ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Насоновщина. Часовня Петра и Павла.


Насоновщина. Часовня Петра и Павла
Деревянная часовня. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Освящена в честь: Петра и Павла
Архитектурный стиль:Клетские храмы
Год постройки:Между 1650 и 1750.
Адрес:
Респ. Карелия, Медвежьегорский р-н, о. Волкостров, д. Насоновщина

Координаты: 62.118968, 35.205663
Входит в коллекцию:Шедевры деревянного зодчества
Проезд:От Петрозаводска теплоход "Комета" на Великую Губу до пристани Кижи, далее на лодке на север через пролив 6 км до острова.



Сортировка:

Часовня Петра и Павла, , Насоновщина, Медвежьегорский район, Республика Карелия
JohnIngham
25 июля 2013
Часовня Петра и Павла, северный фасад<br>, Насоновщина, Медвежьегорский район, Республика Карелия
северный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 июля 2011
Часовня Петра и Павла, вид с юго-востока<br>, Насоновщина, Медвежьегорский район, Республика Карелия
вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 июля 2011
Часовня Петра и Павла, южный фасад<br>, Насоновщина, Медвежьегорский район, Республика Карелия
южный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 июля 2011
Часовня Петра и Павла, вид с юго-запада<br>, Насоновщина, Медвежьегорский район, Республика Карелия
вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 июля 2011
Часовня Петра и Павла, северный фасад<br>, Насоновщина, Медвежьегорский район, Республика Карелия
северный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 июля 2011
Часовня Петра и Павла, западный фасад<br>, Насоновщина, Медвежьегорский район, Республика Карелия
западный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 июля 2011
Часовня Петра и Павла, вид с северо-запада<br>, Насоновщина, Медвежьегорский район, Республика Карелия
вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 июля 2011
Часовня Петра и Павла, , Насоновщина, Медвежьегорский район, Республика Карелия
yozik
10 июля 2009
Часовня Петра и Павла, , Насоновщина, Медвежьегорский район, Республика Карелия
yozik
10 июля 2009
Часовня Петра и Павла, , Насоновщина, Медвежьегорский район, Республика Карелия
JohnIngham
25 июля 2013
Часовня Петра и Павла, северная сторона, гульбище<br>, Насоновщина, Медвежьегорский район, Республика Карелия
северная сторона, гульбище
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 июля 2011
Часовня Петра и Павла, северный фасад (фрагмент)<br>, Насоновщина, Медвежьегорский район, Республика Карелия
северный фасад (фрагмент)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 июля 2011
Часовня Петра и Павла, ограждение площадки звона<br>, Насоновщина, Медвежьегорский район, Республика Карелия
ограждение площадки звона
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 июля 2011
Часовня Петра и Павла, , Насоновщина, Медвежьегорский район, Республика Карелия
yozik
10 июля 2009
Часовня Петра и Павла, , Насоновщина, Медвежьегорский район, Республика Карелия
yozik
10 июля 2009
Часовня Петра и Павла, , Насоновщина, Медвежьегорский район, Республика Карелия
JohnIngham
25 июля 2013
Часовня Петра и Павла, , Насоновщина, Медвежьегорский район, Республика Карелия
JohnIngham
25 июля 2013
Часовня Петра и Павла, , Насоновщина, Медвежьегорский район, Республика Карелия
JohnIngham
25 июля 2013
Часовня Петра и Павла, чиненые венцы, восточный фасад<br>, Насоновщина, Медвежьегорский район, Республика Карелия
чиненые венцы, восточный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 июля 2011
Часовня Петра и Павла, , Насоновщина, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 июля 2011
Часовня Петра и Павла, 10.06.1943.Происхождение: Архив Ларса Петтерссона. с сайта https://pastvu.com/p/250922<br>, Насоновщина, Медвежьегорский район, Республика Карелия
10.06.1943.Происхождение: Архив Ларса Петтерссона. с сайта https://pastvu.com/p/250922
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
10 июня 1943
Часовня Петра и Павла, Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva<br>, Насоновщина, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva
Наталия
6 июня 1941
Часовня Петра и Павла, Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva<br>, Насоновщина, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva
Наталия
6 июня 1941
Часовня Петра и Павла, вид с озера<br>, Насоновщина, Медвежьегорский район, Республика Карелия
вид с озера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 июля 2011



