Совсем не объективная подборка красивых,
исторически и архитектурно значимых деревянных
храмов с учётом местности и года их возведения.
ЧАСТЬ V. ГРУППА 10. ЮЖНО-РУССКИЕ ХРАМЫ
Мы заканчиваем рассказ о шедеврах деревянного зодчества России. Первые четыре части коллекции были посвящены деревянным храмам, построенным до 1917 года в лесной зоне Северных и Центральных районах Европейской части России:
Пятая, заключительная часть коллекции посвящена деревянным храмам южно-русского типа, построенных до 1917 года в Южных районах Европейской части России, в лесо-степной и степной зонах.
Церковное строительство на юге и юго-востоке России, то есть в Малороссии, в Области Войска Донского (ныне - Ростовская область и западные районы Волгоградской области), в Курской и Воронежской губерниях (ныне - Белгородская, Курская и Воронежская области) восходит ко времени появления оседлых православных славян в этих местах и строительства оборонительных засечных черт, т.е. не ранее XVI века. Хотя ранее на эти земли с Крыма заходили православные греки, создавали свои поселения и монастыри, но ко времени славянского заселения на этих землях от греческой культуры сохранились лишь пустующие пещерные монастыри, часть из которых русские переселенцы приспособили под свои монастыри (скажем, пещерная часть Дивногорского Успенского монастыря в Воронежской области), а некоторые пещеры продолжают пустовать до сих пор. Более подробно о проникновении греческой культуры на южно-русские земли можно ознакомиться из моей статьи. На Кубани первые деревянные православные храмы начали возводиться только с конца XVIII века.
Несмотря на то, что на отдельных южных храмах явно прослеживаются следы влияния иноземного зодчества, по существу, эти памятники являлись произведениями местного народного творчества, стоящего в некотором отношении в близкой связи с церковным зодчеством Прикарпатской Руси и даже Русского Севера. Разница в подходах к строительству храмов между северными и южными регионами России скорее обусловлена природно-климатическими факторами, нежели влиянием других народов. Так, в свойствах строительного материала, мы склонны видеть причину большего распространения на юге Европейской части страны формы восьмиугольного сруба. В самом деле, обычным строительным материалом здесь являются дуб и граб, не дающие длинных брёвен, как сосна или лиственница, поэтому, даже при сравнительно незначительных размерах церквей, южанам волей-неволей приходилось прибегать к восьмерикам, которые можно сделать довольно вместительными и при относительно коротких брёвнах.
Если на Севере срубы церквей ставились почти всегда непосредственно на землю, то на Дону, где известняка много, храмы чаще всего ставились на каменные фундаменты, а в Малороссии почти все церкви стояли на земле, причём окладной венец делался из толстых дубовых брёвен (подвалин) и только в конце XIX - начале ХХ веков под некоторые из них были подведены фундаменты.
Отличительной чертой южных церквей является отсутствие высоких подклетов, которые здесь не нужны. Поэтому к южным храмам не пристраивают высоких крылец с лестничными маршами.
Имеются отличия и в терминологии. Западный прируб к основному объёму (трапезная) первоначально предназначался во время службы для женщин, поэтому он на юге получил название "бабник". Средний сруб храма (основной объём), имеющий бóльшие размеры, чем западный и восточный, служит помещением для молящихся. Первоначально в нём стояли только мужчины, поэтому на Дону и на других южных землях он носит название "мужичника". В некоторых донских церквах посреди "мужичника" возвышались столбы, поддерживающие балки потолка или вышележащие срубы.
Восточный прируб к основному объёму всегда служит алтарём, называемый на Дону "пресвитерией". К нему с севера небольшим срубом примыкал жертвенник, а с юга - диаконник, предназначаемый для ризницы. Боковые прирубы к алтарю являлись, в большинстве случаев, пристройками более поздними, нежели основная часть храма.
Отличительной чертой малороссийских церквей является галерея "опасань", встречающаяся практически при любой форме срубов и опоясывающая церковь по всему периметру. Она предназначена для защиты фундамента от дождевой воды и одновременно служит укрытием в непогоду. Такие галереи часто встречаются в церквах Прикарпатской Руси, тогда как на Дону они были редки и не получили законченных форм.
Как было сказано ранее, тип храма по новой классификации, принятой в настоящей коллекции, определяется планом, по которому начал строиться храм. Исходя из этого, деревянные южнорусские церкви можно разделить на три большие группы:
На территории Российской Империи до 1917 года находились все вышеперечисленные виды южно-русских деревянных храмов, но в ХХ веке многие из них были разрушены, а та небольшая часть, которая сохранилась, с 1990-х годов находится на территории Украины. В России осталась очень малая их часть.
Из-за малочисленности сохранившихся церквей этого типа, было решено "шедеврами" считать все сохранившиеся храмы и не делить коллекцию южно-русских храмов на группы, а дать одним списком в хронологическом порядке. Список возглавляет самая старая постройка.
В группу южно-русских храмов вошли: 5 церквей в 3 регионах России.
Благодарю за внимание
Если имеются дополнения или замечания к списку храмов коллекции - прошу направлять их автору через сайт sobory.ru.