ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Шедевры деревянного зодчества

Авторская подборка красивых, исторически и архитектурно

    значимых сохранившихся деревянных храмов России             

               с учётом местности и года их возведения. 

             

                                                                           ТРУДНЫЙ  ПУТЬ  РУССКОГО  ХРАМОВОГО  ДЕРЕВЯННОГО  ЗОДЧЕСТВА     

                                                                              

                                                                          1. Истоки и становление деревянной церковной архитектуры на Руси

Деревянное зодчество является одним из наиболее значительных, выдающихся и самобытных проявлений художественной культуры русского народа, восходящее к народной архитектуре восточнославянских племён. Значение дерева в строительстве и архитектуре возрастало с расселением восточнославянских племён на север и северо-восток, где обильно произрастали хвойные породы деревьев, наиболее пригодные к строительству. Плотницкое ремесло на Руси было хорошо развито ещё задолго до принятия христианства, поэтому особых проблем с возведением православных культовых построек после Крещения не возникало. Навыки и знания по возведению первых христианских храмов русские плотники брали из исторического наследия, которая оставила нам языческая Русь. Элементы предыдущей языческой культуры наверняка были использованы плотниками при постройке первых русских храмов, хотя в церковных кругах это не приветствовалось.

О том, какова была древнерусская деревянная церковная архитектура, письменные источники сохранили мало сведений. Согласно летописям, первым православным храмом в столице Киевской Руси была деревянная церковь Илии Пророка. По преданию, она была построена киевскими князьями Аскольдом и Диром около 945 г. Ильинский храм находился на стрелке рек Днепра и Почайны. В 988 г. он был единственным в городе, и крещение Руси могло совершаться только у его стен.

Новгородская I летопись Старшего извода упоминает о деревянном храме Софии, Премудрости Божией в Новгороде. Его сооружение датируется концом Х в. Построен собор был по благословению первого новгородского епископа Иоакима Корсунянина. Храм был рублен из дубового леса и имел 12 (по другим, более поздним данным — 13) верхов. Можно с уверенностью предположить, что это было сложное архитектурное сооружение, требовавшее большого опыта мастеров. Летописец сообщает, что храм сгорел в 1045 г.

На протяжении XI-XVI вв. в русском церковном деревянном зодчестве, вне всякого сомнения, постепенно шёл процесс изменения форм и завершений культовых построек, но при этом сохранялись и старые формы. Основным типом возводимых храмов в это время была клеть, крытая двускатной кровлей. Храмовая постройка выглядела как обычная русская изба, с той лишь разницей, что на коньке двускатной крыше стоял крест, возможно, на постаменте, как, к примеру, это сделано уже значительно позже, в 1719 г., при строительстве Никольской церкви на Никольском Дроковановском погосте Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Чтобы подчеркнуть величие храма по сравнению с господствующей жилой и хозяйственной застройкой, постепенно двускатную кровлю стали поднимать, так образовалась клинчатая кровля. Примером храма с таким верхом может служить церковь Воскресения Христова, первоначально построенная в 1699-1700 гг. в селе Билюково Юрьевского уезда Владимирской губернии. В 1982 г. церковь была перевезена в город Плёс Ивановской области. 

Для лучшей выразительности храмовой постройки постепенно на Руси начал вырабатываться шатровый тип завершений церквей, правда, первые шатровые кровли, а, скорее всего четырёхскатные колпаки, стоящие на клетях, вряд ли могли сильно отличаться по высоте от двускатных клинчатых завершений. Примером такой постройки до недавнего времени могла служить Никольская церковь, первоначально построенная в 1717 (по др. данным — в 1700) г. в селе Новинки Устюженского уезда Новгородской губернии. В 1987 г. была перевезена в село Даниловское, где в 1996 г. сгорела.

Постепенно шатры на храмах становятся восьмигранными — они лучше выдерживают ветровую нагрузку. Основанием для такого шатра становится восьмерик, который стал ещё выше подниматься над клетью жилых изб. Для него специально начали строить срубы-восьмерики, поднимающиеся от самой земли. Так возникли первые круглые деревянные храмы. При одинаковой длине брёвен сруба круглые (восьмерики «от пошвы») храмы более вместительны, чем обычная клеть. Наиболее ранним известным примером такой постройки по праву может считаться церковь Рождества Иоанна Предтечи, построенная приблизительно 1440 - 1462 гг. на Ледском погосте Шенкурского уезда Архангельской губернии. Храм разобран около 1876 г.

Шатёр в церковных кругах стал трактоваться как купол, т.к. форму византийского купола чрезвычайно трудно передать в дереве.

Наряду с двускатными и шатровыми кровлями на Руси в то время применялись и бочечные завершения. Этот тип кровли является одним из древних покрытий на Руси. Первоначально бочкой крыли храмовые прирубы, алтари, украшали рундуки хоромных и храмовых крылец, а, видимо, чуть позднее начали покрывать бочкой и центральный сруб церкви. Примером бочечного покрытия основного объёма и алтаря служит церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, возведённая в 1719-1725 гг. в Ямецкой пустыни Онежского уезда Архангельской губернии.

                                                                              2. Влияние деревянного зодчества на каменное строительство

Влияние деревянного зодчества на начавшееся массовое каменное строительство первоначально было огромным. Так, на появившихся в XVI в. каменных шатровых храмах, давшего миру такие памятники архитектуры как церковь Вознесения Господня (1532 г.) в селе Коломенское и церковь Спаса Преображения (2-я четв. XVI в.) в селе Остров, отчётливо прослеживается большое влияние русского деревянного зодчества. Историки связывают их появление с подъёмом русского национального государства, образовавшегося в процессе борьбы с татаро-монгольским игом.

