ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ильинский Погост. Ильинская Водлозерская пустынь. Церковь Илии Пророка.


Ильинский Погост. Ильинская Водлозерская пустынь. Церковь Илии Пророка
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Илии Пророка
Архитектурный стиль:Кубоватые храмы
Год постройки:1798.
Адрес:
Водлозерский Национальный парк, остров Ильинский (рядом с Колгостровом)

Координаты: 62.380251, 36.907973
Входит в коллекцию:Шедевры деревянного зодчества
Проезд:на машине до п.Пудожгорский, далее на восток по грунтовой дороге до оз. Водлозеро, по воде до о. Ильинский





Ильинская Водлозерская пустынь. Церковь Илии Пророка, , Ильинский Погост, Пудожский район, Республика Карелия
Андрей Косоножкин
19 августа 2012
Ильинская Водлозерская пустынь. Церковь Илии Пророка, , Ильинский Погост, Пудожский район, Республика Карелия
JohnIngham
16 июня 2016
Ильинская Водлозерская пустынь. Церковь Илии Пророка, , Ильинский Погост, Пудожский район, Республика Карелия
Андрей Косоножкин
19 августа 2012
Ильинская Водлозерская пустынь. Церковь Илии Пророка, , Ильинский Погост, Пудожский район, Республика Карелия
Вадим Павлов
15 августа 1988
Ильинская Водлозерская пустынь. Церковь Илии Пророка, , Ильинский Погост, Пудожский район, Республика Карелия
Вадим Павлов
15 августа 1988
Ильинская Водлозерская пустынь. Церковь Илии Пророка, , Ильинский Погост, Пудожский район, Республика Карелия
JohnIngham
16 июня 2016
Ильинская Водлозерская пустынь. Церковь Илии Пророка, , Ильинский Погост, Пудожский район, Республика Карелия
JohnIngham
16 июня 2016
Ильинская Водлозерская пустынь. Церковь Илии Пророка, , Ильинский Погост, Пудожский район, Республика Карелия
JohnIngham
16 июня 2016
Ильинская Водлозерская пустынь. Церковь Илии Пророка, , Ильинский Погост, Пудожский район, Республика Карелия
JohnIngham
16 июня 2016
Ильинская Водлозерская пустынь. Церковь Илии Пророка, , Ильинский Погост, Пудожский район, Республика Карелия
JohnIngham
16 июня 2016
Ильинская Водлозерская пустынь. Церковь Илии Пророка, , Ильинский Погост, Пудожский район, Республика Карелия
Андрей Косоножкин
19 августа 2012
Ильинская Водлозерская пустынь. Церковь Илии Пророка, Фото с сайта http://rkna.ru/exhibitions/church/view.html<br>, Ильинский Погост, Пудожский район, Республика Карелия
Фото с сайта http://rkna.ru/exhibitions/church/view.html
Андрей Агафонов
1960
Ильинская Водлозерская пустынь. Церковь Илии Пророка, Фото с сайта http://www.kenozerjelive.ru/chervjakova-vodlo.html<br>, Ильинский Погост, Пудожский район, Республика Карелия
Фото с сайта http://www.kenozerjelive.ru/chervjakova-vodlo.html
Андрей Агафонов
1939
Ильинская Водлозерская пустынь. Церковь Илии Пророка, Фото 1940-50-ых годов из фондов Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева<br>, Ильинский Погост, Пудожский район, Республика Карелия
Фото 1940-50-ых годов из фондов Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  5 июля 2017

Существует предание, что Ильинский погост вырос на месте древнего языческого святилища, где совершали жертвоприношения местные племена, обитавшие здесь до прихода новгородцев. Но более верным представляется, что погост создали в XVI в. монахи, шедшие на Соловки. Впервые сведения о нём встречаются в «Жалованной грамоте» Новгородского Митрополита Варлаама, выданной водлозерам в 1592 г.

Ильинский погост украшает деревянная церковь Ильи Пророка, поставленная в 1798 году на месте ветхой шатровой церкви местными плотниками на средства прихожан. Основой при строительстве служил разработанный профессиональными архитекторами и утверждённый Олонецкой консисторией проект. Духовные власти не разрешили новую церковь строить по старому образцу, приказав старую церковь разобрать, а на её месте заложить новую «в сходственность плана». По мнению архитектора А.В. Ополовникова (который впервые в 1947 году обследовал и обмерил церковь), церковь строилась в разное время. Её самой древней частью является четверик, к которому позднее были пристроены трапезная и колокольня. Колокольня первоначально завершалась шатром, стремительно взмывающим ввысь.

