ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Нижний Починок. Церковь Николая Чудотворца.

Спасо-Никольская церковь, Спас-на-Моломе


Нижний Починок. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Не действует.  
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:1717.
Ссылки: Прочее 
Адрес:
Кировская обл., Опаринский р-н, с. Нижний Починок

Координаты: 59.916972, 47.340651
Входит в коллекцию:Шедевры деревянного зодчества
Проезд: автотранспортом Киров-Мураши-Опарино-Маромица-Речной, и далее по лесовозной дороге (бетонные плиты в 2 колеи) на запад 24км, до правого поворота на Нижний Починок. На 19-м км будет деревянный мост. От поворота на Нижний Починок рекомендуют идти пешком, примерно 5 км. По информации из сети, мост чере ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда автотранспортом Киров-Мураши-Опарино-Маромица-Речной, и далее по лесовозной дороге (бетонные плиты в 2 колеи) на запад 24км, до правого поворота на Нижний Починок. На 19-м км будет деревянный мост. От поворота на Нижний Починок рекомендуют идти пешком, примерно 5 км. По информации из сети, мост через Молому перед Нижним Починком сгорел, но можно перебраться по остаткам моста. Общее расстояние от г.Кирова–265 км.





Церковь Николая Чудотворца, , Нижний Починок, Опаринский район, Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 марта 2006
Церковь Николая Чудотворца, , Нижний Починок, Опаринский район, Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 марта 2006
Церковь Николая Чудотворца, , Нижний Починок, Опаринский район, Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 марта 2006
Церковь Николая Чудотворца, , Нижний Починок, Опаринский район, Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 марта 2006
Церковь Николая Чудотворца, , Нижний Починок, Опаринский район, Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 марта 2006
Церковь Николая Чудотворца, , Нижний Починок, Опаринский район, Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 марта 2006
Церковь Николая Чудотворца, , Нижний Починок, Опаринский район, Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 марта 2006
Церковь Николая Чудотворца, , Нижний Починок, Опаринский район, Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 марта 2006
Церковь Николая Чудотворца, , Нижний Починок, Опаринский район, Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 марта 2006
Церковь Николая Чудотворца, , Нижний Починок, Опаринский район, Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 марта 2006
Церковь Николая Чудотворца, Известия ИАК 1916 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Нижний Починок, Опаринский район, Кировская область
Известия ИАК 1916 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1916
Церковь Николая Чудотворца, Известия ИАК 1916 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Нижний Починок, Опаринский район, Кировская область
Известия ИАК 1916 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1916
Церковь Николая Чудотворца, Фотография с сайта http://oparino-iskra.ru/rayon/pamyatnik/243-spaso-nikolskoy-cerkvi-300-let.html<br>, Нижний Починок, Опаринский район, Кировская область
Фотография с сайта http://oparino-iskra.ru/rayon/pamyatnik/243-spaso-nikolskoy-cerkvi-300-let.html
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
1916



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  14 июня 2013

Деревянная церковь починка Нижнего (бывшее село Верхнемоломское Никольского уезда Вологодской губернии) построена в 1717 году. Освящение ее состоялось 15 января 1718 года в честь Николая Мирликийского. Кроме Никольской, там стояла ещё одна деревянная теплая церковь. Между храмами возвышалась восьмигранная дере­вянная колокольня. Впоследствии теплая церковь и колокольня были разобраны. Верхнемоломский монастырь был известен на Руси. В 1684 году при старце Иосифе он получил Евангелие с серебряным окладом и книгу "Апостол" от царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной. Дорогие вклады делались монастырю и позднее.

Памятник расположен на северной окраине починка на возвышенном левом берегу реки Моломы. Западным фасадом он обращен к реке; со стороны северного - поле; в восточном направлении находится бывший дом священнослужителя; с южной стороны - здание каменной Спасской церкви 1832 года.

Особенностью этого храма является влияние на его архитектуру традиций каменного зодчества. Такой нехарактерный в деревянном культовом зодчестве прием выражен в открытом пространстве интерьера основного храма и обилии крупных окон с резными косяками. Опоясывая проемы по всему периметру, декор рельефно выделяет окна, создавая приэтом живописную картину гармонии художественного иконструктивного начала дерева как универсального строительного материала.

В 1960-е годы иконостас был частично вывезен и хранится в фондах Кировского областного художественного музея.

После упразднения монастыря в 19 веке Никольская церковь стала приходской. Служба в ней прекратилась в 1930-е годы.

В настоящее время памятник музеефицирован и служит объектом показа.

