ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Москва. Церковь Вознесения Господня в Коломенском.

Вознесенская церковь в Коломенском


Москва. Церковь Вознесения Господня в Коломенском
Церковь. Действует.  
Престолы:Вознесения Господня
Год постройки:Между 1529 и 1532.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, г. Москва, просп. Андропова, д. 39 стр. 1

Координаты: 55.6673, 37.67076
Проезд:станция метро "Коломенская", выход № 2; метро Кленовый бульвар - выход 2



Сортировка:

Церковь Вознесения Господня в Коломенском, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
evg.izmailov
16 сентября 2011
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
evg.izmailov
18 августа 2011
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
23 июля 2009
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
telly
24 сентября 2007
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, вид с запада (со стороны Передних ворот Коломенского)<br>, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
вид с запада (со стороны Передних ворот Коломенского)
Игорь Демин
27 сентября 2001
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
12 сентября 2019
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
evg.izmailov
5 декабря 2016
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, Вид с северо-востока<br>, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
7 июня 2014
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
glazelki
6 ноября 2013
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
5 сентября 2009
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
strusto
23 декабря 2007
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
strusto
23 декабря 2007
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, вид с юго-востока<br>, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
вид с юго-востока
Игорь Демин
29 сентября 2000
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
12 сентября 2019
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
12 сентября 2019
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
12 сентября 2019
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
12 сентября 2019
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
12 сентября 2019
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
12 сентября 2019
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
12 сентября 2019
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
12 сентября 2019
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
12 сентября 2019
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, Подклет храма<br>, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Подклет храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
12 марта 2017
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
16 августа 2013
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, Москва. Церковь Вознесения Господня в Коломенском.<br>, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Москва. Церковь Вознесения Господня в Коломенском.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
30 августа 2012
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
30 августа 2012
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, Южный вход.<br>, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Южный вход.
Sergey
27 июня 2010
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, В восточной части галереи-гульбища  находится белокаменный трон — царское место.<br>, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
В восточной части галереи-гульбища находится белокаменный трон — царское место.
Sergey
27 июня 2010
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Иванов Дмитрий
15 ноября 2009
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Манита Оксана
29 марта 2008
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
strusto
23 декабря 2007
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
strusto
23 декабря 2007
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
strusto
23 декабря 2007
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
strusto
23 декабря 2007
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
12 сентября 2019
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
12 сентября 2019
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
12 сентября 2019
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
12 сентября 2019
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, Новодельный иконостас верхнего храма<br>, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Новодельный иконостас верхнего храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
7 июня 2014
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, Вид изнутри на верхнюю часть основного объема<br>, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Вид изнутри на верхнюю часть основного объема
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
7 июня 2014
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Sergey
27 июня 2010
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, Вид с северо-востока, с причала "Коломенское"<br>, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Вид с северо-востока, с причала "Коломенское"
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
8 июля 2022
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, Вид с северо-востока на подклет и галерею храма.<br>, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Вид с северо-востока на подклет и галерею храма.
Дюдюкин Сергей Николаевич
2 января 2007
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, Фото с сайта https://pastvu.com<br>, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Фото с сайта https://pastvu.com
Андрей Агафонов
1917
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, Церковь Вознесения Господня в лесах в период реставрации шатра под руководством архитектора Н.В.Марковникова.  Фотограф: архитектор Б.Н.Засыпкин.	1913 году (направление съемки — северо-восток) Источник http://oldmos.ru/old/photo/view/79920<br>, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Церковь Вознесения Господня в лесах в период реставрации шатра под руководством архитектора Н.В.Марковникова. Фотограф: архитектор Б.Н.Засыпкин. 1913 году (направление съемки — северо-восток) Источник http://oldmos.ru/old/photo/view/79920
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1913
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, Церковь Вознесения Господня в селе Коломенское.1900-1905 годами (направление съемки — восток) Фото с http://oldmos.ru/old/photo/view/87576<br>, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Церковь Вознесения Господня в селе Коломенское.1900-1905 годами (направление съемки — восток) Фото с http://oldmos.ru/old/photo/view/87576
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1905
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, Фото из журнала "Живописная Россия".<br>, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Фото из журнала "Живописная Россия".
Андрей Агафонов
1901
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, фото с сайта pastvu.com<br>, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
фото с сайта pastvu.com
Андрей Агафонов
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, Фото с сайта http://andcvet.narod.ru<br>, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Фото с сайта http://andcvet.narod.ru
Андрей Агафонов
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, Фото с сайта http://andcvet.narod.ru<br>, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Фото с сайта http://andcvet.narod.ru
Андрей Агафонов
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства" М. 1910-1914.<br>, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства" М. 1910-1914.
Андрей Агафонов
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, Рис. из журнала "Зодчий"<br>, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Рис. из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1908
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, Рис. из книги И.Снегирев "Богоявленский монастырь в Москве на Никольской улице." М.1864.<br>, Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Рис. из книги И.Снегирев "Богоявленский монастырь в Москве на Никольской улице." М.1864.
Андрей Агафонов
1864
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
Вадим Павлов
18 марта 2023
Церковь Вознесения Господня в Коломенском, , Москва, Южный административный округ (ЮАО), г. Москва
strusto
23 декабря 2007