На рубеже XIX-XX веков памятник был обновлён, колокольня лишилась своего шатра — вместо него был поставлен приплюснутый «полукумпол» со шпилем. Колокольня была обшита тёсом. Обшивка срубов церкви и трапезной слила в единую глухую массу все элементы здания; были уничтожены крытый висячий переход, соединявший колокольню и сени, а также два крыльца. Обновлён был и интерьер: старый тябловый иконостас заменили новым — «составленным согласно правил архитектуры». Новый иконостас, утверждённый Олонецкой строительной и дорожной комиссией, представлял собой типичное эклектическое произведение второй половины XIX века. Были обшиты досками потолки и стены церкви.

Другая особенность Ильинского погоста — бревенчатая ограда. Она укреплена бревенчатыми срубами и крыта двускатной кровлей. Такими оградами, придающими сооружениям сходство со старинной крепостью, были раньше окружены многие монастыри и погосты. Эта ограда послужила образцом при возведении ограды Кижского погоста. В ограде были устроены лавки, где крестьяне и купцы торговали по праздникам и в ярмарочные дни. Вероятно, праздничная торговля была прибыльной, поскольку на соседнем острове Колгостров были оборудованы обширные складские помещения для купеческих товаров.

В 1930-е годы растерявший по лагерям священников и прихожан Ильинский Погост опустел.

В 1991 году началось возрождение монастыря. С 2003 года на Ильинском погосте начались богослужения. В 2004 году директор Водлозерского национального парка Олег Червяков был рукоположен в священники и стал настоятелем Ильинской церкви.

23 декабря 2006 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви на Ильинском погосте учреждён мужской монастырь Свято-Ильинская Водлозерская пустынь. В новообразованном монастыре подвизаются игумен Киприан (Грищенко), иеромонах и иеродиакон, инок и послушники.

https://readtiger.com/wkp/ru/


Воронов Юрий Викторович
 

Ильинско-Водлозерский погост за свою долгую историю сменил три деревянных храма. С 1798 года на нём стоит четвёртая по счёту кубоватая Ильинская церковь. Храмы этой группы распространены только в Поонежье и на Поморском берегу Белого моря. Но не ищите этот погост на карте бассейна реки Онеги и на берегу Белого моря — его там никогда не было. Это единственный кубоватый храм, построенный в Обонежье в традициях русского деревянного зодчества, вопреки типовому проекту, спущенного духовной консисторией.

Водлозерский край речными путями связан с Онежским озером, но административно с 1569 по 1802 годы относился к Каргополью. Поэтому Водлозеро занимает промежуточное положение между двумя крупными районами Русского Севера — Обонежьем и Поонежьем. Соединение различных региональных традиций ярко выразилось в архитектуре наиболее значительного памятника Водлозерья — церкви Ильинско-Водлозерского погоста.

Земли, точнее берега и острова Водлозера, на которых располагается Ильинский приход, были издревле заселены «обонежской чудью» (финно-угорскими племенами, заселявшими Онежское озеро и её притоков) и только с XI–XII веков стала заселяться новгородцами. По этим местам с Новгорода проходил древний торговый путь: выйдя из Свири, сворачивал в Онежское озеро, а затем по реке Водле уходил в Заволочье, и по рекам Кене и Онеге спускался к берегам Белого моря. По этому пути из северных земель в Новгород доставлялось главное его богатство - пушнина. Сейчас Водлозерье — это район компактного проживания этнолокальной группы русских, именующих себя водлозерами и ведущих свое происхождение от новгородцев. 20 апреля 1991 года акватория озеро и прилегающая территория вошли в состав Водлозерского национального парка.

В 1478 году Восточное Обонежье вошло в состав Русского централизованного государства и было отнесено к Заонежским погостам Обонежской пятины. Если первый Водлозерский Рождественский (позднее - Пречистенский) погост был основан ещё при Великом Новгороде, то основание второго — Ильинского — тесно связано с историей Московской Руси. Поводом к основанию Ильинского погоста стало разделение земель прежде единого Водлозерья между Новгородским и Каргопольским уездами, произошедшее при Иване IV Васильевиче. В 1568-1569 годах земли вдоль реки Илексы и северо-восточная часть Водлозерья вошли в состав Каргопольского уезда. На вновь образованной административной территории возникла необходимость строительства православной церкви. По преданию её собирались строить на другом острове, однако, лес, срубленный для строительства и сплавляемый по озеру, трижды чудом оказывался у Мал-острова (ныне - Малый Колгостров), где и было решено, в согласии с волей Божией, строить храм.

