ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Кижи, остров. Музей-заповедник "Кижи". Церковь Спаса Преображения на Кижском погосте.


Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Спаса Преображения
Архитектурный стиль:Многоглавые храмы
Год постройки:1714.
Адрес:
Россия, Республика Карелия, Медвежьегорский район, о. Кижи, на территории Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника "Кижи" (сектор "Русские Заонежья")

Координаты:62.067745, 35.2236




Добавить фотографию
Сортировка:


Музей-заповедник "Кижи". Церковь Спаса Преображения на Кижском погосте - Кижи, остров - Медвежьегорский район - Республика Карелия
Вид с запада, с Онежского озера. Идет переборка нижнего яруса венцов церкви Спаса Преображения
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
13 июля 2012
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Спаса Преображения на Кижском погосте - Кижи, остров - Медвежьегорский район - Республика Карелия
Переборка среднего яруса. Вид с колокольни погоста
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
3 сентября 2015
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Спаса Преображения на Кижском погосте - Кижи, остров - Медвежьегорский район - Республика Карелия
вид с северо-запада, справа - колокольня Кижского погоста, на переднем плане - северная стена ограды
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 июля 2011
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Спаса Преображения на Кижском погосте - Кижи, остров - Медвежьегорский район - Республика Карелия
южный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 июля 2011
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Спаса Преображения на Кижском погосте - Кижи, остров - Медвежьегорский район - Республика Карелия
вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 июля 2011
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Спаса Преображения на Кижском погосте - Кижи, остров - Медвежьегорский район - Республика Карелия
Вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
29 июля 2007
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Спаса Преображения на Кижском погосте - Кижи, остров - Медвежьегорский район - Республика Карелия
Церковь Преображения Господня 1714 года постройки.Не действующая.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
9 сентября 2006
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Спаса Преображения на Кижском погосте - Кижи, остров - Медвежьегорский район - Республика Карелия
Церковь Преображения Господня, 1714 год.
Людмила Хлопкина
30 июля 2004
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Спаса Преображения на Кижском погосте - Кижи, остров - Медвежьегорский район - Республика Карелия
Состояние Храма на 31.05.2014. Реставрационный процесс долог и трудоемок.
acropolisx
31 мая 2014
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Спаса Преображения на Кижском погосте - Кижи, остров - Медвежьегорский район - Республика Карелия
HD yozik
9 июля 2009
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Спаса Преображения на Кижском погосте - Кижи, остров - Медвежьегорский район - Республика Карелия
Сидоров Григорий
1 октября 2006
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Спаса Преображения на Кижском погосте - Кижи, остров - Медвежьегорский район - Республика Карелия
Переборка средней части венцов
Вадим Павлов
18 июля 2013
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Спаса Преображения на Кижском погосте - Кижи, остров - Медвежьегорский район - Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
5 сентября 2005
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Спаса Преображения на Кижском погосте - Кижи, остров - Медвежьегорский район - Республика Карелия
Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva
Наталия
5 августа 1943
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Спаса Преображения на Кижском погосте - Кижи, остров - Медвежьегорский район - Республика Карелия
Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva
Наталия
6 июня 1941
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Спаса Преображения на Кижском погосте - Кижи, остров - Медвежьегорский район - Республика Карелия
Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva
Наталия
6 июня 1941
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Спаса Преображения на Кижском погосте - Кижи, остров - Медвежьегорский район - Республика Карелия
Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva
Наталия
6 июня 1941
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Спаса Преображения на Кижском погосте - Кижи, остров - Медвежьегорский район - Республика Карелия
Известия ИАК 1915 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1915
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Спаса Преображения на Кижском погосте - Кижи, остров - Медвежьегорский район - Республика Карелия
Фото из журнала "Мир искусства".
Андрей Агафонов
1 января 1904
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Спаса Преображения на Кижском погосте - Кижи, остров - Медвежьегорский район - Республика Карелия
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Спаса Преображения на Кижском погосте - Кижи, остров - Медвежьегорский район - Республика Карелия
Фото из книги С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов. Русское деревянное зодчество. Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР. М., 1942 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
??
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Спаса Преображения на Кижском погосте - Кижи, остров - Медвежьегорский район - Республика Карелия
zmei1977
15 сентября 2007




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Наталия,  21 декабря 2007

Двадцатидвухглавая Преображенская церковь удивительно соразмерна и величественна. Церковь возведена на Кижском погосте в 1714 году на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Она поднимается на 37 метров (это высота 11-ти этажного дома). Строительство связывают с именем мастера Нестора: предание гласит, что закончив работу, забросил он топор далеко в Онежское озеро и сказал: «Поставил эту церковь мастер Нестор, не было, нет и не будет такой».

