ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Юрьево. Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Никулино Любытинского района.


Юрьево. Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Никулино Любытинского района
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Клетские храмы
Год постройки:1599.
Адрес:
Россия, Новгородская область, г. Великий Новгород, Музей деревянного зодчества "Витославлицы"

Координаты: 58.492133, 31.269801





Сортировка:

Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Никулино Любытинского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Илья Смирнов
19 июня 2021
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Никулино Любытинского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Илья Смирнов
19 июня 2021
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Никулино Любытинского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Владимир Архипов
12 сентября 2016
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Никулино Любытинского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
11 июня 2015
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Никулино Любытинского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Ma
1 ноября 2012
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Никулино Любытинского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
7 ноября 2011
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Никулино Любытинского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Наталия
11 февраля 2007
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Никулино Любытинского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Наталия
11 февраля 2007
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Никулино Любытинского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Чупринин Михаил
24 августа 2006
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Никулино Любытинского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Чупринин Михаил
24 августа 2006
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Никулино Любытинского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
МОРПЕХ879
24 августа 2006
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Никулино Любытинского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
МОРПЕХ879
24 августа 2006
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Никулино Любытинского района, Алтарная часть церкви<br>, Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Алтарная часть церкви
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 июня 2006
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Никулино Любытинского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
6 июня 2006
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Никулино Любытинского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
anna
10 сентября 2005
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Никулино Любытинского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Илья Смирнов
19 июня 2021
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Никулино Любытинского района, На заднем плане церковь Рождества Богородицы из села Передки Боровического района<br>, Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
На заднем плане церковь Рождества Богородицы из села Передки Боровического района
Наталия
11 февраля 2007
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Никулино Любытинского района, На заднем плане Никольская церковь из села Высокий Остров Окуловского района<br>, Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
На заднем плане Никольская церковь из села Высокий Остров Окуловского района
Наталия
11 февраля 2007
Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Успения Богородицы из деревни Никулино Любытинского района, , Юрьево, Великий Новгород, город, Новгородская область
Чупринин Михаил
24 августа 2006



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Наталия  28 февраля 2007

Успенская церковь в деревне Никулино была построена в 1599 г. на месте более ранней, сгоревшей. Это была небольшая клетская постройка из трех соединенных срубов, с галереей с юга, служившей одновременно крыльцом перед входом в трапезную. Индивидуальной чертой является галерея-крыльцо, которая, возможно, и в это время являлась звонницей. Первые письменные известия были зафиксированы на двух деревянных напрестольных крестах, хранившихся в алтаре церкви. Ранний, самого конца ХVI в., сохранился в обломке, но с полным текстом записи, выполненной черными, но уже выцветшими чернилами. Второй крестик с записью об очередном освящении церкви сохранился полностью, относится к первой половине XIX в. Оба текста сообщают о построении церкви в 1599 г. Эта дата подтверждена дендрохронологическим анализом древесины.

Во второй половине 17 века - начале 18 века была произведена перестройка трапезной – разросшемуся приходу требовалась более широкая и длинная. В то время трапезные сельских церквей, четко изолированные от помещения-молельни, служили своеобразным "сельским клубом", т.е. мирским помещением. Северная стена трапезной была поставлена в одну линию со стеною церкви, южная - значительно выдвинута вперед. Значительно поднялась двухскатная крыша. Вход по традиции оставался с юга. Сохранялась несколько измененная и галерея. Перестройки 1826-1830 гг. коснулись в основном трапезной. Её перебрали и сузили за счет южной стены, которую сложили в створе с южной стеной церкви. Теперь эта западная часть церкви перестала быть трапезной, а превратилась во второе молельное помещение, для чего западную стену первоначальной церкви вырубили в пределах внутреннего пространства, т.е. от пола до потолка, выбросили все встроенные скамьи. Была перебрана и старая часть церкви (средний сруб и алтарь). Видимо, после этого (примерно через 5-10 лет или позже) снаружи вою церковь впервые обшили тесом и раскрасили фасады, придав постройке вид каменного сооружения в стиле классицизма. С запада над срубом появилась шестигранная брусовая колокольня с шатровым завершением и высоким шпилем над главкой - крайне "смелое" сочетание форм классицизма с народным деревянным зодчеством. Брусовый шестерик не обшивали, но покрасили. Сохранялась еще и галерея, но уже только при западной части церкви и совершенно иных форм.