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


"...бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала прежде сего в Руси" (Львовская летопись, 1532 г.). Церковь Вознесения является первым из сохранившихся до нашего времени и самым совершенным каменным шатровым храмом, положившим начало новому типу храма, который получил широкое распространение на Руси в XVI в., прервав византийскую традицию крестовокупольной церкви (в середине XVII в. при Патриархе Никоне шатровые храмы были признаны не соответствующими церковному чину, и на их строительство был наложен запрет).

Здание носит подчеркнуто центрический характер - все четыре фасада его столпа обработаны одинаково (алтарная абсида отсутствует). Полагают, что храм был заложен по велению Василия III либо в 1529 г. как моленный о даровании сына - наследника престола, либо в 1530 г. в честь рождения этого сына - будущего царя Ивана Грозного, и освящен в 1532 г. Крестчатый четверик, установленный на высоком подклете, переходит в восьмерик, который завершается шатром, увенчанным небольшим куполом. Столп храма опоясан галереей на аркадах с лестницами-всходами, благодара которой вертикаль основного объема органично вписывается в рельеф берега Москвы-реки (первоначально галерея была открытой).

Применение ордера и итальянизирующий характер ряда деталей декора, не встречавшихся до того в памятниках русского зодчества, дает основание предполагать участие в постройке храма итальянского архитектора. Существует мнение, что им был Петр Малый, прибывший в Москву в 1528 г. На восточной стороне галереи-гульбища расположен трон. Внутри шатер храма открыт, отчего в небольшом по площади помещении церкви (8,5 X 8,5) создается впечатление обширного пространства и общей устремленности всех форм вверх (высота столпа здесь 41 м). Не исключено, что шатер имел орнаментальную роспись. Иконостас церкви - XVII в.

Источник: Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  3 июля 2018

Подмосковное село Коломенское, на берегу реки Москвы, издревле принадлежало к вотчинам московских князей. В 1532 г. отец Грозного Василий Иванович построил в этом селе церковь Вознесения Господня, о которой современный летописец говорит: «та церковь была вельми чудна высотою и красотою, и светлостью, какой прежде того не бывало на Руси, и что великий князь возлюби и украси ее всякою добротою». На освящении в сентябре того же года три дня пировали у великого князя в коломенских великокняжеских хоромах: митрополит с собором духовенства, братья княжеские и бояре.

В писцовых книгах Московского уезда государевых дворцовых сел и волостей, письма и меры Афанасия Отяева и подьячего Василия Арбенева 1631 – 33 гг. о селе Коломенском говорится: «в селе церковь Вознесения Господня; на церковной земле дворов церковных: во дворе поп Михайло Афанасьев, во дворе поп Артемий Мартынов, да у них же в припуске в огородах место дворовое митрополичьего двора, во дворе дьякон Демид Мартынов, во дворе пономарь Гришко Федоров, во дворе просвирница Анница, да у просвирницы на земле 2 двора бобылей; на дьяковой земле 4 двора бобылей…».

Вознесенская церковь была обложена данью, которая собиралась в патриаршую казну; церковная дань распределялась по числу приходских дворов, по количеству церковной земли и сенных покосов, находившихся во владении церковнослужителей. К сожалению, прямых указаний о числе приходских дворов при Вознесенской церкви не встречается. Известно, что церковной дани с той церкви платилось за 1628 г. 9 алтын 5 денег, кормовая гривна; за 1635 г. – 6 руб. 13 алтын, десятильничих и заезда 3 алтына 2 деньги.

По переписным книгам 1646 г. значится: «дворцовое село Коломенское, на реке Москве, а в нем церковь каменное строение вверх шатром во имя Вознесения Господня, двор великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси да другой двор государев конюшенный; у церкви во дворе поп Артемий Мартынов, во дворе поп Гаврило Михайлов, во дворе дьякон Давид Мартынов, во дворе земской дьячок Ортюшко Дмитриев, во дворе пономарь Федоско Алексеев, во дворе просвирница Анна Петрова; церковных бобылей 3 двора, да в селе ж крестьян и бобылей 52 двора».

С 27 января 1650 г., по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича указу и по выписке за пометою думного дьяка Семена Заборовского, с церкви Вознесения Господня данных «денег имать не велено». По указу св. патриарха и по выписке за пометою дьяка Перфилия Семенникова с 1677 г. великого государя дворцового села Коломенского, что у реки Москвы, церкви Вознесения Господня велено данные деньги с 1677 г. впредь имать, по сказке той церкви попов Максима и Парфения с причетники, с приходских дворов и с сенных покосов по 2 руб. 14 алтын с деньгою, заезда гривна.

