Авторская подборка красивых, исторически и архитектурно
значимых сохранившихся деревянных храмов России
с учётом местности и года их возведения.
ТРУДНЫЙ ПУТЬ РУССКОГО ХРАМОВОГО ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА
1. Истоки и становление деревянной церковной архитектуры на Руси
Деревянное зодчество является одним из наиболее значительных, выдающихся и самобытных проявлений художественной культуры русского народа, восходящее к народной архитектуре восточнославянских племён. Значение дерева в строительстве и архитектуре возрастало с расселением восточнославянских племён на север и северо-восток, где обильно произрастали хвойные породы деревьев, наиболее пригодные к строительству. Плотницкое ремесло на Руси было хорошо развито ещё задолго до принятия христианства, поэтому особых проблем с возведением православных культовых построек после Крещения не возникало. Навыки и знания по возведению первых христианских храмов русские плотники брали из исторического наследия, которая оставила нам языческая Русь. Элементы предыдущей языческой культуры наверняка были использованы плотниками при постройке первых русских храмов, хотя в церковных кругах это не приветствовалось.
О том, какова была древнерусская деревянная церковная архитектура, письменные источники сохранили мало сведений. Согласно летописям, первым православным храмом в столице Киевской Руси была деревянная церковь Илии Пророка. По преданию, она была построена киевскими князьями Аскольдом и Диром около 945 г. Ильинский храм находился на стрелке рек Днепра и Почайны. В 988 г. он был единственным в городе, и крещение Руси могло совершаться только у его стен.
Новгородская I летопись Старшего извода упоминает о деревянном храме Софии, Премудрости Божией в Новгороде. Его сооружение датируется концом Х в. Построен собор был по благословению первого новгородского епископа Иоакима Корсунянина. Храм был рублен из дубового леса и имел 12 (по другим, более поздним данным — 13) верхов. Можно с уверенностью предположить, что это было сложное архитектурное сооружение, требовавшее большого опыта мастеров. Летописец сообщает, что храм сгорел в 1045 г.
На протяжении XI-XVI вв. в русском церковном деревянном зодчестве, вне всякого сомнения, постепенно шёл процесс изменения форм и завершений культовых построек, но при этом сохранялись и старые формы. Основным типом возводимых храмов в это время была клеть, крытая двускатной кровлей. Храмовая постройка выглядела как обычная русская изба, с той лишь разницей, что на коньке двускатной крыше стоял крест, возможно, на постаменте, как, к примеру, это сделано уже значительно позже, в 1719 г., при строительстве Никольской церкви на Никольском Дроковановском погосте Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Чтобы подчеркнуть величие храма по сравнению с господствующей жилой и хозяйственной застройкой, постепенно двускатную кровлю стали поднимать, так образовалась клинчатая кровля. Примером храма с таким верхом может служить церковь Воскресения Христова, первоначально построенная в 1699-1700 гг. в селе Билюково Юрьевского уезда Владимирской губернии. В 1982 г. церковь была перевезена в город Плёс Ивановской области.
Для лучшей выразительности храмовой постройки постепенно на Руси начал вырабатываться шатровый тип завершений церквей, правда, первые шатровые кровли, а, скорее всего четырёхскатные колпаки, стоящие на клетях, вряд ли могли сильно отличаться по высоте от двускатных клинчатых завершений. Примером такой постройки до недавнего времени могла служить Никольская церковь, первоначально построенная в 1717 (по др. данным — в 1700) г. в селе Новинки Устюженского уезда Новгородской губернии. В 1987 г. была перевезена в село Даниловское, где в 1996 г. сгорела.
Постепенно шатры на храмах становятся восьмигранными — они лучше выдерживают ветровую нагрузку. Основанием для такого шатра становится восьмерик, который стал ещё выше подниматься над клетью жилых изб. Для него специально начали строить срубы-восьмерики, поднимающиеся от самой земли. Так возникли первые круглые деревянные храмы. При одинаковой длине брёвен сруба круглые (восьмерики «от пошвы») храмы более вместительны, чем обычная клеть. Наиболее ранним известным примером такой постройки по праву может считаться церковь Рождества Иоанна Предтечи, построенная приблизительно 1440 - 1462 гг. на Ледском погосте Шенкурского уезда Архангельской губернии. Храм разобран около 1876 г.
Шатёр в церковных кругах стал трактоваться как купол, т.к. форму византийского купола чрезвычайно трудно передать в дереве.
