Неподалеку от собора, в западной части кремля, удачно поставлена перевезенная сюда в 1960 году из села Глотова в глубине Юрьевского района деревянная церковь Николы 1766 года. Она кладет начало созданию здесь архитектурного музея на открытом воздухе. Это редчайший для среднерусской полосы памятник старого деревянного зодчества и прекрасный образец древнейшего типа так называемых «клетских» храмов, наиболее близких рядовой избе. В обоих случаях основой здания является «клеть» сруба. Храм поднят на подклете и с трех сторон окружен открытым балконом галереи. К основному высокому четверику примыкает с запада пониженный сруб «трапезы», а с востока — граненая апсида алтаря. Крутые остроконечные тесовые кровли с крытой чешуйчатым лемехом главкой на коньке делают маленькую, простую и, казалось бы, тяжеловесную постройку на редкость стройной и монументальной. Отзвуки подобной, уходящей в глубокую древность композиции мы не раз встретим в суздальских маленьких «теплых» каменных церковках XVII—XVIII веков и в жилом доме той же поры у Cnaco-Евфимиева монастыря. Выразительный и точный силуэт Глотовской церкви органически вписался в ансамбль кремля и Суздаля в целом, свидетельствуя о глубоком родстве деревянного и каменного зодчества.
По книге Н.Н. Воронина «Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской Книга-спутник по древним городам Владимирской земли»
Церковь Николая Чудотворца из села Глотова была поставлена в суздальском Кремле на месте сгоревшей деревянной церкви XVII века. Церковь была перевезена в Суздаль по инициативе выдающегося суздальского историка-искусствоведа и музейного деятеля А.Д. Варганова, который под свою ответственность вывез церковь из села Глотова, не дожидаясь разрешения высоких чиновников. За что впоследствии А.Д. Варганову пришлось давать объяснения в обкоме КПСС. Находясь в селе Глотово, церковь сильно обветшала и практически погибала на глазах, поэтому сразу после перевозки в Суздаль началось ее восстановление, которое было выполнено специалистами-плотниками суздальского реставрационного участка под руководством Михаила Михайловича Шаронова.
Владимир Солоухин был в Глотове в 1950-х г.г. Тогда ещё существовало и само село, и в нём стояли две церкви - деревянная и каменная. Солоухин так описывал своё посещение Глотова: «Село называлось Глотовом. В Юрьев-Польском музее нам советовали обязательно зайти в это село, а зачем - не сказали: сами увидите, а если не увидите, то нечего вам и по земле ходить... Теперь мы медленно шли вдоль села, озираясь по сторонам. Озираться пришлось недолго. Ночью мимо яркого костра, не заметив его, пройти было бы легче. В окружении могильных крестов и деревьев, дошедшая из тьмы времен, пришедшая сразу из всех сказок, стояла деревянная церковка. Архитектуры такой нам ещё не приходилось видеть. Такая архитектура годилась только и именно для деревянной церковки и совсем не годилась бы для каменной. Для деревянной же она была тем идеалом, тем совершенством формы, которая выработалась за многие века. Перед нами стояла не просто церковь, но произведение искусства, шедевр деревянного зодчества.
На землю положены квадратом четыре могучих бревна с грубо - топором - обрубленными концами. Концы соединены крестом, как это делается у всех деревенских изб. Потом положены еще четыре бревна, но уже длинней нижних, потом еще длиннее, еще и еще. Таким образом поднималось бревенчатое основание церкви, похожее на перевернутую усеченную пирамиду. Каждый угол основания чем-то напоминал издали куриную лапу, и нам впервые стала понятна избушка на курьих ножках.
На высоте, более человеческого роста, окружала церковку деревянная, с резными столбами узкая галерея под узкой тесовой крышей. Над галереей поднималась двумя стремительными острыми шатрами тесовая крыша, один шатер, пониже, примыкал к другому шатру, повыше. Крыша была настолько крута, что удержаться на ней было бы невозможно. С одной стороны островерхий шатер описывал полукруг. Кирпичная, но легкая-легкая башенка поддерживала луковицу с крестом.
Большая часть тесовой крыши по цвету не отличалась от крутого яичного желтка, такой плотной шубкой разросся здесь мелкий сухой лишайник - стенница. Крыша над галереей почти не сохранилась, а оставшиеся доски тоже были ярко-желтыми. Крыльцо, по которому можно было бы подняться в церковку, разрушилось... собрались ребятишки со всего села. У них мы спросили, кто мог бы нам отпереть и показать церковь. Одна девочка вызвалась сбегать за тётей Машей Титовой. «Все ключи у нее, а сама она сажает табак»... Пока девочка бегала, мы раздобыли лестницу. Прибежала тётя Маша, средних лет здоровая женщина. Руками, испачканными в черноземе, она долго крутила в личине ключ, весивший не менее трех килограммов. Внутри церковь не поразила нас ничем особенным. Евангелия в серебряных окладах, тусклый иконостас, рассохшиеся ставни на окнах. Тетя Маша сказала, что если никто не возьмется, то церковь продержится разве что десяток лет, а потом развалится».
http://www.vidania.ru/temple/temple_vladimirskaya/yuryevpolskii_glotovo_nikolskaya_cerkov.html
Комментарии и обсуждение