ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Юрьево. Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Николая Чудотворца из деревни Тухоля Крестецкого района.


Юрьево. Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Николая Чудотворца из деревни Тухоля Крестецкого района
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:1688.
Адрес:
Новгородская область, Великий Новгород, Юрьево

Координаты: 58.491899, 31.275094
Входит в коллекцию:Шедевры деревянного зодчества





Сортировка:

Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Николая Чудотворца из деревни Тухоля Крестецкого района, Вид церкви с юго-востока<br>, Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Вид церкви с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 июня 2006
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Николая Чудотворца из деревни Тухоля Крестецкого района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
oldboy
13 июня 2023
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Николая Чудотворца из деревни Тухоля Крестецкого района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Илья Смирнов
19 июня 2021
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Николая Чудотворца из деревни Тухоля Крестецкого района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
11 июня 2015
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Николая Чудотворца из деревни Тухоля Крестецкого района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
7 ноября 2011
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Николая Чудотворца из деревни Тухоля Крестецкого района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
7 ноября 2011
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Николая Чудотворца из деревни Тухоля Крестецкого района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
7 ноября 2011
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Николая Чудотворца из деревни Тухоля Крестецкого района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
7 ноября 2011
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Николая Чудотворца из деревни Тухоля Крестецкого района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Наталия
11 февраля 2007
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Николая Чудотворца из деревни Тухоля Крестецкого района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Наталия
11 февраля 2007
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Николая Чудотворца из деревни Тухоля Крестецкого района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Наталия
11 февраля 2007
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Николая Чудотворца из деревни Тухоля Крестецкого района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Чупринин Михаил
24 августа 2006
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Николая Чудотворца из деревни Тухоля Крестецкого района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Чупринин Михаил
24 августа 2006
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Николая Чудотворца из деревни Тухоля Крестецкого района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Чупринин Михаил
24 августа 2006
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Николая Чудотворца из деревни Тухоля Крестецкого района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Чупринин Михаил
24 августа 2006
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Николая Чудотворца из деревни Тухоля Крестецкого района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
МОРПЕХ879
24 августа 2006
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Николая Чудотворца из деревни Тухоля Крестецкого района, Церковь Николая Чудотворца из д. Тухоля Крестецкого района.Постройка конца XVII века.<br>, Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Церковь Николая Чудотворца из д. Тухоля Крестецкого района.Постройка конца XVII века.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
6 июня 2006
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Николая Чудотворца из деревни Тухоля Крестецкого района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Илья Смирнов
19 июня 2021
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Николая Чудотворца из деревни Тухоля Крестецкого района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Чупринин Михаил
24 августа 2006



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Наталия  15 января 2007

Никольская церковь 17 века привезена из села Тухоля Крестецкого района. Там церковь стояла за околицей деревушки на берегу реки Ниши при впадении в нее ручья Тухольки. Первое упоминание о Тухоли относится к 1478 г. в связи с походом князя Ивана III на Новгород. Князь останавливался "у Николы в Тухоли". Но наша церковь принадлежит к более позднему времени. Существует предание о том, что церковь перевезена туда из Усть-Волмы. Дендрохронологическая дата 1688 г. Это так назваемая клетская церковь. К основному прямоугольному срубу – клети (кафоликон) – примыкают прямоугольные же срубы алтаря и трапезной. Все срубы, и основной, и примыкающие к нему, покрыты двухскатными крышами. Центральный сруб значительно поднят над ними, промежуточными полицами и более высокой двухскатной крышей, увенчанной главкой. Боковые стены имеют небольшие повалы. На основании обследования и обмеров сохранившихся частей восстановлены утраченное двухмаршевое крыльцо и некоторые другие детали. Разборка и перевозка памятника проводилась 19-25 июля 1966 г. Клетская тухольская церковь - типичная постройка. В деревянном храмовом строительстве Руси этот тип церквей, вероятно, преобладал. Их и сейчас сохранилось немало. Например https://sobory.ru/article/?object=00108.

