ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Вятские Поляны. Церковь Михаила Архангела из с. Суши.

Михайло-Архангельская церковь


Вятские Поляны. Церковь Михаила Архангела из с. Суши
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Михаила Архангела, Параскевы Иконийской
Год постройки:Между 1728 и 1733. В 1998 г. перевезён на нынешнее место.
Ссылки: Ссылка на temples.ru  Страница на сайте епархии  Прочее 
Адрес:
Россия, Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Советская

Координаты: 56.224067, 51.090461
Проезд:От Никольского собора, по ул. Советской в южном направлении около 1км.





Сортировка:

Церковь Михаила Архангела из с. Суши, Церковь перестраивают из новых брёвен<br>, Вятские Поляны, Вятско-Полянский район, Кировская область
Церковь перестраивают из новых брёвен
Ole Lukoye
7 мая 2023
Церковь Михаила Архангела из с. Суши, , Вятские Поляны, Вятско-Полянский район, Кировская область
Ольга Ш
10 июля 2021
Церковь Михаила Архангела из с. Суши, , Вятские Поляны, Вятско-Полянский район, Кировская область
Ольга Ш
10 июля 2021
Церковь Михаила Архангела из с. Суши, , Вятские Поляны, Вятско-Полянский район, Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
23 августа 2015
Церковь Михаила Архангела из с. Суши, вид с юго-запада<br>, Вятские Поляны, Вятско-Полянский район, Кировская область
вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
19 июня 2015
Церковь Михаила Архангела из с. Суши, вид с запада<br>, Вятские Поляны, Вятско-Полянский район, Кировская область
вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
19 июня 2015
Церковь Михаила Архангела из с. Суши, Фото Черанева Н.Г.<br>, Вятские Поляны, Вятско-Полянский район, Кировская область
Фото Черанева Н.Г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Анисимов
1 августа 2013
Церковь Михаила Архангела из с. Суши, , Вятские Поляны, Вятско-Полянский район, Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
4 мая 2013
Церковь Михаила Архангела из с. Суши, , Вятские Поляны, Вятско-Полянский район, Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
4 мая 2013
Церковь Михаила Архангела из с. Суши, , Вятские Поляны, Вятско-Полянский район, Кировская область
Борисов Максим
23 апреля 2006
Церковь Михаила Архангела из с. Суши, , Вятские Поляны, Вятско-Полянский район, Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
23 августа 2015
Церковь Михаила Архангела из с. Суши, , Вятские Поляны, Вятско-Полянский район, Кировская область
Борисов Максим
23 апреля 2006
Церковь Михаила Архангела из с. Суши, , Вятские Поляны, Вятско-Полянский район, Кировская область
Борисов Максим
23 апреля 2006
Церковь Михаила Архангела из с. Суши, , Вятские Поляны, Вятско-Полянский район, Кировская область
Борисов Максим
23 апреля 2006



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Андрей СергеевичАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 января 2011

Построена в селе Суши при монастырской обители. Дата закладки храма точно не известна (по одной из версий, ориентировочно – середина 16 века). Первое письменное упоминание церкви относится к 1728 году. В 1933 году церковь закрыта и её деревянное здание сначала использовалось как сельский клуб, потом переоборудовано под колхозный склад. Это одно из самых древних деревянных архитектурных сооружений в Кировской области. В 1960 году здание объявлено памятником истории и культуры и взято под государственную охрану. Однако денег на его ремонт и реставрацию не отпускалось, и бывший храм постепенно приобретал неприглядный вид. Постепенно обезлюдело и само село.

В 1998 году было принято решение перевезти церковь из села Суши в город Вятские Поляны, начать её реставрацию и передать православной общине. Храм, освящённый в честь Архистратига Михаила, был поставлен в Вятских Полянах у старого кладбища, рядом с мемориалом, где похоронены участники войн. При храме строится мужской монастырь. Внутри храма есть мемориальная табличка с фамилиями земляков, погибших при ликвидации последствий Чернобыльской аварии и в военных действиях в «горячих точках». Проводятся службы, посвящённые этим событиям. В настоящее время службы идут только в одном приделе - в тёплом храме, освящённом в честь Параскевы Пятницы.