Переборка и ремонт 1906-1907 гг. вызваны появившимися большими выпучинами в боковых стенах. На церкви снаружи появилась новая дощатая обшивка, но с другой раскраской. Над алтарем водрузили миниатюрную главку с крестом. Крыльцо-галерея с юга сохранилось, но других форм и только вдоль западного сруба. Она была утрачена позднее. Шестерик колокольни обшили досками, внутри стены церкви, кроме западного помещения, обтянули холстом и вместе с потолками побелили. Средний и алтарный срубы сохранились в первоначальных объемах и формах. Церковь, какой она сохранилась до нашего времени, состояла из четырех основных объемов: собственно церкви под двухскатной крышей, увенчанной маленькой главкой с крестом, меньшего объема алтаря с востока под такою же двухскатною крышею с буквально миниатюрной главкой, несколько большей по длине, но одинаковой по ширине с церковью трапезной и шестигранной, покрытой шатром, увенчанной главкой и высоким шпилем колокольней над нею.

Длина постройки по наружному обводу равнялась 13,65 м, ширина - 4,80 м, высота центральной части с крестом - 10,90 м высота колокольни с трапезной, но без отсутствующих яблока и креста - 15,25 м. Внутри стены церкви и алтаря были оклеены холстом и побелены, потолки тоже побелены, но в церкви по штукатурке на драночной основе, в алтаре непосредственно по доскам. Между помещением трапезной и собственно церковью стена была выпилена почти до потолка. В образовавшемся широком проеме установлены четырехпольные, складные ("гармошкой") на две стороны двери. По необходимости двери распахивались и помещение для молящихся увеличивалось более, чем в два раза. Певчие и чтецы помещались у нового клироса, сделанного у северной стены из дороженных кровельных досок.

Западное помещение в действительности уже не было трапезной. Оно стало то папертью при неполно распахнутых дверях, то помещением для молящихся. Могло сложить и приделом. Пространство западного помещения несколько стеснялось за счет лестницы у западной стены, через которую попадали на колокольню. Потолок в ней был дощатый, подшивной. Три стены помещения (северная, западная и южная) протесаны и покрашены красно-коричневой краской. В среднем помещении (церкви) уцелел первоначальный клирос, поставленный у северной стены. Он брусово-дощатый, двухстенный, несколько искаженный при переборке, но сохранил красивый резной подзор на восточной стенке. На южной от него остался только отпечаток. Обмеры и натурные исследования проводились в два приема: в 1960 и 1975 гг. Разборку и перевозку памятника в Витославлицы произвели июне 1975 г.

По материалам сайтов http://vitoslav.home.nov.ru и www.novgorod.ru


Марина Зуйкова  11 июня 2023

В церковь Успения Богородицы в «Витославлицах» вернулся иконостас.

Маленькая церковь Успения Богородицы из села Никулино Любытинского района в музее народного деревянного зодчества «Витославлицы» хоть и находится «под крылом» многоярусного, интересного в архитектурном плане храма Николая Чудотворца из Высокого Острова, вовсе не уступает ему в изящности. Эти две церкви отреставрированы в рамках реализуемого в «Витославлицах» проекта Министерства культуры РФ и Всемирного банка по сохранению и использованию объектов культурного наследия России.