Ещё большее влияние русского деревянного зодчества на каменную архитектуру прослеживается у Благовещенской церкви (1677 г.) села Тайнинское. Весь декор западного крыльца этого храма был взят из деревянной архитектуры.  

                                                                  3. Развитие деревянного зодчества после Никоновской церковной реформы

Первый ощутимый удар по деревянному зодчеству в середине XVII в. нанёс патриарх Никон. Предписание точно следовать византийским канонам выдвинуло требование строить церкви «о пяти верхах, а не шатром», хотя никаких документальных подтверждений запрещения Никоном таких покрытий не имеется, более того, самый большой деревянный шатёр в России над каменной церковью построил сам патриарх в Новоиерусалимском Воскресенском монастыре под Москвой.

                                                                                                      А. Новые виды завершений храмов

Никоновская церковная реформа и её последствие в области деревянного церковного строительства, привела к возникновению новых видов завершений: крещатых бочек, кубоватых покрытий и грушевидных куполов, на которые можно было ставить не одну, как на шатёр, бочку или двухскатную клинчатую кровлю, а пять глав.

Храмы с новыми завершениями, как правило, носили локальное распространение. Так, завершение «шатёр, стоящий на крещатой бочке» был распространён, главным образом, в сёлах и на погостах, находящиеся по берегам Пинеги, Мезени и их притоков.  Ныне сохранилась Одигитриевская церковь, построенная в 1709 г. в селе Кимжа Мезенского уезда Архангельской губернии.

В это же время в сёлах и на погостах, стоящих по берегам реки Онеги и её притоков, а также на Поморском берегу Белого моря, шло строительство клетских храмов с кубоватыми покрытиями. В качестве примера можно привести церковь Михаила Архангела, которая построена в 1715 г. на Архангельском погосте Каргопольского уезда Олонецкой губернии.

Грушевидные купола были распространены только в сёлах и на погостах в бассейне реки Вага, левого притока реки Северной Двины. Они, как правило, ставились на храмы, построенные по типу «восьмерик на четверике». Примером такого храма может служить Никольская церковь, построенная в 1790 г. в селе Григорово Вельского уезда Вологодской губернии

Сочетание новых форм завершений храмов с древними традициями русского деревянного зодчества во второй половине XVII - начале XVIII веков привело к возникновению многоглавых завершений. Примером такого храма может служить церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1673-1678 гг. на Бережнодубровском погосте Пудожского уезда Олонецкой губернии. Основной объём храма имеет 9 глав: по четыре — на рёбрах куба и на бочках, и одна центральная, стоящая на возвышающемся постаменте.

                                                                                                                    Б. Новые типы храмов

Одновременно с новыми завершениями на Руси появляются и новые типы храмов. Стремление к высотности объемно-пространственной композиции способствовало появлению и дальнейшему развитию ярусных храмов. Самая старая сохранившаяся ярусная церковь Иоанна Богослова, находится в селе Богослов на реке Ишня, под Ростовом Великим. Она построена в 1687-1689 гг.

Приблизительно с середины-второй половины XVII в. на Руси возникают и получают распространение крещатые церкви, которые имели в плане равноконечный крест с центральным объёмом в виде квадратной клети или равностороннего восьмерика. Такие храмы позволяли значительно увеличить площадь моленного помещения, а в южном и северном прирубах основного объёма создать дополнительные придельные церкви. Вторым, не менее важным, преимуществом таких храмов — на них легче поставить пятиглавие. В качестве примера крещатого храма можно привести церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенную в 1694 г. в селе Нелазское Череповецкого уезда Новгородской губернии.

Недостатком крещатых построек можно считать их приземистый силуэт. Поиски преодоления этого недостатка увенчались успехом благодаря созданию на всех четырёх прирубах храма ступенчатой конструкции, а ярусы основного восьмерика являлись как бы продолжением ступеней прирубов. Так, простые русские плотники постепенно подошли к своему творческому венцу - выдающемуся творению, которому нет равному в мире — созданию ступенчатых храмов, каждая ступень которых украшалась главами, стоящими на бочках. Примером ступенчатого храма является Преображенская церковь Спасо-Кижского погоста, построенная в 1714 г. в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии.

Следует отметить, что новые типы храмов и формы их завершений были разработаны и стали применяться не благодаря негласному запрету строительства шатровых храмов — они давно зрели в глубинах русского сознания, только Никоновская церковная реформа ускорила их появление.

                                                                                                  4. Упадок русского деревянного зодчества

Большой урон деревянному зодчеству оказало возрастающее влияние каменной архитектуры. Это начало проявляться ещё с XVII в. в больших городах. Постепенно это влияние распространилось и на всю Россию. Со второй половины XVIII в. русское деревянное зодчество начало постепенно угасать. Это сказалось как в подражании и заимствовании конструктивных элементов и даже в целом облика каменной постройки, так и в уменьшении доли возводимых деревянных церквей. Многие старые деревянные храмы шли под слом, взамен их возводили кирпичные церкви.

25 декабря 1800 г. император Павел I издал указ «О непозволении строить деревянные церкви вновь, на место погорелым». Хотя строительство новых храмов взамен обветшавших соответствующим указом запрещено не было, фактически деревянное церковное строительство по всей России было остановлено. Так, к примеру, только в одной Архангельской губернии объемы каменного церковного строительства в первой трети XIX в. достигли исторического максимума, не превзойденного по сей день. При этом терялся опыт плотницкого мастерства.

Нереалистичность Высочайшего запрещения на строительство деревянных церквей была очевидна сразу же, и постепенно из него был сделан ряд исключений - было разрешено строить церкви в Сибири, в западных губерниях и в бедных селениях, не имеющих средств на каменное строительство. Окончательно запрет на строительство деревянных храмов был отменен  лишь при императоре Николае I указом от 28 октября 1835 г.

