ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кижи, остров. Музей-заповедник "Кижи". Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря.


Кижи, остров. Музей-заповедник
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Воскрешения Лазаря
Архитектурный стиль:Клетские храмы
Год постройки:приблизительно 1391 - 1450.
Адрес:
Россия, Республика Карелия, Медвежьегорский район, о. Кижи, на территории Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника "Кижи"

Координаты: 62.06602, 35.225485
Входит в коллекцию:Шедевры деревянного зодчества
Проезд:южная оконечность острова





Сортировка:

Музей-заповедник "Кижи". Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря, Вид с запада, с Онежского озера<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Вид с запада, с Онежского озера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
13 августа 2013
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря, вид с востока<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 июля 2011
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря, вид с севера, на дальнем плане - мельница из д.Волкосторов<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
вид с севера, на дальнем плане - мельница из д.Волкосторов
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 июля 2011
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
18 августа 2021
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
21 июля 2021
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
21 июля 2021
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
21 июля 2021
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
28 августа 2018
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
sasa_1941
12 августа 2018
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря, Вид с колокольни погоста<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Вид с колокольни погоста
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
3 сентября 2015
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря, Вид с юга. На дальнем плане - Кижский погост<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Вид с юга. На дальнем плане - Кижский погост
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
13 августа 2013
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
13 августа 2013
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря, северный фасад, на дальнем плане - мельница из д.Волкосторов и Михайловская часовня из д.Леликозеро<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
северный фасад, на дальнем плане - мельница из д.Волкосторов и Михайловская часовня из д.Леликозеро
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 июля 2011
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря, вид с северо-запада<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 июля 2011
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря, Церковь Святого Лазаря<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Церковь Святого Лазаря
Сидоров Григорий
1 октября 2006
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря, Церковь Святого Лазаря. Вход в церковь.
Перевезена на о. Кижи из муромского монастыря.<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Церковь Святого Лазаря. Вход в церковь. Перевезена на о. Кижи из муромского монастыря.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
9 сентября 2005
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря, Церковь Святого Лазаря.Древнейший памятник деревянного зодчества Руси.<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Церковь Святого Лазаря.Древнейший памятник деревянного зодчества Руси.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
9 сентября 2005
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря, Церковь Воскрешения Лазаря<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Церковь Воскрешения Лазаря
Людмила Хлопкина
30 июля 2004
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря, Церковь Воскрешения Лазаря Праведного из Муромского монастыря.<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Церковь Воскрешения Лазаря Праведного из Муромского монастыря.
Александр Момент
20 июля 1978
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
18 августа 2021
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
18 августа 2021
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
28 августа 2018
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
28 августа 2018
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря, , Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
5 сентября 2005
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря, Известия ИАК 1915 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Известия ИАК 1915 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1880
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря, Известия ИАК 1915 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Известия ИАК 1915 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1880
Музей-заповедник "Кижи". Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря, Вид с запада<br>, Кижи, остров, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
4 сентября 2022



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


uchazdneg
 
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 ноября 2011

Одна из самых древних русских деревянных культовых построек, сохранившихся до нашего времени - Лазаревская церковь б. Муромского монастыря. Она находилась на юго-восточном берегу Онежского озера. Как гласит предание, церковь была построена в XIV в. иноком Лазарем, основателем монастыря. В 1960 г. ее перевезли в Кижский заповедник. Сооружение это является типичной клетской церковью. Подобные церкви и часовни были весьма распространены в Заонежье вплоть до начала XVIII в. Лазаревская церковь невелика по размерам: ее длина равняется 8,8 метра, ширина 3,6 метра. Церковь состоит из трех клетей, каждая из которых покрыта кровлей на два ската. Средняя клеть имеет небольшую главку. Стены срублены «в обло». Церковь эта напоминает отчасти хозяйственную постройку. Не случайно клетские часовни часто в народе, особенно на юге Архангельской и Вологодской областей, называли «амбаронками». От амбаров они отличались только тем, что на коньке кровли находился барабанчик с луковицей.

Внутреннее убранство Лазаревской церкви мало изменилось и поэтому представляет значительный интерес как пример решения интерьера в маленьких и тесных помещениях. Часовни такого типа, вероятно, были весьма распространены на Севере в XIV—XV вв. и особенно в небольших селениях.

В Лазаревской церкви каждый вошедший в сени обращает прежде всего внимание на стену с дверью, ведущей в главное помещение. В неглубоких полутемных сенях кажется, что стена срублена из бревен гигантской толщины. Это впечатление усиливается узкой массивной дверью. Простая, обрамленная в толстую рубленую оправу — колоду и приподнятая над полом на одно бревно, дверь является одним из главных элементов внутреннего убранства. Основной элемент интерьера церкви — насыщенный по цвету иконостас, освещенный боковыми окнами.