День Тихвинской иконы Божией Матери, 9 июля, стал праздником для Никулинской церкви. Храм не только открылся для посетителей в обновлённом виде после реставрации, но теперь заживёт своей настоящей жизнью, потому что в него вернулся иконостас – с живописью XVI века и деревянной резьбой XVIII века. Об этом, приглашая гостей и друзей музея внутрь храма, сказали на церемонии открытия директор «Витославлиц» Олеся Гаврилова и старший научный сотрудник музея, куратор экспозиции Людмила Паршина.

Собственно, у сотрудников Новгородского музея-заповедника было два варианта даты открытия Никулинской церкви. Построенная в 1599 году, она впервые была освящена «на Иоанна Богослова», в Иванов день 7 июля. Но вторая дата также была значимой для всего населения Тихвинского края Новгородской губернии. Храмовая икона «Тихвинская Богоматерь» – настоящее украшение рамного иконостаса церкви.

– Реставраторам было непросто работать. И ставить иконостас было тоже непросто, – говорит Людмила Паршина. – Иконостас – это не только декоративная часть церкви, он имеет большой внутренний смысл для любого человека. И церковь, наполненная реалиями ушедшего времени, позволит по-другому посмотреть на этот памятник. Вы увидите там даже часть души никулян, которые передали, например, в эту церковь старинное полотенце – оно находится на клиросе.

В интерьере храма подлинный иконостас, который был отреставрирован в мастерских темперной живописи Новгородского музея-заповедника. Первоначально это была тябловая (брусовая) конструкции, состоящая из двух ярусов – местного и деисусного ряда. Исследователи считают, что устройство нижнего и среднего ярусов рамной конструкции можно отнести к 1760-м годам, времени наиболее активного создания каркасных иконостасов. А сооружение верхнего пророческого яруса иконостаса и установка Северных врат связаны с периодом проведения капитальных работ на церкви в 1826–1830 годах. И это подтвердилось во время реставрационных работ. Дата – 1830 год – была раскрыта на дьяконских вратах. Датирующая надпись в нижнем левом уголке подтверждает время перестройки иконостаса.

Для новгородских музейщиков была большая сложность в том, чтобы обнаружить и соединить вновь в едином пространстве предметы из Никулинской церкви. Сохранившиеся, они с течением времени оказались в собраниях трёх российских музеев – Государственного Эрмитажа, Псковского музея-заповедника и Новгородского музея.

– Вот так их пораскидала судьба, – рассказывает Людмила Паршина. – Деисус XVI века оказался в собрании Эрмитажа. Во время экспедиции государственного музея в 1960 году семь сохранившихся икон были вывезены на реставрацию и так там и остались. Нам позволили изготовить копии.

Царские врата иконостаса церкви села Никулино в последний раз встречаются на фотографии 1903 года.

– Я даже не надеялась, что они целы, – куратор вновь переживает эмоции по поводу поиска реликвии. – Но оказалось, что они находятся в центральной экспозиции Псковского музея-заповедника. И мы также изготовили их копию для нашего памятника.

Композиция «Всевидящего ока» над Царскими вратами – современная реконструкция, но выполнена она новгородским реставратором Валерием Мисевичем по фотографии подлинного изображения 1903 года. А деревянные светильники – оригинальная работа мастера Степанова Тихвинского уезда, нынешнего Любытинского района, который изготовил их в самом начале XX века. Никулинский храм сохранил реликвии, которые сейчас бережно хранятся в Новгородском музее.

– Не исключена возможность существования на месте церкви Успения более древнего храма, – поясняет Людмила Владимировна. – Потому что когда архитектор Леонид Егорович Красноречьев разбирал в 1975 году эту церковь, чтобы перевезти в Новгород, под притвором он обнаружил слой горелой земли. Можно предположить, что более ранний храм был уничтожен пожаром. Это очень древние места, заселённые вепсами. Там сохранились каменные кресты XV-XVI веков, они находились в церкви, описаны в 1904 году. Естествоиспытатель, обследовавший местную природу, обнаружил на Никулинском озере церковь. К нему вышел священнослужитель и вынес на руках реликвии. Это были крест и фрагменты облачения священника, который был убит иноземцами в начале XVII века во время Смуты и похоронен под алтарём. Они находятся теперь в Новгородском музее. Так же, как и фрагмент креста XVI века, чернильная надпись на котором свидетельствует об основании церкви, и крест 1830 года, на котором воспроизводится старая надпись – о том, что строительство храма произошло в царствование Бориса Годунова и церковь посвящена Успению Богородицы.

