Совсем не объективная подборка красивых,
исторически и архитектурно значимых деревянных
храмов с учётом местности и года их возведения.
ТРУДНЫЙ ПУТЬ РУССКОГО ХРАМОВОГО ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА
Деревянное зодчество является одним из наиболее значительных, выдающихся и самобытных проявлений художественной культуры русского народа, восходящее к народной архитектуре восточнославянских племён. Значение дерева в строительстве и архитектуре возрастало с расселением восточнославянских племён на север и северо-восток, где обильно произрастали хвойные породы леса, наиболее пригодные к строительству. Плотницкое ремесло на Руси было хорошо развито ещё задолго до принятия христианства, поэтому проблем с возведением православных культовых построек после Крещения не возникло. Навыки и знания по возведению первых христианских храмов русские плотники брали из исторического наследия, которая оставила нам языческая Русь. Элементы предыдущей языческой культуры наверняка были использованы плотниками при постройке первых русских храмов, хотя в церковных кругах это не приветствовалось.
О том, какова была древнерусская деревянная церковная архитектура, письменные источники сохранили немного сведений. Можно лишь говорить, что, согласно летописям, первым православным храмом в столице Киевской Руси была деревянная церковь св. Илии пророка. По преданию, она была построена киевскими князьями Аскольдом и Диром около 945 года. Ильинский храм находился на стрелке рек Днепра и Почайны. В 988 году он был единственным в городе, и крещение Руси могло совершаться только у его стен. В 1692 году на месте деревянного был выстроен каменный храм, который сохранился до наших дней.
Новгородская I летопись Старшего извода упоминает о деревянном храме св. Софии, Премудрости Божией в Новгороде. Его сооружение датируется концом Х века. Построен собор был по благословению первого новгородского епископа Иоакима Корсунянина. Храм был рублен из дубового леса и имел 12 (по другим, более поздним данным -13) верхов. Можно с уверенностью предположить, что это было сложное архитектурное сооружение, требовавшее большого опыта мастеров. Собор возвышался над Волховом, знаменуя начало нового жизненного этапа новгородцев. Летописец сообщает, что храм сгорел в 1045 году.
На протяжении XI-XVI веков в русском церковном деревянном зодчестве, вне всякого сомнения, постепенно шёл процесс изменения форм и завершений культовых построек, но при этом сохранялись и старые. Основным типом возводимых храмов в это время была клеть, крытая двускатной кровлей. Храмовая постройка выглядела как обычная русская изба, с той лишь разницей, что на коньке двускатной крыше стоял крест, возможно на постаменте, как, к примеру, это сделано уже значительно позже, в 1719 году, при строительстве Никольской церкви на Никольском Дроковановском погосте Сольвычегодского уезда Вологодской губернии (ныне - урочище в Красноборском районе Архангельской области; храм в 1970-х годах был утрачен по ветхости).
Чтобы подчеркнуть величие храма по сравнению с господствующей жилой и хозяйственной застройкой, постепенно двускатную кровлю стали поднимать, так образовалась клинчатая кровля. Для лучшей выразительности храмовой постройки постепенно на Руси начал вырабатываться шатровый тип завершений церквей, правда, первые шатровые кровли, а скорее всего четырёхскатные колпаки, стоящие на клетях, вряд ли могли сильно отличаться по высоте от двускатных клинчатых завершений. Резкого скачка в этом отношении быть не могло. Постепенно шатры становятся восьмигранными - они лучше выдерживают ветровую нагрузку. Основанием для такого шатра становится восьмерик, который стал ещё выше подниматься над клетью жилых изб. Для него специально начали строить срубы-восьмерики, поднимающиеся от самой земли. Так возникли первые, так называемые, круглые деревянные храмы. При одинаковой длине брёвен сруба такая постройка более вместительна, чем обычная клеть. Шатёр в церковных кругах стал трактоваться как купол, т.к. форму византийского купола чрезвычайно трудно передать в дереве.
Предположительно с середины-второй половины XVII века на Руси получили распространение крещатые деревянные церкви, которые имели в плане равноконечной крест с центральным объёмом в виде квадратной клети или равностороннего восьмерика. Такие храмы позволяли ещё больше увеличить площадь моленного помещения, а в южном и северном прирубах создать дополнительные придельные церкви. Недостатком этих построек можно считать их приземистый силуэт.
Поиски преодоления этого недостатка крещатых церквей увенчались успехом благодаря созданию на всех четырёх прирубах храма ступенчатой конструкции, а ярусы основного (центрального) восьмерика являлись как бы продолжением ступеней прирубов. Так, простые русские плотники постепенно подошли к своему творческому венцу - выдающемуся творению, которому нет равному в мире - созданию ступенчатых храмов, каждая ступень которых украшалась главами.