Наряду с двускатными и шатровыми кровлями на Руси в то время применялись и бочечные завершения. Этот тип кровли является одним из древних покрытий на Руси. Первоначально бочкой крыли храмовые прирубы, алтари, украшали рундуки хоромных и храмовых крылец, а, видимо, чуть позднее начали покрывать бочкой и центральный сруб церкви. Примером бочечного покрытия основного объёма и алтаря служит церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, возведённая в 1719-1725 гг. в Ямецкой пустыни Онежского уезда Архангельской губернии.
2. Влияние деревянного зодчества на каменное строительство
Влияние деревянного зодчества на начавшееся массовое каменное строительство первоначально было огромным. Так, на появившихся в XVI в. каменных шатровых храмах, давшего миру такие памятники архитектуры как церковь Вознесения Господня (1532 г.) в селе Коломенское и церковь Спаса Преображения (2-я четв. XVI в.) в селе Остров, отчётливо прослеживается большое влияние русского деревянного зодчества. Историки связывают их появление с подъёмом русского национального государства, образовавшегося в процессе борьбы с татаро-монгольским игом.
Ещё большее влияние русского деревянного зодчества на каменную архитектуру прослеживается у Благовещенской церкви (1677 г.) села Тайнинское. Весь декор западного крыльца этого храма был взят из деревянной архитектуры.
3. Развитие деревянного зодчества после Никоновской церковной реформы
Первый ощутимый удар по деревянному зодчеству в середине XVII в. нанёс патриарх Никон. Предписание точно следовать византийским канонам выдвинуло требование строить церкви «о пяти верхах, а не шатром», хотя никаких документальных подтверждений запрещения Никоном таких покрытий не имеется, более того, самый большой деревянный шатёр в России над каменной церковью построил сам патриарх в Новоиерусалимском Воскресенском монастыре под Москвой.
А. Новые виды завершений храмов
Никоновская церковная реформа и её последствие в области деревянного церковного строительства, привела к возникновению новых видов завершений: крещатых бочек, кубоватых покрытий и грушевидных куполов, на которые можно было ставить не одну, как на шатёр, бочку или двухскатную клинчатую кровлю, а пять глав.
Храмы с новыми завершениями, как правило, носили локальное распространение. Так, завершение «шатёр, стоящий на крещатой бочке» был распространён, главным образом, в сёлах и на погостах, находящиеся по берегам Пинеги, Мезени и их притоков. Ныне сохранилась Одигитриевская церковь, построенная в 1709 г. в селе Кимжа Мезенского уезда Архангельской губернии.
В это же время в сёлах и на погостах, стоящих по берегам реки Онеги и её притоков, а также на Поморском берегу Белого моря, шло строительство клетских храмов с кубоватыми покрытиями. В качестве примера можно привести церковь Михаила Архангела, которая построена в 1715 г. на Архангельском погосте Каргопольского уезда Олонецкой губернии.
Грушевидные купола были распространены только в сёлах и на погостах в бассейне реки Вага, левого притока реки Северной Двины. Они, как правило, ставились на храмы, построенные по типу «восьмерик на четверике». Примером такого храма может служить Никольская церковь, построенная в 1790 г. в селе Григорово Вельского уезда Вологодской губернии
Сочетание новых форм завершений храмов с древними традициями русского деревянного зодчества во второй половине XVII - начале XVIII веков привело к возникновению многоглавых завершений. Примером такого храма может служить церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1673-1678 гг. на Бережнодубровском погосте Пудожского уезда Олонецкой губернии. Основной объём храма имеет 9 глав: по четыре — на рёбрах куба и на бочках, и одна центральная, стоящая на возвышающемся постаменте.
Б. Новые типы храмов
Одновременно с новыми завершениями на Руси появляются и новые типы храмов. Стремление к высотности объемно-пространственной композиции способствовало появлению и дальнейшему развитию ярусных храмов. Самая старая сохранившаяся ярусная церковь Иоанна Богослова, находится в селе Богослов на реке Ишня, под Ростовом Великим. Она построена в 1687-1689 гг.
Приблизительно с середины-второй половины XVII в. на Руси возникают и получают распространение крещатые церкви, которые имели в плане равноконечный крест с центральным объёмом в виде квадратной клети или равностороннего восьмерика. Такие храмы позволяли значительно увеличить площадь моленного помещения, а в южном и северном прирубах основного объёма создать дополнительные придельные церкви. Вторым, не менее важным, преимуществом таких храмов — на них легче поставить пятиглавие. В качестве примера крещатого храма можно привести церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенную в 1694 г. в селе Нелазское Череповецкого уезда Новгородской губернии.