По материалам http://vpkraeved.narod.ru


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 июня 2016

Михаило-Архангельская церковь в селе Суши

Первое найденное письменное упоминание о церкви содержит дату 20 июля 1728 года. Она содержится на благословенной грамоте казанского митрополита Сильвестра на открытие прихода и строительство деревянной церкви в Сушах. Весь 1729 год ушел на отбор и заготовку бревен для церковного строения. В июле 1731 года начали готовить сруб (есть предания, что эта работа была выполнена в селе Старый Бурец, потом бревна сплавили по р. Вятке). В следующем году деревянная церковь к ноябрю, в канун Михайлова дня, была уже готова. Это была церковь "клетского" типа с прямоугольным срубом, поставленным на пни. Отопления в ней не было. Основной и практически единственный плотницкий инструмент, который использовался строителями - это топор. Мастер Лазарь, руководивший строительством, впоследствии после смерти был похоронен рядом, у стен церкви.

16 января 1733 года деревянный храм был освящен в честь защитника русского воинства Архистратига Михаила. Около 1739 года была срублена отдельно стоящая деревянная колокольня, которая простояла почти сто лет, после чего из-за ветхости её разобрали. В 1838 году вятский архиерей Нил дает разрешение на ремонт церкви и восстановление колокольни. В следующем году холодный Михаило-Архангельский храм был частично перестроен и поставлен на фундамент из мягкого опочного камня (который к нашим дням весь разрушился). Окна были расширены, стены снаружи обшили тесом, обновили тесовую кровлю. Старый иконостас заменили новым. К холодному храму примкнул теплый пятистенный округленный придел с колокольней, на которой было 7 колоколов: 5 маленьких и 2 больших. Над основной частью храма кровля была двускатная, над прирубом была пятигранная кровля, заканчивавшаяся главкой. Колокольня возвышалась над остальными частями в виде надстройки. Снаружи все стены были выкрашены желтой, крыша - красной, окна - белой краской. В 1840 году теплый придел церкви освятили в честь святой Парасковьи мученицы.

В 20 столетии было устроено междуэтажное перекрытие, внутренняя штукатурка, железная кровля. Вокруг церкви была ограда, на столбах которой в пасху зажигали свечи. За оградой - кусты, цветущие весной пышными кистями, здесь же были могилы священнослужителей. Говорят, что могильные склепы были и в подвальном помещении церкви - в советское время прах покоившихся там перезахоронили на сельском кладбище, а подвал вскоре засыпали песком, так как стал оседать фундамент.

В церковный приход входили все окрестные деревни (Большой и Малый Матан, Дым-Дым-Омга, Казань-Омга, Удмуртское Собакино, Сухая Река, Шемак и др.). Сушинская церковь сыграла большую роль в приобщении местного населения к духовной культуре. При этом священники терпимо относились к языческим обрядам, бытовавшим у удмуртского населения. Семейно-родовые святилища - куа, сохранялись у удмуртов в деревнях Удмуртское Собакино (позднее переименовано в Виноградово), Казань-Омга и Дым-Дым-Омга до 40-х годов XX века. В каждой из этих деревень были священные леса, места для общих молений: луды и Быдзым-куа. Сельский староста часто являлся в этих селениях и выборным жрецом, проводившим эти общие моления. В начале XX века общие моления во время пасхи на священной поляне Быдзым-куа происходили уже с участием священника, перед иконой, с чтением христианских молитв.

Михаило-Архангельская церковь начала на омгинской земле и миссию народного просвещения, приобщения людей к грамоте. В Омгинском школьном музее есть топографический план земель государственных крестьян деревни Казань-Омга, составленный в 1884 году. На нём среди подписей государственных чиновников, сельского старосты и волостного старшины есть красноречивая надпись, которая говорит об уровне грамотности местного населения в то время: "Уполномоченные крестьяне деревни Казань-Омги /Чикурча/ Василий Семенов, Павел Данилов, Марк Исаков неграмотные, и за них по доверию расписался крестьянин деревни Верхняго Матана Андрей Спиридонов". Возможно, это был единственный грамотей на всю округу.

Именно в этом 1884 году в селе Суши на деньги прихожан было открыто первое учебное заведение на омгинской земле - Сушинское церковно-приходское училище. Школа располагалась в специально построенном пятистенном доме. Первой учительницей стала Е.В. Макарова. Настоятелем и преподавателем основного предмета - Закона Божьего, был местный священник, который жил рядом со школой. При церкви была библиотека, насчитывавшая более полутора сотен печатных и рукописных томов.

В церкви проводилось венчание, молебны перед отправкой рекрутов на воинскую службу, службы во время престольных праздников, отпевание покойников. Сушинское кладбище было единым для всего прихода. Младенцев крестили обычно у "святого" ключа в центре Сушей, а также священник выезжал непосредственно в деревни, где обряд крещения производился водой из освященных местных источников.