Источники: Новгород. Путеводитель. - Лениздат, 1972. Сайт http://www.novgorod.ru


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  7 июля 2024

«…В Витославлицах, в окружении столетних сосен, молодого ельника и «полуразвалившейся» каменной ограды, на небольшом холмике стоит Никольская церковь из Тухоли. Мало кто знает, что холмик подсыпан, что грунт для него взят рядом изо рва, отрытого как пожарный водоем и, одновременно, как элемент пейзажа. Ограда и ели тоже дело рук человеческих. Все это сделано для того, чтобы создать вокруг памятника окружение, близкое к тухольскому.

Там церковь стояла за околицей деревушки, на берегу реки Ниши, при впадении в нее ручья Тухольки. Ниспадающий к востоку холмик, полурассыпавшаяся валунная ограда, стена елей, заросли кустарника делали местечко очень поэтичным и привлекательным.

Недалеко от церкви, на левом берегу речки, находилась когда-то усадьба помещиков Загорских, от построек которой и сейчас кое-где видны следы фундаментов.

Документальные сведения о церкви крайне скудны. Первое упоминание о Тухоли относится к 1478 г. в связи с походом князя Ивана III на Новгород. Князь останавливался «у Николы в Тухоли». Следующее известие относится к 1537 г.

Через Заячий Ям и Тухолю проходила дорога из Новгорода на Тверь и Москву. Для того времени, вероятно, Тухоля была крупным селом. Но церковь принадлежит к более позднему времени. Старожилы рассказывали, что церковь перевезена сюда из Усть-Волмы. То же самое писал и Н. Богословский: «Когда и кем основан приход при церквах Усть-Волмских, не осталось никаких актов, но в памяти прихожан до сих пор хранится предание, что прежняя Усть-Волмская приходская церковь находилась близ усадьбы г-жи Татищевой, называемой Усть-Вольном, и что церковь эта была деревянная и перевезена в деревню Тухоля (Зайцевского прихода), где она и доныне существует. Находящийся в ней антиминс выдан 1760 года при царях и великих князьях Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче и при Корнилии, митрополите Великого Новаграда и Великих Лук. Современен ли построению церкви и основанию Усть-Волмского прихода антиминс, неизвестно».

Неизвестна также и дата освящения церкви. 1760 год - дата ошибочная, вероятно, опечатка. Иоанн и Петр совместно царствовали с 1682 по январь 1696 г., когда умер Иван. Митрополит Корнилий занимал Новгородскую кафедру с 1674 по 1695 г. Значит, антиминс был выдан и церковь освящена между 1682 и 1695 г. Дендрохронологическая дата - 1688 г. Вероятно, она самая точная. В Тухоле, «...по преданию, находился мужской монастырь; в какое время и кем основан он неизвестно».

Натурные данные свидетельствуют о том, что церковь перебиралась и перевозилась. Было это, вероятно, в XVIII веке, и привезенный храм поставили на месте сгоревшей церкви. Может быть, дата 1760 г. связана с другим антиминсом, другим освящением после перевозки церкви?

Долгое время церковь находилась в забвении. Даже местные жители не могли сообщить ее точного названия (посвящения), запечатлев в памяти Нила Столбенского. Оказалось, в церкви была большая, в рост человека, деревянная скульптура этого святого, справлялся большой праздник в его память, был торжественный вынос скульптуры на носилках во время крестного хода. Это запомнилось. Ошибка была повторена при первом обследовании и обмерах церкви, и в чертежах она названа церковью Нила Столбенского.

Перед разборкой церковь имела плачевный вид. Лишенные опор, поздние обстройки начали обрушаться, деформируя основной объем церкви. Работы по перевозке памятника оказались своевременными, иначе церковь погибла бы.

Никольская церковь клетская постройка. Состоит из трех объемов: алтаря (в плане 3,65 х 3,65 м), кафоликона (помещения для молящихся, 4,65 х 4,65 м) и трапезной (5,85 х 5,85 м, размеры в осях стен). Алтарь и трапезная перекрыты двухскатными крышами самцово-слеговой конструкции. Центральный сруб значительно поднят над ними, промежуточными полицами и более высокой двухскатной крышей, увенчанной главкой. Боковые стены имеют небольшие повалы.

