Pассмотрение памятников в Кеми, Кижах и Кондопоге вскрывает коренные особенности искусства деревянной архитектуры, вводит нас в главное русло ее развития.
Однако для полноты представления о развитии ведущего типа русского деревянного зодчества весьма плодотворным является определение воздействия, которое оказывал этот ведущий тип на архитектуру массовую, рядовую, более скромную и многочисленную. Иными словами, наряду с высшими образцами деревянной архитектуры, полнее всeгo отразившими передовые идеи исторических эпох и в свою очередь создавшими эпохи в архитектуре, следует остановиться на памятниках архитектуры небольших населенных пунктов, не претендовавших на ведущую роль, но тем не менее складывавшихся под влиянием широко известных и популярных в народе сооружений. К числу таких памятников и относится Волкостровская часовня.
Деревня Волкостров раскинулась по берегу одного из многочисленных островков Онежского озера, находящегося в 5 км от Кижского острова. Она являлась одной из тех 130 деревень и починков, которые составляли жизнеспособный и деятельный социально-экономический организм Кижского погоста. Архитектурным центром деревни является Петропавловская часовня.
Архитектура часовни весьма проста: это небольшая, прямоугольная в плане клеть (4,513 м), разделенная на две части - собственно часовню и сени с внутренней лестницей, выходящей на северную сторону крытым каркасным крыльцом; с северной и южной сторон часовню охватывают висячие, на кронштейнах, галереи-гульбища с выходами на них из сеней. Максимальная ширина здания вместе с гульбищами и крыльцом 9 метров. Весь сруб с гульбищами крыт двускатной кровлей, над которой возвышается с востока вторая двускатная кровля сруба - собственно часовни с массивной главкой на небольшом восьмерике, а с запада, над входом - шатровая девятистолбовая колоколенка. При всей простоте этого решения ряд художественных особенностей здания - ясное членение оснозных масс, живописно уравновешенный силуэт, разнообразие композиционных приемов и тонко прорисованные детали декора - со всей очевидностью говорят, что перед нами произведение большого искусства.
Точная дата постройки часовни неизвестна, но исследование памятника убеждает в том, что возведение его основных частей производилось неодновременно и что свою окончательную художественную завершенность памятник получил примерно в середине Х?ІІІ века. Наиболее древней частью памятника, которая может быть датирована по характеру архитектурных и конструктивных деталей и состоянию сруба концом Х?ІІ века, является сруб собственно часовни, также имевший ранее двухчастный план с небольшими сенями и главным помещением, близким к квадрату со стороной 5 метров.
Первоначальный вид Волкостровской часовни был почти аналогичен клетским часовням, существующим и поныне во многих пунктах Карело-Финской ССР и прилегающих районах Архангельской области, и отличался от них только наличием гульбища. Очевидно, в середине XVIII века к старому срубу были пристроены новые сени с шатровой колокольней над ними и крыльцом, что увеличило общий объем здания почти вдвое. При этом были продолжены гульбища на всю длину пристройки и перебраны верхние части северной и южной стены старых сеней. Вся основная часть часовни осталась без изменения.
Этот путь от простейшего клетского типа к более развитому и выразительному решению - к постановке шатра еще раз убеждает нас в том, насколько ведущий тип шатровой архитектуры соответствовал эстетическим особенностям народа. Прогрессивность второго этапа развития памятника несомненна, так как внесенные им изменения были направлены к усилению и развитию идейно-художественной основы, заложенной в первоначальном ядре, и осуществлялись в рамках одной общей архитектурно-строительной культуры.
Помимо шатра, конструкций и декора звонницы общность архитектурно-строительной культуры наглядно выступает как самих срубах в виде аналогичных приемов рубки углов, кронштейнов гульбища, кровельных слег, так и в тождественности деталей: косящатых окнах, столбах, подзорах и пр. Ho при сравнении этих сходных деталей в двух частях памятника, возникших в разное время, становится очевидным и их различие, которое выражается, главным образом, в некоторой утрате тонкости обработки декора и в стремлении к большему обобщению форм. Так, выпуски гульбища, повторяя размеры и общие формы старых, уже не имеют присущих им криволинейных очертаний; окна, при полной тождественонсти конструкции, в новой части сруба лишены наличников; подзоры, при одинаковых размерах и общем ритме отверстий, получили меньший диаметр этих отверстий, а их зубцы и выкружки - граненые очертания вместо криволинейных. Этот характер деталей новой части здания свидетельствует о менее высокой художественной культуре строителя, выполнившего их, по сравнению с зодчим старой части.