Впервые сведения о Водлозерском Ильинском погосте встречаются в «Жалованной грамоте» Новгородского митрополита Варлаама, выданной водлозерам в 1592 году. Из которой стало известно, что первый храм, построенный на погосте сгорел. За счёт льгот местному старосте Ургимке Гаврилову было поручено отстроить на старом месте новую Ильинскую церковь. Эта церковь простояла чуть более ста лет и тоже сгорела от удара молнии.

Митрополитом Великоновгородским и Великолуцким Иовой в 1708 году благословлено строительство на Ильинском погосте новой, третьей по счёту деревянной шатровой церкви, в котором был придел Успения Божией Матери. Некоторые дополнительные сведения церкви пророка Илии приводятся в прошении, написанном в январе 1797 года священником Ильинской церкви Егором Козминым на имя епископа Олонецкого и Архангельского Вениамина. Как стало известно, у храма прогнила и покосилась глава на северную сторону. Просителем предлагается ветхую церковь разобрать и на её месте поставить новую с такими же посвящениями престолов.

Так начинается история ныне существующей, четвертой по счету Ильинской церкви на Водлозере. В обращении на имя правящего архиерея клир Ильинской церкви и прихожане точно указывают характеристики предполагаемой к постройке церкви. Двухпрестольная шатровая церковь должна быть «длиною пять сажен (1о,7 м) и шириной таковою ж мерою», «вышиною от земли до окон трех сажен (6,4 м) и по пример святых образов по внутренности вышиною седьми аршин (5 м); от низу с папертию о четырех углах до осмерика пяти сажен», «а шатра до главы четыре сажени с половиной (9,6 м)», «во святых олтарях пророка Илии два окна и Успения Богородицы два в церкви пять окон в паперти два окна». В ответном указе владыки Вениамина, епископа Архангельского и Олонецкого (в миру — Краснопевков-Румовский Василий Федорович) значится следующее: «по примеру церквей имеющихся в постройке с хорошим видом сочинить при Консистории план» Такой «план и фасад» от января 9 дня 1797 г. был составлен, отправлен в Ильинский приход, а также благочинному Колодозерской церкви Фёдору Иванову.

В целом эта постройка, как отмечают исследователи, была типична для городской каменной архитектуры конца XVIII века и не обладала индивидуальными особенностями русского деревянного зодчества, поэтому не была положительно воспринята местными жителями. Так в истории Ильинской церкви возникла коллизия между спущенным сверху проектом и желанием местных жителей. Здесь входят в противоречие две формы русского церковного сознания того времени, которые можно определить как приверженность древним русским традициям и приятие западных влияний. В итоге строительство храма велось не по проекту, утвержденному правящим архиереем. Исследователи интерпретируют это как торжество народных основ в деревянном зодчестве, в противовес официальной линии духовной консистории.

Из документов известно, что основной объём строительных работ был выполнен в летние месяцы 1797 года. 29 сентября 1797 года был подан рапорт в духовную консисторию о завершении строительных работ. Констатируя факт завершения работ, заказчик находит неожиданное несоответствие построенной церкви проекту: «По прибытии моём в сказанной приход по свидетельстве оказалось, что означенная церковь хотя работою и совершена, но не в силу данного из духовной Консистории на строение той церкви плану, а в новом виде оная церковь устроена». Несмотря на большие отступления от проекта церкви, правящий архиепископ дал благословление на освящение храма. 16 апреля 1798 года престол пророка Илии был освящён, а на следующий день освятили и Успенский придельный престол.

Сохранившийся к 1797 году старый иконостас, переживший две церкви, был установлен в новопостроенном храме.

В облике храма доминирует монументальный высокий четверик, рубленный «в обло», завершающийся небольшим кубом с одной главой. Четыре стройные боковые главки размещены не на ребрах куба, как обычно, а на полицах. Кубоватому покрытию здесь отводится достаточно скромная композиционная роль. К основному объему примыкают равные ему по ширине прямоугольный двухчастный алтарь и трапезная так, что в плане все здание образует вытянутый прямоугольник. С западной стороны от церкви по продольной оси поставлена колокольня, первоначально соединенная c храмом висячим переходом, но позже объединенная с ним в одно здание. Над двухскатным покрытием алтаря расположена удлинённая узкая бочка, что соответствует местным традициям, существовавших в северо-восточном Обонежье в XVIII веке. Кубоватое покрытие храма, несомненно, появилось в результате влияния архитектурных традиций Поонежья.