Церковь вся срублена из дерева. Несмотря на кажущуюся сложность композиции, план и объемно-пространственная схема Преображенской церкви предельно просты. В ее основании лежит так называемый двадцатистенок, т.е. восьмерик с четырьмя прирубами – более низкими частями здания, органически включенными в общую композицию и примыкающими к четырем взаимопротивоположным граням восьмерика. На нижнем. Самом большом восьмерике стоит другой, поменьше, на нем еще один – самый маленький. Верх каждого прируба двухступенчатый, а каждый уступ покрыт стрельчатой бочкой с куполом. Стрельчатая бочка – это одна из форм кровли: оба ее ската закруглены, а вверху они сходятся под острым углом наподобие киля у лодки. Нижний ярус состоит из четырех глав, над ним другой, такой же. Третий ярус уже из восьми глав, стоящих на бочках, которые венчают каждую грань нижнего восьмерика. Еще выше ярус из четырех глав, стоящих на среднем восьмерике, и, наконец, на верхнем восьмерик стоит одна. Но самая большая глава, завершающая всю композицию. Последняя, двадцать вторая, находится ниже всех – над алтарной частью. Вся многоглавая пятиярусная композиция вписана в один четкий и цельный пирамидальный объем. Главы первого, нижнего, яруса больше главок второго. Главы третьего, среднего, яруса больше всех остальных, а верхнего, четвертого, - меньше всех. Последняя. самая большая центральная глава дает завершающий композиционный акцент, отмечая высоту всего сооружения.

«Двадцатистенный» план предопределил весьма существенную особенность архитектурного образа Преображенской церкви – центричность и высотность композиции. Крыльцо церкви просторное, широкое, парадное, с двумя лестничными маршами. Нижние площадки перекрыты двухскатными кровлями, лежащими на резных столбах, а верхняя покоится на кронштейнах из мощных бревен. Вместе с лестничными маршами она покрыта общей крышей, благодаря которой все крыльцо обретает законченность и цельность композиции. Пятигранный портал с широкими массивными косяками и тяжелыми дверными створками – вход в церковь. За ним низкая, темная галерея-сени. Против главного входа с крыльца почти такая же дверь с порталом, ведущая в центральный восьмерик – основное помещение церкви. По контрасту с низкой галереей церковь выглядит светлой, высокой, торжественной. Над головой – «небо» - многогранный пирамидальный потолок. Конструктивной основой «неба» служит жесткий каркас, состоящий из радиально направленных наклонных балок, собранных в центре вокруг прочного замкового кольца. Треугольные просветы между ними были заполнены щитами-иконами, безвозвратно утраченными в годы Великой Отечественной войны, сохранились лишь обрамлявшие их узкие доски-тябла. Сам каркас «неба» и роспись балок сохранились подлинные: по белому фону орнаменты растительных мотивов – красные, желтые, синие, зеленые. Орнамент ни на одной из шестнадцати балок не повторяется. Иконостас выполнен в середине 18 века. От более раннего убранства сохранилось лишь несколько икон.

По типу Преображенская церковь – это «летний» или «холодный» храм. В ней служили лишь в особо торжественных случаях, да и то лишь в течении короткого северного лета. Ее сруб сложен «насухо» без прокладки пазов мхом и паклей; у нее нет зимних рам и двойных дверей, утепленного пола и потолка.

Литература: Ополовников А.В. Русский Север. М.: Стройиздат, 1977. Путеводитель Мир вокруг нас. Карелия. М.: ИД «Симон-пресс», 2003


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  28 августа 2017

Кижский погост — одно из древнейших русских поселений Заонежья — сохранил до наших дней две церкви, принадлежащие к числу наиболее значительных созданий русского деревянного зодчества.

