Часовня из деревни Кавгора – одна из десяти часовен, находящихся на территории музея–заповедника «Кижи», и без преувеличения один из самых значительных безалтарных храмов на восточной периферии бывшей Новгородской земли. В настоящее время она находится в северной части острова Кижи, на Няргиной горе, в экспозиционном секторе «Карелы–людики». Неповторимая композиция и габариты – вот что выделяет ее из числа прочих. Аналогов ей нет. Объемная композиция часовни состоит из двух поставленных впритык прямоугольных в плане срубов. Восточный сруб – молельня, западный – более широкий и высокий: внутри он разделен двумя параллельными перерубами, которые выделяют сени с лестницей на колокольню, притвор в центре и придел в южной части. Высокий столпообразный восьмерик над западным срубом, несущий стройный шатер звонницы, в сочетании с висячим одномаршевым крыльцом придает сооружению необыкновенную монументальность и роднит его с Успенской церковью в Кондопоге.
Урочище деревни Кавгора находится в Кондопожском районе Республики Карелия, в 19 км к юго–востоку от д. Тивдия, в районе северо–восточного побережья оз. Сандал (в 4 км от него), в этническом ареале карел–людиков. На месте поселения сейчас остаются лишь развалины нескольких домов, хотя не так давно оно было одним из самых крупных в приходе лычноостровской Петропавловской церкви. В период с 1782 по 1905 г. количество жителей изменялось совсем незначительно и в среднем составляло 157 человек обоих полов, а количество домов – от 23 до 26. Основным занятием местного населения было земледелие, совмещенное с рыбной ловлей и охотой. В Кавгоре имелись две водяные мельницы, кузница, из кустарных промыслов было представлено бондарное ремесло, плетение из лучины и бересты, сапожное и столярное ремесло. Хозяйственно–экономические и административные преобразования XX в. не обошли стороной и эти места: коллективизация, укрупнение колхозов и дальнейшая их реорганизация в совхозы, политика ликвидации «неперспективных» деревень – все это привело к полному запустению и административному исчезновению поселения к середине 1970-х гг.
Часовня из Кавгоры стала экспонатом музея–заповедника «Кижи». Материалы по этому памятнику были впервые собраны и обработаны архитектором А. В. Ополовниковым в 1952 г. – ранее часовня оставалась неизвестной. «О ней не упоминалось не только в трудах исследователей искусства и народного зодчества Севера, но и в материалах, собранных в начале XX в. бывшей императорской Археологической комиссией». В 1960 г. кавгорская часовня была внесена в реестр памятников истории и культуры СССР, а в 1961 г. перевезена на остров Кижи и отреставрирована. История ее непроста и оставляет некоторые вопросы.
Первое, что остается неясным, – датировка памятника: специалисты едины во мнении, что строительство велось поэтапно и началось около середины XVIII в. с возведения одной клети, в дальнейшем часовня перестраивалась, но каким образом и когда это происходило – дискуссионный вопрос. Вторая неясность – это посвящение часовни: в документе, регламентирующем постановку на государственную охрану, памятник определен как «часовня (деревянная) XVII в. (село Кавгора)». В музейную коллекцию она вошла как часовня Трех Святителей, что, судя по воспоминаниям бывших жителей деревни и епархиальным документам, не соответствует действительности. «Само понятие „посвящение часовни" противоречиво и может употребляться только условно, так как для часовен не существует специального чина освящения: эти культовые постройки освящались тем же чином, что и обычный дом. Поэтому под посвящением часовни почти всегда подразумевается местный деревенский праздник, который отмечался сельской общиной и мог совпадать с посвящением престола приходской церкви (престольные праздники) или устанавливался по обету (обетные, заветные праздники)».
В интервью с бывшими жителями Кавгоры выяснилось, что часовенным праздником в Кавгоре был Спасов день – Преображение Господне (19 августа по новому стилю). Документы Национального архива Республики Карелия тоже на это указывают. Известно, что Кавгора относилась к приходу Лычноостровской Петропавловской церкви. В ее формулярных ведомостях за 1869–1890 гг. среди прочих часовен Петропавловского прихода упоминается часовня «во имя Преображения Господня при д. Кавгора, расстоянием от церкви в 15 верстах, при коей кладбище издревле, зданием деревянная, построена неизвестно кем и когда, богослужение совершается 6 Августа, 16 Генваря» (19 августа и 29 января по новому стилю). Последнее из двух указанных в ведомостях чисел – день поклонения честным веригам святого и всехвального апостола Петра: бывшие жители Кавгоры, перечисляя главные деревенские праздники, называют его Петровым днем, а вот о праздновании Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, память которого совершается 12 февраля (30 января по старому стилю), они ничего не говорят.
Самым ранним из найденных нами упоминаний часовни в печати стала статья, вышедшая в Олонецких губернских ведомостях в августе 1890 г. В ней говорится о пожаре в Кавгоре, уничтожившем 18 из 25 домов. Погорельцы тогда приютились в сохранившихся 7 домах, «оставшееся же от пожара движимое имущество было помещено в кладовых под местною часовнею во имя Преображения Господня, которая, по словам очевидцев, от сильного жара несколько раз загоралась, но сама собою и потухала.
Все перечисленные источники указывают на то, что в современном наименовании часовни, очевидно, была допущена ошибка. Интересно, что в первом охранном паспорте, составленном на этот памятник архитектуры в 1961 г., уже после перевозки на остров Кижи, часовня вообще не имеет никакого наименования, а числится лишь как «деревянная часовня из д. Кавгора». И только в 1969 г. в охранные документы вносятся изменения: часовня из Кавгоры начинает именоваться Трёхсвятской. Заметим, что в уже упомянутых формулярных ведомостях Петропавловского Лычноостровского прихода действительно фигурирует часовня Трех Святителей – в деревне Ковкойсельга, что в 10 км от Кавгоры. Возможно, это ввело в заблуждение специалистов, некогда занимавшихся кавгорской часовней. Но так или иначе, по нашему мнению, изложенные факты достаточно основательны для того, чтобы часовня из деревни Кавгора вновь именовалась Преображенской.
Источник: Изучение и актуализация традиционной культуры (к 50-летию музея-заповедника «Кижи») (Кижский вестник. Выпуск 16) // Ред.-сост. кандидат исторических наук И.В.Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2016.
По материалам статьи: Макарова А.П. «К вопросу о наименовании часовни из деревни Кавгора» на сайте музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru
https://kizhi.karelia.ru/library/vestnik-16/1766.html