В 1811 году в храме был устроен зимний придел святителя Василия Великого и построена новая колокольня.

Ильинская церковь в 1902 году претерпела изменения столь значительные, что, по утверждению А.В. Ополовникова, отличительной чертой её стала «крайняя степень искажения» облика. Обшивка тёсом срубов основного объёма, алтаря, трапезной и колокольни слила в единую глухую массу все элементы здания. Были уничтожены крытый висячий переход, соединявший колокольню и трапезную, а также два крыльца. Колокольня лишилась своего шатра — вместо него был поставлен приплюснутый купол со шпилем. Обновлён был и интерьер: старый тябловый иконостас заменили новым рамочным, утверждённым Олонецкой строительной и дорожной комиссией. Он представлял собой типичное эклектическое произведение второй половины XIX века. Были обшиты досками потолки и стены церкви.

Заметим, что «поновление» церкви, как и её строительство, велось на средство прихожан, т.е. в полном согласии с настроением прихода. Удивительно, что за сто лет, прошедшие с момента строительства Ильинской церкви, первоначальные эстетические критерии местных жителей изменились до своей противоположности.

В советское время церковь была закрыта, возвращена верующим в 1991 году. 23 декабря 2006 года решением Священного Синода РПЦ на её основе был учреждён мужской монастырь - Свято-Ильинская Водлозерская пустынь.

Особого внимания заслуживает ограда Ильинско-Водлозерского погоста. Основной вход осуществляется через массивные ворота, по бокам которых устроены отдельные помещения, служившие лавками в ярмарочные и праздничные дни. Эти ворота были использованы А.В. Ополовниковым в качестве аналога при воссоздании ограды Спасо-Кижского погоста. Бревенчатая стена укреплена изнутри треугольными срубами и покрыта на два ската. Ограда Ильинско-Водлозерского погоста — одна из очень немногих уцелевших на Русском Севере.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 октября 2024

Ильинская церковь на Водлозере, построенная в 1798 г., как памятник деревянного зодчества, изучена тщательно и всесторонне. В 1947 г. она была обмерена А.В. Ополовниковым. Позднее Г.А. Кутькова проследила основные этапы строительной истории памятника в XVIII- XIX вв. В Национальном архиве Республики Карелия сохранились материалы, содержащие подробную информацию о строительстве церкви в 1797-1798 гг.: прошение от священника, причетников и прихожан Ильинского прихода епископу Архангельскому и Олонецкому Вениамину о строительстве церкви, указ духовной консистории заказчику, эскиз церкви, благословенный епископом, и др.

Гораздо меньше мы знаем о тех церковных зданиях, которые предшествовали церкви 1798 г. Неизвестно, когда впервые на Малом Колгострове была возведена Ильинская церковь, сколько раз она перестраивалась или возводилась заново. Имеющиеся на сегодняшний день сведения по этому вопросу были систематизированы К.К. Логиновым: «Точная дата постройки первого храма в честь Ильи пророка на Малом Колгострове пока историками не определена. Известно лишь, что храм этот был уничтожен пожаром в 1592 г. В связи с этим событием в «Жалованной грамоте Новгородского митрополита Варлаама» прихожанам на два года была дана судебная и церковная льготы, а за счет этих средств жителям предлагалось возвести на старом месте новую церковь. Вторая церковь простояла до 1798 г., после чего была возведена ныне существующая». Имеющиеся в нашем распоряжении новые данные позволяют внести существенные дополнения в этот исторический очерк.

...Пролить свет на этот вопрос позволяет архивный документ, хранящийся в Отделе письменных источников ГИМ в фонде Е.В. Барсова (ф. 450) - дело № 698. В этой рукописи содержатся документы в подлинниках и копиях XIX в., касающиеся истории церквей и монастырей Олонецкой епархии... В документе приводятся сведения о «священных зданиях» (церквах, колокольне, часовнях) и времени их построения, о «священных вещах» (антиминсах, сосудах, иконах, крестах и книгах), о приходских праздниках, о причте и прихожанах.