Источник: Официальный сайт Правительства Кировской области http://www.kirovreg.ru/culture/okn/object/nikol_cerk.php?print=Y


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 октября 2024

Верхомоломская Спасская Николаевская (или Николаевская), мужская пустынь была основана в 7134 (1626) г. в Южской трети Великоустюжского уезда, на р. Моломе. В пустыни было два деревянных храма: Спаса Нерукотворного теплый; Николая Чудотворца холодный. В 1722 – 1726 гг. в пустыни «началствующих 1, монахов 3, служителей 93, итого монахов и белцов 97 человек, по переписным книгам 186 году дворов 5 – душ 22, по свидетельству генералитета душ 170».

Упразднена пустынь в 1764 г. и обращена в Верхомоломский Спасский приход, который находился в Пушемской волости Южской трети Великоустюжского уезда Архангелогородской губернии. С 1780 г. Южская треть Великоустюжского уезда стала Никольским уездом, который входил в Великоустюжскую область Вологодского наместничества, с 1796 г. в Вологодскую губернию, в 1918 – 1924 гг. в Северо-Двинскую губернию с центром в г. Великом Устюге. В результате районирования Северо-Двинской губернии Верхомоломский Спасский приход оказался в Опаринском районе. В 1941 г. Опаринский район включен в состав Кировской области.

Деревянная Николаевская церковь, вновь построенная и освященная в 1718 г., сохранилась до наших дней. Об ее архитектуре писали Б.В. Гнедовский, Э.Д. Добровольская (1971 г.), А.Г. Тинский (1996 г.). Историю пустыни, ремонты церкви изучала С.Н. Ромашкина (2016 г.). По итогам работы экспедиции Государственной центральной художественно-реставрационной мастерской им. И.Э. Грабаря в 1973 г. в Опаринском районе, из Верхомоломской Николаевской церкви по составленному Списку были укреплены 32 иконы (далее Список). В 1975 г. иконы поступили на ответственное хранение в Кировский областной художественный музей им. М. Горького (современное им. В.М. и А.М. Васнецовых).

Интерьер храма утрачен. На основании «Книги переписной Устюжского уезду Спасской Николаевской Верхомоломской пустыни игумена Иоасафа Кокоринского что явилось во оной пустыне налицо сего 1732 году августа 1 дня» и «Описей церковного имущества Верхомоломской Спасской церкви» 1809, 1828, 1857 гг. (далее Описи) (ВУЦА, ф. 585, оп. 4, д. 5, л. 5–7, 13 об. – 15; д. 13, л. 8 об.–14) рассмотрим интерьер деревянной Николевской церкви первой трети XVIII в. и его последующие изменения в приходской период. Определим место в храме икон, находящихся в музее.

В Николаевской церкви был пятиярусный иконостас. В 1732 г. «Црские двери резные на них Благовещение Евлисты на дсках писаны красками, столбцы и сень резные над сенью образ тайныя вечери над нею Херувим резной двери и столбцы вызолочены листовым золотом.

По правую сторону местные иконы: Образ Пресвтыя Трцы иконостас флямованой вызолочен подзор росписан по шпалерному над образом штука резная вызолочена в средине место простое ... Образ николая чюдотворца оклад сребряной гривна и венец гладкие сребряные под золотом на них шесть рипеинков чеканые на том же образе шесть лиц свтых венцы сребряные под золотом У того ж образа столбцы резные над образом киотх[ь] прописана лазорью и флям вызолочен на киоте штука резная не золоченана ней крест четвероконечной не золоченой же ...; Образ воскресения Хрстова писан на красках ...; Подле крылас игуменское место ... У места образ пресвтыя бгцы владимирские венец и гривна сребряные резные под золотом ...; Подле игуменское место хоруговь на ней написан Образ нерукотворенный; На другой стороне Образ вседержителев благословляет …; За игуменским местом образ саватия соловецкого чюдотворца; За правым клылосом Образ пресвтыя Бгцы Одигитрия. Образ нерукотворенный над ним Ангели держат убрус, образ николая чюдотворца в трех лицех. Образ прокопиа иоанна Устюжских чюдотворцов в средине образ пресвтыя бгцы одигитрея. Над церковными дверми Образ нерукотворенный в киоте резном писан на красках.

