Церковь Рождества Пресвятой
Богородицы 1678 года в Бережно-Дубровском погосте Каргопольского уезда Олонецкой губернии
Одно
из наиболее ранних письменных упоминаний о Бережено-Дубровском погосте встречается
в «Писцовой книге 1622 года Устьмошского стана Каргопольского уезда,
составленной Иваном Воейковым и дьяком Третьяком Копниным»: «…в Устьмошском
же стану волость Дуброва на Бережная на реке Онеге, а в ней на погосте церковь Николая
Чудотворца – строение приходных людей» [1]. Точное время возникновения погоста
сейчас назвать трудно, но, скорее всего, – это вторая половина XVI века. Уже в
конце столетия здесь существовала деревянная Никольская церковь. Четыре
сохранившиеся иконы из этого храма («Благовещение», «Вознесение», «Успение» и «Троица»)
в настоящее время находятся в одном из частных собраний донецких коллекционеров.
Специалисты датируют их концом XVI столетия [2].
В
период своего расцвета село Бережная Дуброва включало пять деревень,
расположенных вдоль излучины Онеги [4]. Сегодня оно представляет собой одну
деревню бывшего Пудожского уезда, а ныне Плесецкого района Архангельской
области. Деревня Бережная Дуброва расположена на левом берегу Онеги, в 80
верстах от Каргополя [5,6].
Храм
Рождества Пресвятой Богородицы получил свое нынешнее посвящение только около
1700 года, ранее главный престол в нем был освящен во имя святителя Николая,
что послужило поводом для многих исследователей называть его Никольским [5,7].
Однако уже в конце XIX столетия в описании приходов Каргопольского уезда
церковь имеет современное название: «В Бережно-Дубровском погосте две церкви:
деревянная и каменная с деревянной колокольней и с деревянной оградой с
четырьмя воротами. Расстояние между храмами – одиннадцать сажень. Деревянная –
холодная с теплой трапезной. Форма церкви – четырехугольная с двумя усеченными
углами для алтарей. Построена в 1678 году, по имени главного престола носит
название Рождество-Пречистенская. Существующая храмовая икона “Рождество
Пресвятой Богородицы” пожертвована в 1643 году прихожанином Хариным… В
Рождество-Пречистенской церкви два престола: Рождества Пресвятой Богородицы [освящен
в 1700 году] и Сретения Господня [освящен в 1886 году]… В храме имеется большая
икона святителя Николая в киоте с пятью главами… Рядом с церковью стоит построенная
одновременно с ней деревянная шестигранная колокольня – шатровая на четверике.
Высота ее – 11 сажен. На ней сохранились два старинных колокола с надписями. На
первом: “me
fecit
Niclas
Wiese
in Lubek
- 1659” и по-русски: “лето 7167 ставил Матеус Роде на своем Середецком мельнице”
[надпись на русском языке не совсем понятна, так как при переводе ясно видно,
что колокол отливал мастер Николас Вьезе в Любеке]. На втором колоколе “Лета
7162 [1654] сентября в а день лит сей колокол на Дуброву к церкви Рождества
Богородицы и Николая Чудотворца радением приходских людей”» [8].
Исходя
из названия храмовых икон, хранившихся в церкви еще в конце XIX века, можно
предположить, что первоначально деревянный храм святителя Николая имел придел,
освященный во имя Рождества Пречистой Богородицы (именно этим объясняется своеобразный
облик алтаря церкви – он как бы разделен надвое). Придел этот пользовался
почитанием прихожан, что косвенно подтверждается надписью на колоколе 1654
года. Поводом для нового освящения главного престола могло быть решение о
возведении каменного Никольского храма рядом с деревянной церковью. Освящен
этот храм был в 1770 году, но он разделил судьбы многих церквей и монастырей в
ХХ веке. В 1932 году его закрыли, а в конце 1950-х и вовсе разобрали [6]. Так
или иначе, в начале XVIII века деревянная церковь стала называться
Рождество-Пречистенской.