Недостатком крещатых построек можно считать их приземистый силуэт. Поиски преодоления этого недостатка увенчались успехом благодаря созданию на всех четырёх прирубах храма ступенчатой конструкции, а ярусы основного восьмерика являлись как бы продолжением ступеней прирубов. Так, простые русские плотники постепенно подошли к своему творческому венцу - выдающемуся творению, которому нет равному в мире — созданию ступенчатых храмов, каждая ступень которых украшалась главами, стоящими на бочках. Примером ступенчатого храма является Преображенская церковь Спасо-Кижского погоста, построенная в 1714 г. в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии.
Следует отметить, что новые типы храмов и формы их завершений были разработаны и стали применяться не благодаря негласному запрету строительства шатровых храмов — они давно зрели в глубинах русского сознания, только Никоновская церковная реформа ускорила их появление.
4. Упадок русского деревянного зодчества
Большой урон деревянному зодчеству оказало возрастающее влияние каменной архитектуры. Это начало проявляться ещё с XVII в. в больших городах. Постепенно это влияние распространилось и на всю Россию. Со второй половины XVIII в. русское деревянное зодчество начало постепенно угасать. Это сказалось как в подражании и заимствовании конструктивных элементов и даже в целом облика каменной постройки, так и в уменьшении доли возводимых деревянных церквей. Многие старые деревянные храмы шли под слом, взамен их возводили кирпичные церкви.
25 декабря 1800 г. император Павел I издал указ «О непозволении строить деревянные церкви вновь, на место погорелым». Хотя строительство новых храмов взамен обветшавших соответствующим указом запрещено не было, фактически деревянное церковное строительство по всей России было остановлено. Так, к примеру, только в одной Архангельской губернии объемы каменного церковного строительства в первой трети XIX в. достигли исторического максимума, не превзойденного по сей день. При этом терялся опыт плотницкого мастерства.
Нереалистичность Высочайшего запрещения на строительство деревянных церквей была очевидна сразу же, и постепенно из него был сделан ряд исключений - было разрешено строить церкви в Сибири, в западных губерниях и в бедных селениях, не имеющих средств на каменное строительство. Окончательно запрет на строительство деревянных храмов был отменен лишь при императоре Николае I указом от 28 октября 1835 г.
В XIX веке процесс деградации в русском деревянном зодчестве многократно усилился. В этот период массово старым храмам придавали вид каменных, в результате этих «поновлений» сруб храма, имеющий свою неповторимую естественную красоту, скрывали под унылой тёсовой обшивкой и окрашивали, а переливы осинового лемеха на главах сменяли на металлическое свечение жестяного покрытия.
Дошло даже до того, что в циркулярном предписании Министерства государственных имуществ от 16 января 1858 г. сказано: «… сообразно простому быту и понятию прихожан в постройках сих надлежит отстранить всякие излишние украшения, а конструкцию оных до того упростить, чтобы как первоначальное возведение, так и последующие починки могли быть исполнены местными мастерами и самими крестьянами». Тогда же был выпущен «Атлас сельских деревянных церквей». Так начиналось типовое, или, как тогда говорили, образцовое возведение храмов.
Некоторый подъём деревянного зодчества наблюдался в конце XIX - начале ХХ вв., когда в 1870-х гг. народнические идеи в политике пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI—XVII вв. Примером храма этого периода можно назвать Троицкую церковь, построенную в 1912-1913 г. в дачной местности Наташино Московского уезда.
5. Состояние храмовых построек в Советском Союзе
В 1920-1930-х гг. ситуация резко изменилась. За исключением самых западных районов Псковской области, отошедшие Латвии и Эстонии, повсеместно прекратилось строительство новых церквей, многие храмы закрывались. Разрушение деревянных храмов приобрело катастрофический размах. За этот период и последующий до 1990-х гг. страна потеряла более 80% наиболее ценных памятников церковного деревянного зодчества. В послевоенное время оставшиеся наиболее ценные храмы, как выразители подлинной народности, были объявлены памятниками архитектуры и на бумаге взяты под охрану государства. Небольшая часть из них стали предметом специальных реставрационных исследований и охраны, началось создание музеев деревянного зодчества под открытым небом. Хотя подавляющее большинство построек непопавших в этот список продолжали разрушаться, а иногда и сгорали. Средства на их консервацию и дальнейшую реставрацию практически не выделялись.