По другую сторону Црских дверей: Образ прсвтыя бгцы одигитрия два венца сребряные оклад сребряной басмяной под золотом иконостав флямованой под золотом, под образом штука как и у троицы над образом вместо пелены написана молитва приими всеблагомощная пресвтая Госпоже Владычице кругом молитвы росписано красками. Пономарские двери резные простые в средине. Образ Архидиакона стефана на двери сень резная под золотом два Херувима резные писаны на красках. Подле пономарские двери: Образ свтаго медоста с чюдесами писан на красках кругом иконостас флямованой и свтой бгцы под золотом, вместо пелен тропарь пречистому образу твоему; Образ Гсда вседержителя смоленский писан на красках; Образ Успения пресвтыя Бгцы...; Над северными дверми Образ рждества хрстова. Образ николая чюдотворца можайского венец и гривна сребряные под золотом басмяные кругом его чюдеса приложение Устюжанина Семена Кирилова Шубина. У левого крылоса Образ илии пророка писан на красках. У того ж крылоса хоруговь болшая на ней Образ нерукотворенный два Ангела держат убрус; На другой стороне образ вседержителев во облаце при нем образ иоанна и прокопия Устюжских ... За левым крыласом образ Флора и лавра с чюдесами» (ОР РГБ, 122.47, л.9 об. – 12 об.).

После упразднения пустыни игуменское место было убрано. В иконостасе неизменными были Царские врата со столбцами и сенью, и пономарская дверь с резными Ангелами. На своих местах оставались иконы Николая Чудотворца и Одигитрии. Остальные иконы в местном ряду перемещали и добавляли.

В 1732 г. «Над местными иконами в тяблах на осмнатцати дсках праздники Гспкие писаны на красках» (ОР РГБ, 122.47, л.13). Лишь в Описи 1857 г. во втором ставе уже шестнадцать икон. Скорее всего, праздничный ряд прерывался навершием царских врат, которое, возможно, переделал великоустюжский резчик Петр Васильев Медяный при золочении и поправке местного ряда в 1846–1847 гг. В связи с этим, количество икон было уменьшено.

В 1732 г. «Над црскими дверми Гсдь вседержитель з седмицей на престоле, по обе стороны Апстолы на осмнатцати дсках» (ОР РГБ, 122.47, л.13). В дальнейшем без изменений.

В 1732 г. «В третием ярусе образ Бгматере с нею Бгго отец иоаким и анна по обе стороны Пророки на осмнатцати дсках» (ОР РГБ, 122.47, л.13). В дальнейшем без изменений. Из пророческого ряда сохранилась центральная икона, значащаяся в Списке как «Богоматерь на троне с предстоящими Иоакимом и Анной». По Описи 1857 г. по правую сторону Богоматери сохранились образа: 1. Св. Пророка и Царя Соломона; 2. Св. Пророка Аарона, названного в Списке Праотцем; 3. Св. Пророка Елисея; 4. Св. Пророка Илии; 5. Св. Пророка Захария; утрачены № 6; 7; 8; 9. По левую сторону сохранились образа: 1. Св. Пророка Царя Давида; 2. Св. Пророка Моисея, названного в Списке Праотцем; 3. Св. Пророка Даниила; 4. Св. Пророка Исаии; 5. Св. Пророка Ионы; № 6 – утрачен; 7. Св. Пророка Малахии; 8. Св. Пророка Гедеона, названного в Списке Праотцем; № 9 – утрачен. В Списке допущена ошибка в названии одного Пророка, так как дважды записан Захария и один Пророк не определен, возможно, это Иезекий – слева шестой. Всего сохранилось установленных на настоящее время 15 икон из Пророческого ряда, но после реставрации состав икон может измениться. Утрачены или не определены иконы Св. Пророков: Наума, Самуила, Аввакума, Иакова, Иезекия, Гедеона.

В 1732 г. «В четвертом ярусе Образ Саваофа с превечным млднцем седящий на Херувимах по обе стороны Праотцы на осмнатцати дсках над ними и под ними пятеры подзоры писаны на красках» ( ОР РГБ, 122.47, л.13–13 об.). В дальнейшем без изменений. Из праотеческого ряда сохранилась икона в Списке – «Отечество». По Описи 1857 г. по правую сторону сохранились образа: 1. Св. Праотца Авеля; 2. Св. Праотца Симеона Богоприимца; 3. Св. Праотца Асира; 4. Св. Праотца Ноя; 5. Св. Праотца Иуды; 6. Св. Праотца Вениамина; 7. Св. Праотца Иакова; № 8 и 9 – утрачены. По левую сторону сохранились образа: 1. Св. Праотца Адама; 2. Св. Праотца Сахара; № 3 и 4 – утрачены; 5. Св. Праотца Дана; 7. Св. Праотца Рувима; 9. Св. Праотца Сифа. Всего 13 икон. Утрачены иконы Св. Праотцев: Исаака, Завулона, Авраама, Мелхидесека, Иосифа Прекрасного, Левия. «Во всех сих трех последних ставах все означенныя иконы, кроме средних, высоты 1 аршин 3 четв., ширины 3 четв. – письма древняго» (ВУЦА, ф.585, оп.4, д.13, л.12).