На
протяжении XVIII-XIX веков в облике деревянной церкви и всего погоста произошли
некоторые изменения. В 1730 году на месте древней возвели новую колокольню, но
она просуществовала относительно недолго. С запада к храму пристроили трапезную
с пятиглавым сооружением для двух приделов: преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и
иконы Божией Матери Всех скорбящих Радости. Это несколько исказило гармоничный
облик старинной церкви: «ее объем излишне растянул боковой фасад памятника по
горизонтали, да и цельность его построения была нарушена» [7]. В 1871-1872 годы
на месте обветшавшей колокольни 1730 года на средства прихожан возвели новую.
Для нее чуть позже отлили новый колокол не очень большого веса – всего 59 пудов
[6].
Позднейшие
пристройки не смогли уничтожить того впечатления, который производит храм
Рождества Пресвятой Богородицы – высокая величественная церковь большого и древнего
погоста. По своей архитектуре она входит в группу кубоватых церквей Поонежья.
Основу ее конструкции составляет высокий четырехугольный сруб, рубленный «в
обло», к которому изначально примыкал только один объем – алтарный пятигранный прируб
с востока [9]. Обычно кубоватые храмы второй половины XVII века имели два
прируба с востока и запада (например, Климентовская церковь на Усть-Кожском
погосте 1695 года и Пятницкая церковь села Шуерецкое Архангельской области 1666
года). В самом конце XVII - XVIII веке они приобретают крещатый план с четырьмя
прирубами (таковы Владимирская церковь в Подпорожьи 1757 года и
Спасо-Преображенская церковь Турчасовского погоста 1786 год). Как и все церкви
этой группы, Рождество-Пречистенская церковь в Бережной Дуброве имеет пленительно
мягкую пластику форм. Особенно ее подчеркивает большой повал с очень дальним
выносом, который отделяет нижнюю клеть от куба. Все исследователи отмечали его «необыкновенную
мощность» [6, 9, 11]. Сам куб выполнен очень искусно. Его сложная форма с
плавным изгибом сторон как нельзя лучше подчеркивается рядами покрывающего его
гонта.
В
большинстве случаев, подобные храмы были пятиглавыми (редко одноглавыми, как
упомянутая Пятницкая церковь села Шуерецкое). Для создания особенного
декоративного эффекта к пятиглавию иногда добавляли еще четыре главки, но такие
девятиглавые церкви имели крещатый план и боковые прирубы с завершением в виде
бочки. На этих четырех бочках и размещались дополнительные главки с небольшими
шатрами в основании. Именно так «поставлены» Владимирская церковь в Подпорожьи 1757
года и Спасо-Преображенская церковь в селе Чукуево Онежского уезда - 1687 год [10,11].
Неизвестный зодчий, «срубивший» храм в Бережной Дуброве, решил свою задачу
немного иначе. Он увенчал высокий куб «перебитой бочкой», концы которой
ориентированы по сторонам света. Это дало ему возможность разместить пять
главок на концах и в центре бочки, а еще четыре – по краям куба. Таким образом,
вся композиция из девяти главок приобрела необыкновенную цельность.
Дополнительным украшением ей служат небольшие фронтончики в основании шеек. В
конце XIX столетия основной объем храма закрыли тесовой обшивкой. Об этом сообщает
надпись на карнизе повала: «Сей... храм обшит тесом и выкрашен, а внутри
украшен иконостасом в лето 1882 г. от благодарных к памяти своим предкам и
славе имени бережно-дубровенских прихожан усердием своим и средствами в память
200-летнего юбилея храма ... » [12].
От
внутреннего убранства храма сохранилось очень мало. Иконостас сейчас
представляет собой пустые тябла. Единственным украшением служит уникальное
шестнадцатигранное «небо», которое перекрывает 10-метровый пролет внутреннего пространства
(«небеса» могли иметь от восьми до восемнадцати граней). Выполнена эта роспись была
вскоре после 1871 года, так как о ней говорится, как о еще не оконченной в
церковной описи этого года: «церковь заново перекрыта в 1864—1865 годы., в том
же году внутри нее устроены новые тесовые кругообразные «небеса», еще ничем не
покрашенные, а в середине «небес» живописное в круге изображение Господа Саваофа».