В 1680 г. при досмотре церквей и церковных земель, по указу патриарха, оказалось, что церковная земля при церкви Вознесения Господня взята в государеву десятинную пашню, а попы с причетники живут на руге. В памяти из Патриаршего духовного приказа от 12 апреля 1701 г., за приписью дьяка Василия Русинова, написано: «в 1700 году 11 июля, по именному великого государя указу и по докладной выписке, за пометою думного дьяка Никиты Моисеевича Зотова, велено: села Коломенского вознесенским попам и дьякону с причетники денежную одну ругу давать по прежнему… и впредь сей Вознесенской церкви в дани в приходных окладных книгах не писать и из оклада выложить».

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.». Выпуск 8, Пехрянская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1892 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  7 декабря 2018

Летописец ХVI века отмечал: "Великий князь Василий поставил церковь камену Вознесения Господа нашего Иисуса Христа вверх на деревянное дело в своем селе Коломенском". Разные источники указывают, что возведение церкви завершили в 1532 году. Но непонятно, сколько длилось строительство. Согласно преданию, великий князь Василий III велел построить новый храм по случаю рождения у него долгожданного наследника - будущего царя Ивана IV. Соответственно, решение о строительстве он принимал после августа 1530 года. Однако многие современные учёные сомневаются, что храм мог вырасти за какие-то два года при технологиях ХVI века. Ведь даже строительство возрождённого храма Христа Спасителя в 1994-1997 годах шло дольше. А стены и пилоны Исаакиевского собора в Петербурге возвели за восемь лет (с 1828 по 1836 гг). По этой причине датой начала работ чаще называют 1528 год. Так, исследователь истории Москвы и окрестностей А. Корсаков писал в 1870 году: "Великий князь Василий был здесь в 1528 году, когда готовился встретить крымских татар, приблизившихся к Оке... Через четыре года по его повелению здесь была построена каменная церковь Вознесения". Отсюда возникла версия, что храм воздвигли по случаю победы Василия над полчищами крымского хана Ислам-Гирея. Правда, существует гипотеза, что речь шла просто о моленном храме. Князь хотел замолить грехи и дождаться наследника.

Покрыто туманом и имя создателя церкви Вознесения. Чаще других называют работавшего тогда в Москве итальянского зодчего Петрока Малого, или Петра Малого Фрязина. В ходе реставрации памятника в 1979 году на белокаменном карнизе крестовой части храма обнаружили надпись "1533" арабскими цифрами. Подобные вещи были характерны только для памятников, возводимых выходцами из стран Западной Европы. Если отталкиваться от версии, что церковь построил Петрок Малый в 1532 году, а сама идея исходила от великого князя, желавшего искупить свои грехи, то история строительства храма могла выглядеть следующим образом. В 1527 году истёк двухлетний срок епитимии, наложенной на Василия III из-за двоежёнства. Дело в том, что Церковь не признала его развода с не сумевшей подарить ему наследника Соломонией Сабуровой и нового брака с Еленой Глинской. Желая отмолить грех и дождаться насдедника, князь и велел построить храм. После этого Петрок Малый приступил к работе.

Местом для церкви выбрали подмосковное село Коломенское, бывшее к тому моменту вотчиной московских князей. Оно располагалось на высоком правом берегу Москвы-реки, там, где река поворачивает на юг. Следовательно, церковь можно было увидеть издалека. Согласно современным расчётам архитекторов, исследовавших фундамент, высота основного храма составляет 62 метра, высота приделов - почти 25 метров, высота западного притвора - свыше 14 метров. Окончательное решение о том, как выглядеть будущему храму, по всей видимости, приняли летом 1529 года. В том же году приступили к сооружению подклета, а в 1530-м - четверика. Спустя ещё год настала очередь кокошников и восьмерика. Наконец, в первой половине 1532 года сделали шатёр. Далее поставили столбы второго яруса папертей, на южном крыльце выросла звонница. В завершении настелили полы и обустроили "царское место".

3 сентября 1532 года церковь Вознесения Господня в Коломенском освятил митрополит Московский Даниил. На церемонии присутствовал Василий III, княгиня Елена Глинская и царевич Иван Васильевич. Историк И. Е. Забелин в 1872 году так описал последующий пир: "На освящении, в сентябре того же года, три дня пировали у великого князя в коломенских великокняжеских хоромах: митрополит с собором духовенства, братья княжеские и бояре". Церковь нарекли в честь Вознесения Господня. Есть версия, что гора в Коломенском находилась от Кремля на том же расстоянии, что и Елеонская гора от древней части Иерусалима. Именно на Елеонской горе свершилось Вознесение Спасителя. А поскольку в те времена господствовала идея "Москва - третий Рим", то было логично предположить, что Господь перед концом света сойдёт на Землю именно в Москве. Московская легенда гласит, что в восточной церкви Вознесения даже приготовили место для Господа. Так или иначе, но над Коломенским вознёсся храм.