Влияние деревянного зодчества на начавшееся каменное строительство первоначально было огромным. Так, на появившихся в XVI веке каменных шатровых храмах, давшего миру такие памятники архитектуры как церковь Вознесения Господня (1532 г.) села Коломенское (ныне - г. Москва) и церковь Спаса Преображения (2-я четв. XVI в.) села Остров (ныне - Ленинский городской округ Московской области), отчётливо прослеживается большое влияние русского деревянного зодчества. Историки связывают их появление с подъёмом русского национального государства, образовавшегося в процессе борьбы с татаро-монгольским игом. Ещё большее влияние деревянного зодчества на каменную архитектуру прослеживается у Благовещенской церкви (1677 г.) села Тайнинское (ныне - г. Мытищи Московской области). Весь декор западного крыльца этого храма был взят из русского деревянного зодчества.
Наряду с двускатными и шатровыми кровлями на Руси применялись и бочечные завершения. Этот тип кровли является одним из древних покрытий на Руси. Первоначально бочкой крыли храмовые прирубы, алтари, украшали рундуки хоромных и храмовых крылец, а, видимо, чуть позднее начали покрывать бочкой и центральный сруб церкви.
Первый ощутимый удар по деревянному зодчеству в середине XVII века нанёс патриарх Никон. Предписание точно следовать византийским канонам выдвинуло требование строить церкви "о пяти верхах, а не шатром", хотя никаких документальных подтверждений запрещения Никоном таких покрытий не имеется, более того, самый большой деревянный шатёр в России над каменной церковью построил сам патриарх в Новоиерусалимском Воскресенском монастыре (ныне - г. Истра Московской области).
Никоновские реформы и их последствия в области церковного строительства, привели к возникновению новых видов завершений: крещатых бочек, кубоватых покрытий и грушевидных куполов, на которые можно было ставить не одну, как на шатёр, бочку или клинчатую кровлю, а пять глав. Стремление к высотности объемно-пространственной композиции способствовало появлению и дальнейшего развития ярусных храмов. Сочетание новых форм завершений с древними традициями русского деревянного зодчества привело к возникновению многоглавых храмов. Вершиной русской деревянной архитектуры, как уже было отмечено ранее, стали ступенчатые многоглавые храмы, построенные в самом начале XVIII века на Вытегорском и Спасо-Кижском погостах Олонецкой губернии.
Следует сказать, что новые формы завершений храмов были разработаны и стали применяться не благодаря негласному запрету строительства шатровых храмов — они давно зрели в глубинах русского сознания, только Никоновская реформа ускорила их появление.
Большой урон деревянному зодчеству оказало возрастающее влияние на неё каменной архитектуры. Это начало проявляться ещё с XVII века в больших городах и в ближайших к ним сельских населённых местностях. Постепенно это влияние распространилось и на всю Россию. С конца XVIII века русское деревянное зодчество начало угасать. Это сказалось не только в подражании и заимствовании конструктивных элементов и даже в целом облика каменной постройки, но, значительной степени, уменьшении доли возводимых деревянных храмов. Многие старые деревянные храмы шли под слом, взамен их возводили кирпичные церкви.
В XIX веке процесс деградации в русском деревянном зодчестве многократно усилился. В этот период массово старым храмам придавали вид каменных, в результате этих "поновлений" сруб храма, имеющий свою неповторимую естественную красоту, скрывали под унылой тёсовой обшивкой и окрашивали, а переливы осинового лемеха на главах сменяли на металлическое свечение жестяного покрытия. Дошло даже до того, что в циркулярном предписании Министерства государственных имуществ от 16 января 1858 года сказано: "… сообразно простому быту и понятию прихожан в постройках сих надлежит отстранить всякие излишние украшения, а конструкцию оных до того упростить, чтобы как первоначальное возведение, так и последующие починки могли быть исполнены местными мастерами и самими крестьянами". В этом же году был выпущен "Атлас сельских деревянных церквей". Так начиналось типовое, или, как тогда говорили, "образцовое" возведение храмов.
Некоторый подъём деревянного зодчества наблюдался в конце XIX - начале ХХ веков, когда в 1870-х годах народнические идеи в политике пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI—XVII веков.
В 1920-1930-х годах ситуация резко изменилась, разрушение деревянных храмов приобрело катастрофический размах. За этот период и последующий до 1980-х годов страна потеряла более 80% наиболее ценных памятников деревянного зодчества. В послевоенное время оставшиеся наиболее ценные храмы, как выражающие подлинную народность, были объявлены памятниками архитектуры. Они стали предметом специальных реставрационных исследований и охраны, началось создание музеев деревянного зодчества под открытым небом.