На гранях представлена композиция «Небесное воинство». В верхнем регистре помещены
фигуры шестикрылых серафимов, а во втором ряду - семи Архангелов, избранных
святых, Распятие без предстоящих (в восточной грани, по оси с царскими вратами)
и фигуры Богоматери, Марии Магдалины, Иоанна Богослова и Логина Сотника по
сторонам от Распятия. В последние годы удалось установить имя мастера,
выполнившего эти несколько грубоватые, но очень выразительные росписи. Работы поручили каргопольскому иконописцу Федору Захарову Иоку. Он же в 1881 году
расписывал небеса храма в Усть-Поче. Именно там обнаружили надпись с его
именем: «Писаны сии небеса въ 1881 живописцомъ Федоромъ Захаровым Iокомъ,
уроженцомъ Олонецкой гу.[бернии] Каргопольского уезда Мишковской волости
дер.[евни] Большого Конева. Отроду 17 летъ масте.[р]» [14]. Таким образом, вряд
ли молодой иконописец мог выполнять заказ в Бережной Дуброве раньше этого
времени – он был еще слишком молод.
К
большому сожалению, после закрытия погоста в 1932 году, здесь так и не
восстановилось богослужение. За последующие годы уничтожили сначала колокольню,
а затем каменный Никольский храм. Сейчас деревянная церковь стоит почти все
время запертой, но, при некоторой настойчивости (по свидетельству
путешественников) внутрь все же можно попасть. Редкие по своей живописи «небеса»
в храме Рождества Пресвятой Богородицы находятся под угрозой утраты –
центральная композиция «Господь Саваоф» уже утрачена. Сохранность самого храма
(особенно боковых прируов) тоже оставляет желать много лучшего: в некоторых
местах обрушились перекрытия и прогнили венцы. Начатая реставрация ведется
непозволительно медленно. Остается только надеется, что она будет все же
доведена до конца ранее того момента, когда ситуация станет уже непоправимой, и
храм погоста Бережная Дуброва и пополнит список горьких утрат последних лет.
Библиография:
[1]
Памятные книги Олонецкой губернии за 1868 год. Петрозаводск, 1869. С.: 157-168
[2]
Зданович О., Гусаков Г. Благовещение. Хроники спасенного иконостаса. Донецк,
2007
[3]
Казанский К.И. Бережно-Дубровский приход. Петрозаводск, 1892
[4]
Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера. Л., 1982. С.: 75
[5]
Гунн Г.П. Каргополье-Онега). М., 1989. С.: 106-107
[6]
Макаров Н.А. Церковные приходы и монастыри Кенозерья и Среднего Поонежья.
Архангельск, 2007. С.: 144-153
[7]
Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. М., 1989. С.: 105;
он же. Русское деревянное зодчество. М.,
1986. С.: 267-271
[8]
Казанский К.И. Бережнодубровский и Коневский приходы Пудожского и
Каргопольского уездов Олонецкой губернии // Олонецкие губернские ведомости.
1892. №№ 62-65. С.: 666, 667, 675, 685
[9]
Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942. С.:
155
[10]
Грабарь И.Э. История русского искусства. Спб., 1910. Т.1. С.: 408-410
[11]
Красовский М.В. История русской архитектуры: Деревянное зодчество. Пг., 1911.
С.: 471-474
[12]
Бартенев И.А., Федоров Б.Н. Архитектурные памятники Русского Севера. Л.–М, 1968
[13]
Олонецкий сборник. Петрозаводск, 1887. Вып.2
[14]
Кольцова Т.М. «Небо» и его росписи в памятниках деревянной культовой
архитектуры Архангельской области. С.: 74-83 // Проблемы исследования,
реставрации и использования архитектурного наследия Карелии и сопредельных
областей. Петрозаводск, 1986. С.: 75, 76;
она
же. Кенозерский мастер Федор
Захаров Иок // «Небеса» и часовни
Кенозерья. Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляюшие
историко-культурный ландшафт Национального парка «Кенозерский». Архангельск,
2009;
она же. Росписи «неба» в храмах Русского Севера. Архангельск, 1993