В конце XIX века памятник подвергся капитальным перестройкам. Вся церковь, за исключением ее верха, была спрятана под галереей, охватившей постройку со всех четырех сторон. Галерея устроена на столбах, вкопанных в землю, и обшита досками. Возможно, в ее стенах имелись большие окна, но обшивка не сохранилась, и судить об этом трудно. Дощатая обшивка покрывала все стены церкви и снаружи и внутри. Для ее устройства плотники безжалостно протесали бревна на углах, на стенах, где были выпучины, и сделали зарубки под стойки, к которым прибивались доски.

В центральном объеме и трапезной в боковых стенах были прорублены большие окна, особенно большие в трапезной. Разобрали старое крыльцо. Над западной частью галереи устроили четырехгранную на столбах с четырехскатным покрытием и шпилем звонницу. По некоторым признакам (тонкие пиленые доски, характер обработки древесины, общие формы галереи и др.), дощатую галерею сделали во второй половине (или даже в конце) XIX века.

Переделки и искажения коснулись и других частей памятника. Из помещения для молящихся и трапезной были удалены все скамьи, полочки, клиросы, столик в жертвеннике, переделаны все потолки и т. д. Когда церковь обследовалась, ее интерьер был пуст. Иконостас отсутствовал.

Снизу у церкви подрублено несколько новых венцов: в алтаре - 4-5, в церкви - 4, в трапезной - 3. Разница объясняется тем, что церковь стоит на склоне. Новые бревна значительно толще первоначальных, и некоторые концы их («остатки») не обрублены по вертикали. Первые бревна снизу имели паз. Следовательно, по крайней мере, один венец подрубки был утрачен.

На западной стене трапезной снаружи сохранились врубки от двух различных крылец: первого - одновсходного (врубки для стропил односкатной крыши) и второго - двухвсходного (Врубка для балок под стропила и для подзоров, нижние врубки). Оба факта свидетельствуют о том, что церковь перебиралась и перевозилась, подтверждают ранее приведенные сведения.

Столь значительные искажения не помешали, однако, поиску и выявлению первоначальных форм памятника, тем более что основные объемы (собственно церковь, алтарь и трапезная) остались неизменными. Исследовались в основном оконные и дверные проемы, некоторые другие детали.

Первоначально церковь имела 4 волоковых и 2 косящатых окна. Волоковое окно в восточной стене алтаря устроено против жертвенника, т. е. резко сдвинуто к северу. Сохранилось сравнительно хорошо, но без задвижки и шпонки, удерживавшей задвижку сверху. Волоковое окно в южной стене алтаря сдвинуто к западу. От него уцелела лишь правая часть, если смотреть со стороны церкви. Остальное «съедено» большим окном конца XIX века. От волокового окна в южной стене церкви сохранилась лишь левая врубка для шпонки, удерживавшей задвижку. Наконец, волоковое окно в северной стене трапезной, смещенное к востоку, сохранилось так же, как и первое.

Косящатое окно в северной стене церкви зафиксировано подтесками в бревнах к восточному косяку, правда, несколько испорченными (укороченными), но они жестко фиксируют высоту окна по наружному контуру. Найденный при разборке церкви нижний косяк окна дал информацию не только по ширине и толщине его, не только ширину окна по наружному контуру (88,5 см), ширину в свету (40 см), но и характер светового проема: проем был заовален, скруглен. Этих данных оказалось достаточно для воссоздания проема с предельной точностью. Второе косящатое окно было устроено в южной стене трапезной. Следов от него уцелело мало, но все же они позволили установить его местоположение.

Наружный дверной проем сохранился, но с поздней коробкой, заменившей косяки. Проблем для его реставрации не было.