После октября 1917 года жизнь села резко изменилась. Весной 1919 года село оказалось в гуще событий Гражданской войны. Здесь находился штаб колчаковских войск, пытавшихся захватить железнодорожный мост через реку Вятку. В логу за селом гремели выстрелы: там расстреливали пленных красноармейцев. Во время наступления Красной Армии в мае 1919 года село было обстреляно из артиллерийских орудий с противоположного берега, со стороны Слудки, в результате половина села сгорела от пожара. При этом обстреле церковь чудом уцелела, в неё не попал ни один снаряд. После Гражданской войны село отстроилось заново. За помощью крестьяне обращались лично к Ленину. Власть перешла к Советам (раньше село входило в Мериновскую волость, волостное село находилось за Вяткой). Имущество предпринимателей было национализировано (в Сушах было две канатопрядильные фабрики и маслозавод, производивший конопляное и льняное масло). Священники (Минеев Александр Александрович, 1865 г. рожд., и Емельянов Сергей Вячеславович, 1902 г. рожд.) и другие служители сушинской церкви в 1924 году были лишены избирательных прав. В 1933 году церковь закрыли.

Хотя в Конституции СССР 1936 года была провозглашена свобода совести, но от лозунга до реальной действительности оказалось очень далеко. "Воинствующие атеисты" уже разобрали верхнюю часть храма - колокольню, колокола сняли, сбросили наземь кресты, иконы и утварь растащили. Книги и рукописи из библиотеки сжигались прямо во дворе церкви. Священнослужители были объявлены "врагами народа", "противниками советского колхозного строя".

Сначала здание церкви использовалось как сельский клуб, потом оно было переоборудовано под колхозный склад. Ограда была разобрана, кустарники вырубили, могилы сровняли с землей. Впоследствии, в 1960 году церковь была признана памятником деревянного зодчества 18 века. Однако еще долгое время находилась в страшном запустении, без должного присмотра и охраны. Дальше разговоров о необходимости научной реставрации памятника истории и культуры дело не шло. Тем временем постепенно обезлюдело село, превратившись в дачное поселение, в котором остались в основном пенсионеры. Надежды на возрождение сельского храма становились все более призрачными.

Данный храм является одним из самых древних среди деревянных церквей на Вятской земле. Таких сохранилось немного: Михаило-Архангельская надвратная церковь мужского монастыря в городе Слободском, построенная в 1610-1614 годах, Никольская церковь на реке Моломе, построенная в 1667 году, Никольская церковь в Нижнем Починке Опаринского района (1717 г.) и церковь в селе Суши, освящённая в 1733 году.

В мае 1998 года прошёл сход жителей села, на котором единогласно было поддержано предложение сохранить уникальный памятник зодчества и просить департамент культуры дать разрешение на перенос церкви в город Вятские Поляны. Это решение схода поддержали архиепископ Вятский и Слободской (ныне митрополит) Хрисанф, районное общество охраны памятников истории и культуры, которое возглавлялось ветераном труда И.И. Грудцыным. Были созданы координационная группа при администрации района и инициативная группа при Никольском соборе города Вятские Поляны. В результате, благодаря настойчивости сушинцев, живущих в Вятских Полянах, большому участию настоятеля Никольского Собора г. Вятские Поляны отца Алексия (Сухих Алексея Алексеевича), многих верующих нашего района, удалось начать работы по восстановлению, реставрации старинного храма. Когда церковь осторожно разбирали, на последнем венце обнаружили закладное бревно, на котором была вырублена дата — 15... г. Последние две цифры, время, к сожалению, не пощадило. Если это была дата закладки храма, то несомненно, он мог существовать гораздо раньше Вятских Полян.

Древний храм заботливо перенесён и восстанавливается на окраине города. Рядом со старинным кладбищем, где похоронен вятский богатырь и полный Георгиевский кавалер В.Ф. Бабушкин. Рядом с мемориальным комплексом, где покоятся земляки — участники Великой Отечественной войны. Реставрация нижнего храма была закончена в канун праздника Рождества Христова 2002 г.

Внутри храма установлена мемориальная доска, на которой выбиты имена земляков, павших при исполнении интернационального долга в горячих точках планеты, а также ликвидаторов Чернобыльской аварии.

При церкви строятся кельи мужского монастыря, на организацию которого получено благословение архиепископа Вятского и Слободского (ныне митрополита) Хрисанфа. Над входом на территорию монастыря выросла деревянная надвратная церковь, увенчанная колокольней. Эта церковь посвящается св. Онуфрию Великому и будет предназначена для монашеской братии.

