ЧАСТЬ ХI. ЮЖНОРУССКИЕ ХРАМЫ
Одиннадцатая часть коллекции посвящена деревянным храмам южнорусского типа, построенных до 1917 года в лесо-степной и степной природных зонах Южных районов Европейской части России.
Церковное строительство на юге и юго-востоке России, то есть в Малороссии, в Области Войска Донского, в Курской и Воронежской губерниях восходит ко времени появления оседлых православных славян в этих местах и строительства оборонительных засечных черт, т.е. не ранее XVI века. Хотя ранее на эти земли с Крыма заходили православные греки, создавали свои поселения и монастыри, но ко времени славянского заселения на этих землях от греческой культуры сохранились лишь пустующие пещерные монастыри, часть из которых русские переселенцы приспособили под свои монастыри (скажем, пещерная часть Дивногорского Успенского монастыря в Воронежской области), а некоторые пещеры продолжают пустовать до сих пор. Более подробно о проникновении греческой культуры на южно-русские земли можно ознакомиться из моей статьи. На Кубани первые православные храмы начали возводиться только с конца XVIII века.
Памятники церковного зодчества южной части России являются произведениями местного народного творчества, стоящего в близкой связи с церковным зодчеством как Прикарпатской Руси, так и Русского Севера. Разница в подходах к строительству храмов между северными и южными регионами России обусловлен в основном природно-климатическими факторами. Так, в свойствах строительного материала, мы склонны видеть основную причину бóльшего распространения на юге Европейской части страны формы восьмиугольного сруба (круглого храма). Обычным строительным материалом здесь являются дуб и граб, не дающие длинных брёвен, как сосна или лиственница, поэтому, даже при сравнительно незначительных размерах церквей, южанам волей-неволей приходилось прибегать к восьмерикам, которые можно сделать довольно вместительными и при относительно коротких брёвнах.
В Малороссии почти все церкви стояли, как и на Русском Севере, на земле, причём окладной венец здесь делался из толстых дубовых брёвен (подвалин) и только в конце XIX - начале ХХ веков под некоторые храмы были подведены фундаменты. На Дону, где известняка много, храмы чаще всего сразу ставились на каменные фундаменты,
Отличительной чертой южных церквей является отсутствие высоких подклетов, которые здесь не нужны. Поэтому к южным храмам не пристраивали высоких крылец с лестничными маршами.
Имеются отличия и в терминологии. Западный прируб к основному объёму (трапезная) первоначально предназначался во время службы для женщин, поэтому он на юге получил название "бабник". Средний сруб храма (основной объём), имеющий бóльшие размеры, чем западный и восточный, служил помещением для молящихся. Первоначально в нём стояли только мужчины, поэтому на Дону и на других южных землях он носит название "мужичника". В некоторых донских церквах посреди "мужичника" возвышались столбы, поддерживающие балки потолка или вышележащие срубы.
Восточный прируб к основному объёму во все времена служит алтарём, называемый на Дону "пресвитерией". К нему с севера небольшим срубом примыкал жертвенник, а с юга - диаконник, предназначаемый для ризницы. Боковые прирубы к алтарю являлись, в большинстве случаев, пристройками более поздними, нежели основная часть храма.
Отличительной чертой малороссийских церквей является галерея "опасань", встречающаяся практически при любой форме срубов и опоясывающая церковь по всему периметру. Она предназначена для защиты нижней части сруба и фундамента от дождевой воды и одновременно служит укрытием в непогоду. Такие галереи часто встречаются в храмах Прикарпатской Руси, тогда как на Дону они были редки и не получили законченных форм.
____________
Как было сказано ранее, тип храма по новой классификации, принятой в настоящей коллекции, определяется планом, по которому начал строиться храм. Исходя из этого, деревянные южнорусские церкви можно разделить на три большие группы:
На территории Российской Империи до 1917 года находились все вышеперечисленные виды построек, но в ХХ веке многие из них были разрушены, а та небольшая часть, которая сохранилась, с 1990-х годов находится на территории Украины. В России осталось очень малое их количество.
В коллекции представлены только трёхсоставные и пятисоставные храмы, а также крещатый клетский храм с боковми главами, стоящими в углах основного объёма.
XII часть --->
СПИСОК ЮЖНОРУССКИХ ХРАМОВ
В список вошли: 5 церквей в 3 регионах России.