Особый интерес в этом документе представляет самое его начало: «Приход сей устроился назад времени около 200 лет или более, о чем видно из грамоты, данной в прошлом 1708 г. преосвященным митрополитом Иовом Великаго Нова города и Великих Лук каргопольскому посадскому человеку Ивану Попову на поданную челобитную о выстроении в сем погосте деревянной церкви на место от молнии сгоревшей в прошлых годех. А прежде онаго принадлежал ли сей приход к какому ведомству, неизвестно. И как началось сие место, сведения дать не можно».

Из документа выясняется, таким образом, что в начале XVIII в. (до 1708 г.) старая Ильинская церковь сгорела от удара молнии и на ее месте после 1708 г. была построена новая деревянная церковь. Вероятно, именно эта церковь 1708 г. (или ближайших после этой даты годов) и пришла в 1797 г. в ветхое состояние и была разобрана. Выясняется, что сохранившаяся до нашего времени церковь 1798 г. является не третьей по счету, а по крайней мере четвертой. В 1832 г. в Ильинской церкви еще хранилась грамота митрополита Иова (05.06.1697-03.02.1716) 1708 г. о строительстве новой церкви. Документ сообщает и имя человека, по инициативе которого была возведена эта церковь, - «каргопольский посадский человек» Иван Попов - он подавал Новгородскому митрополиту Иову челобитную о возведении новой Ильинской церкви. Сохранились ли о нем какие-нибудь сведения?

Иван Андреев Попов - человек известный в истории Каргопольского края. Его имя неоднократно упоминается в каргопольских документах конца XVII-первой половины XVIII в. в связи с различными делами религиозного благочестия. Он был купцом, причем, судя по всему, весьма богатым, что позволило ему стать очень влиятельным человеком как в светских, так и в церковных кругах Каргополя. И.А. Попов был вкладчиком Челмогорской пустыни под Каргополем и Анзерского скита. Во Вкладной книге Анзерского скита о нем приводится такая запись: «Каргополскаго города купец некий и приказный судейский бурмистр, именем Иоанн сын Андреев по прослытию Попов, муж зело боголюбив и нищелюбив бяше и добродетелей своих и страннолюбия ради многими знаем и хвалим устройся во окрестных градех и весех». Здесь же сообщается, что он посещал Анзерский остров вместе с «женою и чады своими» и передал в Анзерский скит «списанныя им предивныя чюдеса и достоверный повести преподобнаго отца Елеазара, иже в различный времена бывшия от него», а также священнические одежды . Согласно царской грамоте 1696 г. и грамоте Новгородского митрополита Иова 1703 гг., он являлся в эти годы поповским старостой каргопольской церкви Воздвижения Честного Креста. В 1703 г. в Каргополе «радением» И.А. Попова по благословению Новгородского митрополита был реставрирован древней архиерейский посох. Сохранилась книга «Маргарит» (М., 1698) с вкладной записью о приобретении ее И.А. Поповым в Москве в 1704 г. и о передаче в каргопольскую церковь Воскресения Христова для поминовения его родителей. И.А. Попов упоминается в записи на известной иконе начала XVIII в. «Святые князья Борис и Глеб с видом горящего Каргополя». Здесь сообщается о том, что «посацкой житель Иванъ Андреевъ сын» вместе с другими каргопольцами видел, как во время пожара в Каргополе в 1700 г. святые Борис и Глеб прошли по пламени «на верхныхъ зубцахъ» Троицкой башни, после чего «пламень погасе». Можно не сомневаться, что И.А. Попов имел какое-то отношение к написанию этой иконы: кроме И.А. Попова в записи упомянут только «началник лантрат Иванъ Ивановичъ Ляпунов», остальные же очевидцы поименно не названы («и иные от граждан»).

И.А. Попов преуспел также в строительстве церквей как в самом Каргополе, так и в Каргопольском уезде. Согласно его челобитью начала XVIII в. новгородскому митрополиту Иову, он был причастен к строительству в Каргополе теплых церквей Положения Ризы Господни и Похвалы Богородицы. Кроме того, эти две церкви, а также третью церковь - Воздвижения - он «святыми иконами, и ризами, и книгами, и церковными потребами устроил».

В 1697 г. на деньги И.А. Попова была построена деревянная церковь Сретения с приделом Саввы Вишерского в Лебяжьей пустыни (находилась в Каргопольском уезде в 6 верстах от западного берега озера Лаче).

