Село Тайнинское впервые упоминается в духовной грамоте удельного князя Владимира Андреевича Храброго (Донского) в 1401 году. При Иоанне Грозном здесь были выстроены хоромы, которые он посещал по случаю торжеств или в сложные периоды своей жизни. После кончины любимой супруги Анастасии он сделался особенно жестоким и часто с толпою опричников приезжая в Тайнинское, безжалостно карал своих врагов. Наведывался в Тайнинский дворец и Борис Годунов, сумевший взять власть в свои руки вскоре после смерти Иоанна Грозного. Он устраивал здесь обеды для своих приближенных. В январе 1599 года по приказу Годунова в Тайнинском встречали семейство сибирского хана Кучума, чтобы затем препроводить в Москву. После внезапной кончины Бориса Годунова, 18 июня 1605 года в село Тайнинское была доставлена бывшая царица Мария Нагая для свидания с Лжедмитрием I. Она искусно представляла нежную мать, народ плакал, видя, как почтительный сын шел пешком подле ее кареты. Спектакль удался, и это позволило Лжедмитрию I венчаться на царство. Но уже в мае следующего года самозванец был разоблачен и казнен. Новый авантюрист Лжедмитрий II, прозванный в народе вором, некоторое время располагал здесь свой стан.
Особенно знаменитым село Тайнинское стало благодаря располагавшемуся в нем второму, после Алексеевского, царскому дворцу, построенному в XVII веке при Алексее Михайловиче Романове. На месте слияния двух рек Яузы и Сукромки построили плотину, вода широко разлилась, а посредине образовался остров. Именно на нем и располагался царский дворец. Отправляясь на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру, государи останавливались здесь на отдых. Особенно оживлялась жизнь в Тайнинском между 22 и 28 сентября (по старому стилю), когда царское семейство отправлялось на празднование дня преставления преподобного Сергия Радонежского, а затем возвращалось в Москву. В окрестностях Тайнинского царь часто устраивал соколиную охоту. После 1677 года жизнь в Тайнинском надолго затихла. Оно по-прежнему оставалось царской вотчиной, но Петр I уже мало интересовался им, облюбовав себе другое место. Однако царь продолжал заботиться о благосостоянии села, связанного с памятью его предков. Позднее Петр I передал Тайнинское своей любимой сестре Наталье Алексеевне, но она родовым имением не интересовалась, и старый дворец продолжал ветшать. После ее смерти село перешло к жене Петра I, а потом к наследнику престола Петру II, который подарил его своей тетке Елизавете Петровне. Так оно оказалось в руках будущей императрицы. Старый дворец сгорел в конце декабря 1727 года. После пожара осталась лишь «мыльня и купальня». Елизавета Петровна посещала село и хотела построить новый дворец, но средств на это не находилось. Лишь летом 1740 года начали строить хоромы. 14 февраля 1749 года последовал указ о постройке в Тайнинском нового дворца.
Дворец представлял собой прямоугольник, по краям высились две башенки, а в центре – более массивная башня-восьмерик. Дворец имел два больших крыльца и одно малое, был обит тесом и выкрашен в желтый цвет с белыми наличниками окон и черной крышей. В здании имелось два зала и шестнадцать комнат. На первом этаже находилось двенадцать комнат, каждая из которых была оклеена бумажными обоями определенного цвета и имела изразцовую печь. В соответствии с цветом обоев подбирался тон занавесок, скатертей, половых ковров и обивка мебели. На стенах комнат крепились медные подсвечники, зеркала в золоченных и черных рамах, образа. Из прихожей первого этажа винтовая лестница вела на второй этаж, где находились четыре комнаты и зал, стены и потолки которых были обиты выбеленным холстом. Из дворца крытый переход вел в «мыльню». Немного поодаль располагались здания для кухонь и погреб с чуланами. На территории дворца имелись беседки, круглые и маховые качели.