В 1732 г. «Сверху по углам црковным, четыре Евглиста писаны на холстах красками; над ними распятие со страстьми Гсдьними кругом цркви; над распятием вечеря тайная со страстьми; над вечерею изгнание Адамово и протчее писано на холстах красками; В шеи шеснатцать лиц свтителей писаны на красках; В маковице Гсдь вседержитель Херувимы и серафимы на холстах писаны на красках» (ОР РГБ, 122.47, л.13 об.). Только в Описи 1857 г. «в осмерике тринадцать Святительских лиц, поясных. Изображения во всех отделениях древняго на холсте письма, и по местам довольно обветшал оный. В самом осмерике изображен на холсте Спаситель письмом масляным настоящаго времени» (ВУЦА, ф.585, оп.4, д.13, л.13 об.).

В 1846 г. «Новое ж изображение Вседержителя в осмерике холодной церкви, в поясном виде на холсте» по договору выполнил великоустюжсктй мещанин Илья Иванов Бобыкин (ВУЦА, ф.26, оп.1, д.247, л.5). Известно три варианта технологии монументальной живописи в деревянных церквях. Один из них – выполнение живописи на крупноформатных холстах, натянутых на подрамники, и закрывающих стены. На восьмигранном сужающемся своде Николаевского храма холст с живописью полностью утрачен, но сохранились небольшие обветшалые кусочки ткани в местах его крепления. Исходя из этого очевидно, что холст был натянут непосредственно на внутреннюю деревянную обшивку свода, скорее всего, едиными полотнами по каждой грани. Планки закрепляли холст на стыках граней свода и поперек их, разделяя живописные клейма. Скорее всего, холст под планками был дополнительно зафиксирован. Возможно изменение в технологии связано с ремонтом крыш в 1872 или 1908 гг., когда холсты были сняты с подрамников. Сказать что-либо точнее о технологии росписи затруднительно из-за большой высоты храма и отсутствия реставрационных работ.

Иконостас был в нижнем ставе резной золоченый, местами окрашен киноварью. Во втором, третьем и четвертом ставе иконостав тябловый, гладкий, раскрашен по черной земле белыми и желтыми красками. 29 сохранившихся образов из пророческого и праотеческого рядов можно датировать началом – первой третью XVIII в., написаны они, скорее всего, устюжскими иконописцами. По Описи 1857 г. икону Иоанна Предтечи переместили в местный ряд. Местонахождение клейма, состоящего из двух половинок, можно определить после прочтения надписи на нем. Икона Святителя Николая (поясной) происходит из местного ряда деревянной, а затем трапезного иконостаса каменной Спасской церкви. Надеемся, что сохранившиеся иконы из храмов Верхомоломской Спасской Николаевской пустыни будут отреставрированы и атрибутированы.

Источник: Рябининские чтения – 2019: Материалы VIII конференции по изучению и актуализации традиционной культуры Русского Севера // Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019.

По материалам статьи: Ромашкина С.Н. (г.Великий Устюг) «Интерьер деревянной Николаевской церкви Верхомоломской Спасской Николаевской пустыни Великоустюжского уезда: сохраненное и утраченное» на сайте музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru

https://kizhi.karelia.ru/library/ryabininskie-chteniya-2019/2029.html



Комментарии и обсуждение


Чтобы спасти от разрушения Никольскую церковь, в прошлом году были поданы документы для вхождения в одну из федеральных программ, которая давала возможность получить средства на ремонт этого памятника древней архитектуры. Но в ту программу войти не удалось.

В нынешнем году поданы документы на участие в федеральной программе «Культура России» (комплексный проект «Культура русского Севера» — сохранение наиболее ценных памятников деревянного зодчества). Заявка принята (всего от нашей области их пять).

Заявленная сумма для проведения ремонтно-реставрационных и противоаварийных работ – 2 млн. 232 тыс. руб.

Будут ли выделены эти средства на Никольскую церковь, станет известно в марте следующего года, после проведения мониторинга всех поступивших заявок.

Источник: Культура русского Севера | Информационный портал "Опаринская сорока"
 http://coppoka.ru/featured/kultura-russkogo-severa.html
14 июня 2013, Т..


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.