...И.А. Попов принял участие и в строительстве двухэтажного пятиглавого собора Спасо-Преображенского Каргопольского монастыря (Строкиной пустыни) (находился на противоположном от Каргополя берегу реки Онеги). Автор «Исторического описания Спасо-Преображенского Каргопольского монастыря» сообщает об этом следующее: «Соборная церковь во имя Преображения Господня, каменная, двоэтажная, о пяти главах, начата строением в 1707 г. по челобитной посацских города Каргополя людей и уездных разных вотчин крестьян и по благословению преосвященнаго новгородскаго митрополита Иова..." Сретенская церковь была освящена в 1715 г., а Преображенская - в 1717 г.

...Приведенные материалы о кипучей деятельности И.А. Попова на поприще церковного строительства не оставляют сомнений в том, что именно на его деньги и при его непосредственном участии в 1708 г. (или в ближайшие после этой даты годы) на Водлозере, на Малом Колгострове, на месте сгоревшей от молнии церкви и была возведена та деревянная шатровая церковь, которую водлозеры разобрали в 1797 г. Получается, что она простояла около 90 лет и пришла в ветхое состояние. Этот новый факт из истории Ильинского погоста является важным свидетельством того, что Водлозерье как духовный центр находилось в XVIII в. в зоне влияния Каргополя. В этом, впрочем, нет ничего удивительного, поскольку восточное Водлозерье и административно входило в состав Каргопольского уезда.

«Историческия сведения... о Водлозерском Ильинском приходе» сообщают и еще один важный факт - время строительства колокольни и придела св. Василия Великого. Эти данные могут существенно уточнить наши знания о строительной истории Ильинского комплекса. Так, Г.А. Кутькова пишет о колокольне следующее: «История колокольни Ильинской церкви менее изучена. Она была срублена по схеме восьмерик на четверике с открытой звонницей, резными столбами и шатровым завершением. Дата ее постройки не установлена (в делах прихода есть сведения о ее крайней ветхости), документы о какой-либо ее перестройке пока не найдены»; «окончательно вопрос о датировке колокольни может быть решен методом дендрохронологического анализа».

В «Исторических сведениях...» сообщается, что колокольня была построена в 1811 г., причем одновременно с приделом св. Василия Великого. В работах Г.А. Кутьковой о каких-либо строительных работах на Ильинском погосте в 1810-е гг. никаких сведений нет. Второй строительный период исследовательница датирует серединой XIX в., когда, по ее мнению, и был устроен Васильевский престол...

Источник: А.В. Пигин (Петрозаводск) «Новые факты из истории церкви Ильи Пророка на Водлозере» на сайте «Кенозерье»

Кенозерье (kenozerjelive.ru)


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  11 октября 2024

«…В середине XVII в. в Тубозере (Толвуйский погост в Заонежье) пишут иконы сыновья священника Игнатий и Мокей Пантелеевы. Игнатий, а затем и Мокей по документам значатся как дьячки при церкви. Их профессиональная принадлежность свидетельствует о том, что местные иконописцы в это время – лица, непосредственно связанные с церковью. На землях Георгиевско–Толвуйского погоста были владения Вяжицкого монастыря, и, вполне вероятно, что они обучались у монастырского иконописца.

Иконы из церкви во имя Ильи пророка из Ильинско–Водлозерского погоста, исполненные Игнатием Пантелеевым, тубозерским дьячком, – пример местных писем талантливого иконописца, получившего хорошую профессиональную подготовку. В музейной коллекции из водлозерской церкви хранятся местный богородичный образ, деисусные и праздничные иконы. Иконы деисусного чина исполнены Игнатием Пантелеевым в 1647 г. Иконы написаны в теплой светло–коричнево–зеленой цветовой гамме, оттеняемой неярким красным цветом и подчеркиваемой темно–синим колером. Их «уютное» сочетание очаровывает и располагает к длительному созерцанию. Среди них исполненная Игнатием Пантелеевым икона «Богоматерь Грузинская» – исключительно тонкое по исполнению произведение местного иконописца. В этой же тональности выполнены деисусные иконы «Спас в силах», «Богоматерь», «Архангел Михаил». Лики Богоматери и архангела Михаила написаны плавью, выступающие бликующие части лиц исполнены на столь тонких переходах, что они как бы излучают свет. Мягкая живописность в этих образах сочетается с тонкой одухотворенностью. Обладая незаурядным талантом, мастер использует различные приемы и по–разному трактует образы святых в предстоянии.

