ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Москва. Кремль. Церковь Воздвижения Креста Господня.

Церковь Распятия Христова


Москва. Кремль. Церковь Воздвижения Креста Господня
Церковь. Не действует.  
Престолы:Воздвижения Креста Господня
Год постройки:Между 1679 и 1681.
Архитектор:О.Д. Старцев (подрядчик)
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Москва, Кремль, Соборная пл.

Координаты: 55.750729, 37.616329



Кремль. Церковь Воздвижения Креста Господня, Центральная глава комплекса Теремных церквей, принадлежащая церкви Воздвижения Креста Господня<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Центральная глава комплекса Теремных церквей, принадлежащая церкви Воздвижения Креста Господня
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
29 марта 2019
Кремль. Церковь Воздвижения Креста Господня, Фото с сайта https://pastvu.com<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото с сайта https://pastvu.com
Андрей Агафонов
1967
Кремль. Церковь Воздвижения Креста Господня, Фото из книги П. Паламарчук "Сорок Сороков"<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото из книги П. Паламарчук "Сорок Сороков"
Андрей Агафонов
1916
Кремль. Церковь Воздвижения Креста Господня, http://нэб.рф/catalog/000199_000009_004208647/viewer/<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_004208647/viewer/
Андрей Агафонов
1916
Кремль. Церковь Воздвижения Креста Господня, http://нэб.рф/catalog/000199_000009_004208647/viewer/<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_004208647/viewer/
Андрей Агафонов
1916



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 ноября 2016

Распятия Христова (Воздвижения Креста Господня) церковь в Кремле (Соборная площадь).

Построена царем Федором Алексеевичем в 1681 г. над северным приделом Верхоспасского собора. Этой церкви принадлежит центральная из одиннадцати глав теремных церквей. Прежде в церковь вела крутая каменная лестница, теперь попасть в нее можно, только пройдя через хоры церкви Воскресения Словущего. Длина храма – менее семи метров, ширина – четырех. В алтаре имеется проход на кровлю Грановитой палаты. Пол состоит из плит черного и белого мрамора. Храм перекрыт сомкнутым сводом, на нем сохранилась более поздняя роспись. Здесь хранится Распятие, сделанное «в точную меру» (то есть по точным размерам) Честного Животворящего Креста Господня. Горельефную фигуру распинаемого Иисуса Христа в 1687 г. выполнил прославленный резчик из Новоспасского монастыря старец Ипполит. Считается, что этот храм менее всего пострадал от переделок.

Убранство его имеет оттенок стиля барокко. Связано это с тем, что в это время в Кремле работали многие мастера, использовавшие западные приемы в работе. Сохранился медный чеканный четырехъярусный иконостас с деревянными деталями, выполненный в 1680-е гг. по чертежу знаменитого царского мастера Карпа Золотарева. В 1781 г. иконостас чинили, но, по-видимому, не вносили в него изменений. Образы, находящиеся в иконостасе, выполнены в редкой, так называемой «тафтяной» технике, для которой характерно сочетание живописи на атласном шелке (написаны лики и кисти рук) и многокомпонентной аппликации из текстиля и золоченой бумаги (для изображения облачений и фона), смонтированных на массивных досках. Иконы, хранящиеся в иконостасе, были выполнены в 1680 г. царским мастером Василием Познанским в «фламандском стиле». Мастер, предположительно, пользовался для их написания образцами с фламандских гравюр. По преданию, образа вышиты мелким жемчугом и бисером самими царевнами. Карпом Золотаревым выполнены также слюдяные киоты, в которых сохраняются иконы со сценами Страшного Суда и Страстей Господних, писанные царскими иконописцами Иваном Салтановым и Иваном Безминым.

В храме сохранились деревянные двери XVI века, отделяющие его от храма Воскресения Словущего, перенесенные из церкви в Троицком-Голенищеве. Храм не пострадал ни в одном из кремлевских пожаров. После революции был закрыт. Свободного доступа в него нет.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни".


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 октября 2024

«…Эта малая церковь (площадь се всего 25 кв. м) сопредельна храму Воскресения Словущего и расположена над Верхоспасским собором. При самом входе в храм находится небольшая молельня, где царь Алексей Михайлович уединялся для молитвы в дни строгого поста и по другим особым случаям. Здесь раньше стояло распятие, сделанное в точную меру подлинного Креста Господня, найденного св. царицей Еленой на Голгофе в ІV веке. Подобно подлинному Кресту Христову, распятие было сделано из дерева трех разных пород (кедра, бука и кипариса), с горельефным изображением Иисуса Христа. В алтаре над жертвенником находится икона на холсте «Поклонение Кресту». На ней рядом с римским императором св. Константином и его матерью св. Еленой изображены царь Алексей Михайлович, его первая супруга Мария Ильинична и патриарх Никон.

В резном золоченом иконостасе стоят уникальные иконы XVII века. Только лики и руки святых на них написаны краской, а одежды и фон выклеены из шелковых тканей разной фактуры, с вкраплениями бисера и мелких жемчужин. Предполагают, что создатель икон иконописец Василий Познанский - в качестве образца использовал фламандские гравюры, а старинную технику аппликации перенял у русских царевен и монахинь Вознесенского монастыря,

По сторонам иконостаса в особых киотах находятся два интересных образа, на которых Богоматерь аллегорически отождествлена с Луной, а Христос - с Солнцем. Эти светила изображены у их ног. Хотя большинство сюжетов представляют Страдания Христа на Голгофе, общее убранство создаст в церкви светлую и умиротворенную атмосферу…»

Источник: Кремль. Красная площадь. Путеводитель / М.: Национальное географическое общество, Издательский дом «Вече», ИП Юдаков И.Ю., 2010, стр. 126-127



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.