Наслоения конца XIX века не оставили столь губительных последствий на Волкостровской часовне, как на других ведущих памятниках деревянного зодчества. Тесовой обшивкой были покрыты торцовые стены, Восьмерик колокольни и крыльцо, которое получило и новую конструкцию. От старого крыльца при этом осталось только основание - четырехвенцовый сруб с лестницей, а вся его прежняя верхняя часть с каркасным ограждением типа, сохранившегося в Кемском соборе, была утрачена. Балясник звонницы получил рисунок, не характерный для дерева, подражающий металлическому литью балконных ограждений на городских купеческих особняках этого времени. Лемех обеих главок был заменен железной кровлей, с утратой гонтового воротника на стыке шатра и шейки глазки. Резные детали гульбища и звонницы — столбы, подзоры, балясник, так же как и причелины кровли и обшитые стены, были покрыты яркой масляной раскраской - зеленой, красной, голубой и желтой. В интерьере стена, разделявшая сени и главное помещение в старом срубе, и расположенная вдоль нее скамья были уничтожены. Вместе с этим появились киоты с литографскими иконами в центре. Несмотря на перечисленные искажения, Волкостровский памятник сохранил основные архитектурные формы и ряд характерных деталей.
Наибольший интерес представляют оконные наличники, сохранившиеся на Севере в крайне редких случаях: на очень немногих домах начала ХІХ века, на Кондопожской церкви (одно окно), Муезерском погосте и некоторых других. В Волкостровском памятнике стены, на которых находятся эти наличники, избежали тесовой обшивки и, кроме того, они хорошо защищены от осадков кровлей гульбища, что и определило их сохранность. Наличники состоят из двух кронштейнов, укрепленных в стене, верхней широкой сливной доски, уложенной наклонно на кронштейны, и подзора, прибитого кронштейнам с лицевой стороны. Нижний край сливной доски имеет характерную порезку треугольниками, а подзор - «городком». Ребро кронштейна также покрыто мелкой резьбой, а само тело его прорезано звездообразным отверстием. Оригинальна и вместе с тем проста конструкция оконных переплетов, которые представляют собой легко разбирающуюся рамку, жестко скрепленную в углах замковыми врезками без применения нагелей (обычных в более поздних переплетах). Существенным качеством этих наличников, отличающим их от всего многообразия форм более поздних накладных, чисто декоративных, является то, что они выполняют и функцию защиты окна от осадков.
Известно, что участок сруба, находящийся непосредственно под окном, - одно из мест, наиболее часто поражаемых гнилью. При отсутствии «слезника» внизу оконного переплета того времени верхняя сливная доска этих наличников являлась наиболее рациональной деталью, отводящей воду от сруба, что обеспечило господство данного типа наличников в классическом деревянном зодчестве. Одновременно вся система верхней сливной доски, подзора и боковых кронштейнов с их порезкой образовывала нарядное венчание оконного проема. Будучи вызван к жизни одновременно практической необходимостью и эстетическими потребностями, тип этих наличников представляет собой убедительный пример возникновения такой подлинно архитектурной формы, где целесообразность находится в неразрывной связи с художественно образной выразительностью. Это качество единства двух начал утрачивается в более поздних декоративных наличниках, несмотря на их несомненные художественные достоинства.
Композиция «клетской» часовни свидетельствует о тесной связи этого типа деревянного культового зодчества с архитектурой жилья. Особенно ярко эта связь выступает в наличии гульбища на Волкостровской часовне, которое представляет разновидность галерей, широко распространенных в жилой архитектуре Заонежья. Основой его служат выпуски бревен поперечных стен, соединенные по концам продольной бревенчатой обвязкой. Декор окончаний выпусков, не ослабляя рабочего сечения, крупными и упругими линиями контуров подчеркивает их конструктивный смысл. Резные столбы, декор которых построен на контрасте мелких прямоугольных и крупных криволинейных элементов, поддерживают верхнюю обвязку галерей, являющуюся опорой для кровли. Ограждение гульбища составляет плоский балясник, который в ХVIII веке прочно входит в народное деревянное зодчество, вытесняя прежние ограждения из горизонтально уложенных досок.