Екатерина II, пришедшая к власти после смерти Елизаветы Петровны, также посещала Тайнинское, где любила отмечать свой день рождения. Она решила расширить дворцовый ансамбль, сделав его более удобным для отдыха. В 1763 году последовал указ о новых постройках при дворце. К концу лета следующего года рядом с Елизаветинским дворцом вырос двухэтажный кавалерский корпус, предназначенный для размещения царской свиты. Стены его были выкрашены в яркий цвет охры, а крыша в красный цвет. От него к дворцу вел деревянный переход. Весь дворцовый ансамбль был обнесен решетчатой изгородью с двумя воротами и выкрашен в зеленый, желтый и белый цвета. Последнее посещение села Тайнинского Екатериной II было в 1767 году, после чего уже никто из членов императорской фамилии не навещал старинную родовую вотчину. В это время в селе Большие Мытищи началось строительство Московского водопровода, и комиссия по его устройству разместилась в предварительно отремонтированном дворце. После окончания строительства водопровода в 1787 году надобность в тайнинских постройках отпала, и они постепенно пришли в запустение. При этом Тайнинское получает двойное управление – его центральная часть и территория бывшего конюшенного двора остались в Дворцовом ведомстве, а управительский, житный и скотные дворы и село были переданы в Экономическое ведомство, и через несколько лет дворец из места увеселения и отдыха царей был превращен в канцелярию.
В 1796 году Тайнинское вместе со своими землями императорской фамилии передали в Департамент уделов. В 1818 году дворец пришел в такую ветхость, что было предложено его разобрать, однако в 1824 году он неожиданно сгорел. Единственным памятником дворцового царского комплекса села Тайнинского, дошедшего до наших дней, является каменный храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Это жемчужина православной архитектуры не только мытищинской земли, но и всей России. В 1627 году в селе появился деревянный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а в 1675 году по указу царя Алексея Михайловича был заложен ныне существующий каменный. Его освятили 9 сентября 1677 года, уже при царе Федоре Алексеевиче. Несколько старинных икон перешло в новый храм из стоящего здесь раньше деревянного. Благодаря стараниям вкладчиков и прихожан иконостас стал шестиярусным, с богатыми окладами. Главный образ Благовещения был в серебряной ризе, украшенной жемчугом. Исследователи отмечали, что красивый и обширный каменный храм похож более на соборный городской, чем на сельский приходской. Главным украшением храма является прекрасное, не имеющее себе равных крыльцо. Вплоть до конца XVIII века кресты храма были деревянными. Пол – дубовый и только в алтаре каменный. Колокольня, предположительно, размещалась в том же правом шатре, что и сейчас. В 1751 году по указу императрицы Елизаветы Петровны в северной части трапезной был устроен, а в 1763 году освящен придел святых праведных Захарии и Елизаветы.
В 1812 году храм разграбили и осквернили французы, там была устроена конюшня, но вскоре его восстановили и вновь освятили. В начале 20-х годов XIX века храм из царского становится приходским. В храме были поставлены деревянные съемные утепленные ставни, отгораживающие зимнюю часть храма от летней. В 1882 году на средства благотворителей был устроен новый придел – в честь святого пророка Илии. Он помещается в южной части трапезной. Службы проводились поочередно в двух приделах – праведных Захарии и Елизаветы и пророка Илии. Сохранился иконостас времён Елизаветы Петровны. К началу XX века этот уникальный иконостас храма насчитывал уже семь ярусов. На западной стене церкви в 1860—1877 годах была нарисована копия картины А. Иванова «Явление Христа народу». Третий ряд кокошников над трапезной над центральным крыльцом был срублен в первой половине XIX века (восстановлен в 1970-е гг).
В 1929 году храм был закрыт. Подо что только не использовалось монолитное сооружение конца XVII века! Сначала здесь размещался клуб, что было традиционно в первые годы существования Советского государства. Затем место клуба занял хлебный магазин. В 1935 году здание приспособили под общежитие рабочих Мытищинского машиностроительного завода. В тот «достославный» период кладбище при церкви было срыто, а на его месте устроили футбольное поле. Началась война. В 1941 году общежитие ликвидировали. При этом были выломаны все перекрытия, двери, оконные переплеты с коробками. Кресты сломаны, главы раскрыты. Здание внутри загажено.
Использование храма Благовещения для бытовых и государственных целей не прекращалось. В нем размещался мясной цех, склад утильсырья, фабрика декоративной игрушки, металлообрабатывающие мастерские и другие предприятия. Лишь в 1989 году храм наконец был возвращен верующим и начал восстанавливаться. На примыкающей территории сохранились остатки старого кладбища, четыре современные хозяйственные постройки и сторожка. Первоначальная ограда утрачена. В восстановлении храма принимали участие люди разного возраста: от детского до преклонного, а вот настроение у всех было одинаково праздничное. Это был первый храм, открытый и переданный православной общине в городе Мытищи.