Новое разрушительное наступление властей на русские храмы произошло в начале 1960-х гг. Тогда были закрыты и уничтожены многие ценные, остававшиеся ещё действующими, храмы.
6. Деревянное зодчество в современную эпоху
В конце 1980-х - начале 1990-х гг. произошли изменения в политической жизни страны. Был снят запрет на новое храмовое строительство. В крупных городах и в районах, имеющие достаточные денежные средства, начались ремонтно-реставрационные работы на старых храмах для превращения их в действующие; развернулось строительство новых деревянных церквей и часовен.
С тех пор уже прошло 30 лет, но в числе вновь возводимых деревянных церквей, настоящих «сокровищ» деревянного зодчества пока маловато. Следует отметить, к примеру, хорошую работу архитекторов и плотников по воссозданию в 2005-2006 гг. в Невском Парклесхозе Всеволожского района Ленинградской области Покровской церкви (1708 г.) Вытегорского погоста Олонецкой губернии, обмеренной А. В. Ополовниковым и сгоревшей от поджога в 1963 г.
Более подробная информация о построенных наиболее красивых и интересных новых деревянных храмах содержится в моей подборке «Красивые и интересные новые храмы России».
Необходимо коснуться вопроса реставрации существующих старых (исторических) построек. Первые в России положительные попытки сохранения наиболее ценных исторических церквей были предприняты ещё в начале ХХ века. Так, в 1906 г. церковь Петра и Павла, построенная в 1788 г. на Пучугском погосте Сольвычегодского уезда Вологодской губернии из-за подмыва водами Северной Двины, с разрешения Императорской археологической комиссии, была перенесена дальше от берега. Сборка церкви на новом месте производилась по обмерам архитектора Д. В. Милеева.
Другим примером грамотной реставрации начала ХХ в. может служить Никольская церковь села Зачачье Холмогорского уезда Архангельской губернии. Она первоначально была построена в 1686-1687 гг. на основе сруба старой церкви Емецкого острога и к началу ХХ в. подошла в ветхом состоянии. Ныне сохранившаяся Никольская церковь была построена в 1910-1915 гг. по обмерам и на месте предыдущего храма из новых материалов.
Крупномасштабная реставрация памятников деревянного зодчества в советское время развернулась только после Великой Отечественной войны. В реставрации деревянных памятников того времени преобладали тенденции, выражавшиеся в нацеленности на раскрытие памятника от позднейших наслоений и достижение художественной целостности образа. Примером такой научной, грамотной реставрации может служить Преображенская церковь Кижского погоста Петрозаводского уезда Олонецкой губернии, да и практически все церкви и часовни, перевезённые в музеи деревянного зодчества, расположенные во многих уголках нашей Родины. Все эти постройки во время реставрации были лишены своих «крашенных ящиков» (тёса), в которые они были поставлены при «благолепном поновлении» XIX - начала ХХ вв., а их главы вновь стали переливаться осиновым лемехом вместо жестяного сияния. При этом А. В. Ополовников видел оптимальное реставрационное решение памятника в восстановлении до обшивочного облика, но с возможным сохранением некоторых позднейших пристроек, причём он дифференцировал наслоения на те, которые искажают первоначальный традиционный облик памятника, и на те, которые нейтрально сочетаются с первоначальным основным объёмом. Если первые однозначно предлагалось удалять, то вторые вполне могли быть сохранены.
В 1990-х гг. как в политике, так и в реставрационном деле наметились негативные «либеральные» подходы. Их приверженцы, как правило, искусно маскируют свои истинные намерения, используя термины: «исторические», или «аналитические (фрагментарные)» подходы.
Исторический подход предполагает сохранение на памятнике всех его перестроек и изменений, т. е. того облика, который имел храм на 1917 г.
Фрагментарный, или аналитический подход предусматривает сохранение за различными частями здания разновременного облика. Древнейшая часть здания, по мнению создателей этого метода, может быть раскрыта от обшивки, что позволяет продемонстрировать художественную ценность традиционной деревянной постройки. При этом сохранение позднейших завершений, пристроек, крылец и прочих прирубов, как будто подчеркивает древность главного и не создает впечатление недостоверных воссозданий.
