«…Разнообразна архитектура Беломорья. Как не похожи друг на друга комплексы Соловецкого и Крестного монастырей, так нет здесь и двух одинаковых деревянных культовых построек. Трехшатровый Кемский собор, пятишатровая Троицкая церковь в Неноксе, кубоватая церковь Вознесения на берегу Белого моря в селе Кушерека и стройная, с необычайно мощной главой над шатром и бочечными ярусами прирубов, Успенская церковь в Варзуге дают нам совершенно различные типы зданий по своей планировке, конструкциям и декоративному убранству.
Архитектурный ансамбль Каргопольско-Онежского сектора организует кубоватая церковь Вознесения (1669) из села Кушерека Онежского района - главная достопримечательность Малых Карел. Куб - сложная форма покрытия храма, напоминающая обрезанную с четырех сторон луковицу. С востока к двухэтажной церкви Вознесения примыкает алтарный прируб, увенчанный «бочкой». Вытянутые вверх луковицы пяти глав и куб, покрытые резным осиновым лемехом, тщательно проработанные детали крыльца, стройный силуэт сруба придают всему сооружению законченность и изящество.
И. А. Бартенев и Б. Н. Федоров рассказывают: село Кушерека - бывшая вотчина Соловецкого монастыря. От ближайшей железнодорожной станции Шунданец оно отстоит на десять километров.
Путнику село открывается с высокого холма. Оно живописно расположено по обоим берегам узкой, каменистой речки Куши, которая через два километра впадает в Белое море.
Близость моря чувствуется здесь во всем: и в паутине рыбацких сетей, висящих на жердях, и в сильных изгибах форм больших лодок, около которых суетятся рыбаки, и в шквалистых порывах соленого ветра. «Мы потомственные мореходы»,- с гордостью говорили о себе старожилы села. Много веков смелые мореходы Кушереки бороздили воды Белого моря, выходили в бурное Баренцово, плавали к скалистым берегам Норвегии, на Новую Землю и даже на остров Шпицберген. Нелегкими были эти походы. Свой опыт моряки передавали из поколения в поколение, от отца к сыну, а вполедствии начали записывать. Рукописные книги стали своеобразными лоциями.
Долгое время не удавалось обнаружить такие рукописи, хотя часто можно было слышать разговоры о них в приморских селениях. И вот летом 1965 г. экспедиция Государственного Русского музея разыскала «мореходную книгу» в селе Кушерека. Она была составлена в конце ХVII - начале ХVІІІ в. и переписана в начале XIX в. жителем Кушереки Александром Кузнедовым. В ней имеется описание судового плавания вдоль берегов северных морей, указываются береговые ориентиры, глубины, мели, бухты, проходы к ним и многое другое. Теперь эта книга находится в Центральном Военно-морском музее.
Но Кушерека славится не только своими морскими традициями, она знаменита своей Вознесенской церковью, стоявшей на левом берегу быстрой и холодной реки Куши. Она принадлежит к тому типу церквей, которые строились со второй половины ХVІІ в. вплоть до конца ХVІІІ в. и особенно часто встречались на реке Онеге.
Это храмы, завершенные кубоватыми крышами. В кубоватых церквах зодчие сумели, до некоторой степени, удовлетворить и требование московского духовенства увенчать храмы луковицами и сохранить в основе покрытия форму шатра. Это подтверждается ранними одноглавыми кубоватыми храмами. Так, в церкви Параскевы Пятницы (1666) села Шуерецкое, не сохранившейся до наших дней, покрытие имело удлиненную форму, напоминающую привычный древний шатер. Позже на «кубе», кроме центральной главы, появляются еще четыре - по углам. Пятиглавие на кубовом покрытии, видимо, вполне устраивало патриаршество. Именно с таким храмом мы и встречаемся в селе Кушерека.
Основной объем Вознесенской церкви - высокий и стройный четырехстенный сруб, сильно расширяющимися повалами. Он завершается очень красивым, словно корона, кубом, с пятью изящными главками, стоящими на тонких чешуйчатых ножках. Основания этих лав украшены легкими кокошниками, с прорезными гребнями на коньках килей. К основному объему церкви, с восточной стороны, примыкает мощный и высокий квадратный в плане прируб. Он покрыт большой «бочкой», кровлей которой служит крупный городковый лемех-гонт.
Сооружение обращает на себя внимание необычным решением внутреннего пространства, редко встречающимся в деревянном церковном зодчестве Севера. Церковь двухэтажная. Второй этаж отличается от первого лишь меньшим размером трапезной. В 1825 г. к трапезной первого этажа были пристроены два квадратных придела. Церковь обшита тесом, главы и шейки сохранили свою первоначальную окраску. Внутри храма сохранился иконостас ХVІІ в. Колокольня, расположенная рядом, принадлежит, вероятно, к XVIII в. Покрытие ее, в виде купола со шпилем, а также арки галереи-звонницы - XIX столетия…»
Из книги: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 648-649.