Тябловый иконостас не совсем обычен. Он состоит из двух ярусов: верхнего «деисусного» и нижнего — «местного». Большинство икон написано в XV—XVI вв. Особенно привлекают красивые по цвету и тонкие по письму иконы верхнего ряда, изображающие архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла и миниатюрные царские врата. Чтобы зрительно увеличить высоту помещения, на их створках, весьма удлиненной формы, написаны во весь рост фигуры Василия Великого и Иоанна Златоуста. Художник отказался от более распространенного сюжета с четырьмя евангелистами, так как это было связано с расчленением плоскости створок на квадратные клейма.

из: И.А.Бартенев, Б.Н.Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. Ленинград-Москва, «Искусство», 1968.


Воронов Юрий Викторович
 
Воронов Юрий ВикторовичАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  4 октября 2013

Церковь Воскрешения прав. Лазаря - один из древнейших памятников деревянного зодчества России. По преданию, построена в XIV в. прп. Лазарем Муромским, греком по происхождению, родом из Константинополя. Церковь стала первой постройкой Муромского Успенского мужского монастыря, расположенного в Пудожском районе Республики Карелия, на восточном берегу Онежского озера в 40 км к югу от райцентра и 84 км на юго-восток от острова Кижи. В XVI в. к церкви были пристроены сени. Храм находился в 200 м к северу от монастыря, в кладбищенской роще. Со временем церковь стала одной из главных святынь обители. Среди местного населения и паломников, приходящих в монастырь, древнейшая церковь слыла "чудодейственной целительницей от недугов". В 1886 г. над храмом был построен деревянный футляр-реликварий, при этом поздний притвор (сени) был разобран. В 1954 г. архитектором А.В. Ополовниковым был составлен проект реставрации церкви. В 1959 г. она перевезена на остров Кижи и отреставрирована с восстановлением притвора XVI в. Постройка относится к клетскому типу, состоящая из трёх различных по высоте клетей. Каждая клеть покрыта двускатной крышей под разным уклоном. К числу наиболее архаичных приёмов и конструктивных элементов храма относятся: способ рубки углов "в простую чашу", когда выборка паза не в верхнем, а в нижнем бревне, что приводило к затеканию и скоплению воды в пазах; наличие волоковых окон; трёхкосящая дверь из притвора в храм и другое. В церкви сохранился иконостас из 17 икон XVI-XVIII вв.

По материалам музея-заповедника "Кижи"


uchazdneg
 
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 января 2014

Почтенная датировка церкви (до 1390 г.) основана на предании и на дате смерти преп. Лазаря.

Преподобный Лазарь, прiобщившись св. тайнъ тѣла и крови Христовой, воздалъ братiи послѣднее цѣлованiе и благословенiе, простеръ руки свои къ небу и предалъ душу свою ко Господу. Братiя, обрядивши честное тѣло, съ пѣнiемъ псалмовъ, погребли его въ томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ преподобный поставилъ животворящiй крестъ, за олтаремъ церкви Воскрешенiя Лазаря друга Божiя. Преставился пр. Лазарь 8 марта 1391 года, на 105 году отъ рожденiя. Время уничтожило всѣ вещественные и письменные памятники и лишь деревянная церковь, возлѣ которой, за олтаремъ, въ часовнѣ погребенъ преподобный, какъ говоритъ преданiе, есть та самая, которую строилъ святый отшельникъ. Церковь эта небольшая; состоитъ изъ сѣней, храма и алтаря; свѣту въ ней мало, такъ какъ окна небольшiя; въ алтарѣ потолка нѣтъ, а одна крыша. Она довольно прочная, потому что по поперечинамъ наложенъ толстый рядъ бересты и затѣмъ прибиты доски. Церковь бѣдна даже и иконами; ихъ всего не болѣе 5; даже храмовая икона, поставленная на стѣнѣ у клироса, не болѣе 2 четвертей въ квадратѣ и неукрашена, какъ это бываетъ въ другихъ храмахъ, особенно столь древнихъ. Одежды на престолѣ, жертвенникѣ и завѣса холщевыя, равно и священническая фелонь. Въ церкви хранятся деревянные сосуды крашеные, съ приличными изображенiями: потиръ, дискосъ и два блюдца для проскомидiи. На нихъ преподобный Лазарь приносилъ безкровную жертву. Лѣсъ, изъ котораго построена церковь, довольно твердый, рудовой, какъ говорятъ здѣсь. Трудно сомнѣваться, что церковь эта не могла сохраниться такъ въ теченiи слишкомъ 500 лѣтъ. Во времена преподобнаго Лазаря можно было сдѣлать выборъ хорошаго матерiала для постройки; кромѣ того, грунтъ, гдѣ стоитъ церковь, сухой, изъ намытаго озеромъ песку, непромерзающiй даже зимою. На древность постройки указываютъ сохранившiяся въ паперти двери, которыя были при входѣ въ церковь. Они не были навѣшены на петляхъ, а врублены концами (пятами) въ стѣны. Наконецъ самая минiатюрность постройки и недостатокъ желѣза свидѣтельствуютъ, что строили церковь при самыхъ скудныхъ средствахъ, небольшимъ числомъ братiй. Церковь Лазаря находится въ настоящее время внѣ монастырской ограды, въ вѣковой рощѣ, которая носитъ названiе Лазаревой; въ ней погребаются умершiе. Роща эта въ послѣднее время обнесена деревянною оградой.