Иконописью в храме можно просто восхищаться. И только при сильном освещении можно заметить, что это – копии икон. Качественные, выполненные в технике цифровой печати на деревянной основе, когда сохранены ковчеги и подобрана основа, напоминающая древний левкас. В культовых объектах «Витославлиц» не очень благоприятные условия для экспонирования оригинальных произведений живописи, климат наш – очень влажный – этому не способствует. Опыт временного экспонирования икон высокоостровского храма показал, что лучше их хранить в идеальных условиях. Поэтому и принято решение делать копии.

Но чтобы добиться эффекта, когда копия неотличима от оригинала, реставраторам пришлось очень потрудиться. Сделать копии с семи икон деисусного ряда, как я уже упоминала, предоставил возможность Эрмитаж. Остальные памятники иконописи хранились в фондах Новгородского музея-заповедника. Многие из них, ещё находясь в иконостасе Никулинской церкви, старели, поновлялись и вновь покрывались налётом времени.

«Чёрные доски» – вот что иконы представляли собой, говорят художники-реставраторы. Когда их реставрировали, поздние слои, а их было и два, и три, приходилось снимать. И мы можем любоваться фрагментом Троицы, Спасителем, изображениями предстоятелей – это фигурные иконы XVIII века, каких сохранилось совсем немного, они были вывезены во время оккупации в Германию и вернулись в Новгород… И праздничная икона Тихвинской Богоматери уже не плачет.

– Видимо, иконостас горел, поэтому реставрация иконы была очень сложной, – рассказывает художник-реставратор Наталия Железнякова. – На орнаменте, на золочении были спёкшиеся пятна олифы. Олифа при высокой температуре вскипела, произошла деструкция грунта, он вспучился, приподнялся слой живописи и золотые звёзды тоже. Пришлось удалять потемневшую олифу, слои поздних записей на некоторых участках, поновлять предыдущие реставрационные вставки.

 – На реставрацию икон и конструкции иконостаса ушло два года, – добавляет художник-реставратор Наталья Медникова.

Она сейчас занимается реставрацией иконы с очень хорошей живописью «Успение Богородицы» XVII, а возможно, XVI века, из иконостаса Никулинской церкви. Поэтому пока единственной «не родной» в открытой экспозиции является специально подобранная икона из Поозерья. Копию с иконы, находящейся на реставрации, пока сделать нельзя, она находится под раскрытием, но когда работа завершится, «родная» икона Успения займёт предназначенное ей место.

– Записи были очень сложные, – поэтому приходилось работать с микроскопом, индивидуально подбирать инструменты, например, микроскальпель, – говорит художник-реставратор Лилия Васильева. И вспоминает, как с коллегами радовались неожиданным открытиям – проступившим датам на храмовой иконе Тихвинской Богоматери, на дверях дьяка Стефана с «красивой, деревенской живописью, красными маками на одежде и зелёной травкой».

– А можно нас сфотографировать втроём? – спрашивают мои собеседницы-реставраторы, когда прошу сделать их снимки, и улыбаются с галереи церкви Успения, где есть замечательный результат работы их маленького коллектива – отдела реставрации древнерусской темперной живописи под руководством Юрия Александрова.

Иконы Никулинской церкви теперь будут находиться здесь постоянно, никто иконостас, который изменил атмосферу памятника, больше не потревожит.

Наталья Мелкова, https://portal-vn.ru/vpechatleniya/liki-iz-pod-vskipevshey-olify



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.