В день Рождества Богородицы – 21 сентября 1990 года, после 60-летнего поругания и разорения, в храме была отслужена первая Божественная Литургия. Сейчас при храме Благовещения Пресвятой Богородицы живет и действует православная община. Регулярно проводятся богослужения. По благословению бывшего настоятеля протоиерея Владимира Агрикова в храме возрождена древняя традиция народного церковного пения, что очень помогает прихожанам быть не гостями в храме, а активно участвовать в богослужении. В нижнем храме, освященном в честь Новомучеников и исповедников Российских совершается Таинство Крещения. Уже несколько лет при храме работает детская воскресная школа. Неподалеку от храма стоит памятник святому царю-мученику Николаю II, повторно созданный в 2000 году скульптором Вячеславом Клыковым. К сожалению, этот памятник облюбовали раскольники, приверженцы епископа Диомида (изверженного из сана в 2008 году), которые устраивают возле него так называемый «чин всенародного покаяния». Перед алтарем храма находится могила архимандрита Тихона Агрикова, в схиме Пантелеимона, который 10 сентября 1997 года был назначен настоятелем храма Благовещения Пресвятой Богородицы села Тайнинское Мытищинского района.
Красота и оригинальность форм храма, богатство стенных украшений ещё до революции обращали на себя внимание специалистов и любителей старины как в ХIХ, так и в ХХ и в ХХI веках. Известный искусствовед М. А. Ильин описывал крыльцо так: "Расходящиеся в стороны крытые "ползучими" сводами и арками парные лестницы чередуется с лестничными площадками-рундуками, увенчанными шатрами на столбах. В центре расположена полая, представленная как бы в разрезе "бочка". Эта бочка, хотя и выполненная в кирпиче на железном каркасе, имеет прямое отношение к декоративной форме, часто применившейся в те годы в деревянной архитектуре. Именно здесь, в Тайнинском, в фасаде трапезной мы с особой яркостью ощущаем взаимовлияние каменных и деревянных форм, сказавшихся столь ярко в древнем русском зодчестве. Каждый побывавший в Тайнинском надолго запомнит это редчайшее произведение русского архитектурного искусства".
Вглядитесь в крыльцо церкви. Разве оно похоже на храмовую постройку? Да ведь это настоящий терем, изукрашенный дивными узорами и воплотивший лучшие традиции русской архитектуры прежних времен. В плане своем, главная часть храма имеет четырехугольник, окруженный стенами, к которому непосредственно примыкает трапеза, одинаковой ширины с главной частью, но длиною составляющая немного более двух третей ее. Главная часть с трапезой соединяются одной широкой аркой. Вся трапеза обнесена с трех сторон, захватывая немного и главную часть, галереей. Галерея, расширяя трапезу, служит вместе с тем местом для хор – палатей, опирающихся на шесть квадратных столбов. Алтарная часть состоит из трех апсид – средней, более широкой и длинной, и двух боковых, для жертвенника и диаконика, соединяющихся между собой двумя арками, перекинутыми на стену для иконостаса. Алтарь от главной части отделен массивной каменной стеной. Из главной части храма ведут два выхода: один с северной стороны, другой – с южной. Из трапезной также два – с западной и южной стороны. Как трапеза, так и главная часть храма имеют окна в два света.
Типичной особенностью Московского зодчества XVII века, примененной и в архитектуре Тайнинской церкви, является то, что сомкнутый свод храма нагружен пятью главками, которые не имеют для себя опоры в четырех внутренних столбах. Главным украшением храма является его западная пристройка, имеющая вид теремного крыльца – лестницы. С первой площадки главного входа ведут две лестницы в две угловые шатровые двухъярусные башенки, симметрично расположенные по углам западного фасада церкви. Каждый из шатров опирается на четыре толстые и короткие столба, вышиною около трех диаметров. Поверхность столбов в верхнем ярусе шатров состоит из винтообразно расположенных жгутовых валиков, огибающихся около оси столбов. Столбы нижнего яруса – квадратные, украшенные ширинками. Ярусы разделены богатым карнизом из тузов и пилы. Верхи, покрытые в настоящее время железом, состоят из шестигранных шатров и увенчаны главками с крестами. Обе лестницы, ведущие в шатры, висят на тянутых арках и, вместо баляс, огорожены высокой стенкой с ромбовидными ширинками.