Первая из них, Преображенская, построенная в 1714 г., имеет вид восьмерика с четырьмя прирубами, увенчанного двадцатью двумя главами. Внутри интересен потолок «небом» с балками, украшенными росписью, и трёхстенный иконостас 18 в. Наружная тесовая обшивка стен и покрытие бочек и глав железом — поздние.

Вторая церковь — Покровская 1764 г. На невысокой кровле восьмерика девять маленьких восьмериков, несущих главы на круглых шеях; десятая глава увенчивает бочку, покрывающую алтарь. Церковь обшита тёсом, но сохранила лемеховое покрытие глав и бочки и алтаря и тесовое на курицах и потоках трапезной.

Отдельно стоящая шатровая колокольня, построенная в 1874 г. на месте старой, является приблизительным воспроизведением последней.

В настоящее время ведётся очередная реставрация всемирно знаменитой Преображенской церкви, вызывающая крайне негативную критику. По сообщениям официального сайта Кижского заповедника, поводов для беспокойства нет. По мнению профессионалов, критикующих избранную методику лифтинга, «проект носит экспериментальный характер и его реализация нанесет невосполнимый вред храму. В настоящее время проблему изучают эксперты ЮНЕСКО.

http://www.archnadzor.ru/2011/03/05/russkoe-derevo-5/


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  21 ноября 2018

Христианизация Обонежья связана с приходом в эти края, богатые рыбой и пушниной, новгородцев. Уже в ХII веке Новгород прочно утвердился на берегах Онежского озера. Местные племена частью были оттеснены на северо-запад, частью ассимилировались с пришельцами, приняв их обычаи, язык и - веру. Видимо, именно в это время на острове Кижи появилась первая церковь или, по меньшей мере, часовня. До новгородцев здесь жили прибалтийско-финские племена весь и корела. Они то и дали острову название Кижи - от слова "кижат", что означает "игрища". Согласно предположениям исследователей, в те стародавние времена на острове располагалось языческое капище, ведь как известно, языческие обряды часто сопровождались ритуальными играми, песнями и плясками. В пользу этого предположения говорит, как ни странно, и тот факт, что именно на острове Кижи сформировался храмовый ансамбль, ибо церкви часто ставились на тех местах, откуда были изгнаны идолы. В конце ХV века Новгород со всеми обширными владениями вошёл в состав Московского государства. Кижи к этому времени являлись центром Спасо-Кижского погоста (здесь уже был храм во имя Спаса - и, скорее всего, именно Преображенский), охватывавшего южную часть Заонежского полуострова с полутора сотнями деревень.

Первое документальное упоминание о Кижах относится к 1582 году - более ранние записи, к сожалению не сохранились: "Погост Спасский в Кижах на Онеге озере, а на погосте церковь Преображенье Спасово, а другая церковь Покров Святая Богородицы". Более обстоятельно описываются кижские церкви в 1616 году: "А на погосте Боголепного Спасово Преображения деревянной с папертьми верх шатровой и Покрова Пресвятой Богородицы, теплой, тож деревянной". Тогда же упомянута и колокольня ("колокол на колокольне"). Это, однако, был не тот ансамбль, что существует ныне, а его предшественник, сгоревший от удара молнии в начале 1690-х годов (в документальных источниках указан 7202 год от сотворения мира, начинавшийся в сентябре и соответствовавший 1693-1694 годам от Рождества Христова). Вскоре после пожара началось строительство нового храмового комплекса. Сначала построили клетскую (имевшую вид избы с прирубленной алтарной частью) церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а затем началось возведение Спасо-Преображенского храма. Заложили его в 1714 году, 6 июня, о чём имелась соответствующая запись на кресте, хранившемся в алтаре церкви.