В XIX веке процесс деградации в русском деревянном зодчестве многократно усилился. В этот период массово старым храмам придавали вид каменных, в результате этих «поновлений» сруб храма, имеющий свою неповторимую естественную красоту, скрывали под унылой тёсовой обшивкой и окрашивали, а переливы осинового лемеха на главах сменяли на металлическое свечение жестяного покрытия. 

Дошло даже до того, что в циркулярном предписании Министерства государственных имуществ от 16 января 1858 г. сказано: «… сообразно простому быту и понятию прихожан в постройках сих надлежит отстранить всякие излишние украшения, а конструкцию оных до того упростить, чтобы как первоначальное возведение, так и последующие починки могли быть исполнены местными мастерами и самими крестьянами». Тогда же был выпущен «Атлас сельских деревянных церквей». Так начиналось типовое, или, как тогда говорили, образцовое возведение храмов. 

Некоторый подъём деревянного зодчества наблюдался в конце XIX - начале ХХ вв., когда в 1870-х гг. народнические идеи в политике пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI—XVII вв. Примером храма этого периода можно назвать Троицкую церковь, построенную в 1912-1913 г. в дачной местности Наташино Московского уезда.

                                                                                          5. Состояние храмовых построек в Советском Союзе

В 1920-1930-х гг. ситуация резко изменилась. За исключением самых западных районов Псковской области, отошедшие Латвии и Эстонии, повсеместно прекратилось строительство новых церквей, многие храмы закрывались. Разрушение деревянных храмов приобрело катастрофический размах. За этот период и последующий до 1990-х гг. страна потеряла более 80% наиболее ценных памятников церковного деревянного зодчества. В послевоенное время оставшиеся наиболее ценные храмы, как выразители подлинной народности, были объявлены памятниками архитектуры и на бумаге взяты под охрану государства. Небольшая часть из них стали предметом специальных реставрационных исследований и охраны, началось создание музеев деревянного зодчества под открытым небом. Хотя подавляющее большинство построек непопавших в этот список продолжали разрушаться, а иногда и сгорали. Средства на их консервацию и дальнейшую реставрацию практически не выделялись. 

Новое разрушительное наступление властей на русские храмы произошло в начале 1960-х гг. Тогда были закрыты и уничтожены многие ценные, остававшиеся ещё действующими, храмы.

                                                                                               6. Деревянное зодчество в современную эпоху

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. произошли изменения в политической жизни страны. Был снят запрет на новое храмовое строительство. В крупных городах и в районах, имеющие достаточные денежные средства, начались ремонтно-реставрационные работы на старых храмах для превращения их в действующие; развернулось строительство новых деревянных церквей и часовен.

С тех пор уже прошло 30 лет, но в числе вновь возводимых деревянных церквей, настоящих «сокровищ» деревянного зодчества пока маловато. Следует отметить, к примеру, хорошую работу архитекторов и плотников по воссозданию в 2005-2006 гг. в Невском Парклесхозе Всеволожского района Ленинградской области Покровской церкви (1708 г.) Вытегорского погоста Олонецкой губернии, обмеренной А. В. Ополовниковым и сгоревшей от поджога в 1963 г.

Более подробная информация о построенных наиболее красивых и интересных новых деревянных храмах содержится в моей подборке «Красивые и интересные новые храмы России».

Необходимо коснуться вопроса реставрации существующих старых (исторических) построек. Первые в России положительные попытки сохранения наиболее ценных исторических церквей были предприняты ещё в начале ХХ века. Так, в 1906 г. церковь Петра и Павла, построенная в 1788 г. на Пучугском погосте Сольвычегодского уезда Вологодской губернии из-за подмыва водами Северной Двины, с разрешения Императорской археологической комиссии, была перенесена дальше от берега. Сборка церкви на новом месте производилась по обмерам архитектора Д. В. Милеева.

 Другим примером грамотной реставрации начала ХХ в. может служить Никольская церковь села Зачачье Холмогорского уезда Архангельской губернии. Она первоначально была построена в 1686-1687 гг. на основе сруба старой церкви Емецкого острога и к началу ХХ в. подошла в ветхом состоянии. Ныне сохранившаяся Никольская церковь была построена в 1910-1915 гг. по обмерам и на месте предыдущего храма из новых материалов.

Крупномасштабная реставрация памятников деревянного зодчества в советское время развернулась только после Великой Отечественной войны. В реставрации деревянных памятников того времени преобладали тенденции, выражавшиеся в нацеленности на раскрытие памятника от позднейших наслоений и достижение художественной целостности образа. Примером такой научной, грамотной реставрации может служить Преображенская церковь Кижского погоста Петрозаводского уезда Олонецкой губернии, да и практически все церкви и часовни, перевезённые в музеи деревянного зодчества, расположенные во многих уголках нашей Родины. Все эти постройки во время реставрации были лишены своих «крашенных ящиков» (тёса), в которые они были поставлены при «благолепном поновлении» XIX - начала ХХ вв., а их главы вновь стали переливаться осиновым лемехом вместо жестяного сияния. При этом А. В. Ополовников видел оптимальное реставрационное решение памятника в восстановлении до обшивочного облика, но с возможным сохранением некоторых позднейших пристроек, причём он дифференцировал наслоения на те, которые искажают первоначальный традиционный облик памятника, и на те, которые нейтрально сочетаются с первоначальным основным объёмом. Если первые однозначно предлагалось удалять, то вторые вполне могли быть сохранены.

