ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Юрино. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Казанская церковь


Юрино. Церковь Казанской иконы Божией Матери
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Казанской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Клетские храмы
Год постройки:Между 1614 и 1615.
Адрес:
Нижегородская обл., Балахнинский р-он, д. Юрино

Координаты: 56.468201, 43.174886
Проезд:Двигаясь из Нижнего Новгорода, сразу после Балахны в д.Могильцы поворот налево. Асфальтированная дорога выведет через 25 км к д. Юрино. В с.Конево двигаться по указателю. Церковь находится на территории кладбища, которое располагается перед деревней.



Сортировка:

Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Юрино, Балахнинский район, Нижегородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
17 апреля 2013
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Общий вид Казанской церкви. Фото А.В. Богородского, начало ХХ в.<br>, Юрино, Балахнинский район, Нижегородская область
Общий вид Казанской церкви. Фото А.В. Богородского, начало ХХ в.
Елена Григорьева
1 января 1901
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Интерьер Казанской церкви. Фото А.В. Богородского, начало ХХ в.<br>, Юрино, Балахнинский район, Нижегородская область
Интерьер Казанской церкви. Фото А.В. Богородского, начало ХХ в.
Елена Григорьева
1 января 1901
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Интерьер Казанской церкви. Фото А.В. Богородского, начало ХХ в.<br>, Юрино, Балахнинский район, Нижегородская область
Интерьер Казанской церкви. Фото А.В. Богородского, начало ХХ в.
Елена Григорьева
1 января 1901



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Андрей и Татьяна ПавловыАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  22 августа 2010

Деревня Юрино является местом рождения князя Дмитрия Пожарского, имя которого навсегда вошло в историю нашей Родины. Вскоре после своего и народного подвига - изгнания литовско-польских захватчиков из Москвы, Дмитрий Михайлович Пожарский строит в своём родовом имении Юрине деревянную однопрестольную церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери. Казанская церковь в селе Юрино была построена как домашняя церковь, а после обоснования княжеской семьи в боярской усадьбе князя в близлежащем селе Вершилове, она превратилась в кладбищенскую церковь-часовню.

Впервые Казанская церковь была описана архимандритом Макарием в 1857 году, который привёл в описании церкви и рисунок её фасада с западной стороны. Именно архимандрит Макарий впервые указал, что церковь была построена князем Пожарским. То, что она была построена как домашняя церковь говорит тот факт, что в перечне приходских церквей Балахниской десятины эта церковь не значится. Замечательно, что церковь в Юрино сохранилась до наших дней как памятник Дмитрию Михайловичу Пожарскому, им же первоначально и построенному. Церковь подверглась реконструкции в 1998 году. Реставраторы попытались придать ей первоначальный облик и в целом им это удалось, за исключением окон: по отношению к описанию церкви очевидцами XIX века их сделали только два, а не четыре. 

Памятник архитектуры XVII века. Восстановлена в 1998 г. реставрационно-строительным товариществом "Реставратор". Автор проекта реставрации архитектор Самойлов Ю.Г.

Информация с памятной таблички на фасаде церкви


Деревянная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери в Юрине Балахнинского района Нижегородской области еще в XIX веке привлекла к себе исследователей. Сведения о ней публиковались архимандритом Макарием, Л.В. Далем, А.С. Гациским и др. Тем не менее, приоритет открытия памятника принадлежит благочинному села Черного Балахнинского уезда священнику Василию Алексиеву, обратившему внимание духовных властей на эту церковь вообще и связь ее с князем Д.М. Пожарским еще в 1827 году – за 30 лет до первого выхода в свет знаменитых «Памятников церковной древности» Макария. Произошло это в связи со сбором сведений в соответствии с циркуляром МВД от 31 декабря 1826 года «касательно доставления сведений об остатках древних зданий».