Фрагмент из: Петров К., д. чл. губ. ст. ком. Муромский монастырь // Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Вып. 2. Петрозаводск, 1886. С. 99


Вадим кр
 
Вадим кр  28 декабря 2016

Церковь Воскрешения Лазаря в музее-заповеднике Кижи в республике Карелия является самой древней из всех сохранившихся до нашего времени памятников архитектуры деревянного зодчества. Построена преподобным иноком Лазарем, стала первой постройкой Муромского монастыря, располагавшегося на восточном берегу Онежского озера. Со временем церковь Воскрешения Лазаря стала главной достопримечательностью монастыря.

В 1919 году на месте Муромского монастыря была организована сельхозкоммуна имени Троцкого. В 1945 году — дом инвалидов. Церковь Воскрешения Лазаря была заброшена. В 1954 году были произведены замеры храма и архитектором А.П. Ополовниковым составлен проект реставрации сооружения. В 1959 году церковь разобрали и перевезли в Кижи. Здесь и проводилась полная реставрация церкви. В ней сохранился иконостас, представленный 17 иконами XVI-XVIII веков, он состоит из местного и деисусного рядов, включая северные пономарские двери и царские врата. Это древнейший тип двухъярусного иконостаса.

http://www.kaliningradgid.ru/architecture/monastery/


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 июля 2024

«…Предание говорит, что церковь Воскрешения Лазаря была построена преподобным иноком Лазарем, который прожил 105 лет и скончался в 1391 году. Церковь стала первой постройкой будущего Муромского монастыря, расположенного на восточном берегу Онежского озера. Монастырь был основан Лазарем «по особому чудному явлению Новгородского епископа Василия Преподобного».

Церковь посвящена событию, описанному в Книге Нового Завета от Иоанна «о болезни, смерти и воскрешении Лазаря из Вифании». Чудо воскрешения Лазаря из мертвых Иисус совершил накануне Пасхи Иудейской, укрепив этим веру многих людей в Свою силу.

Со временем церковь Воскрешения Лазаря стала одной из главных достопримечательностей монастыря. Среди местного населения она слыла «чудодейственной исцелительницей от недугов». Духовенство объявило преподобного Лазаря местным святым, а церковь и его реликвии стали объектом поклонения и паломничества. Каждое лето, 23-24 июня, в Иванов день, к ней съезжалось множество богомольцев.

В церкви сохранился иконостас, состоящий из 17 икон XVI-XVIII веков. Он представляет собой древнейший тип двухъярусного иконостаса, состоящего из местного и деисисного рядов, включая Царские врата и северные пономарские двери.

Посеребренный временем храм с некой долей музейной искусственности поставлен на небольшом расстоянии почти у подножия прекрасного многоглавого Преображенского собора, построенного в 1714 году, и старинной деревянной Покровской церкви. У храма нет фундамента (как и у Преображенской церкви), сруб стоит на огромных валунах…»

Из книги: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 631-632.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 сентября 2024

«…Деревянное зодчество, привлекая к себе огромное внимание многочисленных исследователей, является тем феноменом русской архитектуры, который и сегодня производит огромное впечатление на современного человека. Неудивительно, что здания и сооружения, построенные много веков назад, впитали в себя всю непростую историю русского народа, который, несмотря на определенные жизненные сложности, вкладывал свое умение и опыт для того, чтобы в будущем потомки восхищались красотой каждой части деревянных шедевров прошлого.

Деревянное зодчество прошло непростой путь становления и развития, но приятно, что спустя века, оно не забыто, и продолжает привлекать своей красотой и изяществом, что способствовало созданию музеев под открытым небом, например, музея-заповедника «Кижи», где можно встретить интересные архитектурные памятники.

Что же все-таки отличает деревянное зодчество от других шедевров мировой архитектуры? Прежде всего – это простота, которая всегда подчеркивает художественную выразительность любого объекта прошлого. В древности зодчие умели, используя только один топор, формировать внутреннее пространство зданий и сооружений с простой точностью, используя свой опыт и чутье, привнося в каждый объект особое единение с природной средой. Это также прослеживается и при формировании градостроительного ансамбля древних деревянных городов, где все выполнялось из дерева.

Человек тех лет как бы соединялся с природной средой, становясь неотъемлемой ее частью. Он жил и творил, подчеркивая в архитектуре городов, зданий и сооружений то, что человечество и природа являются единым целым и навсегда соединены между собой твердыми связями. Однако и сегодня, оказавшись рядом с памятниками русского деревянного зодчества, погружаешься в прошлое и ощущаешь то, что чувствовал человек того времени. Это незабываемые впечатления, которые хочется ощущать вновь и вновь, прикасаюсь к древнему срубу.