После таких «реставраций» храмы получат невыразительный внешний вид, не раскрывающий всю красоту русского деревянного зодчества, а при фрагментарном подходе, к тому же, в облике храма одновременно будут присутствовать элементы разных исторических эпох, а в целом постройка не будет соответствовать никакому историческому периоду. Правда, храм после завершений реставрационных работ будет прочным, но о красоте русского деревянного зодчества можно будет забыть. К тому же обшитые доски будут способствовать гниению сруба (из-за худшей проветриваемости и просыхания) и более быстрому распространению огня в случае пожара. Всё это попросту выброшенные «на ветер» реставрационные казённые средства — обычная либеральная ситуация.
Примеров таких «реставраций» за последние десятилетия накопилось немало. Возьмём, к примеру, Успенскую церковь, стоящую с 1674 г. в селе Варзуга (Терский район Мурманской области). После реставрационных работ 2004-2008 гг. храм вновь «одели» в унылый тёс и покрасили.
В современное время наблюдается тревожная тенденция в отношении восстановления старинных церквей и часовен, которые были переданы Церкви и не состоящие на учёте Государства, как памятники архитектуры, но представляющие определённый исторический и архитектурный интерес. Эти храмы, долгое время использовавшиеся не по своему назначению, к 2000-м гг. пришли в ветхое, а в большинстве случаях — в аварийное состояние. Вместо того, чтобы провести научное исследование и грамотную реставрацию, на худой конец, за неимением средств, простую консервацию, некоторые священнослужители, не имея знаний в области архитектуры и искусства, и не обладая развитым чувством прекрасного, при ремонте своих храмов наносят им большой, а подчас непоправимый ущерб. А иногда их просто сносят, под предлогом «зачистки территории от мусора», или строительства нового храма, хотя места для такого строительства рядом со старом храмом предостаточно. Примеров с 1990-х годов накопилось много. Приведём лишь два из них.
В селе Яныль Кукморского района республики Татарстан в 1907 г. была построена деревянная церковь Петра и Павла. Хотя в 1930-х гг. властями храм был закрыт, в народе к нему всегда было бережное отношение, поэтому церковь хорошо сохранилась. Постройка не являлась памятником архитектуры и поэтому на учёте не числилась. В начале 2000-х гг. храм был возвращён Церкви, а в 2011 г., в результате «благолепного поновления», церковь приобрела новый облик. Всё это безобразие, по всей видимости, создавалось на средства прихода. Поднятая общественность в защиту этого храма, заставила Министерство культуры Республики Татарстан приказом № 236-од от 27.03.2018 поставить эту церковь на учёт, как выявленный памятник архитектуры. А столько ещё таких храмов ждут своей очереди?
В конце 2024 г. пришли сведения о сносе не находящегося на государственной охране Покровской церкви в селе Покровское Семеновского района Нижегородской области. Церковь, построенная в 1851 г., до последнего момента сохраняла свой архитектурный облик, хотя в 2000-х гг. обрушился свод купола основного объема, но стены ещё стояли, а состояние колокольни и вовсе не вызывало существенных опасений. Храм ещё можно было отреставрировать и поставить в строй действующих. К концу октября 2024 г. на месте разобранного здания оставалась одна колокольня, но и её будущее предрешено.
В небогатых районах страны, в русской глубинке, до сих пор продолжается процесс интенсивного обезлюдевания сёл и деревень. По данным интернет-издания, за прошедшие 30 лет с развала СССР в стране не стало 37 тыс. населенных пунктов. Еще 25 тыс. находятся на грани вымирания, в них осталось по 5-7 стариков. В таких местностях многие храмы, простоявшие «без пения» весь ХХ в., к 2000-м гг. подошли в состоянии руин. Такие постройки, к большому огорчению, уже не подлежат восстановлению. Да и восстанавливать в этих местах уже не для кого.
Часть построек, стоящие без должного ухода и внимания, по разным причинам сгорели. Среди этого списка имеются и наиболее ценные храмы. Так, к примеру, из-за поджога 10.08.2018 в Кондопоге (республика Карелия) сгорела уникальная Успенская церковь, построенная в 1774 г.
По информации, предоставленной Александром Бокаревым, только в 2024 году в России произошло как минимум семь случаев утраты деревянных исторических церквей. Кроме того, несколько построек получили серьёзные повреждения в результате обрушений.
Не хотелось заканчивать повествование на такой печальной ноте, но жизнь повернуть назад нельзя ... Что имеем — не храним, потерявши — плачем.