В 1542 году летописец отмечал: "Бе же церковь та вельми чудна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала прежде на Руси". В ХVI-ХVII вв Вознесенский храм служил летней церковью царей, но отчасти выполнял и функцию военного объекта. Он располагался на южных подступах к Москве, мимо него к столице нередко шли отряды крымских или казанских "гостей". В этих условиях высокий шатёр играл роль наблюдательного пункта. С него был виден шатёр церкви в селе Остров ниже по течению Москвы-реки. Заметив чужаков, зажигали костры, таким образом сообщая об опасности в столицу.

По всей видимости, первоначально церковь окружала двухъярусная галерея, покрытая крышей в виде "бочек". Вероятно иконостас в первые десятилетия существования храма был одноярусным. На "царском месте" во время торжественных служб восседали московские митрополиты, затем (с 1589 года) - Патриархи. Пол покрывали треугольные белые и чёрные керамические плиты. В 1980-х годах на южном крыльце нашли часть звонницы, просуществовавшей до ХVIII века. В обширном подклете храма могла храниться великокняжеская казна, её привозили в Коломенское вслед за хозяином. Позднее помещение использовали в хозяйственных целях.

Первый ремонт церковь пережила ещё в 1570-е годы. Тогда переделали покрытие пола, и среди белых и серых плиток появились красноватые. Возможно, вместе с тем оказался утраченным пол на папертях. Если верить более поздним документам, касающимся первоначальной росписи, то она включала в себя образы Саваофа и святых - как вселенских, так и "московских". Вероятно ещё в ХVI столетии роспись претерпела изменения - во всяком случае, источники ХVII века указывают на более раннее обновление "стенного письма". Вид церкви менялся и впоследствии.

Царь Алексей Михайлович очень любил Коломенское. Здесь для него воздвигли дворец, который современники называли "восьмым чудом сета". Обновляли и храм, где у царской семьи наверняка имелось специальное место для молитвы. Сохранилось упоминание о том, что в 1669 году на обивку места государя было дано "сукон, галуна серебряного, атласа и бумаги хлопчатой". Молва гласила, что по окончании молитвы царь раздавал щедрую милостыню.

В течение ХVII столетия обновили иконостас. Это потребовалось из-за высокой влажности в никогда не отапливавшемся храме, из-за которой живопись приходила в негодность. К концу века бочковидную крышу сменила двускатная. Стены храма в ту пору украшали многочисленные фрески. В ХVIII веке значение церкви Вознесения снизилось. Столицу перенесли из Москвы в Петербург, дворец Алексея Михайловича разобрали. Императоры посещали Коломенское не так часто, как прежде, хотя такие посещения случались. Пётр I в 1709 году остановился в селе после победы под Полтавой, а его дочь, будущая императрица Елизавета Петровна, родилась в Коломенском. В свою очередь, Екатерина II велела построить тут новый дворец. Его возведение велось во второй половине 1760-х годов. И тогда же, по всей видимости, имела место очередная перестройка храма.

Работами в Коломенском в 1766-1767 гг. руководил князь П. В. Макулов. Вероятно, он занимался и обновлением церкви Вознесения. В ходе ремонта сняли белокаменные резные капители со столбов второго яруса галерей, возвели парапеты с ширинками. Пол храма стал кирпичным. На старых капителях воздвигли новый кирпичный парапет. История переустройства Вознесенской церкви продолжилась в первой четверти ХIХ века, в годы правления Александра I, который приезжал в Коломенское ещё мальчиком. Он распорядился возвести на месте дворца Екатерины новый дворец. Стены церкви Вознесения украсила колерная архитектурная живопись. Выполненный тогда образ вселенских святых и московских чудотворцев по сторонам "царского места", по свидетельству очевидцев, представлял большую художественную ценность. Очередной ремонт церкви пришёлся на 1830-е годы, руководил им архитектор Е. Д. Тюрин. Согласно его предписанию от 1834 года, "имеющийся образ святых, написанный на стене паперти сверх места царского, сохранить во всякой целости, для чего заделать оный временно плотницкими щитами". Существовавший до того иконостас разобрали, заменив иконостасом из Вознесенского монастыря в Кремле. Позже востановили иконостас ХVII века с уцелевшими древними иконами.