Прошлое донесло до нас различные постройки, выполненные зодчими. Из всех зданий культового назначения особое впечатление вызывает церковь Воскрешения Лазаря на берегу Онежского озера, которая также является древнейшим клетским храмом.

Церковь Воскрешения Лазаря была срублена примерно между XIV и XVI в. Точную дату возведения установить не удалось. Предполагается, что данную постройку возвел сам преподобный Лазарь Муромский (около 1286−1391 гг.), который высоко почитается Русской Церковью. Он являлся основателем Муромского Свято-Успенского монастыря на берегу Онежского озера.

Данная церковь имеет небольшой размер: длина 9 м, ширина 4 м, а высота всего 5,5 м. Для возведения использовался сруб осины и сосны диаметром от 18 до 22 см. При таком размере богослужение может проводиться для 5-6 чел. максимум, что позволяет отнести церковь Воскрешения Лазаря к микрокультовым зданиям.

Данная культовая постройка является примером классического типа клетской церкви, включает в себя три части: сени (материал стен − тёс), помещение церкви (средняя часть, выполненная из сруба), алтарь (сруб). Над средней частью возвышается глава, на которой расположен крест. Крыша на всех трех частях является скатной. Перед входом в сени находится крыльцо. В качестве материала для фундамента используются камни.

Снаружи церковь привлекает своим изяществом, небольшими размерами, точностью пропорций и простотой возведения. Именно эта простота и является такой большой притягательностью, что хочется войти внутрь здания и осмотреться. Внутри церкви все также просто и спокойно, что позволяет сосредоточиться на внутренних мыслях. Скорее всего, при создании такой небольшой церкви и преследовалась эта главная задача – возможность сосредоточиться и найти в своей душе путь к Богу.

Церковь Воскрешения Лазаря попала в музей-заповедник «Кижи» в 1960 г. Далее она пережила четыре выполненные работы по реконструкции. Были заменены деструктивные элементы, реставрировался фундамент, а затем кровля. Кроме того, проводился ремонт крыльца в 2016 г., а также установили молниезащиту.

Данное культовое сооружение еще во второй половине XIX в. обмерял архитектор Л.В. Даль. Также он произвел зарисовки церкви, а затем были выполнены ее чертежи. Далее уже в середине XX в. был разработан проект реставрации А.В. Ополовниковым, который затем и был осуществлен. Церковь также сильно пострадала от грибка.

Сегодня церковь Воскрешения Лазаря продолжает оставаться объектом культурного наследия и привлекает к себе любителей искусства и древней архитектуры. Стоит отдать должное людям, которые разрабатывали варианты ее спасения и реставрации для будущих поколений. Ведь простояв такой солидный срок под дождем и снегом, она все равно осталась привлекательной, изящной и красивой.

Какую же все-таки роль в деревянном зодчестве занимает церковь Воскрешения Лазаря? Можно с уверенностью сказать, что главную, так как она была, есть и будет самым древнейшим типом клетской церкви, дошедшим до наших дней. Именно по ее типологии стали строиться и развиваться другие культовые сооружения – еще более крупные и величественные.

Большинство современных возводимых деревянных церквей в России продолжает возводиться, используя ту же самую типологию клетского храма, которая зарекомендовала себя не только как простой в возведении объект, но и сооружение, в котором при должных фантазиях архитектора и желании заказчика можно достичь интересных результатов, формируя новые объемно-планировочные решения, добавляя при необходимости различные конструктивные и декоративные элементы в проект. 

Церковь Воскрешения Лазаря пережила многие исторические эпохи, прошла через сложности и непростые времена. Поэтому главной задачей становится ее охрана, проведение необходимых реставрационных и восстановительных работ, чтобы донести данную древнейшую культовую постройку до будущих поколений в том виде, в котором она сейчас перед нами предстает и радует глаз уже не одно поколение не только любителей архитектуры и искусства, но и всей нашей истории…»

По материалам работы Орлова В.Е. «Церковь Воскрешения Лазаря – древнейший памятник русского деревянного зодчества», Журнал исторических исследований, Том 6 № 4 , 2021

Церковь Воскрешения Лазаря – древнейший памятник русского деревянного зодчества Группа компаний ИНФРА-М - Эдиторум - Editorum (naukaru.ru)


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 сентября 2024

50 лет назад уникальный памятник деревянного зодчества — церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря — занял свое достойное место в музейной экспозиции под открытым небом на острове Кижи. Эта небольшая церковь — самый древний памятник деревянного зодчества, известный на территории Северо-Запада России. В истории церкви Воскрешения Лазаря легенды тесно переплетаются с действительностью.