Благочинный в своем «репорте» в Нижегородскую духовную консисторию от 1 марта 1827 года сообщал следующее: «Мною найдена заслуживающею внимания по древности в принадлежащем приходе к селу Бурцову сельце Юрине упраздненная деревянная церковь. Ибо оная церковь, по словам престарелых тутошних людей, строена назад тому около 200 лет князем Дмитрием Михайловичем Пожарским, жившем при том селении с боляры Озеровским и Богдановым, и близь 50 лет упразднена по малоприходству за вывезением людей в немалом количестве помещиками в другие разные места. Впрочем, сия церковь, теперь находящаяся по неимению в ней священных сосудов кроме престола и жертвенника и не во всё неудобная к священнослужению, в ведении изреченного села вотчинного начальника и виду наружного еще не изменила, как разве рядами шестью обнизла в землю. Замечания же в ней достойно то, что для алтаря наружного обыкновенного при ней не имеется, а для священнослужения место преграждено иконостасом в настоящей ее части; еще стоят замечания в сей церкви и окны, из коих два в вышину около трех четвертей, а в ширину двух, а четыре же окна имеют по шести кубических вершков. А чтоб и на следующие веки продолжить ее бытие, то о подведении под ее каменного фундамента и покрытии ее железом на сем покорнейшем репорте мнение свое и открываю».

Таким образом, Василий Алексиев не просто проинформировал о существовании, выражаясь современным языком, исторического памятника в Юрине, но и обратил внимание на архитектурную особенность Казанской церкви - отсутствие алтарного прируба, сближающее ее с деревянными часовнями.

Более подробная информация на сайте: http://www.opentextnn.ru/space/cult/?id=2040


Т.  24 октября 2013

В Юрино была ещё одна церковь, построенная до рождения Д. М. Пожарского — Преображения Господня, деревянная, однопрестольная. По нашему мнению, первоначально церковь была построена предками князя при основании княжеской усадьбы в конце XIV — начале XV веков. После строительства Казанской церкви Пожарский перестроил и сильно обветшавшую Преображенскую церковь, пристроив к ней ещё два придела — Никольский и Макарьевский.

В церкви Воскресения Христова села Бурцево ещё в середине XIX века хранилось Евангелие, напечатанное в восьмой год царствования царя Алексея Михайловича и перенесённое в Бурцево из Преображенской церкви после её упразднения, где на титульном листе была надпись: «сия книга, глаголемая Тетроевангелие, печатанное в дест на бумаге, положили Жарской волости Балахонскаго уезда села Юрина крестьяне Грибоедова Павел да Михайло в дом Боголепное Преображение, чудотворца Николая и чудотворца Макария». Точно неизвестно, когда церковь была упразднена. Последнее упоминание о ней в материалах Балахнинской десятины относится к 1746 году. После перестройки Преображенской церкви она была освящена, что следует из записи за 1636–1638 гг. в сведениях о приходских церквях Балахнинской десятины: «Новоприбылая въ 144–146 г. ц-вь Преображения Спасово во Жарской волости въ селе Юринове дани 25 алт. десятильничихъ и заезда 5 алт.».

В адрес-календаре Нижегородской епархии за 1888 год Преображенская церковь в селе Юрино Балахнинского уезда уже не значится.

Источник: В.Е. Шматов "История церквей в Нижегородской вотчине князя Дмитрия Пожарского" d-pozharsky.ru


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  23 декабря 2019

Церковь является памятником архитектуры деревянного зодчества XVII века. После событий 1612 года государь пожаловал село Юрино в вотчинное владение князю Димитрию Пожарскому. Дата постройки храма в документах не сохранилась, однако известно, что князь Димитрий построил его как свою домовую церковь.

Общая площадь храма – 440 кв. м. Храм полностью деревянный, установлен на четырех валунах по углам, крыша трехслойная деревянная. Отдельной алтарной апсиды нет, в переднем молельном зале алтарь отделен от зала перегородкой. Отопление печное, дровяное. Постепенно возле церкви образовался погост, и храм стал считаться кладбищенским. В середине XIX века храм сделали приписным к храму деревни Бурцево. В советское время Казанская церковь не действовала и постепенно сильно обветшала.

В 2000 году состоялась её реставрация. Сотрудники нижегородского ООО «Реставратор» восстановили храм в первозданном виде. В деревянном срубе сохранено несколько оригинальных венцов времён первоначальной постройки. С 2005 года в храме начали совершаться богослужения.