В 1990-х гг. как в политике, так и в реставрационном деле наметились негативные «либеральные» подходы. Их приверженцы, как правило, искусно маскируют свои истинные намерения, используя термины: «исторические», или «аналитические (фрагментарные)» подходы.

Исторический подход предполагает сохранение на памятнике всех его перестроек и изменений, т. е. того облика, который имел храм на 1917 г.

Фрагментарный, или аналитический подход предусматривает сохранение за различными частями здания разновременного облика. Древнейшая часть здания, по мнению создателей этого метода, может быть раскрыта от обшивки, что позволяет продемонстрировать художественную ценность традиционной деревянной постройки. При этом сохранение позднейших завершений, пристроек, крылец и прочих прирубов, как будто подчеркивает древность главного и не создает впечатление недостоверных воссозданий.

После таких «реставраций» храмы получат невыразительный внешний вид, не раскрывающий всю красоту русского деревянного зодчества, а при фрагментарном подходе, к тому же, в облике храма одновременно будут присутствовать элементы разных исторических эпох, а в целом постройка не будет соответствовать никакому историческому периоду. Правда, храм после завершений реставрационных работ будет прочным, но о красоте русского деревянного зодчества можно будет забыть. К тому же обшитые доски будут способствовать гниению сруба (из-за худшей проветриваемости и просыхания) и более быстрому распространению огня в случае пожара. Всё это попросту выброшенные «на ветер» реставрационные казённые средства — обычная либеральная ситуация.

Примеров таких «реставраций» за последние десятилетия накопилось немало. Возьмём, к примеру, Успенскую церковь, стоящую с 1674 г. в селе Варзуга (Терский район Мурманской области). После реставрационных работ 2004-2008 гг. храм вновь «одели» в унылый тёс и покрасили.

В современное время наблюдается тревожная тенденция в отношении восстановления старинных церквей и часовен, которые были переданы Церкви и не состоящие на учёте Государства, как памятники архитектуры, но представляющие определённый исторический и архитектурный интерес. Эти храмы, долгое время использовавшиеся не по своему назначению, к 2000-м гг. пришли в ветхое, а в большинстве случаях — в аварийное состояние. Вместо того, чтобы провести научное исследование и грамотную реставрацию, на худой конец, за неимением средств, простую консервацию, некоторые священнослужители, не имея знаний в области архитектуры и искусства, и не обладая развитым чувством прекрасного, при ремонте своих храмов наносят им большой, а подчас непоправимый ущерб. А иногда их просто сносят, под предлогом «зачистки территории от мусора», или строительства нового храма, хотя места для такого строительства рядом со старом храмом предостаточно. Примеров с 1990-х годов накопилось много. Приведём лишь два из них. 

В селе Яныль Кукморского района республики Татарстан в 1907 г. была построена деревянная церковь Петра и Павла. Хотя в 1930-х гг. властями храм был закрыт, в народе к нему всегда было бережное отношение, поэтому церковь хорошо сохранилась. Постройка не являлась памятником архитектуры и поэтому на учёте не числилась. В начале 2000-х гг. храм был возвращён Церкви, а в 2011 г., в результате «благолепного поновления», церковь приобрела новый облик. Всё это безобразие, по всей видимости, создавалось на средства прихода. Поднятая общественность в защиту этого храма, заставила Министерство культуры Республики Татарстан приказом № 236-од от 27.03.2018 поставить эту церковь на учёт, как выявленный памятник архитектуры. А столько ещё таких храмов ждут своей очереди?

В конце 2024 г. пришли сведения о сносе не находящегося на государственной охране Покровской церкви в селе Покровское Семеновского района Нижегородской области. Церковь, построенная в 1851 г., до последнего момента сохраняла свой архитектурный облик, хотя в 2000-х гг. обрушился свод купола основного объема, но стены ещё стояли, а состояние колокольни и вовсе не вызывало существенных опасений. Храм ещё можно было отреставрировать и поставить в строй действующих. К концу октября 2024 г. на месте разобранного здания оставалась одна колокольня, но и её будущее предрешено. 

В небогатых районах страны, в русской глубинке, до сих пор продолжается процесс интенсивного обезлюдевания сёл и деревень. По данным интернет-издания, за прошедшие 30 лет с развала СССР в стране не стало 37 тыс. населенных пунктов. Еще 25 тыс. находятся на грани вымирания, в них осталось по 5-7 стариков. В таких местностях многие храмы, простоявшие «без пения» весь ХХ в., к 2000-м гг. подошли в состоянии руин. Такие постройки, к большому огорчению, уже не подлежат восстановлению. Да и восстанавливать в этих местах уже не для кого.

Часть построек, стоящие без должного ухода и внимания, по разным причинам сгорели. Среди этого списка имеются и наиболее ценные храмы. Так, к примеру, из-за поджога 10.08.2018 в Кондопоге (республика Карелия) сгорела уникальная Успенская церковь, построенная в 1774 г.

По информации, предоставленной Александром Бокаревым, только в 2024 году в России произошло как минимум семь случаев утраты деревянных исторических церквей. Кроме того, несколько построек получили серьёзные повреждения в результате обрушений.

Не хотелось заканчивать повествование на такой печальной ноте, но жизнь повернуть назад нельзя ... Что имеем — не храним, потерявши — плачем.