Центром всей группы служит полая каменная бочка, помещенная над главным входом. Она сложена из кирпича, по железному каркасу, и, кроме того, скреплена шестью проемными связями. Каркас состоит из шести вертикальных железных полос. Сверху бочка увенчана плитою из мячковского камня. Специалисты указывают, что здесь, без сомнения, имеет место заимствование форм деревянного зодчества. Сквозь арки всей пристройки глядят окна и двери на хоры с богатыми сандриками и наличниками, не давая глазу гладких, безжизненных плоскостей (сандрик – архитектурная декоративная деталь, украшающая фасад здания, в виде выступа, расположенного над проемом окна или двери).
Нет сомнения, что мы имеем здесь превосходный пример заимствования форм деревянного зодчества. Бочка, с окном внутри, существовала в деревянном Коломенском дворце и составляла обычную принадлежность в деревянной архитектуре. Интересно отметить, что и в русском каменном зодчестве уже имелся пример западной пристройки, аналогичной с пристройкой Тайнинской церкви. Фасад собора Василия Блаженного имеет такие же шатры, с лестницами на тянутых арках; но они несколько сложнее и не имеют бочки, замененной столповидной группой.
Мысль, которая навела зодчего на создание этой замечательной пристройки, имела целью вывести наружу лестницы, ведущие на хоры, из толщи стен, где они прежде обыкновенно помещались. Тайнинская церковь, будучи придворной, требовала свободного и широкого прохода на хоры царскому семейству: зодчему нельзя уже было пользоваться старинным приемом, - узкой винтовой лестницей, какую мы находим даже в Московском Благовещенском соборе. Наружные украшения Тайнинской церкви очень богаты. Ее толстые стены, в два аршина (аршин – мера длины, включающая 16 вершков или 0,71 м), по углам скреплены пучками колонн, или, вернее, полуколонн (по пяти в каждом пучке), оканчивающихся маленькими квадратными капителями и узким пояском. В северо-восточном и юго-восточном углах колонны тянутся до цоколя; в других двух углах главной части, а равно по северной и южной стенам, около окон, эти колонны прерываются на середине стены там, куда достигает крыша трапезы. Окна главной части – двух родов: верхние узкие и длинные, с гофрированной перемычкой, и нижние – широкие и короткие. Те и другие с богатыми наличниками и сандриками. Порталы храма из составных колонн и различных мелких украшений, редкой красоты, имеют перемычки из ряда валиков с щипцами на верху. Карниз главной части церкви состоит из ряда метких тузов (пиковых) и кирпичиков, положенных по косой в виде пилы. Над карнизом, с каждой стороны церкви, помещены закомары, как увидим ниже, переделанные из кокошников.
Главки – в форме луковиц с восьмиконечными крестами. Шеи - с узкими щелевидными окнами, разделенными между собой колонками, с перехватами в середине, и соединяющимися вверху дугообразными перемычками. У основания каждая из шей окружена 4-мя кокошниками, поставленными на четырехугольное основание. Современная крыша, в довольно измененном виде против старинной, железная, на четыре ската. Трапезная – в два яруса, разделенных между собой карнизом из пилы. В верхнем ярусе помещено по три окна, выходящих на северную и южную стороны и отделенных друг от друга полуколоннами. Окна в нижнем ярусе значительно шире верхних, причем с южной стороны их два, так как между ними помещен портал, с высоким рундуком, а на западной – их три. Алтарные полукружия разделены полуколоннами и покрыты высокой трехскатной кровлей, общей для всех полукружий.
Необходимо отметить, что нынешнее состояние Благовещенской церкви после ее последней реставрации, проведенной после ее возвращения РПЦ в 1990-х и особенно в 2000-х гг., намного больше соответствует ее первоначальному облику конца XVII века, чем то, в котором она была в начале века ХХ-го.
С сайта: Православная копилка - Храм в Тайнинском (ucoz.ru) и сайта: Владимир Клейн о Благовещенской церкви в Тайнинском (livejournal.com)