Постройка церкви Воскрешения Лазаря датируется весьма обтекаемо: до XVI века, и этому есть свои причины. Подлинное рукописное житие Лазаря Муромского, по мнению специалистов, не сохранилось и известно по списку «Повесть о Муромском монастыре», хранившемуся в числе книг Выголексинской библиотеки при Олонецком архиерейском доме, а также по списку Е.В. Баландина. Описание жития легендарного строителя церкви, прп. Лазаря Муромского, сохранилось в Олонецком патерике. Изданная единственный раз в 1910 году, эта книга в наши дни является библиографической редкостью.

Житие повествует, что прп. Лазарь был пострижен в монахи в Константинопольском Высокогорском монастыре Афанасием Дискотом — «строителем многих обителей». Было это в XIV веке, который историки считают эпохой Восточного Возрождения. Восемь лет Лазарь жил в Кесарии под руководством кесарийского епископа Василия, после чего послан был из Цареграда в Новгород. Затем прп. Лазарь удалился в Олонецкий край на Онежское озеро и поселился на острове Муромском, который купил у новгородского посадника Ивана Фомина. Позже сын посадника Феодор, согласно воле отца, возвратил преподобному сто гривен серебра, которые тот по настоянию родителей некогда взял с него, и дал прп. Лазарю грамоту на вечное владение Муромским островом, Муромским озером и окрестными речками и островами. На эти возвращенные деньги и была поставлена церковь в честь Воскрешения Лазаря.

Прп. Лазарь испытывал гонения со стороны недоброжелательного местного населения, пережил пожар, уничтоживший его жилище, но своим подвижническим образом жизни, мудростью, любовью и состраданием к людям святой Лазарь в конечном итоге привел к вере людей, живших по берегам Онежского озера и привлек к себе сотни учеников. Основанный им около 1352 года Муромский мужской монастырь стал со временем оплотом Православия в суровом северном крае. Расположен Муромский монастырь в 36 верстах к юго-западу от Пудожа на берегу Онежского озера при впадении реки Муромки. Здесь прп. Лазарь и почил в 1391 году в возрасте 105 лет. В 1811 году на месте его захоронения была поставлена деревянная часовня.

Церковь Воскрешения Лазаря была одной из трех монастырских церквей и, предположительно, построена первой из них — еще при жизни прп. Лазаря и им самим, т.е. во второй половине XIV века, но никаких документальных подтверждений этого, к сожалению, нет.

Монастырь рос быстро. Уже в 1419 году, по свидетельству новгородского архиепископа Симеона, посетившего тогда Обонежье, Муромская обитель входила в число самых крупных в округе. В 1496 году в Писцовой книге Юрия Сабурова есть упоминание Муромского монастыря. И только во второй половине XVI века — в 1583 году — в Писцовой книге Андрея Плещеева появляется упоминание о церкви Воскрешения Лазаря. Именно этот факт и заставляет историков при датировке церкви использовать формулировку «до XVI века». В 1628 году — упоминание о клетском типе церкви Воскрешения Лазаря и описание ее интерьера встречается в Писцовой книге Ивана Долгорукова и Постника Ракова.

Муромский монастырь на протяжении веков переживал и свой расцвет, и нашествие польско-литовских банд в 1612 году, и упразднение в середине XIX века, и восстановление в 1867 году, и полную ликвидацию в 1918 году, после чего на базе Муромского монастыря были организованы курсы инструкторов для пропаганды в крае накопленного опыта огородничества. Также здесь выращивали зерновые, производился лов рыбы для населения района, велась заготовка древесины и ее сплотка. Жилые помещения использовались для жилья рабочих леспромхоза. Но несмотря на все эти перипетии среди местных жителей и паломников церковь Воскрешения Лазаря прославилась как чудодейственная исцелительница от недугов и была сохранена.

В 1886 году на средства местного лесопромышленника А.Н. Русанова над ней построили защитный футляр-реликварий — церковь большего размера. В него были заключены только две бревенчатые клети — алтарь и собственно церковь — как первоначальные строения. Третья каркасно-дощатая клеть (притвор), как более поздняя пристройка, относящаяся к XVI веку, перед включением в реликварий была разобрана.

В годы советской власти древний храм долгое время стоял заброшенный в глухих местах Пудожского края. Возможно, именно это обстоятельство и сыграло решающую роль в том, что этот уникальный храм сохранился в неприкосновенности до середины XX века. Бесчинство советской власти, разрушившей многие шедевры культовой архитектуры, обошло стороной эту маленькую церковь. В праздничные дни, несмотря на запреты, здесь собирался народ.

В 1954 году древний храм привлек внимание известного советского архитектора А.В. Ополовникова, который и реставрировал ее по своему проекту. Но предварительно в 1959 году церковь разобрали, и увезли на остров Кижи. В разборке и перевозке церкви в музей-заповедник «Кижи» и ее дальнейшей реставрации в1960 — 1961 годах принимали участие кижские плотники-реставраторы: К.П. Клинов, Ф.К. Елизаров, Е.Г. Тестенников, Б.Ф. Елупов, П.М. Мотов, Федосовы Дмитрий (отец) и Александр (сын). Церковь была восстановлена в своем историческом облике XVI века. Был реконструирован притвор, зафиксированный Л.В. Далем в начале 80-х годов XIX века.