                                                                                                                              ____________

Более подробно о русском деревянном зодчестве можно ознакомиться из моих работ:

     

                                                                                                  ОСНОВЫ  СОСТАВЛЕНИЯ  ДАННОЙ КОЛЛЕКЦИИ

                   

Современная классификация деревянных храмов, берущая своё начало с рубежа ХIХ-ХХ веков, подразделяет церковные постройки на 6 типов: клетские, шатровые, ярусные, кубоватые, купольные и многоглавые храмы. На наш взгляд, такая классификация устарела, так как не в полной мере освещает конструктивные особенности самих построек, а только, в основном, их завершения. Поэтому, основным критерием группировки церквей и часовен в данной коллекции была взята конструкция основного объёма храма, как наиболее важной части постройки, в значительной степени влияющего на архитектурный облик храма. Все остальные прирубы: алтарь, трапезная с приделами или без них, притвор, галерея и крыльцо, хотя в значительной степени также влияющие на архитектурный облик постройки, являются в данном случае второстепенными.

Конструкция основного объёма, как известно, задаётся планом первых венцов сруба и может изменяться в процессе строительства ярусностью постройки, а для крещатых храмов - ещё высотой и формой прирубов. Исходя из этого, всю совокупность построек русских деревянных храмов (церквей и часовен) по конструкции можно сгруппировать на три основных типа, на основу которых легла данная коллекция:

В свою очередь, каждую из этих групп необходимо разделить, в зависимости от наличия или отсутствия ярусов, на две подгруппы. Кроме того, в крещатых постройках необходимо различать тип центрального объёма: клеть или восьмерик, а в последнем - дополнительно следует выделять подгруппу ступенчатых прирубов, у которых завершение четырёх прирубов выполнено ступенями, а ярусы основного восьмерика являются как бы продолжением ступеней прирубов. 

С учётом вышесказанного, полная классификация деревянных храмов (точнее - их основных объёмов) может быть представлена следующим образом:

Клетские храмы:

Круглые храмы:

Крещатые храмы:

Все эти конструктивные подтипы легли в основу данной коллекции. При этом следует отметить, что небольшие постаменты и барабаны под главу на скатных и бочечных кровлях, на клетях под бочки, включая крещатые, а так же каскадные кровли клетских церквей, ярусами основного объёма в коллекции не считаются.

В свою очередь, завершения храмов, построенных в традициях русского деревянного зодчества, можно сгруппировать в следующие 6 типов:

                                                                                                            _______________________________

        

                                                                             КОЛЛЕКЦИЯ  "ШЕДЕВРЫ  РУССКОГО  ДЕРЕВЯННОГО  ЗОДЧЕСТВА"

                                             

   В настоящей коллекции представлены шедевры Русского деревянного зодчества нашей страны, построенные до 1917 года и сохранившиеся до нашего времени. Коллекция состоит из пяти частей, в которых находятся 10 групп православных храмов, объединённых общей конструкцией основного объёма.

   Перед Вами, уважаемый читатель, первая часть коллекции, в которую вошли клетские простые (безъярусные) храмы. 

   Остальные части этой коллекции:

   В общий список коллекции вошли 199 объектов, находящиеся в 37 регионах России. Они стоят как городах, сёлах и на погостах, так и в музеях деревянного зодчества. Большинство из нижеперечисленных церквей и часовен в настоящее время освящены и являются действующими, хотя многие храмы находятся в статусе приписных, не имея собственного прихода. Коллекция составлена по состоянию на 1 сентября 2024 года.

   Данная коллекция, используя новую классификацию срубов основных объёмов культовых построек, даёт возможность анализа влияния различных завершений, стоящих на одном типе основного объёма, на художественно-эстетический облик храма, а также, учитывая конструкцию, более точнее подходить ко времени его постройки при неизвестности точной датировки.

   Совокупность различных конструктивных решений составных частей в одной постройке, с правильном вписывании её в окружающую местность, придаёт русским деревянным храмам свой индивидуальный, надолго запоминающийся, неповторимый вид.

               

        

                                                                                   ЧАСТЬ I.   ГРУППА 1.   КЛЕТСКИЕ   ПРОСТЫЕ   (БЕЗЪЯРУСНЫЕ)   ХРАМЫ

                

   Данная группа храмов представлена скатными, шатровыми, бочечными, кубоватыми и многоглавыми видами завершений основного объёма.  Постройки независимо от их типа завершений и церковного назначения (церковь или часовня) расположены в хронологической последовательности их возведения. Список возглавляет самая старая постройка группы.

                      

                                                                                                                                                                                                                                                        II часть --->

                              

             

                                                                                       СПИСОК  КЛЕТСКИХ  БЕЗЪЯРУСНЫХ   ( ПРОСТЫХ )   ХРАМОВ

                                                                                          В список вошли: 44 церкви и 34 часовни в 19 регионах России.  

              



Кижи, остров. Музей-заповедник "Кижи". Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря

Адрес: Россия, Республика Карелия, Медвежьегорский район, о. Кижи, на территории Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника "Кижи"
Год постройки: приблизительно 1391 - 1450
Архитектурный стиль: Клетские храмы

Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Положения Ризы Господней из села Бородавы

Церковь Ризоположения

Адрес: Вологодская обл., Кирилловский р-н, г. Кириллов
Год постройки: 1485
Архитектурный стиль: Клетские храмы

Родионово. Церковь Георгия Победоносца

Георгиевская церковь на Юксовском погосте

Адрес: Ленинградская обл., Подпорожский р-н, д. Родионово, ул. Георгиевская, д. 2
Год постройки: 1522
Архитектурный стиль: Клетские храмы

Лиственка. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Адрес: 187665, Ленинградская область, Бокситогорский район, д. Лиственка
Год постройки: 1599
Архитектурный стиль: Клетские храмы

Юрьево. Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Никулино Любытинского района

Адрес: Россия, Новгородская область, г. Великий Новгород, Музей деревянного зодчества "Витославлицы"
Год постройки: 1599
Архитектурный стиль: Клетские храмы

