На небольшом холме у берега реки Ишни высится деревянная церковь. Сельские дома, разбежавшиеся по сторонам, образовали обширную площадь и стоят, словно удивляясь на это чарующее здание. Такова планировка древнего села Богослов, возникшего много веков назад на оживлённой дороге из Москвы в Ярославль.
Мы не будем повторять причин появления здесь этой церкви, связанных с легендой о миссионере Авраамии, и о том, как монахи Богоявленского монастыря захватили это место на торном пути для извлечения доходов от перевоза через Ишню — от устройства ими постоялых дворов и трактиров для ожидающих. Этой же цели служила и церковь. Но этот памятник древнерусской архитектуры, построенный в 1689 году, остаётся чудесным памятником русской народной смекалке. В этом — огромное социальное значение ишненской церкви, формы которой и её конструкция могут рассказать о многом.
...Христианство в наши края пришло из тех стран, где никогда не знали снега. Поэтому формы греческих храмов, перенесённые в нашу действительность с её снежными зимами, оказались несовершенными: крыши от снега проваливались, церкви разрушались. Русским людям того времени стало надоедать переделывать одно и то же. Вот тут-то и проявилась народная смекалка, придумавшая такие покрытия, с которых снег скатывался сам. Появились шатровые завершения, которые понравились нашим предкам. Но в середине XVII века патриарх Никон запретил строительство шатровых церквей, усмотрев в них нарушение канонов православия.
И снова заработала смекалка, создав новые завершения, которые совмещали в себе практицизм, излюбленную стройность здания, уходящего вверх и отлично вписывающегося в пейзаж, и соблюдение патриаршего приказа. Всё это воплотилось в Богословской церкви. На её примере можно проследить основные особенности деревянных зданий, изумляющих нас необычайной простотой и практичностью. Они возводились горизонтальными рядами или венцами из плохо просушенных брёвен, которые при ссыхании давили друг на друга и не оставляли щелей. Брёвна между собой соединялись либо «бабками», либо «шипами», и связывались угловыми сопряжениями. В Богословской церкви они притёсаны с такой точностью, что места соединений почти незаметны.
Снаружи брёвна остались круглыми, а внутренние стены обтёсаны топором так, что пазов не видно и стены воспринимаются как монолитные. Выходящие концы венцов и в галерее, и внутри церкви не обпилены, а так мастерски обрублены, что трудно себе представить отсутствие у мастеров пилы. Все брусья, косяки окон и дверей, доски пола, галерей, лавок, косоугольные шашки потолка, создающие иллюзию граней, отёсаны лишь одним топором. Диву даёшься, рассматривая теперь это здание, огромной, упорной, и тонкой работе.
В плане церковь состоит из трёх почти квадратных частей — сруба и двух прирубков. Центральный четырёхугольный сруб убывает кверху ярусными восьми- и шестиугольными срубами, заканчивающимися небольшой главой, создавая динамическую композицию, стремящуюся в высоту. Крыши между срубами незначительны, но круты и покрыты тёсом. Прирубы завершаются «бочками» с острыми гребнями, которые, как и глава, «закожушены», то есть покрыты в чешую осиновым «лемехом». Кстати, опровергнем ходячее обывательское удивление, что храм построен «без единого гвоздя». Ни прежде, ни теперь для возведения срубов железных гвоздей не требовалось, их употребляли лишь для отделочных работ. Даже все части кровли соединялись между собой вырубкой и лишь в необходимых случаях применялись деревянные костыли.
Строителям удалось создать на незначительной площади 70,5 квадратных метров здание, производящее величественное и монументальное впечатление. С внешней стороны оно получило форму, соответствующую приказу Никона, но сохранило главное — приспособленность к северным снежным зимам, излюбленные пропорции и украшающее значение для пейзажа.
В своё время храм был окружён висячей ажурной галереей, она сохранилась лишь с северного фасада, которая придавала зданию вид корабля, спускающегося к голубой глади реки. Мы уже говорили о внутреннем виде церкви с её изумительными стенами и потолками. Добавим, что в ней совершенно уникален деревянный портал — проход из галереи, украшенный изящной резьбой. Высокохудожественная резьба на клиросных стенках отличается тонкими узорами деревянного кружева. Вот почему Богословская церковь по своему внешнему и внутреннему виду, являясь теперь единственным памятником высокого мастерства древних ростовских плотников, имеет для нас особую историческую и художественную ценность
Статья С.Д. Васильева «Памятник русской смекалке». http://pki.botik.ru/articles/c-ishnya1965vas.pdf