В 1836 году по проекту Тюрина над "царским местом" водрузили "бочку" с гипсовым орлом, закрывшую половину окна, а также установили кованую решётку и гипсовые детали на парапете. Многочисленные ремонтные работы ничуть не умаляли достоинств храма. Напротив, они позволили сохранять церковь в надлежащем виде, и ею были очарованы не только русские, но и иностранцы. В 1866-1867 годах Коломеский храм ждал новый ремонт, которым руководил архитектор Н. А. Шохин. В южной грани верхнего восьмерика пробили дверь, после чего была опровергнута легенда о существовании в этой части храма потайного помещения. Кроме того, вместо первоначальной белокаменной главы появилась более плоская металлическая, а с основания креста сняли лестницу, пропустив её в только что сделанный проём. Архитектор также заменил тянувшийся от северной до южной двери иконостас, вдвое сократив его ширину. Именно Шохин первым попытался произвести историко-архитектурную оценку церкви. Эстафету работ в храме принял архитектор Н. Ф. Кольбе. При нём в 1873 году реставрировали стены подклета, а полы на папертях выстелили большими белокаменными плитами. При этом использовали доски и брус от разобранного годом ранее дворца Александра I. Роспись стен длительное время оставалась нетронутой. Однако, в 1884 году рабочие скололи изображения святых. Стену обили цинковыми листами, после чего её расписали маслом. Для тогдашней эпохи это, увы, была обыкновенная практика. В 1911 году архолог и спелеолог Игнатий Стеллецкий, памятуя о том, что в Коломенском часто бывал Иоанн Грозный, начал в подклете церкви поиски пропавшей библиотеки Грозного царя.

Несмотря на бушевавшую Первую мировую войну, в 1914-1916 годах изыскали средства на проведение очередного "раунда" реставрационных работ в Коломенском. Участвоваший в них юный архитектор Б. Н. Засыпкин, тогда ещё учащийся Московского училища живописи, ваяния и зодчества, обнаружил крайне неприятную вещь: весь объём церкви оказался расколот осевыми трещинами на четыре блока. Данный вывод подтвердил спустя более полувека и другой исследователь памятника - архитектор С. А. Гаврилов. В рамках ремонта удалось переложить шатёр храма специально изготовленным большемерным кирпичом. Но одной лишь реставрацией тогда не ограничились. Тогда же Засыпкин впервые провёл археологическую разведку местности, обмерил памятники, сфотографировал детали. В 1915 году он описал ценнейшие архитектурные детали церкви - северный портал и "царское место".

После прихода советской власти храм отобрали у Русской Православной Церкви, но к счастью, не снесли. Свою роль здесь сыграла деятельность архитектора-реставратора П. А. Барановского, по инициативе которого в Коломенском в 1923 году был создан музей. Церковь Вознесения вошла в его состав. До 1970-х годов советское государство не выказывало интереса к проведению масштабных реставрационных работ в церкви Вознесения. И только в 1972-1990 годах здесь был произведён ремонт под руководством архитекторов Н. Н. Свешникова, А. Г. Кудрявцева и С. А. Гаврилова. Кроме архитекторов, на территории памятника трудились археологи, снявшие в 1970-е годы культурный слой высотой в метр. В 1990 году они нашли более 400 фрагментов резьбы от капителей столбов и от порталов церкви. Результаты их деятельности помогли развеять миф о том, что на месте церкви Вознесения когда-то стоял другой храм.

К концу 1980-х годов над храмом нависла страшная угроза. В процессе укрепления берега Москвы-реки прямо под храмом построили бетонную набережную и засыпали древние родники. Как итог - берег заболотился, появились промоины, в 1981 и в 1987 годах под храмом произошли оползни. Трещины тогда заделали кирпичом, но риск оседания шедевра русского зодчества остался. Основной задачей последних двадцати лет стало спасение памятника. К счастью, в 1994 году Музей-заповедник "Коломенское" включили в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, что помогло делу сохранения знаменитого Вознесенского храма для потомков. Освящение храма состоялось в 2000 году. Сегодня он находится в общем ведении Музея-заповдника "Коломенское" и Церкви. Службы в храме проходят только по большим церковным праздникам.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №16, 2012 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  7 декабря 2018

Вознесенская церковь состоит из нескольких частей. Внизу расположен обширный подклет. Над ним - расчленённый четверик, ещё выше - восьмерик и восьмигранный шатёр. Наверху стоит восьмигранный барабан с маленьким куполом и крестом. Между четвериком и восьмериком имеются три ряда кокошников. По углам фасады "столпа" украшают пилястры, а стены четверика - треугольные арки. В плане храм похож на равноконечный крест с маленькими ветками. К его особенностям относится отсутствие полукруглых апсид на восточной стороне. В отличие от большинства православных храмов, его восточная стена плоская. По всему периметру церковь окружает галерея, что также нетипично для русских храмов.

"Небольшая размером внутри, церковь, благодаря своей высоте и широко раскинувшимся галереям подклета, производит впечатление грандиозности и важности... Не отступая от установившихся ранее окончаний фасадных стен закомарами, даже сохраняя за ними раннемосковский тип, строитель сохранил и систему выдвигающихся один за другим рядов кокошников..." - писал в "Истории русского искусства" Игорь Грабарь, оценивая художественные особенности церкви Вознесения Господня. По мнению корифея истории архитектуры, храм в Коломенском являет собой пример продолжения традиций русского деревянного зодчества. "С внешней стороны структура Коломенского храма обнаруживает свой прообраз, создававшийся в дереве. Главный четверик, перекрытый крутой четырёхскатной кровлей, служит подножием восьмерику, покоящемуся на трёх рядах кокошников. Исполнить такую затею в камне и кирпиче трудно, и нужно удивляться, как зодчий Коломенского храма справился с ней", - отмечал Грабарь.