На территории Коневского сельского поселения расположены также вновь строящийся храм в честь святого благоверного князя Александра Невского д. Конёво и восстанавливающийся храм в честь Воскресения Христова д. Бурцево.

http://nne.ru/objects/tserkov-kazanskoj-ikony-bozhiej-materi-derevnya-yurino/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  25 декабря 2020

Вскоре после изгнания литовско-польских захватчиков из Москвы и всенародного избрания нового Московского государя, Михаила Фёдоровича Романова, Дмитрий Михайлович Пожарский строит в своём родовом имении Юрино в 1614-1615 г.г. деревянную однопрестольную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.

Князь уже в то время особенно почитал эту икону, которая, как считал он и многие его современники, помогла Нижегородскому народному ополчению в освобождении Москвы. Явленная в Казани 8 июля 1579 г. чудотворная икона Пресвятой Богородицы, по приказу Патриарха Московского и всея Руси Гермогена в начале 1611 г. была прислана из Казани в войска первого народного ополчения, стоявшие под Москвой. Находилась она при одном из военачальников ополчения, князе Д.Т. Трубецком. В марте 1612 г. Трубецкой за ненадобностью отправил икону в сопровождении казанского духовенства обратно в Казань, через Ярославль, где и состоялась её нечаянная встреча с воинами второго народного ополчения, основу которого составляли нижегородцы.

По настоянию князя Пожарского, руководителя ополчения и «совета всей земли», явленную Казанскую икону оставили в ополчении, а список (копию) с неё богато украсили драгоценными каменьями и с почётом отправили в Казань. После победы ополчения Пожарский поместил эту икону в свою московскую церковь Введения в храм Пресвятой Богородицы (сейчас не существует), построив для неё специальный придел. После постройки князем Пожарским в Москве Казанского собора, Казанская икона Божией Матери по рекомендации Патриарха Филарета была передана князем в 1633 г. Казанскому собору.

Казанская церковь в селе Юрино была построена Д.М. Пожарским вначале как домашняя церковь, а после обоснования княжеской семьи в боярской усадьбе в селе Вершилове она стала использоваться как кладбищенская церковь-часовня. Впервые Казанская церковь была описана архимандритом Макарием в 1857 г. Он привёл в описании церкви и рисунок её фасада с западной стороны. Именно архимандрит Макарий впервые указал, что церковь была построена князем Пожарским. О том, что она была построена как домашняя церковь, говорит тот факт, что в перечне приходских церквей Балахниской десятины с 1628 по 1746 г.г. эта церковь не значится. В описании церкви архимандрит Макарий отмечал, что окна в ней волоковые, с задвижными ставнями, «… из них два в алтаре, т.е. у жертвенника на правой стороне, два в трапезе, с правой же стороны» (если смотреть на западный фасад - прим. авт.). Через 12 лет после архимандрита Макария Казанскую церковь вновь описал академик архитектуры Л.В. Даль. Он отметил такую её особенность: «В юринской церкви хранится один детский надгробный камень; он, по работе, допетровских времён; в чрезвычайно малограмотной надписи на нём значится, что тут похоронен лета 7149 (1641) Неофед Тарасьева сын; следовательно, церковь в этом месте тогда уже существовала» (при жизни Д.М. Пожарского - прим. авт.).

Ещё через 18 лет (в мае 1887 г.) Юрино посетил нижегородский краевед, будущий председатель Нижегородской губернской архивной комиссии (избран 17 октября 1887 г.) а. С. Гациский. В отчёте о поездке он отметил, что в 1878 г. церковь была значительно обновлена местными мужиками. Вот его описание церкви: «Всего окон (по-прежнему - волоковых) в церкви четыре: два маленьких справа от паперти и два крошечных в алтаре. Внутренний вид церкви напоминает скорее заброшенную часовню, а не церковь или, говоря проще, - темный, пыльный, заброшенный сарайчик с небольшим количеством деревянных икон на полках. Надгробный камень, о котором говорит Л. В. Даль, цел…».

Замечательно, что Казанская церковь в Юрино сохранилась до наших дней как памятник Дмитрию Михайловичу Пожарскому, им же первоначально и построенная. Церковь подверглась реконструкции в 1998 г. Реставраторы попытались придать ей первоначальный облик и в целом им это удалось, за исключением окон: по отношению к описанию церкви очевидцами XIX в., их сделали только два, а не четыре, и не волоковые.