Ильинский иконостас включает русских святых мучеников Бориса и Глеба. Они изображены в княжеских одеждах, с мечами в ножнах. Фигуры мучеников отличаются плоскостным решением. Одежды святого князя Бориса написаны без складок, покрыты сплошным мелким узором из повторяющихся завитков. Лик мученика, несмотря на общий для всех деисусных икон санкирный слой, в основе которого присутствует теплый красный цвет, написан плотно наложенными слоями охры, разбавленной белилами. Вместо бликов (свечения), как на лицах у Спасителя, Богородицы и Архангела Михаила (особо выражено свечение у Богоматери), здесь – тонкая белильная штриховка. Основные черты и контурный рисунок ликов на всех иконах выполнен светло–коричневым цветом. Следует заметить, что в письме этого чина практически нет чистого черного цвета (исключение: текст на Евангелии у Вседержителя и зрачки глаз), мастер заменил его коричневым колером.

Для Игнатия Пантелеева характерно письмо ликов с использованием красной охры в санкирном слое. Этот прием в дальнейшем будет использоваться и другими иконописцами, работавшими в последней трети XVII в. Личное письмо на многих иконах, приписываемых «Заонежской (типиницкой) мастерской», создавалось также с применением неяркого красного колера теплого оттенка. То же можно сказать и о весьма популярном у заонежских иконописцев темно–синем цвете.

С определенной долей вероятности можно предположить, что иконописцы из «Заонежской мастерской» получили навыки письма у братьев Пантелеевых, но не были отмечены тем талантом и способностями, которыми обладал Игнатий Пантелеев. Наиболее раннее произведение «Заонежской мастерской», по данным исследователей, датируется 1660 годом, наиболее позднее – 1677 годом. Подписные работы братьев Пантелеевых известны с 1647 по 1675 г. Находясь в пределах Заонежья, работая параллельно не менее 15 лет, иконописцы данной местности могли иметь творческие контакты. Это заметно в предпочтении близкой цветовой палитры, мягкой живописной манере письма, использовании общих орнаментальных мотивов…»

Источник: Изучение и актуализация традиционной культуры (к 50-летию музея-заповедника «Кижи») (Кижский вестник. Выпуск 16) // Ред.-сост. кандидат исторических наук И.В.Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2016.

По материалам статьи: Фролова Г.И. (г.Петрозаводск) «Иконы в собрании музея-заповедника «Кижи» (формирование, изучение, характеристика коллекций)» на сайте музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru

https://kizhi.karelia.ru/library/vestnik-16/1773.html


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 марта 2025

«…Другой сохранившийся в Карелии кубоватый храм — Ильинская церковь Водлозерско-Ильинского погоста — расположен на острове среди просторов Водлозера в древнем Пудожском краю. Ильинская церковь, построенная «тщанием прихожан» в 1797 г., является, по словам А. В. Ополовнпкова, впервые в 1947 г. обследовавшего и обмерившего ее, одним из сооружений, замыкающих многовековой путь развития русского деревянного зодчества.

Прямоугольный алтарь перекрыт двускатной крышей, переходящей в маленькую бочку. Четверик церкви с кубоватым покрытием, горизонтальный объем трапезной и сеней под двускатной крышей, и, наконец, пристроенная по оси храма колокольня, увенчанная приплюснутым куполом и шпилем (до 1902 г. колокольня имела шатровое навершие) — таков облик Ильинской церкви.

В отличие от покрытия Петропавловской церкви в Вирме здесь лишь центральная глава установлена в вершине куба, а четыре боковых — на полицах четверика. Вероятно, изменение традиционного приема в Ильинской церкви вызвано стремлением более полно отразить каноническое пятиглавие.

Требованиями церковных канонов обусловлены и некоторые другие особенности сооружения — сени, трапезная, церковь и алтарь образуют торжественную анфиладу, причем площадь собственно церкви превышает площадь трапезной, а двухпрестольный алтарь (Ильи Пророка и Успения Богородицы) необычайно просторен — его площадь более 35 квадратных метров.

По мнению А. В. Ополовникова, «традиции шатровой архитектуры не были сильны в Ильинском погосте». Однако такое предположение опровергается документами из дела Олонецкой духовной консистории за 1797 г., где указывается, что в консисторию было направлено прошение о разрешении вместо обветшавшей древней церкви на Водло построить новую «во имя того же пророка Ильи с приделом Успения пресвятой Богородицы шатровую, длиною пяти сажен и шириною такового же мерою, вышиною... до осьмерика пяти сажен, а от осьмерика двух — прописанного в том прошении размеру». Из этой записи видно, что у ныне существующей церкви была шатровая предшественница. Но духовные власти не разрешили новую церковь строить по старому образцу, приказав: «...По примеру церквей, имеющихся в построении, с хорошим видом, сочинить при консистории план...», имеющуюся ветхую церковь разобрать, и на том месте «в сходственность плана» заложить новую. Таким образом, Ильинская церковь строилась по официальному проекту.