Существует предание, что строил церковь некий мастер Нестор, закинувший после окончания работы свой топор в озеро со словами: "Не было, нет и не будет такой". Но это только легенда - как и то, что план будущей постройки собственноручно начертил Пётр I; имена же реальных "художников топора" нам неизвестны. Возможно, однако, это были те самые мастера, что шестью годами раньше построили многоглавую церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Анхимове (нынешний Вытегорский район). Церковь эта, к сожалению, сгорела в 1963 году от случайного костра, разведённого неподалёку какими-то доморощенными Геростратами, но остались изображения и описания, подтверждающие её удивительное сходство с кижскими храмами. Принято говорить, что храм Спаса-Преображения выстроен без единого гвоздя, но это всё-таки некоторая "полуправда". Гвозди при строительстве использовались - ими прибивали лемехи, покрывающие главки, чтобы те держались прочно и ровно. Сам сруб, несмотря на кажущуюся "фантастичность", устроен довольно просто и представляет собой двадцатистенок, то есть восьмерик с четырьмя прирубами. Брёвна сложены "насухо", без обычной прокладки из мха или пакли, так как церковь изначально возводилась как летняя и не нуждалась в дополнительном утеплении. Служили здесь от Пасхи до Покрова.

Кижский храмовый ансамбль в конце ХVIII века был объёктом если не исследований, то во всяком случае, заинтересованного внимания путешественников, посещавших Петрозаводск по казённой или своей надобности. Так, естествоиспытатель Н. Я. Озерецковский, совершивший в 1785 году плавание по Ладожскому и Онежскому озёрам, отмечал: "Близ Климецкого острова лежит также остров Кижской, которого длина не более 5 вёрст; на нем погост того же названия и состоит из двух деревянных церквей, из коих одна о 23 глвах и стоит на возвышенном месте; вид ея весьма красив. Прихожан обоего пола к сему погосту причислено 2358 человек".

В 1827 году Кижский приход, относившийся прежде к Новгородской и Архангельской епархиям, вошёл в состав новообразованной Олонецкой епархии. Приписано к нему было около пятидесяти деревень с десятью часовнями. Владели кижские храмы и некоторым - впрочем, весьма скромным - количеством земли: 20 десятинами пахотной и 11 десятинами покосной. Кроме того, церквам принадлежали два дома для причта. Местные жители активно жертвовали средства на содержание и украшение храмов. Так, в 1829 году прихожане собрали более двух тысяч рублей на обивку железом глав Спасо-Преображенской церкви - в соответствии с тогдашними представлениями о благолепии. Сохранились в документальных источниках и упоминания о "единоличных" жертвователях, вкладывавших в храм иконы и предметы церковного обихода. Тем не менее, приход не был богат. Описание ризницы Преображенской церкви поражает своей "аскетичностью". Среди прочего имущества, очень некорыстного, помянуты "венцы для брачующихся сосновые, из них женский расколот", напрестольный кипарисовый крест и резные иконы Божией Матери и Иоанна Предтечи". О скудости средств, которыми располагал приход, можно судить и по тому, что в начале 1870-х годов, когда в Преображенской церкви проводился очередной крупный ремонт (содержать в порядке такую большую церковь было не так-то просто), кижане специально просили у епархиального начальства разрешения на отмену некоторых из запланированных ранее работ по переустройству трапезной. Очевидно, что сделать это их заставила необходимость экономии.

В начале ХХ века Кижи получили всероссийскую известность. Сюда зачастили живописцы, исследователи, архитекторы. Побывали на Кижах и такие влюблённые во всё древнерусское художники, как Игорь Грабпрь и Иван Билибин. Билибин отозвался восторженными словами: "Нигде мне не приходилось видеть такого размаха строительной фантазии, как в Кижах!" Революционные "новшества" дошли до Кижей не сразу. В 1920 году Кижский погост поставили на государственный учёт как памятник архитектуры, что, однако, не помешало проведению богослужений. Только в 1935 году сельсовет организовал по семнадцати местным колхозам голосование о закрытии кижских церквей. Что характерно, за закрытие проголосовали лишь восемьдесят человек, а за то, чтобы в храмах служба продолжалась, - тысяча. Но голосование оказалось лишь пустой формальностью. Несмотря на недвусмысленно высказанную волю колхозников, в феврале 1937 года власти постановили закрыть Преображенскую церковь для прихожан, оставив, впрочем, в их пользовании Покровскую. Кижане писали жалобу в Москву (отважный поступок для 1937 года), которая, конечно, помочь уже не могла.