Ахпойла. Часовня Сошествия Святого Духа

Адрес: Республика Карелия, Пряжинский район, д. Ахпойла
Год постройки: приблизительно 1501 - 1600

Слободской. Церковь Михаила Архангела

Адрес: Кировская область, г. Слободской, парк у Соборной площади
Год постройки: Между 1610 и 1614

Юрино. Церковь Казанской иконы Божией Матери

Казанская церковь

Адрес: Нижегородская обл., Балахнинский р-он, д. Юрино
Год постройки: Между 1614 и 1615
Архитектурный стиль: Клетские храмы

Псков. Церковь Варвары великомученицы

Адрес: Россия, Псковская область, г. Псков, ул. Плехановский посад, д. 14
Год постройки: не ранее 1618
Архитектурный стиль: Клетские храмы

Боровск. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Высоком

Адрес: Калужская область, Боровский район, г. Боровск, Рабочая ул., д. 41
Год постройки: 1650. Впоследствии поновлялась. В 2008-2009 реставрирована методом полной переборки

Пермогорье (Придворные Места). Церковь Георгия Победоносца

Адрес: Архангельская область, Красноборский район, Пермогорское сельское поселение, Пермогорское кладбище
Год постройки: 1665

Тальцы. Церковь Казанской иконы Божией Матери из Илимского острога

Казанская привратная церковь Илимского острога

Адрес: Россия, Иркутская область, Иркутский район, п. Тальцы, д. 20
Год постройки: 1667. В 1679 расширена трапезной, в 1985 восстановлена на новом месте в размерах 1667 г.

Малые Карелы. Музей деревянного зодчества. Церковь Вознесения Господня из села Кушерека Онежского р-на

Вознесенская церковь из села Кушерека

Адрес: Архангельская обл., Приморский р-н, Малые Карелы
Год постройки: 1669
Архитектурный стиль: Кубоватые храмы

Юрьево. Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Троицы Живоначальной из Реконьской пустыни Любытинского района

Адрес: Новгородская область, Великий Новгород, Юрьево
Год постройки: Между 1672 и 1676
Архитектурный стиль: Клетские храмы

Бережная Дуброва. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Рождественско-Пречистенская церковь

Адрес: Россия, Архангельская обл.,Плесецкий р-н, с. Бережная Дуброва
Год постройки: 1678. В 1882 обшита тесом
Архитектурный стиль: Кубоватые храмы, Многоглавые храмы

Нагатинский затон. Музей деревянного зодчества в Коломенском. Церковь Георгия Победоносца из Рождественского (Среднего на Ёрге) погоста

Георгиевская церковь

Адрес: Россия, г. Москва, музей-заповедник "Коломенское", музей деревянного зодчества
Год постройки: 1685. В 2008 вывезена в Москву, в 2010 собрана в музее

Рикасово (Заостровье). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня)

Церковь в Заостровье

Адрес: Архангельская обл., Приморский р-н, мо Заостровское, д. Рикасово
Год постройки: Между 1683 и 1688
Архитектурный стиль: Многоглавые храмы

Юрьево. Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Николая Чудотворца из деревни Тухоля Крестецкого района

Адрес: Новгородская область, Великий Новгород, Юрьево
Год постройки: 1688

Гора. Архитектурно-этнографический музей. Церковь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" из Тохтарёво

Адрес: Россия, Пермский край, Пермский район, с. Хохловка, музей
Год постройки: 1694

Вирма. Церковь Петра и Павла

Адрес: Республика Карелия, Беломорский район, с.Вирма
Год постройки: 1695
Архитектурный стиль: Кубоватые храмы

Юрьево. Музей деревянного зодчества Витославлицы. Часовня Петра и Павла из деревни Гарь Маловишерского района

Адрес: Новгородская область, Великий Новгород, Юрьево, музей деревянного зодчества Витославлицы
Год постройки: 1698
Архитектурный стиль: Клетские храмы

Плёс. Церковь Воскресения Христова на горе Левитана

Церковь Воскресения Христова из села Билюково

Адрес: Россия, Ивановская область, Приволжский район, г. Плёс, гора Левитана, Варваринская ул., д. 16
Год постройки: 1699
Архитектурный стиль: Клетские храмы

Юрьев-Польский. Михаило-Архангельский монастырь. Церковь Георгия Победоносца

Адрес: Владимирская область, г.Юрьев-Польский, Музейный пер.
Год постройки: приблизительно 1600 - 1700

Чусовой. Неизвестная часовня из д. Мохнутино Чусовского района в Парке истории реки Чусовой

Адрес: Россия, Пермский край, Чусовской район, г. Чусовой, Этнографический парк реки Чусовой
Год постройки: приблизительно 1601 - 1700

Большое Пехово. Часовня Тихвинской иконы Божией Матери

Адрес: Новгородская обл., Маловишерский р-н, д. Большое Пехово
Год постройки: приблизительно 1680 - 1700

Гора. Архитектурно-этнографический музей. Церковь Преображения Господня из с. Янидор Чердынского района

Адрес: 614000, Пермская обл., Пермский р-н, с. Хохловка, музей
Год постройки: 1702
Архитектурный стиль: Клетские храмы

Большой Заяцкий, остров. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Андреевская пустынь. Церковь Андрея Первозванного

Адрес: Архангельская область, Соловецкий район, Большой Заячий остров.
Год постройки: 1702

Кимжа (Кимженское). Церковь иконы Божией Матери "Одигитрия"

Одигитриевская церковь

Адрес: Архангельская обл., Мезенский р-н, д. Кимжа (Кимженское)
Год постройки: Между 1700 и 1709

Троицкое. Церковь Троицы Живоначальной

Адрес: Нижегородская область, Воскресенский район, с. Троицкое
Год постройки: 1713
Архитектурный стиль: Клетские храмы

