». Он предназначался для задуманного монастыря на Валдае и в Москве был скопирован (по другим данным, в столице остался афонский список). Московская икона находилась сначала в Николаевском Перервинском монастыре, который и соорудил для нее первую часовню на нынешнем месте (ок. 1660 года). Имея в виду защитно-охранительную силу афонской реликвии, стерегущую ворота греческой обители, и надеясь на такую же помощь московского списка, здешнюю икону также именовали Вратарницей.
До революции 1917 года в часовне имелось два образа. Один стоял здесь, а второй в течение всего года возили по домам для совершения молебнов. Считалось необходимым хотя бы раз принять в своем доме «Иверскую при освящении жилища, в разных житейских нуждах и просто из благочестия. Это был таинственный и красивый обряд, сохранявшийся неизменным даже в начале ХХ века. Возили святую икону из дома в дом по ночам. Перед каретой, запряженной четверкой лошадей, скакал всадник с факелом. Кучеры на козлах сидели без шапок и в сильный мороз обвязывали головы платками. Официально никакой цены за молебен не назначалось, надо было просто сообщить о своем желании и договориться о дне. Каждый сам жертвовал на Иверскую сколько хотел.
Чудотворными почитались оба списка. Один из них был похищен французами в 1812 году, но вскоре заменен новым. И на том и на другом образе были драгоценные ризы, один имел золотой оклад и корону из драгоценных камней. При нашествии Наполеона этот образ временно эвакуировали в Муром.
После сноса Воскресенских ворот с часовней один образ был перенесен в храм Воскресения Христова в Сокольниках (возле станции метро «Сокольники»), а второй в церковь Николая Чудотворца в Кузнецах (Вишняковский пер., 15, у станции метро «Новокузнецкая»).
Согласно преданию, во время иконоборческих гонений в Византии эту икону пронзил копьем один из воинов-иконоборцев, и из нее потекла кровь. С тех пор Иверскую Богоматерь изображают с небольшой ранкой на лике. Сегодня Иверский образ в часовне окружает множество икон, в том числе российских новомучеников: св. великой княгини Елисаветы и священномученика Владимира (на западной стене)…»
Источник: Кремль. Красная площадь. Путеводитель / М.: Национальное географическое общество, Издательский дом «Вече», ИП Юдаков И.Ю., 2010, стр. 178-181