В 1975-1976 гг. церковь Воскрешения Лазаря подвергалась химической пропитке препаратом ПББ (пентахорфенолят натрия, бура, борная кислота). Проект химконсервации был разработан по рекомендации Сенежской лаборатории (г. Москва) и осуществлен сотрудниками Карельской научно-реставрационной производственной мастерской.

Церковь Воскрешения Лазаря, имеющая сегодня охранный статус памятника федерального значения, восхищает своей простотой и лаконичностью. Эта православная реликвия является не только огромной ценностью для верующих, но и живой свидетельницей тех источников вдохновения, которые питали творчество строителей уникальных храмов Русского Севера. Ее размеры — 9 м х 3,3 м х 3 м — поистине миниатюрны. При строительстве использован традиционный материал — сосна, главка покрыта осиновым лемехом.

Объемно-пространственная композиция церкви Воскрешения Лазаря представляет собой сочетание расположенных на одной оси трех различных клетей, в плане приближающихся к квадрату, перекрытых двускатными крышами различных высот и уклонов. Средняя клеть — собственно церковное помещение, выше других, имеет крышу с более крутыми скатами, увенчанную лемеховой главкой с крестом. Срубы алтаря и церкви Воскрешения Лазаря имеют повалы[1].

Западная стена церкви Воскрешения Лазаря изнутри укреплена шпонками [2], расположенными слева и справа от двери. Притвор каркасный из бруса с дощатым заполнением на бревенчатой обвязке. Потолок имеется только в церковном помещении. Полы и потолок врублены в стены и уложены по бревенчатым балкам. Перед входом устроено небольшое двухступенчатое крыльцо. Входная дверь и дверь в церковное помещение древней беспетельной конструкции — «на пятах».

Кровля двухслойная тесовая гвоздевой конструкции. Верхний «красный» ложный тес имеет завершение в форме усеченных пик. Причелины простые дощатые с волнообразной порезкой нижней кромки доски. Стены рублены «в обло» с верхней припазовкой. Эта древняя конструкция и позволяет определиться с датировкой памятника. Алтарь церкви освещается тремя волоковыми окошками [3] с севера, востока и юга. В помещении церкви Воскрешения Лазаря с южной стороны устроено большое косящатое окно [4], с северной сохранилось первоначальное — волоковое. Притвор освещается тремя окнами со слегка закругленными косяками и внутренними ставнями также беспетельной конструкции. Фундамент состоит из наружных валунов, уложенных насухо.

Двухъярусный иконостас церкви Воскрешения Лазаря — местный и деисусный чин — представляет большой интерес как один из древнейших иконостасов русских деревянных церквей. В нем семнадцать икон местного письма XVI-XVIII вв., выполненные в традициях новгородской школы живописи. Реставрацией иконостаса занималась художник-реставратор И.М. Гурвич. С 1976 года иконы церкви Воскрешения Лазаря постоянно экспонируются на выставке «Живопись древней Карелии» в помещении трапезной Покровской церкви, входящей в Кижский архитектурный ансамбль.

В 2005-2006 гг. специалистами Плотницкого центра музея-заповедника «Кижи» — плотниками-реставраторами Федором Штурминым, Владимиром Филимоновым, Александром Жуковым, Яном Стукаловым и начальником ПЦ Андреем Ковальчуком — проведена вторая после перемещения в музей «Кижи» реставрация церкви Воскрешения Лазаря. Потребность в реставрации церкви возникла из-за перекоса ее сруба на 14 см. Для выравнивания сруба церкви ее поднимали домкратами и под просевшие части подкладывали дополнительные валуны. Кроме того, была проведена частичная замена отдельных элементов памятника: в срубе притвора церкви заменены два сгнивших бревна, полностью заменена кровля и главка церкви. Старая главка была передана на хранение в фонды музея-заповедника «Кижи». Гвозди для реставрации, ключ и замок были выкованы по старинным образцам кузнецом музея Виктором Назарьевым.

Церковь Воскрешения Лазаря, сохранив свой исторический облик, приобрела шанс на продолжение жизни. В дальнейшем планируется восстановить интерьер и иконостас церкви.

По материалам научного архива музея-заповедника «Кижи»: Ополовников А.В. «Отчет об обследовании памятника деревянного зодчества церкви Лазаря Муромского», 1960 г.; Гущина В.А. и Гущин Б.А. «Историческая справка о времени постройки церкви Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря», 1974 г.; Гущина В.А. «История церкви Воскрешения Лазаря. Научная справка», 1977 г.; Гущина В.А. «К вопросу о датировке церкви Воскрешения Лазаря», 1978 г.; Гущина В.А. «Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря. Справочный материал», 1990 г.