Авдотьино. Часовня Макария Унженского и Желтоводского и Харалампия

Часовня Макария Унженского и Харлампия Мученика

Адрес: Архангельская обл., Плесецкий р-н, д.Авдотьино
Год постройки: 1714

Шелоховская (Архангело). Церковь Михаила Архангела

Адрес: Архангельская обл., Каргопольский р-н, с.Архангело (Шелоховская)
Год постройки: 1715
Архитектурный стиль: Кубоватые храмы

Нижний Починок. Церковь Николая Чудотворца

Спасо-Никольская церковь, Спас-на-Моломе

Адрес: Кировская обл., Опаринский р-н, с. Нижний Починок
Год постройки: 1717

Пяльма. Часовня Илии Пророка

Адрес: Респ. Карелия, Пудожский р-н, д. Пяльма
Год постройки: не ранее 1720

Подгорская (Паяницы). Часовня Михаила Архангела

Адрес: Республика Карелия, Медвежьегорский район, у д. Подгорская
Год постройки: приблизительно 1675 - 1725
Архитектурный стиль: Клетские храмы

Кострома. Музей деревянного зодчества. Церковь Спаса Всемилостивого из с. Фоминское

Адрес: Костромская область, г. Кострома, ул. Просвещения, д. 1, Ипатьевский монастырь
Год постройки: приблизительно 1700 - 1725

Троицкий. Церковь Сергия Радонежского

Церковь Сергия Радонежского (бывш. Троицкая)

Адрес: Россия, Московская область, Истринский район, Троицкий
Год постройки: приблизительно 1700 - 1725

Пустынька. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Благовещенская церковь

Адрес: Архангельская обл., Плесецкий р-н, д. Пустынька
Год постройки: Между 1719 и 1725

Малые Карелы. Музей деревянного зодчества. Часовня Троицы Живоначальной из д. Вальтево Пинежского р-на

Адрес: Россия, Архангельская обл., Приморский р-н, с. Малые Карелы
Год постройки: 1728
Архитектурный стиль: Клетские храмы

Василёво. Музей деревянного зодчества. Церковь Вознесения Господня с погоста Спас-на-Сози Калининского района

Адрес: Тверская область, Торжокский район и г. Торжок, Василёво
Год постройки: 1732

Ермолинская (Сюма). Часовня Георгия Победоносца

Георгиевская часовня на Сюме в д. Монастырёк

Адрес: Архангельская область, Шенкурский район, Сюмское с/п, д. Ермолинская
Год постройки: 1732
Архитектурный стиль: Клетские храмы

Вятские Поляны. Церковь Михаила Архангела из с. Суши

Михайло-Архангельская церковь

Адрес: Россия, Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Советская
Год постройки: Между 1728 и 1733. В 1998 г. перевезён на нынешнее место

Ефремье (Ефремий Ширь). Церковь Ефрема Сирина

Ефремовская церковь

Адрес: Россия, Костромская область, Парфеньевский район, урочище Ефремье
Год постройки: 1737

Василёво. Музей деревянного зодчества. Церковь иконы Божией Матери "Знамение" из села Пылёво

Адрес: Тверская область, Торжокский район, с.Василево, Музей деревянного зодчества
Год постройки: 1742

Насоновщина. Часовня Петра и Павла

Адрес: Респ. Карелия, Медвежьегорский р-н, о. Волкостров, д. Насоновщина
Год постройки: Между 1650 и 1750
Архитектурный стиль: Клетские храмы

Кижи, остров. Музей-заповедник "Кижи". Часовня Михаила Архангела из Лёликозера

Адрес: Россия, Республика Карелия, Медвежьегорский район, о. Кижи, на территории Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника "Кижи" (сектор "Русские Заонежья")
Год постройки: приблизительно 1700 - 1750
Архитектурный стиль: Клетские храмы

Кижи, остров. Музей-заповедник "Кижи". Часовня Спаса Нерукотворного Образа из д. Вигово

Адрес: Карелия, Медвежьегорский район, о. Кижи, на территории Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника "Кижи" (сектор "Ямка")
Год постройки: приблизительно 1700 - 1750
Архитектурный стиль: Клетские храмы

Суздаль. Музей деревянного зодчества. Церковь Николая Чудотворца из с. Глотово

Никольская церковь из села Глотово

Адрес: Владимирская область, Суздальский район, Суздаль
Год постройки: 1766

Владимирское. Церковь Владимирской иконы Божией Матери

Адрес: Нижегородская обл., Воскресенский р-н, с. Владимирское
Год постройки: 1766

Колгостров. Часовня Покрова Пресвятой Богородицы

Адрес: Республика Карелия, Пудожский район, Колгостров
Год постройки: приблизительно 1725 - 1775

Глазуново. Часовня Спаса Преображения

Адрес: Тверская область, Старицкий район, деревня Глазуново
Год постройки: приблизительно 1726 - 1775

Порженский погост, урочище. Церковь Георгия Победоносца

Адрес: Архангельская область, Каргопольский район, Порженский погост (селение Порженское, деревня Федоровская)
Год постройки: 1782
Архитектурный стиль: Клетские храмы

Щелейки. Церковь Димитрия Солунского

Адрес: Ленинградская область, Подпорожский район, село Щелейки, на трассе Вознесенье - Петрозаводск
Год постройки: 1783

Малые Карелы. Музей деревянного зодчества. Часовня Илии Пророка из д.Мамоново Плесецкого р-на

Адрес: Россия, Архангельская обл., Приморский р-н, с. Малые Карелы
Год постройки: 1788

Советский район. Музей-заповедник "Щёлоковский хутор". Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из с. Зеленово Городецкого района