В 1920-е годы исследователь Москвы В. В. Згура обратил внимание на то, что в архитектуре храма присутствуют и западные мотивы. "Приходится с безусловностью указать на значительность влияния декорций Архангельского собора и строительных приёмов, принесённых в Москву итальянцами ХV века. Наблюдается также и некоторое, правда очень скромное, влияние готики, выразившееся главным образом в стрелах, прорезающих стены нижнего креста", - писал он. В тоже время Згура признавал, что в основе своей облик церкви оставался в русле русских традиций.

Особенностью внешнего убранства церкви является наличие килевидных кокошников. Три пояса этих украшений формируют переход от четверика к восьмерику. Ещё один венец кокошников расположен выше. Он, в свою очередь, отделяет восьмерик от основания шатра. Храм со всех сторон окружает обходная галерея, куда ведут три крыльца с лестницами. Такая конструкция впервые встречается в русской архитектуре, поскольку до той поры никто не помещал какую-либо пристройку к востоку от алтаря. Подобное убранство можно найти в чертежах итальянских архитекторов, однако даже в Италии здания с похожей галереей мы не найдём. На восточной стене галереи стоит каменный трон. Считается, что на нём сидел Алексей Михайлович, любовавшийся прекрасным видом на зеречную пойму. Согласно легендам, государь, расположившись на троне, раздавал милостыню. Оформление трона выполнено в стиле, свойственном европейскому Ренессансу.

Главным новшеством церкви Вознесения Господня является шатёр, похожий на вытянутую пирамиду. Его грани соответствуют восьми граням расположенного под ним восьмерика. Пропорции шатра подчёркивают ромбовидные ячейки из белокаменных бусин алмазной огранки. Перетяжки из маленьких квадратиков создают впечатление сетки. Почти во всю высоту стоят фальшивые окна. Замыкается шатёр восьмигранным поясом, над которым расположен маленький купол с крестом. Высота церкви - 62 метра, высота шатра - 20 метров. Площадь внутреннего помещения храма - 8,5 на 8,5 метра. Толщина стен местами достигает четырёх метров, в иных местах - два-три метра.

Отдельного упоминания заслуживает уникальный фундамент. Это большая искусственная скала величиной 26 на 24 метра и объёмом в три тысячи кубических метров. На склоне речной террасы вырыли огромный котлован, а его дно укрепили сваями. Монолитный фундамент, имевший разную глубину, сложили из скреплённых раствором блоков известняка. Верхний ряд фундамента можно видеть на поверхности спускающегося к реке склона холма. Несмотря на величественный внешний вид, внутри церковь выглядит весьма скромно. Данный факт вполне объясним: храм строили как домовую церковь, в неё ходили только члены царской семьи и её приближённые. Во время их отсутствия храм просто закрывали. Он бездействовал всё зимнее время, по причине чего в нём так никогда и не появилось отопление.

Внутри церкви отсутствуют колонны и столбы. Стены покрашены в белый цвет, поскольку в ходе различных исследований удалось установить, что именно он преобладал в помещении изначально. По углам - мощные пилястры. Окна в нижней части церкви располагаются необычно - не на стенах, а по углам четверика. Ещё столько же оконных проёмов есть на разных гранях шатра. Они размещены на разных сторонах света. Кроме того, внутрь восьмерика выходят окошки лестницы, окаймляющей его с юго-западной стороны. Пол выложен треугольными керамическими плитами чёрного и коричневого цветов.

Древний иконостас ХVI века и оригинальная роспись стен не сохранились. Сегодня можно увидеть только выемки в стене, на которые опирались тябла - горизонтальные тяги, выполнявшие роль опор иконостаса в старые времена. Нынешний иконостас установили в 2007 году, а освятили год спустя. Его изготовили на основе сохранившегося иконостаса Антониева монастыря в Великом Новгороде, который датирован как раз ХVI столетием. Сегодня в иконостасе присутствуют иконы Вознесения Господня, Божией Матери "Смоленская", "Тихвинская", Иоанна Предтечи. Однако были ли они в действительности в старом иконостасе - установить не удалось.

Особенность коломенского храма - обширный (особенно на фоне не очень просторного основного помещения) подклет. Раньше там находидились хозяйственные помещения. В наши дни в подклете развёрнута выставка, посвящённая истории создания и реставрации церкви Вознесения Господня. Здесь же хранится список чудотворной иконы Божией Матери "Державная", которую обрели в подклете храма в 1917 году.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №16, 2012 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  26 апреля 2024

Древнее подмосковное село Коломенское почти полвека назад вошло уже в черту Москвы. Но великий памятник остается фрагментом древнего Подмосковья, почти в неприкосновенности сохранившемся от тех еще недавних времен, когда над высоким берегом, над бескрайними заливными лугами и синеющими вдали лесами за Москвой-рекой, в стремительном порыве устремлялся в небо высокий белый столп храма Вознесения...