Записи в делах консистории объясняют и некоторые планировочные особенности церкви. Так, незначительные размеры трапезной, очевидно, вызваны тем, что «трапеза в рассуждении церкви менее назначена для того, чтобы приходящие более слышать могли, что поют и читают». То есть, другими словами, на закате деревянного зодчества духовенство, подчиняя планировку храма требованиям культового церемониала, окончательно пресекало возможность использования трапезной в мирских целях. В Ильинской церкви эта тенденция получила свое логическое завершение в XIX в., когда трапезная вообще была превращена во вторую, теплую, церковь путем устройства в ней Васильевского престола.

Но даже имея проект, народные мастера кое в чем отступили от него, повинуясь «велению» своего сердца». Так, в упомянутых делах Олонецкой консистории констатировалось, что Ильинская церковь оказалась выстроенной с отступлением от «данного из консистории на то строительство плана». Художественное чутье помогло зодчим гармонично связать сооружение с ландшафтом, поставив церковь как видимый издалека маяк на мысу острова. Верность духу классического деревянного зодчества обусловила черты монументальности, присущие четверику храма с его упругими повалами. Понимание законов взаимодействия архитектурных объемов определило остроту противопоставления вертикалей церкви и колокольни с подчеркнутой горизонтальностью рубленой ограды и входа.

В плане ограда представляет собой вытянутый неправильный многоугольник, внутри которого, в юго-западной части, находится сама церковь, а к востоку от нее — кладбище. Как отмечает А. В. Ополовников, рубленая ограда Водлозерско-Ильинского погоста своим происхождением связана с крепостными стенами, сохраняя в миниатюре их формы и конструкции. Ее основа — треугольные бревенчатые ряжи, поставленные вершинами внутрь таким образом, что ограда является продолжением паружных сторон треугольников, а на их вершины уложены бревенчатые прогоны. Верхние бревна ограды, прогоны и коньковая слега, уложенная на перемычки ряжей, служат основанием тесовой кровли. Входные ворота и фланкирующие их пятистенные срубы-лавки объединены двускатной крышей в единый горизонтальный объем.

Интересно сопоставить ограду Водлозерско-Ильинского погоста с оградой Лукостровского и воротами Колодозерского погостов. Так, на Лукострове ряжи имеют в плане не треугольную, а прямоугольную форму, князевые слеги поддерживаются стойками и попарно скрещенными стропильными ногами, нижний ярус колокольни служит входными воротами, а лавки решены асимметрично и расположены к западу от входа.

Ближе по композиции воротам Водлозерско-Ильинского погоста аналогичные ворота в деревне Колодозеро, в которых также есть фланкирующие лавки. Но если первые ворота образуют единый горизонтальный объем, который вместе с протяженной оградой контрастно противопоставлен и соподчинен церкви, то в Колодозере арочный проем ворот акцентирован небольшой башенкой, а торговый ряд с глубоким двухметровым навесом перед главным фасадом общей протяженностью почти 26 м завершается выступающими вперед амбарами, которые как бы охватывают торговую площадь и намечают ее границы. Этот пример еще раз подтверждает, что в народном зодчестве тождественные по назначению сооружения в зависимости от конкретных функциональных или художественных задач решались по-разному, а повторение отдельных элементов и деталей не препятствовало достижению разнообразия целого.

История проектирования и строительства Ильинской церкви на Водлозере показывает, как высшее духовенство, не сумев в течение целого столетия подчинить себе народное деревянное зодчество, нашло, наконец, в конце XVIII в. средство против «архитектурной ереси» — строи­тельство храмов теперь разрешалось вести по официально утвержденным проектам. Синод в указах 1826 и 1828 гг. предписывал, чтобы «церкви вообще в государстве строены были по планам и фасадам согласно правилам архитектуры». Не случайно, что часовни, строительство которых меньше контролировалось церковными властями, дольше сохраняли верность традициям классического деревянного зодчества, а некоторые из них, построенные даже в середине XIX в., вошли в замечательную сокровищницу народного искусства…»

Источник: Орфинский В. П. Деревянное зодчество Карелии / Карельск. организация Союза архитекторов СССР. - Ленинград: Стройиздат. Ленингр. отд-ние, 1972, стр. 105-109

text.pdf



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.