____________
Более подробно о русском деревянном зодчестве можно ознакомиться из моих работ:
ОСНОВЫ СОСТАВЛЕНИЯ ДАННОЙ КОЛЛЕКЦИИ
Современная классификация деревянных храмов, берущая своё начало с рубежа ХIХ-ХХ веков, подразделяет церковные постройки на 6 типов: клетские, шатровые, ярусные, кубоватые, купольные и многоглавые храмы. На наш взгляд, такая классификация устарела, так как не в полной мере освещает конструктивные особенности самих построек, а только, в основном, их завершения. Поэтому, основным критерием группировки церквей и часовен в данной коллекции была взята конструкция основного объёма храма, как наиболее важной части постройки, в значительной степени влияющего на архитектурный облик храма. Все остальные прирубы: алтарь, трапезная с приделами или без них, притвор, галерея и крыльцо, хотя в значительной степени также влияющие на архитектурный облик постройки, являются в данном случае второстепенными.
Конструкция основного объёма, как известно, задаётся планом первых венцов сруба и может изменяться в процессе строительства ярусностью постройки, а для крещатых храмов - ещё высотой и формой прирубов. Исходя из этого, всю совокупность построек русских деревянных храмов (церквей и часовен) по конструкции можно сгруппировать на три основных типа, на основу которых легла данная коллекция:
В свою очередь, каждую из этих групп необходимо разделить, в зависимости от наличия или отсутствия ярусов, на две подгруппы. Кроме того, в крещатых постройках необходимо различать тип центрального объёма: клеть или восьмерик, а в последнем - дополнительно следует выделять подгруппу ступенчатых прирубов, у которых завершение четырёх прирубов выполнено ступенями, а ярусы основного восьмерика являются как бы продолжением ступеней прирубов.
С учётом вышесказанного, полная классификация деревянных храмов (точнее - их основных объёмов) может быть представлена следующим образом:
Клетские храмы:
Круглые храмы:
Крещатые храмы:
Все эти конструктивные подтипы легли в основу данной коллекции. При этом следует отметить, что небольшие постаменты и барабаны под главу на скатных и бочечных кровлях, на клетях под бочки, включая крещатые, а так же каскадные кровли клетских церквей, ярусами основного объёма в коллекции не считаются.
В свою очередь, завершения храмов, построенных в традициях русского деревянного зодчества, можно сгруппировать в следующие 6 типов:
_______________________________
КОЛЛЕКЦИЯ "ШЕДЕВРЫ РУССКОГО ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА"
В настоящей коллекции представлены шедевры Русского деревянного зодчества нашей страны, построенные до 1917 года и сохранившиеся до нашего времени. Коллекция состоит из пяти частей, в которых находятся 10 групп православных храмов, объединённых общей конструкцией основного объёма.
Перед Вами, уважаемый читатель, первая часть коллекции, в которую вошли клетские простые (безъярусные) храмы.
Остальные части этой коллекции:
В общий список коллекции вошли 199 объектов, находящиеся в 37 регионах России. Они стоят как городах, сёлах и на погостах, так и в музеях деревянного зодчества. Большинство из нижеперечисленных церквей и часовен в настоящее время освящены и являются действующими, хотя многие храмы находятся в статусе приписных, не имея собственного прихода. Коллекция составлена по состоянию на 1 сентября 2024 года.
Данная коллекция, используя новую классификацию срубов основных объёмов культовых построек, даёт возможность анализа влияния различных завершений, стоящих на одном типе основного объёма, на художественно-эстетический облик храма, а также, учитывая конструкцию, более точнее подходить ко времени его постройки при неизвестности точной датировки.
Совокупность различных конструктивных решений составных частей в одной постройке, с правильном вписывании её в окружающую местность, придаёт русским деревянным храмам свой индивидуальный, надолго запоминающийся, неповторимый вид.
ЧАСТЬ I. ГРУППА 1. КЛЕТСКИЕ ПРОСТЫЕ (БЕЗЪЯРУСНЫЕ) ХРАМЫ
Данная группа храмов представлена скатными, шатровыми, бочечными, кубоватыми и многоглавыми видами завершений основного объёма. Постройки независимо от их типа завершений и церковного назначения (церковь или часовня) расположены в хронологической последовательности их возведения. Список возглавляет самая старая постройка группы.
II часть --->
СПИСОК КЛЕТСКИХ БЕЗЪЯРУСНЫХ ( ПРОСТЫХ ) ХРАМОВ
В список вошли: 44 церкви и 34 часовни в 19 регионах России.