Коломенское известно ещё с начала XIV столетия. Впервые о нем упоминает духовная грамота Ивана Калиты. Издавна это село, расположенное на высоком берегу над поймой Москвы-реки, служило летней резиденцией московских князей и царей, но особенно любил и обустраивал его Василий III. При нем здесь был построен обширный деревянный дворец. И именно при нем в 1532 году в Коломенском был построен знаменитый храм Вознесения, ознаменовавший собой начало каменного шатрового зодчества на Руси. Окончание постройки Вознесенской церкви было отмечено трехдневными торжествами и пиршествами, на которых присутствовали сам великий князь Василий III и митрополит.

Деревянные церкви с высокими кровлями-шатрами в России строились издавна. Но в каменной архитектуре господствовали сводчатые покрытия, господствовала византийская традиция крестовокупольного храма. Никто не решался соорудить шатер из камня, слишком сложной это было задачей. И вот однажды безвестный мастер решился на новое дело, на редкое по смелости сооружение. Наверное, с такой же решимостью, приделав себе самодельные крылья из пергамента, прыгали с колоколен отчаянные изобретатели-одиночки Древней Руси, страстно мечтавшие о полете... "Полет" церкви Вознесения состоялся. Своеобразие и Красота необычной церкви ошеломила современников. "Бе же церковь та вельми чудна высотою, красотою и светлостью, яко не бывало прежде сего в Руси", - писал летописец. А другой летописец особо подчеркнул, что завершение храма шатром было устроено именно по образцу деревянного зодчества - "верх на деревянное дело". "Каменный шатер XVI века сыграл в древнерусском зодчестве не меньшую роль, чем смелая конструкция Флорентийского собора в архитектуре итальянского Возрождения", считают авторы "Истории русского искусства", изданной Академией наук СССР.

Храм Вознесения в Коломенском является одной из вершин мирового зодчества. Знаменитый французский композитор Гектор Берлиоз, побывавший в Коломенском, был потрясен: "Ничто меня так не поразило, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Многое я видел, многим я любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но, кроме налепленных украшений, я ничего не нашел. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и долго я стоял, ошеломленный".

Высота шатра церкви Вознесения составляет 28 м, а высота всей церкви - 62 м. Все архитектурные детали храма подчеркивают его устремление вверх. А могучее основание, неторопливый ритм лестниц и галереи, окружающей здание, только усиливают впечатление стремительного подъема. Образ церкви Вознесения - это образ Церкви Христовой. Говоря с нами на языке гениальной архитектуры, безвестный строитель рассказывает о молитвенном порыве человеческого духа, стремящегося ввысь, к Богу. Есть человек и есть Бог, говорит зодчий, все остальное - второстепенно. И стремление человека к Богу - это стремление сына к потерянному отцу. А достичь его можно, только отринув земное и устремив душу и помыслы свои вверх, к горним заоблачным высотам, "возлюбив Господа своего всем сердцем своим"...

В облике храма все подчинено идее стремления ввысь. Переход от яруса к ярусу происходит как бы сам собой, органично и без малейшей задержки, неудержимо, но и без видимой торопливости. Нет ничего лишнего, или, по словам Берлиоза, "налепленного". На зрителя не давит масса материала, церковь кажется очень легкой - и это при почти толщине стен, составляющей от двух до четырех метров!

Строгое декоративное убранство подчеркивает красоту пропорций величественного здания. Удачно найденное решение создает зрительное впечатление плавного перетекания объемов храма снизу вверх, что подчеркивает монолитность здания. Весь нижний ярус храма как бы вырастает из берега реки. В каждой части, в каждой детали храма прослеживается основная мысль зодчего: придать постройке легкость и устремленность ввысь. Стремительно взлетающий шатер храма украшен легкой сеткой из белокаменных бусин.

В плане здание храма представляет собой равноконечный крест. По своей конструкции оно является единым столпообразным объемом без внутренних опор. Обычной алтарной апсиды у церкви Вознесения нет. Она стоит на подклете, окруженном со всех сторон галереей - "гульбищем". На восточной стороне галереи, опоясывающей храм, сохранился белокаменный трон. Его ножки выполнены в виде львиных лап, а подлокотники украшены резным орнаментом. С этого места московские цари некогда любовались бескрайней ширью, открывающейся за Москвой-рекой, с Николо-Перервинским монастырем, лугами и далекими лесами.