Рисунок старых балясин, сохранившихся среди более поздних, отличается своеобразной переработкой каменных форм, сочным и уверенным очертанием контуров. Подзоры между столбами, с их ажурной резьбой в виде круглых отверстий и чередующихся парных зубов и плавных кривых смягчают четкость линий верхних обвязок. Этот рисунок подзора широко распространен на всех без различия постройках народного деревянного зодчества, начиная от торжественных храмов и кончая амбарами и банями, как в Карело-Финской ССР, так и за ее пределами. Обращает на себя внимание, что даже такие детали, казалось бы, не имеющие связи с архитектурным решением здания, как деревянные сжимы, которые соединяют старый и новый сруб, включены в общую художественную систему - их концы обработаны крупной выкружкой и мелкой треугольной порезкой. Некоторые детали как гульбища, так и звонницы, замененные при ремонтах (причелины, декор кровли), несут на себе отпечаток измельченности и утраты старых форм, при явном стремлении им подражать.
К числу художественных деталей, как правило, редко сохраняющихся после приведения старых культовых зданий к «благолепному» виду, относится орнаментальная роспись балок висячего потопка - «неба». Уместно остановиться на характеристике этого перекрытия подробнее, тем более что в Волкостровской часовне оно подверглось меньшим искажениям, чем на других памятниках. «Небо» - самое распространенное перекрытие главной стопы во всех типах северных культовых сооружений, зародившееся сначала в восьмерике и перешедшее позже и на четверик. Оно представляет собой пространственно жесткую каркасную систему, в которой основные ее элементы - наклонные балки - нижними концами упираются в стены (в частных случаях - в проходящие вдоль стен балки), а верхними - в деревянное кольцо-замок. Вся эта система держится силами распора от собственного веса.
Обычно, как в данном случае, балок бывает двенадцать, причем восемь из них образуют восьмигранную пирамиду с четырьмя широкими сторонами, приходящимися против стен, и четырьмя узкими против углов помещения. Нижние концы каждых двух угловых балок соединяются короткими, образующими с углами сруба треугольник. По середине каждой большой грани проходит еще одна балка. Проемы каркаса закрываются щитами: центральное кольцо - круглым, грани пирамиды - треугольными со срезаннной вершиной, каждый из четырех углов - треугольным. Наряду со щитовым покрытием встречается и заполнение тесом «в елку». Врубка верхних концов балок в кольцо осуществляется посредством шипа - «косого зуба». Часто эти потолки, особенно старые, обветшавшие, для страховки прикрепляются к внутренним связям стопы веревкой, проволокой или железными хомутами, отчего их иногда неточно называют «подвесными». Вся внутренняя поверхность таких потолков покрывается живописью: щиты - иконописной тематикой, тябла - орнаментом. В случае покрытия «неба» тесом «в елку» живопись, как правило, отсутствует (Варзуга). Все двенадцать балок «неба» Волкостровской часовни И две балки, идущие вдоль поперечных стен, расписаны орнаментальным узором. Свободно трактованные мотивы цветов и трав образуют в пределах каждого тябла ритмический ряд из повторяющихся элементов. Вместе с тем характер орнамента каждого тябла и сам ритм его элементов не повторяется на других тяблах, что придает большую живописность всей системе, являющуюся характерной чертой древнерусского декоративного искусства.
Орнамент оконтурен тонкой черной прямой линией. Краска на прорисованный орнамент нанесена свободной кистью, иногда выходя за пределы контуров. Красочность живописной гаммы достигнута всего лишь тремя цветами, умело распределенными в пределах каждого орнаментального ряда: кинозарью, кармином и ультрамарином; кармином же окрашены и края тябл, образующие вместе с тонкими черными линиями рамку орнамента. Рисунок и цвет тябл Волкостровской часовни близок к росписи тябл старого иконостаса и «неба» в Преображенской церкви Кижей и Кондопожской церкви.
Резьба иконостаса, заменившего старый тябловый, очевидно, в конце XVIII века, более интересна мастерством резчика и не находится ни в какой связи с архитектурой интерьера часовни, представляя собой свободную интерпретацию барочных и классических мотивов.
Своеобразный интерес представляет роспись основания иконостаса, выполненная на деревянных прямоугольных панелях. Она, несомненно, является произведением народного творчества, отличаясь яркостью и разнообразием рисунка, также построенного на мотивах растительного орнамента, однако характер ee композиции, состоящей из повторяющихся клейм, вместе с геометричностью элементов придает этой росписи ковровый характер цветных набоек, что заметно отличает ее от свободной живописи тябл.
Волкостровская часовня может служить интересным примером перехода при перестройке от простого клетского типа здания к более сложному - шатровому на клетской основе. При этом перестроенное здание полностью сохранило художественный образ первоначального, так как перестройка велась мастерами, принадлежавшими к той же школе народного зодчества, творчество которых складывалось под благотворным воздействием лучших образцов русского деревянного зодчества ХVІІІ века.
Источник: Памятники деревянного зодчества Карело-Финской ССР. Ополовников А.В. 1955 г.
Totalarch