1. Повал — расширение верхней части сруба путем постепенного напуска венцов (Словарь специальных терминов русского деревянного зодчества).

2. Нагель (или шпон, шпонка) — подобие деревянного гвоздя без шляпки, для крепления которого делается специальное отверстие соответствующего ему диаметра (Словарь специальных терминов русского деревянного зодчества).

3. Волоковое окно — небольшое окно, вырубленное в двух расположенных друг над другом бревнах деревянного сруба на полбревна вверх и вниз. Изнутри волоковое окно закрывается (заволакивается) тесовой задвижкой, выполненной из доски (Словарь специальных терминов русского деревянного зодчества).

4. Косящатое окно (дверь) — проём, у которого брусовая обвязка в углах соединена наискось (Словарь специальных терминов русского деревянного зодчества).

Статья Татьяны Николюкиной «Большая история маленькой церкви», Газета «Кижи», №1 (63) февраль 2010.

Большая история маленькой церкви | Газета «Кижи» | Музей-заповедник «Кижи» (karelia.ru)


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 сентября 2024

Может ли деревянная церковь простоять 600 лет и так хорошо сохраниться?!— удивляются многочисленные туристы, увидев эту маленькую изящную постройку на заповедном острове Кижи.

Обратимся к истории ее создания. Согласно преданию, постройка церкви Воскрешения Лазаря связана с далеким прошлым — второй половиной XIV века, временем основания Муромского монастыря на юго-восточном побережье Онежского озера. Основателем монастыря считается новгородский миссионер Лазарь. В 1352 году он получил от новгородского посадника духовную грамоту на владение землями острова Муч на Онеге озере и озеро Муромское. Местное предание утверждает также, что церковь построил сам Лазарь. Скончался он в 1391 году в возрасте 105 лет и был похоронен за алтарем этой церкви.

Церковь Воскрешения Лазаря явилась одной из первых построек будущего Муромского монастыря, который уже в начале XV века входил в число самых крупных монастырей на территории Карелии. Но со временем слава его померкла. В 1788 году Муромский монастырь был упразднен, так как «церкви и келии от давнего строения сильно обветшали». В 1867 году монастырь был восстановлен на средства пудожского купца И. И. Малокрошечного. Одной из главных достопримечательностей монастыря стала церковь Воскрешения Лазаря, слывшая среди окрестных жителей «чудодейственной исцелительницей от недугов». Используя суеверие народной массы, духовенство объявило Лазаря местным «святым». Церковь и ее реликвии стали объектом поклонения и паломничества. В связи с этим в 80-е годы XIX века «церковь сия была обнесена деревянным футляром». Тогда же был разобран дощатый притвор (помещение перед входом в собственно церковь).

За монастырем, в сумрачной Лазаревой роще, церковь простояла до наших дней. В 1959 году она была освобождена из деревянного футляра и на правах древнейшего памятника народного деревянного зодчества перевезена в музей-заповедник «Кижи». Тогда же была осуществлена ее реставрация, которая свелась в основном к замене некоторых сгнивших элементов их точными копиями. Притвор был восстановлен согласно обмерам, выполненным архитектором Л. В. Далем в 70-е годы XIX века. Автор проекта реставрации — архитектор А. В. Ополовников.

Церковь состоит из трех разношироких клетей с двускатными крышами разных уклонов и высот. Центральная и алтарная клети — бревенчатые, а притвор-сени — каркасные. Длина церкви — 8,8 м, ширина — 3,6 м, высота — 7,1 м. Муромскую церковь можно назвать архитектурной миниатюрой, столь малы ее размеры и по-своему изящны очень простые формы. Архаизм отдельных архитектурно-конструктивных приемов: припазовка бревен, волоковые окна, беспетельная конструкция двери, отсутствие потолка в алтаре — позволяет считать вполне вероятным временем постройки — XIV век.

Техническую сохранность Лазаревской церкви, по мнению специалистов, можно считать относительно хорошей. Одна из причин ее долговечности — сухой песчаный грунт, на котором она стояла, слабо увлажняющийся летом и не промерзающий зимой. Но датировка церкви XIV веком, не подтвержденная документально уже давно вызывает с мнения у ряда специалистов. Они склонны о носить ее постройку XVI веку. Разрешить этот спорный вопрос не просто. Только совокупность всех видов исследований, в том числе дальнейшее изучение архивных материалов поможет установить точное время ее основания.

В скромном интерьере церкви сохранился двухъярусный иконостас (местный и деисусный чины), представляющий большой интерес как один из древнейших иконостасов миниатюрных церквей Севера.

Иконы написаны местными мастерами в XVI-XVIII веках. После тщательных реставрационных работ часть икон Лазаревской церкви экспонировалась на выставках в Москве и Ленинграде (художники-реставраторы И. М. Гурвич и Г. Н. Попова).