У церкви Вознесения была и ещё одна важная функция: ее высокий шатер служил наблюдательным пунктом. С его верха был хорошо виден расположенный в 14 километрах от Коломенского ниже по Москве-реке другой такой же наблюдательный пункт - шатровая церковь в дворцовом селе Остров. А из Острова наблюдатели следили за вершиной громадного Боровского кургана, расположенного на берегу Москвы-реки у села Чулкова - оттуда открывались бескрайние дали вплоть до Бронниц. Цепь наблюдательных постов непрерывно тянулась к южной границе, и если наблюдатели замечали внезапное появление татар, то давали об этом знать соседним постам, зажигая костры. Так, распространяясь от одного поста к другому, тревожная весть быстро долетала до Москвы. Специально для наблюдателя прямо под главой церкви Вознесения, в барабане купола, устроено небольшое помещение. В него можно попасть по лестнице, проложенной в толще стен к основанию шатра, а оттуда наверх вела металлическая лестница-стремянка, спускающаяся от креста. Интерьер храма отличается цельностью художественного облика и наполнен светом.

Освещенность интерьера усиливается за счет особого устройства окон: снаружи, по углам четверика, они расположены на соседних гранях, а внутри два окна сходятся в одно, занимающее весь угол. Умелое расположение окон создает разнообразную игру света - от ослепительно-яркого до сильно затененного. По площади храм невелик - 8,5х8,5 м, но при сравнительно небольшом пространстве в нем сохраняется ощущение простора. Устремляющийся ввысь шатер производит впечатление уходящей в небо лестницы. Внутри церкви преобладает белый цвет. Реставраторы установили, что этот цвет присутствовал в храме изначально. Пол церкви был выложен "конвертом" красными и черными треугольными керамическими плитками, а в XIX веке он был покрыт квадратными каменными плитами.

Первоначальный иконостас храма не сохранился. В настоящее время в нем можно видеть восстановленный иконостас XVII века. За почти пятьсот лет своего существования храм неоднократно подвергалось ремонту, поновлению и реставрации. Но основной его облик сохранился без существенных изменений.

Несмотря на тщательные исследования, до сих пор, к сожалению, не удалось установить имя гениального зодчего, строившего храм. Никаких сведений в исторических документах о нем не содержится. То, что храм построен по образцу русских шатровых деревянных храмов, вроде бы должно указывать на то, что его строил русский мастер. С другой стороны, многие приемы, элементы конструкции и декора говорят о сильном влиянии итальянского зодчества эпохи Возрождения. Может быть, храм строил итальянский мастер, приглашенный Василием III? Но многие особенности конструкции церкви очень близки строительным приемам псковских мастеров, а ряд декоративных элементов прямо происходят из московского зодчества XIV-XV веков...

Что ж, может быть, загадка храма Вознесения в Коломенском, внесенного в список всемирного исторического наследия ЮНЕСКО, когда-нибудь будет разгадана и мир узнает имя гениального архитектора, построившего его. А пока стремительно взлетающий с зеленого берега Москвы-реки белокаменный храм молчаливо хранит свою тайну.

Губарева М.В., Низовский А.Ю. «Сто великих храмов мира». - М.: «Вече», 1999 г.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  4 ноября 2024

«…Развитие деревянной архитектуры привело к перенесению формы 8-гранного шатра в каменную архитектуру. Подобный тип храмов получил широкое распространение в XVI в. Самым ярким образцом каменного шатрового зодчества XVI в. является церковь Вознесения в Коломенском, поставленная в честь рождения Ивана IV (Грозного) в 1532 г. на высоком берегу Москвы-реки. Ее высота составляет 62 метра, толщина стен - от 2 до 4 метров. Это уже не крестово-купольный храм, унаследованный от Византии.

В плане здание представляет собой равноконечный крест. Эта столпообразная церковь не имеет внутри опор, снаружи нет привычной апсиды. Здание возведено на высоком подклете, окруженном со всех сторон галереями - гульбищами. Интерьер храма очень невелик: 8,5 х 8,5 метров, 41 метр при очень значительной Устремление ввысь всех объемов церкви Вознесения, ритма декоративных деталей, как нельзя лучше соответствует задаче создания храма-памятника. Ясно, что главное образное впечатление должно создаваться наружным обликом здания. На Руси до XVIII в. не знали скульптурных памятников. Если надо было увековечить какое-то событие или место, то ставили храм или часовню…»

Источник: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 544



Комментарии и обсуждение


Единственный сохранившийся в Москве «шатровый храм», воздвигнутый Петроком Малым в честь рождения у Василия III долгожданного сына (будущего Ивана Грозного). В 1994 году церковь получила статус памятника Всемирного наследия. Факт. В период строительства церковь была самым высоким зданием Москвы - 62 метра. Сейчас. Храм был открыт в 2007 году после серьезной реставрации. В подклете размещена выставка, посвященная созданию и строительству собора. Богослужения - по воскресеньям и великим церковным праздникам. Вход на территорию музея-заповедника «Коломенское» бесплатный.

Из газеты "Антенна", сентябрь 2008

12 января 2009, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Александр Богданов.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.