Стена, отделяющая трапезную от церкви, как уже отмечалось, вырублена в XIX веке на ширину церкви. По аналогии с множеством культовых построек этого времени, не трудно было заключить, что первоначально здесь был дверной проем и, может быть, с фланкирующими его с двух сторон окнами. Когда стена почти полностью утрачена, казалось бы, искать следы первоначальных форм бессмысленно. И все-таки. В верхнем нетронутом бревне восточной стены трапезной замечена подтеска, которая фиксирует высоту дверного проема по наружной стороне, определяет ширину верхнего косяка, свидетельствует о том, что перемычка проема состояла из трех косяков. Это уже ценная информация. К сожалению, ширину двери не удалось установить.

Но вот на северном обрубленном торце стены была замечена разница в характере и цвете обруба в двух ближних бревнах. Она составляла чуть больше половины каждого бревна, была очень гладкой и темно-коричневого цвета. Это оказалось северной притолокой небольшого, узкого и, видимо, продолговатого оконца. Данных «не густо», и все-таки они позволили с небольшим сравнительно допуском полностью реконструировать и первоначальный дверной проем, и два оконца по бокам.

Интересно, что четыре нижних бревна этой стены оставались круглыми, не протесанными, в то время как по остальным стенам круглыми бревна были оставлены только под скамьями. Скамьи в трапезной шли по всему периметру помещения, обрываясь лишь у дверных проемов. В северо-западном углу трапезной зафиксированы врубки для полочки, располагавшейся в уровне северного волокового окна.

В церкви на северной стене есть врубки для единственного клироса, на ней же внизу, а также на западной и южной стенах - врубки для скамей (лавок). Здесь же и в алтаре обнаружены врубки для других элементов, которые перечислять нет смысла. Они отражены в обмерных и проектных чертежах.

Полы во всех трех помещениях пластинчатые, в одном уровне. Солеи нет, хотя в это время в других храмовых зданиях ее уже делали. Потолки пластинчатые, настланы в поперечном направлении в трапезной по двум продольным балкам, в церкви по одной, в алтаре без балки. Кровли были тесовые без потоков, с резными концами досок на свесах. Имелись причелины, все разные и не первоначальные, а предположительно XVIII - начала ХІХ вв.

На основании всех натурных данных был составлен проект реставрации, рассмотрен на реставрационном совете и рекомендован к осуществлению.

Разборка и перевозка памятника проводилась 19-25 июля 1966 г. Сначала были удалены все позднейшие наслоения. Затем выполнена разметка, далее разборка, вязка пакетов, погрузка автокраном их на лесовозы и перевозка в Витославлицы, закончившаяся 31 июля. Сборка и реставрация осуществлялись в течение второй половины 1966-1968 гг.

Клетская тухольская церковь типичная постройка. В деревянном храмовом строительстве Руси этот тип церквей, вероятно, преобладал. Их и сейчас сохранилось немало. Например, Лазаревская церковь из Муромского монастыря (XVI в.), Ризположенская церковь из села Бородова Вологодской обл. (XVI в.), Георгиевская церковь в селе Юксовичи Ленинградской обл. (1493 ?), церковь из Спас-Вежи (1628) Костромской обл., Никольская церковь (1766) из села Глотова Владимирской обл. и многие другие. Хотя и относятся к одному типу, они не похожи друг на друга, они неповторимы. Все имеют свой архитектурно-художественный образ.

Никольской церкви из Тухоли плотники пытались придать некоторую монументальность, подвысив центральный объем и сделав на нем промежуточные полицы. И все-таки в ее облике присутствует приветливость, интимность, домашность, что ли. Это не случайно: все ее объемы, особенно трапезная и алтарь, несут в себе все черты крестьянских изб…»

Из книги: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 639-641.



Комментарии и обсуждение


Крест с иконкой Николая Чудотворца, который стоит на месте где стояла Никольская церковь в деревне Тухоля не тот, что стоял на куполе. На куполе стоял крест, который находится рядом, он больше размером и когда его снимали с купола, он упал и погнулся. Хотелось бы, что бы крест, который много, много лет стоял на куполе Никольской церкви в деревне Тухоля, занял бы свое достойное место, а не был воткнут в землю и забыт. Ведь все-таки он простоял на куполе церкви около 400 лет и он этого достоин.
11 апреля 2014.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.