В.А. Слесарев, зав. кафедрой краеведения гимназии г. Вятские Поляны. http://vpkraeved.narod.ru/utrata/suschy.htm


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  15 марта 2020

Одной из основных достопримечательностей Вятских Полян, является Михайло-Архангельская церковь. Прежде она стояла в селе Суши которое лежит на 15 километров выше по течению Вятки. Там её построили из дерева, причём без единого гвоздя. Храм Михаила Архангела считается самым древним памятником деревянного зодчества, сохранившимся на территории района, и одной из старейших церковных построек на Вятке. Грамоту на открытие прихода и возведение этого уникального памятника древнерусской архитектуры при монастырской обители в Сушах летом 1728 года прислал вместе со своим пастырским благословением Казанский митрополит Сильвестр. Это первое из обнаруженных историками письменных упоминаний о церкви Михаила Архангела.

В 1731 году в основание будущего храма был вбит первый деревянный столб, но при этом краеведы продолжают спорить о точной дате закладки церкви, наиболее ранней из которых называется чуть ли не середина ХVI столетия. Сегодня принято считать, что храм в Сушах был возведён, скорее всего, в 1728-1733 годах. При этом в течение 1729 года отбирали и заготавливали брёвна для будущего здания Божиего дома, а два года спустя начали работу над срубом, который частями сплавляли по речным вятским водам из села Старый Бурец. В середине января 1733-го храм был готов и освящён во имя Архистратига Михаила, защитника русского воинства. Здание представляло собой холодную постройку "клетского" типа на основе прямоугольного сруба, установленного на могучих пнях вместо фундамента. Согласно преданию, руководивший сборкой здания плотницкий мастер Лазарь был погребён у стен этого храма. Ближе к 1740 году срубили отдельно стоявшую от храма деревянную колокольню, которая сохранялась в течение почти столетия, пока её не разобрали из-за крайней ветхости. На общественные деньги в 1884 году при храме было открыто церковноприходское училище, для которого выстроили отдельное здание. В пору наступления на село Красной Армии, в 1919 году его обстреливали из полевой артиллерии, при этом половина Сушей сгорела, церковь же уцелела, не получив ни одного повреждения.

В 1933 году храм закрыли, в здании, как водится, устроили сельский клуб, а затем зернохранилище, из-за чего были разрушены венчающие основной объём элементы постройки. Не помогло и признание церкви (в 1960 году) памятником древнерусской архитектуры: её не реставрировали, и здание приходило в упадок. Поэтому в мае 1998 года было решено для сохранения уникального храма перевезти его в Вятские Поляны и там отреставрировать. Этому способствовали самоотверженные действия тогдашнего настоятеля Никольского собора Вятских Полян отца Алексия Сухих и активистов из числа прихожан. Примечательно, что в процессе разборки постройки на последнем из её венцов обнаружили закладное бревно с вырубленной на нём датой: "15... г". Последние две цифры просто не удалось разобрать. Если это - время основания Михайло-Архангельского храма, то он должен был существовать намного раньше, чем были основаны Вятские Поляны.

Архистратиг Михаил является главным и одним из наиболее почитаемых архангелов не только в православии, но и в таких распространённых в мире религиях, как иудаизм и ислам. Храм, освящённый в его честь, установлен в Вятских Полянах возле кладбища и мемориала, где похоронены участники минувших войн. Он был привезён и установлен на цокольном кирпичном этаже с приделом во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы. Стены постройки покрыты тёсом, а сама она состоит из четверика под одной главой, из трапезной и пятигранной алтарной части. Ныне при этой церкви строятся кельи мужского монастыря. Над входом на территорию святой обители уже установлена деревянная надвратная церковь, увенчанная колокольней. Она предназначена для монашеской братии и освящена во имя святого Онуфрия Великого. Раннехристианский святой Онуфрий Великий, царевич и египетский пустынник IV века, также почитается несколькими Церквями, в том числе католической и рядом древневосточных христианских конфессий. Здание посвященого ему храма возле Михайло-Архангельской церкви было установлено в 2000 году и решено в традициях русской архитектурной классики. Структура здания также вполне традиционна: четверик и два восьмерика под шатровым завершением стоят на каменной основе. Колокольня церкви восьмигранная, и с её высоты открывается великолепная панорама старинного городка на Вятке - Вятские Поляны.

Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №386, ООО "Де Агостини", 2020



Комментарии и обсуждение


Примерно 5 лет назад здание перевезли из д. Суши Вятскополянского района, чтобы избежать полного разрушения. В 2008 году храму исполняется 275 лет.
12 февраля 2008, Борисов Максим.