В адрес-календаре Нижегородской епархии за 1888 год Казанская церковь в селе Юрино Балахнинского уезда не значится.

В.Е. Шматов «История церквей в Нижегородской вотчине князя Дмитрия Пожарского», http://www.d-pozharsky.ru


Воронов Юрий Викторович
 
Воронов Юрий ВикторовичАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  10 декабря 2022

Небольшое старинное село Юрино, находящееся на Балахнинской низменности среди бескрайних лесов и болот, в междуречье Волги и Луха (левый приток Клязьмы), известна как старинная вотчина князей Пожарских. Ещё в 1363-1365 годах князь Иван Фёдорович Стародубский получил в удел Жарскую волость во вновь образованном Нижегородском княжестве. Тогда же им в Жарской волости было основано село Юрино и построена деревянная церковь в честь Спаса-Преображения Господня. Не случайны названия села и церкви — князья Стародубские очень почитали великого князя Владимирского Юрия II Всеволодовича, основателя Нижнего Новгорода, который заложил в Нижегородском кремле первую каменную церковь Спаса-Преображения. После смерти Ивана Фёдоровича Стародубского (умер бездетным) его вотчина в Жарах перешла по наследству к его племяннику — Василию Андреевичу Стародубскому, который и стал прозываться Пожарским, т.е. «владеющий Жарами».

В селе Юрино была родовая усадьба князей Пожарских. Сюда в марте 1611 года, когда князь Дмитрий Михайлович Пожарский долечивал свои раны, нанесённые во время боя в Москве, прибыла делегация нижегородцев во главе с наместником Печерского Вознесенского монастыря, архимандритом Феодосием, которая убедила князя возглавить нижегородское ополчение в октябре 1611 года. После победы народного ополчения в 1612 году, князь Д. М. Пожарский строит в своем родовом Нижегородском имении Юрино деревянную клетскую церковь честь Казанской иконы Божией Матери, способствовавшей этой победе. Рубленный «в обло» храм, стоящий на высоком подклете, без алтарного прируба и с пониженным трапезным прирубом, перекрытых двускатными кровлями, построен в 1614-1615 годах в усадьбе князя Д. М. Пожарского на его сбережения в ознаменование победы над смутой и избрания на царствование Земским собором 21 февраля 1613 года Михаила Фёдоровича Романова. Казанский храм был приписан к сельской Преображенской церкви. Последнее упоминание о ней находятся в материалах Балахнинской десятины, относящиеся к 1746 году. По всей видимости, во вт. пол. XVIII века Преображенская церковь в селе была упразднена, Юрино стала деревней прихода Воскресенской церкви села Бурцево, а Казанская церковь при этом стала часовней.

Кроме Казанского храма от усадьбы князей Пожарских в Юрине в настоящее время ничего не осталось: господский дом был утрачен ещё задолго до нач. ХХ века, а усадебный парк полностью вырублен - на его месте находится кладбище. В 1998-1999 годах Казанская церковь была отреставрирована под руководством архитектора Юрия Геннадиевича Самойлова в формах XVII века. Сейчас она действующая.

Теперь следует остановиться о месте рождения Д. М. Пожарского, т.к. он указан в статье Андрея и Татьяны Павловых от 22 августа 2010 г. Как известно, князь Дмитрий Михайлович Пожарский родился 1 ноября 1578 года в семье князя Михаила Федоровича Пожарского, потомка удельных князей Стародубских. Место рождения Д. М. Пожарского точно неизвестно. Существует очень достоверная версия, что князь мог родиться в сельце Берсеневе Клинского уезда Московской губернии. Здесь была усадьба его матери Марии Федоровны Беклемишевой. Сейчас это урочище к юго-востоку от д. Золино, за прудом, в Клинском городском округе Московской области. На этом месте до сих пор сохранился большой усадебный парк. Если это место верно, то крестили маленького Диму в храме села Кленково, конечно, не в том, который там стоит, а в одном из предыдущих (приход основан не позже XVI в.).



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.