Адрес: Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, п. Сахарный Дол, ул. Горбатовская, д. 41
Год постройки: 1794
Архитектурный стиль: Клетские храмы

Ильинский Погост. Ильинская Водлозерская пустынь. Церковь Илии Пророка

Адрес: Водлозерский Национальный парк, остров Ильинский (рядом с Колгостровом)
Год постройки: 1798
Архитектурный стиль: Кубоватые храмы

Гоморовичи. Часовня Николая Чудотворца

Адрес: Ленинградская область, Подпорожский район, деревня Гоморовичи
Год постройки: Между 1700 и 1800
Архитектурный стиль: Клетские храмы

Юрьево. Музей деревянного зодчества Витославлицы. Часовня Марии Магдалины из деревни Малышево Пестовского района

Адрес: Новгородская область, Великий Новгород, Юрьево
Год постройки: приблизительно 1700 - 1800
Архитектурный стиль: Клетские храмы

Вершинино. Часовня Николая Чудотворца

Никольская часовня

Адрес: Архангельская область, Плесецкий район, с. Вершинино
Год постройки: приблизительно 1750 - 1800

Кижи, остров. Музей-заповедник "Кижи". Часовня Трёх Святителей из Кавгоры

Адрес: Республика Карелия, Медвежьегорский район, о. Кижи, на территории Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника "Кижи" (Кондопожский сектор)
Год постройки: Между 1750 и 1800
Архитектурный стиль: Клетские храмы

Корба. Часовня иконы Божией Матери "Знамение"

Адрес: Респ.Карелия, Медвежьегорский р-н, Большой Климецкий остров, ур.Корба
Год постройки: Между 1750 и 1800
Архитектурный стиль: Клетские храмы

Маньга. Часовня Рождества Пресвятой Богородицы

Адрес: Россия, Республика Карелия, Пряжинский район, деревня Маньга
Год постройки: приблизительно 1751 - 1800

Усть-Яндома. Часовня Георгия Победоносца

Адрес: Респ. Карелия, Медвежьегорский р-н, д.Усть-Яндома
Год постройки: приблизительно 1775 - 1800
Архитектурный стиль: Клетские храмы

Малые Карелы. Музей деревянного зодчества. Часовня Макария Унженского и Желтоводского из д.Фёдоровская Плесецкого района

Адрес: Россия, Архангельская обл., Приморский р-н, с. Малые Карелы
Год постройки: приблизительно 1790 - 1800

Глазово. Часовня Сошествия Святого Духа

Адрес: Архангельская область, Плесецкий район, Глазово
Год постройки: 1805

Вороний Остров. Неизвестная часовня

Часовня-футляр "над крестом"

Адрес: Республика Карелия, Медвежьегорский район, Вороний Остров
Год постройки: не ранее 1820
Архитектурный стиль: Клетские храмы

Еглово. Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"

Скорбященская часовня

Адрес: Респ.Карелия, Медвежьегорский р-н, о.Еглов, д.Еглово
Год постройки: между приблизительно 1775 и 1825
Архитектурный стиль: Клетские храмы

Белый Бор. Часовня Кирика и Иулитты

Адрес: Ленинградская обл., Бокситогорский район, д. Белый Бор
Год постройки: приблизительно 1775 - 1825

Зехнова. Часовня Иоанна Богослова

Адрес: Архангельская область, Плесецкий район, Зехнова
Год постройки: Между 1750 и 1846

Поля. Церковь Илии Пророка

Адрес: Республика Карелия, Медвежьегорский район, Поля
Год постройки: 1863. перестроена из клетской часовни XVIII в., колокольня - 1874
Архитектурный стиль: Клетские храмы

Станчик. Часовня Димитрия Ростовского (?)

Крещальная часовня; Димитриевская часовня

Адрес: Россия, Республика Якутия, Аллаиховский улус, местность Станчик на берегу реки Индигирки, недалеко от Русского Устья.
Год постройки: 1869

Филипповская (Почозеро). Церковь Обретения главы Иоанна Предтечи

Адрес: Россия, Архангельская область, Плесецкий район, д. Филипповская.
Год постройки: 1880. из перенесённой трапезной церкви Происхождения Честных Древ Креста Господня XVIII в.
Архитектурный стиль: Клетские храмы

Вытегра. Часовня Исаакия Далматского с Беседной Горы

Адрес: Россия, Вологодская область, Вытегорский район, г. Вытегра
Год постройки: 1881

Посад. Церковь Афанасия Великого

Адрес: Ленинградская область, Подпорожский район, с. Посад
Год постройки: Между 1800 и 1900

Павловск. Часовня Рождества Пресвятой Богородицы

Кушнарёвская часовня

Адрес: Республика Саха (Якутия). Мегино-Кангаласский район. Павловск
Год постройки: приблизительно 1875 - 1900
Архитектурный стиль: Эклектика

Коневец, остров. Рождества Пресвятой Богородицы Коневский монастырь. Часовня Арсения Коневского на Конь-Камне

Адрес: Ленинградская обл., Приозёрский район, остров Коневец
Год постройки: 1895

Старая Ладога. Церковь Димитрия Солунского

Адрес: Ленинградская область, Волховский район, Старая Ладога
Год постройки: 1901
Архитектурный стиль: Клетские храмы

Семь Ключей. Неизвестная часовня

Часовня-усыпальница дв. Маляревских и Лукьяновых

Адрес: Республика Татарстан, Апастовкий район, деревня Семь Ключей, деревенское кладбище.
Год постройки: приблизительно 1900 - 1916


Приблизить
Отдалить
Развернуть


Автор коллекции: Воронов Юрий Викторович