«…В XVII в. возник еще один тип храмов — кубоватые церкви, увенчанные своеобразным покрытием в виде шатра (обычно четырехгранного) с изогнутыми по килевидной кривой гранями. Куб, напоминающий по силуэту алтарную бочку, чаще всего перекрывал квадратные в плане срубы и, в свою очередь, венчался одной или пятью главками. Возникновение такого покрытия, замысловатого и нарядного, безусловно, связано с декоративными тенденциями искусства XVII в.
В Карелии одноглавые и кубоватые храмы были представлены ныне не существующей Пятницкой церковью в селе Шуерецкое. Очень интересна Петропавловская церковь в поморском селе Вирма (Беломорский район), увенчанная пятиглавым кубом, в вершине которого установлена центральная глава, а на ребрах — 4 боковых. С востока к четверику храма примыкает пятистенный алтарь, перекрытый бочкой, с запада — трапезная и сени, полностью переделанные в начале XX в. Несмотря на обшивку и переделки, сильно исказившие облик храма, он очень живописен и наряден, и своеобразный характерный силуэт, привлекающий к себе внимание, помогает этому небольшому сооружению доминировать над застройкой села.
Головастый куб, упругость которого угадывается даже под поздней обшивкой, превратившей его в подобие колпака с изломанными ребрами, алтарная бочка, крупные главки, сильные повалы четверика и алтаря — все формы церкви очень масштабны по отношению к широкой пойме реки Бирмы. Звучание памятника усиливает контраст между его пластическим богатством и скудностью северной природы — чахлыми сосенками и нагромождением валунов.
В интерьере храма привлекает внимание сохранившийся от старой трапезной резной столб. Его резьба очень выразительна — сочные дыньки, разделенные вставкой из плоского орнамента, обрамленного резными жгутами с розетками. Между верхней дынькой и оголовком столба проходит пояс городкового орнамента и валик. Столб окрашен в красный цвет с желтым оголовком, а орнамент выделен зеленым. Применение дополнительных цветов — красного и зеленого — усиливает цветовой контраст и помогает орнаменту четче восприниматься в условиях скудно освещенной трапезной.
Композиционный центр интерьера церкви — резной позолоченный иконостас с любопытными панелями, расписанными крупным белым орнаментом, оконтуренным черными линиями, и более мелким цветным орнаментом по красному фону (Следов старого тяблового иконостаса не сохранилось). Живопись иконостаса была представлена великолепным собранием икон XVI—XVIII веков (вывезены экспедициями КМИИ).
Из конструкций храма заслуживает внимания сам куб. Он рублен из бревен «в реж» и установлен на внутреннем шестивенцовом четверике, который, в свою очередь, врублен в наружные стены на уровне низа подвалов. Пространственную жесткость кубу придают пересекающиеся под прямым углом две стены, врубленные во внутренний четверик.
Обычно Петропавловскую церковь датируют 1759 или 1699 г., однако в делах Сумского прихода за 1852 г. указано, что церковь в селе Вирма «во имя Петра и Павла построена около 1625 г. при игумене Варфоломее честные обители Соловецкие...». Датировка подтверждается записями 1831 г., а также надписью на резном тябле, обнаруженном в сенях при ремонте церкви в 1958 г.: «Лета 7147 (1639 г.) месяца сентября в 8 день поновили храм святых верховных апостолов Петра и Павла при игумене Варфоломее честные обители Соловецкие».
Таким образом, скорее всего Петропавловская церковь построена в первой трети XVII в. Правда, возможно, что в середине XVIII в. (около 1759 г.) она перестраивалась. В частности, существует мнение, что в это время переделывался верх храма. Но о подобной капитальной перестройке нет никаких упоминаний в документах Сумского прихода XIX—XX веков, в то время как о ремонте Петропавловской церкви в 1635 г. можно найти сведения в записях за 1911 г.
Маловероятно, чтобы человеческая память донесла до начала XX в. воспоминания о ремонте 1035 г., не сохранив дату поздней перестройки. Кроме того, общее пропорциональное построение старой части храма (четверика церкви и алтарного прируба) не дает основания предполагать, что существующему кубу предшествовал иной тип покрытия. Следовательно, Петропавловская церковь является самой древней из всех известных на Руси кубоватых церквей. Ее датировка первой третью XVII в. опровергает распространенную гипотезу о том, что кубоватое покрытие возникло после воссоединения России с Украпной (1654 г.) под влиянием украинской архитектуры с ее приверженностью к криволинейным очертаниям…»
Источник: Орфинский В. П. Деревянное зодчество Карелии / Карельск. организация Союза архитекторов СССР. - Ленинград: Стройиздат. Ленингр. отд-ние, 1972, стр. 102-105
text.pdf