В экспозиции музея «Кижи» Лазаревская церковь занимает особое место. Она представляет собой пример простейшей клетской культовой постройки, связанной своим происхождением с древними формами жилища.

Статья Гущиной В.А. «Церковь Воскрешения Лазаря / В.А. Гущина, Петрозаводск, «Карелия», 1980 г.

Церковь Воскрешения Лазаря | Кижи (karel.su)


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  17 октября 2024

«…Церковь Воскресения Св. Лазаря, в Муромском монастыре, Олонецкой губернии, Пудожскаго уезда.

Муромский или Мурманский-Успенский, а также Рождество-Иоанно-Предтеченский, мужской общежительный монастырь находится в 36 верстах (к юго-западу) от города Пудожа, на берегу Онежскаго озера, при впадении речки Муромки. Монастырь основан в ХІV столетии преподобным иноком Лазарем-Аввою, скончавшимся в 1391 году (105-ти лет).

В 1786 году этот монастырь был женским. В 1787 г. упразднен и в 1867 г. снова возстановлен*).

Главным доказательством древности церкви местные жители считают рубку ея бревен. Особенность рубки состоит в том, что пазы вынуты не в нижних частях бревен, как обыкновенно делается, а в верхних.

Академик Л. Даль в описании этой церкви **) указывает, что подобную рубку иногда делали лет 20 назад. Поэтому, за отсутствием более явных доказательств того что церковь построена в XIV столетии и принимая в расчет сравнительную сохранность бревен, построение ея можно бы отнести не далее, как к ХVІ столетию. Может быть, она выстроена одновременно с большим крестом, стоящим позади церкви и поставленным, как значится из надписи на нем, игумениею этого монастыря Неонилою в конце ХVІ столетия. Во всяком случае, церковь Воскресения Лазаря интересна во многих отношениях; она дает понятие о тех маленьких церквах, которыя, по словам Олеария, вмещали только 5-6 человек. Паперть ея не бревенчатая, а состоит из стоек и обвязок (клеток), забранных досками. Двери и ставни без железных петель и движутся на круглых деревянных шипах, выпущенных на углах тех-же дверей и ставень, вращающихся, таким образом, в гнездах брусковых обвязок.

Иконостас самаго примитивнаго характера; он устроен частью на самой стене, отделяющей алтарь от церкви, частью в проеме стены, где помещаются царския и северная двери. На царских вратах, вместо обычных четырех Евангелистов и Благовещения изображены Иоанн Златоуст и Василий Великий. Северная дверь состояла из простой сосновой доски (как показано на рисунке иконостаса), но в недавнее время навешен образ благоразумнаго разбойника. Над царскими вратами устроена полка, на которой разставлены иконы, стариннаго письма.

*) В.В. Зверинский. Материалы для историко-топографическаго изследования о православных монастырях в Российской Империи. Спб. 1890 т 1, стр. 185.

**) Старинныя деревянныя церкви Олонецкой губ. «Зодчий» 1877 г. №№ 11 и 12…»

Источник: Суслов, Владимир Васильевич (1859-1921). Памятники древнего русского зодчества / Сост. акад. В.В. Суслов. Вып. 1-7. Вып. 1 / 7 вып.; 49. — Санкт-Петербург: Имп. Акад. художеств, 1895-1901, 1895.

Памятники древнего русского зодчества / Сост. акад. В.В. Суслов. Вып. 1-7 Вып. 1 - Cистема онлайн-просмотра (rusneb.ru)


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  7 февраля 2025

«…Самое древнее из сохранившихся сооружений клетского типа - церковь Лазаря из Муромского монастыря (ныне находится в музее «Кижи»), построенная, по преданию, во второй половине XIV в. Как отмечает А. В. Ополовников, древность Лазаревской церкви подтверждается архаичностью ряда архитектурно-конструктивных приемов. Так, здесь паз для сплачивания бревен выбран в верхней части каждого венца, и в него беспрепятственно попадает влага, ускоряя процесс гниения. Такая припазовка, обнаруженная А. В. Арциховским при раскопках в Новгороде на срубе ХІ-ХІІ вв., уже не встречается во всех известных северных церквах XV-XVI вв., где паз выбран в нижней части венцов. То же можно сказать про различное сопряжение верхнего косяка дверей Лазаревской церкви с боковыми косяками снаружи и изнутри.

Церковь Лазаря состоит из трех клетей - центральной, собственно церкви, самой высокой и стройной, с изящными повалами и крутой тесовой крышей с главкой на коньке; восточной клети - алтаря, также имеющей повалы, но перекрытой пологой двускатной крышей; западной клети - каркасных сеней…»

Источник: Орфинский В. П. Деревянное зодчество Карелии. Карельск. организация Союза архитекторов СССР. - Ленинград: Стройиздат. Ленингр. отд-ние, 1972, стр. 54.

Деревянное зодчество Карелии - Орфинский В.П. - 1972



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.