Более подробно о русском деревянном зодчестве можно ознакомиться из моих работ:
ОСНОВЫ СОСТАВЛЕНИЯ ДАННОЙ КОЛЛЕКЦИИ
Современная классификация деревянных храмов, берущая своё начало с рубежа ХIХ-ХХ веков, подразделяет церковные постройки на 6 типов: клетские, шатровые, ярусные, кубоватые, купольные и многоглавые храмы. На наш взгляд, такая классификация устарела, так как не в полной мере освещает конструктивные особенности самих построек, а только, в основном, их завершения. Поэтому, основным критерием группировки церквей и часовен в данной коллекции была взята конструкция основного объёма храма, как наиболее важной части постройки, в значительной степени влияющего на архитектурный облик храма. Все остальные прирубы: алтарь, трапезная с приделами или без них, притвор, галерея и крыльцо, хотя в значительной степени также влияющие на архитектурный облик постройки, являются в данном случае второстепенными.
Конструкция основного объёма, как известно, задаётся планом первых венцов сруба и может изменяться в процессе строительства ярусностью постройки, а для крещатых храмов - ещё высотой и формой прирубов. Исходя из этого, всю совокупность построек русских деревянных храмов (церквей и часовен) по конструкции можно сгруппировать на три основных типа, на основу которых легла данная коллекция:
В свою очередь, каждую из этих групп необходимо разделить, в зависимости от наличия или отсутствия ярусов, на две подгруппы. Кроме того, в крещатых постройках необходимо различать тип центрального объёма: клеть или восьмерик, а в последнем - дополнительно следует выделять подгруппу ступенчатых прирубов, у которых завершение четырёх прирубов выполнено ступенями, а ярусы основного восьмерика являются как бы продолжением ступеней прирубов.
С учётом вышесказанного, полная классификация деревянных храмов (точнее - их основных объёмов) может быть представлена следующим образом:
Клетские храмы:
Круглые храмы:
Крещатые храмы:
Все эти конструктивные подтипы легли в основу данной коллекции. При этом следует отметить, что небольшие постаменты и барабаны под главу на скатных и бочечных кровлях, на клетях под бочки, включая крещатые, а так же каскадные кровли клетских церквей, ярусами основного объёма в коллекции не считаются.
В свою очередь, завершения храмов, построенных в традициях русского деревянного зодчества, можно сгруппировать в следующие 6 типов:
_______________________________
КОЛЛЕКЦИЯ "ШЕДЕВРЫ РУССКОГО ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА"
В настоящей коллекции представлены шедевры Русского деревянного зодчества нашей страны, построенные до 1917 года и сохранившиеся до нашего времени. Коллекция состоит из пяти частей, в которых находятся 10 групп православных храмов, объединённых общей конструкцией основного объёма.
Перед Вами, уважаемый читатель, первая часть коллекции, в которую вошли клетские простые (безъярусные) храмы. Остальные части этой коллекции:
В общий список коллекции вошли 186 объектов, находящиеся в 36 регионах России, стоящие как городах, сёлах, или на погостах, так и перевезённые в музеи деревянного зодчества. Большинство из нижеперечисленных церквей и часовен в настоящее время освящены и являются действующими, хотя многие храмы находятся в статусе приписных, не имея собственного прихода. Коллекция составлена по состоянию на 1 сентября 2024 года.
Данная коллекция, используя новую классификацию срубов основных объёмов культовых построек, даёт возможность анализа влияния различных завершений, стоящих на одном типе основного объёма, на художественно-эстетический облик храма, а также, учитывая конструкцию, более точнее подходить к времени его постройки при неизвестности точной датировки.
Совокупность различных конструктивных решений в одной постройке, с умелом вписывании её в окружающую местность, придаёт русским деревянным храмам свой надолго запоминающийся неповторимый вид.
ЧАСТЬ I. ГРУППА 1. КЛЕТСКИЕ ПРОСТЫЕ (БЕЗЪЯРУСНЫЕ) ХРАМЫ
Данная группа храмов представлена скатными, шатровыми, бочечными, кубоватыми и многоглавыми видами завершений основного объёма. Постройки независимо от их типа завершений и церковного назначения (церковь или часовня) расположены в хронологической последовательности их возведения. Список возглавляет самая старая постройка.
В группу клетских простых храмов вошли: 45 церквей и 34 часовни в 20 регионах России.