Осенью 1937 года в Преображенском храме отслужили последнюю литургию. Вскоре после этого был арестован последний настоятель кижских храмов о. Алексий (Петухов). Через месяц его расстреляли. Так прекратилась служба и в Покровской церкви. Во время Великой Отечественной войны Кижи оказались на оккупированной финскими войсками территории. Финны, к попавшим в их руки памятникам архитектуры отнеслись рачительно (даже слишком - вывезли все иконы из иконостаса Преображенской церкви в Финляндию), а вот людям пришлось гораздо тяжелее. Многие кижане прошли через концентрационные лагеря, устроенные финнами для русского населения Карелии. Вернуться на родную землю после ухода оккупантов довелось не всем.

В августе 1945 года на Кижи прибыла экспедиция архитекторов и реставраторов, по результатам которой был составлен план первейших аварийных работ. Они начались в 1947 году, а с 1949 года проводились силами специальной проектно-реставрационной мастерской. В неё входили, в частности, местные плотники, перенявшие от отцов и дедов традиции мастерства. Руководил реставрацией московский архитектор А. В. Ополовников принявший решение вернуть - насколько это возможно - храмам первоначальный облик, "заретушированный" позднейшими поновлениями. Работы в целом завершились к концу 1950-х годов. Тогда же, в 1959 году, было утверждено положение об архитектурном заповеднике на Кижах, и началось "собирание" деревянных строений из окрестных деревень. Интерес к кижским памятникам постепенно возрастал, выходя за границы научно-художественного сообщества. Способствовало тому увлечение Русским Севером, распространившееся в среде советской интеллигенции в 1960-е годы. И на Кижи, приобретшие в 1969 году статус Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника, началось настоящее паломничество - причём международного масштаба.

В 1990 году ансамбль Кижского погоста вошёл в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Регулярные службы на Кижах проводятся с 1997 года - пока только в Покровской церкви, поскольку Преображенская реставрируется и закрыта для посещений. В дальнейшем предполагается возобновить богослужебную жизнь и в этой церкви. Но "регулярная" приходская жизнь на Кижах невозможна, большинство богомольцев приезжает сюда из Петрозаводска, и в 2003 году был принято, пожалуй, самое приемлемое в сложившейся ситуации решение. Согласно указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при Спасо-Преображенском храме открыли Патриаршее подворье. Настоятелем его назначили иерея Николая Озолина. Кижский погост вновь "осмыслился" своим исконным смыслом, стены его вновь выросли в меру своего высокого предназначения - нести людям весть о "едином на потребу".

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №8, 2012 г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  21 ноября 2018

Церковь Преображения Господня принадлежит к числу наиболее знаменитых памятников архитектуры в нашей стране. Более того - её известность простирается далеко за пределы России, превращая Кижи в популярнейший туристический объект. Повсеместно в путеводителях говорится о неповторимом своеобразии Преображенского храма. Эти слова справедливы - но лишь отчасти. До 1963 года невдалеке от Кижей можно было увидеть церковь, весьма схожую с кижской. Речь идёт о церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Анхимове, что на Вологодщине. И. Э. Грабарь, имевший в своё время возможность видеть оба храма, писал о них: "Не подчиняясь никаким символам и руководствуясь, по-видимому, лишь одной идеей создать храм Божий, необыкновенный по своему величию и виду, в котором главы отмечают только святость места, строители создали два из ряда вон выходящих памятника народного искусства - храм в Вытегорском посаде и храм в Кижах. Оба они построены в начале ХVIII века и, в сущности, тождественны по приёму".

Сейчас анхимовской церкви не существует, и у храма Спаса Преображения не осталось "близких родственников", хотя в определённом смысле ему родственны все деревянные храмы Русского Севера. Конструктивной основой Спасского храма является восьмерик с четырьмя прирубами, ориентированными по сторонам света. Алтарный (восточный) прируб в плане имеет форму пятиугольника. С западной части к основному объёму примыкает невысокий сруб трапезной. На нижний восьмерик храма поставлены ещё два, меньших размеров, что придаёт храму "пирамидальность". Преображенская церковь имеет двадцать две главы, размеры и формы которых различаются от яруса к ярусу, сообщая всему зданию особый "ритм". Первоначально, по всей видимости, храм имел двадцать пять глав (во всяком случае именно о двадцати пяти главах сообщает известный путешественник Я. Я. Мордвинов, побывавший на Кижах в 1752 году).

Следующий отзыв о числе глав Преображенского храма принадлежит перу Н. Я. Озерецковского - он насчитал их двадцать три. Что касается Покровской церкви, то она, существуя до середины ХVIII века в шатровом исполнении имела всего две главы. Несомненно, что приведение числа глав храмового ансамбля к определённому числу (33:22 на Преображенском храме, 10 на Покровском, 1 на колокольне) связано с христианской символикой 33 главы по числу 33 лет земной жизни Спасителя. Главки деревянных церквей традиционно покрывают осиновым лемехом - дощечками, имеющими с одной стороны клинообразное (уступами), либо округлое завершение. Осину в качестве материала для лемеха выбирают благодаря её особым свойствам: со временем она начинает красиво серебриться на солнце.

Многоглавие Спасо-Преображенской церкви не явилось ошеломляющей новинкой в русском зодчестве. Скорее - это хорошо забытое старое, ведь из летописей известно, что первый (деревянный) Софийский собор в Новгороде был "о тринадцати верхах". Это число символизировало Спасителя и двенадцать апостолов. Интересное наблюдение сделала также исследователь В. А. Гущина, связав кижское многоглавие с более распространённым шатровым завершением северных деревянных церквей: "Многоглавие Преображенской церкви, собранное в чётко выраженный пирамидальный силуэт, словно возродило шатровое завершение, утвердив его в новой многоглавой форме..." Стены церкви Спаса Преображения срублены самым распространённым способом - "в обло" (или "в чашу"), когда брёвна укладываются в венцы "с остатком". В бревне при таком способе кладки сверху делают выемку, в которую помещается вышележащее бревно. Примыкающая с западной стороны к основному срубу Преображенской церкви трапезная покрыта трёхскатной кровлей. Вход в неё оформлен двухвсходным крыльцом. Трапезная в северном храме являлась самой "светской" его частью. Здесь производились записи о венчании, крещении, отпевании. И здесь же проходили крестьянские сходы (суемы), а также решались многие насущные для жизни прихода дела.

На протяжении веков внутреннее убранство церкви Преображения Господня претерпевало закономерные изменения. Будучи поновляемо в соответствии с необходимостью (обветшание) и тенденциям времени, к началу ХХ века, когда в отношении храма стали проводиться первые искусствоведческие изыскания, оно "ушло" далеко от первоначального своего вида. Пол был выкрашен, стены обшиты досками, а в алтаре - оклеены обоями.

Первое обследование интерьеров храма произвели в 1926 году участники Всероссийской экспедиции Центральных реставрационных мастерских под руководством И. Э. Грабаря. Оно было довольно поверхностным, поскольку экспедиция работала на острове всего три дня. К началу Великой Отечественной войны Спасо-Преображенский храм несколько лет как пустовал. Службы в нём не проводились с 1936 года. В 1943 году финские оккупационные войска вывезли иконы Преображенской церкви в Хельсинки, но уже менее двух лет спустя они вернулись в Карелию согласно мирному договору, подписанному между СССР и Финляндией, а в 1952 году, после реставрации, произведённой московскими специалистами, вновь заняли своё место в иконостасе кижского храма. Иконостас - четырёхъярусный (снизу вверх: местный, праздичный, деисусный и пророческий ряды), резной, состоит из 104 икон. Основное помещение храма освещается пятью окнами, алтарь - тремя, трапезная - шестью. Высота церкви - 37 метров.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №8, 2012 г.

Комментарии и обсуждение

Интересный факт: Церковь Спаса Преображения изображена на почтовом блоке, выпущенном в 2008 году в России
2 апреля 2014, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Александр Богданов.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.