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


uchazdneg
 
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  7 ноября 2011

Часовня Петра и Павла с шатровой колокольней и с крытой галереей — гульбищем. Начало ее постройки исследователи относят к XVII в. Часовня была простейшей — клетской и состояла из собственно молельни и маленьких сеней, перекрытых тесом на два ската. Главное помещение постройки возвышалось над сенями и было увенчано небольшим барабанчиком с луковкой. Окончательно свое завершение часовня получила уже в следующем столетии, когда к ней была пристроена передняя часть — сени с девятистолбной колокольней. Исследования показали, что в XVII в. с западной, южной и северной сторон постройку окружала открытая галерея, которая имела общее перекрытие с основным объемом часовни.

Волкостровская часовня была очень скромно декорирована. И в настоящее время здесь можно видеть оконные наличники и широкую сливную доску, украшенные резным треугольным орнаментом. Внутри часовни сохранилось «небо», решенное традиционно. Все балки ярко расписаны растительным орнаментом из листьев, цветов и трав. В основном художник здесь использовал только три краски: ультрамарин, киноварь, краплак. Иконостас в часовне несомненно был тябловым, но в XVIII в. его заменили резным, сочетающим в себе элементы барокко и классицизма.

из: И.А.Бартенев, Б.Н.Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. Ленинград-Москва, «Искусство», 1968.


Воронов Юрий Викторович
 
Воронов Юрий ВикторовичАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 сентября 2013

Петропавловская часовня на Волкострове самая древняя и самая большая по размерам из сохранившихся в окрестных деревнях. Построена в два этапа. В XVII в. была построена главная клеть. Сени с шатровой звонницей были пристроены в сер. XVIII в. Постройка с южной и северной сторон обрамлена галереей - гульбищем. Подобное архитектурное решение уникально для деревень Заонежья. В 1960-х гг. часовня Петра и Павла реставрирована по проекту архитектора А. В. Ополовникова.

По материалам музея-заповедника "Кижи"


Елена Григорьева
 

Самая старая, самая большая и самая сложная по архитектурным решениям из всех часовен «Кижского ожерелья» Петропавловская часовня по общему мнению специалистов она и самая красивая. Заонежский стиль, жизнерадостный и нарядный, в то же время очень строг ко всякого рода «украшениям» и «красивостям». Расписные, кружевные терема здесь невозможны в принципе. И Волкостровская часовня сделана в заонежском стиле, но маленькие послабления всё же были допущены.

Строилась часовня в два приёма. Во второй половине XVII в. местные жители поставили здесь довольно большую и нарядную часовню, состоящую из высокой молельни и более низких сеней, которые потом стали трапезной. Вдоль северной и южной стен протянули галереи-гульбища с резными столбами и балясинами. Крыша у сеней и гульбищ общая, покрыта нарядным красным тёсом. Выше неё, вторым ярусом, устроена такая же крыша из красного теса над молельней. Над ней выступает небольшой восьмерик, рубленый в лапу, несущий барабан с довольно крупной главкой традиционной русской формы. Барабан и главка покрыты осиновым лемехом.

Дополнительным декоративным элементом являются полицы из остроконечных дощечек, оформляющие границу между восьмериком и барабаном. Обилием декоративных элементов, расположенных на разной высоте, старым мастерам удалось получить живую игру света и тени на белых крышах, на стенах сруба и, особенно, на ограждении и полу гульбищ. Это красиво. В XVIII в. часовню перестроили - с запада прирубили новые большие сени, над ними поставили колокольню со стройным шатром. Крыльцо устроили с севера. Южное гульбище продлили на всю длину нового здания.

Мастера, через 100 лет выполнявшие перестройку, сумели не только полностью сохранить старую часовню, но свое, уже гораздо более сложное сооружение, сумели создать в том же ключе, развив и усилив мажорные мотивы старой часовни. Следы перестройки практически незаметны, а общий новый образ получился настолько цельным, что остается только удивляться. Достаточно посмотреть, как точно высота и форма колокольни сочетаются со старым срубом часовни - не больше и не меньше, а именно так, как сделано. Несмотря на значительную разницу высот, колокольня и не подавляет старую часовню, и не отрывается от неё.

Здесь невольно вспоминается дошедшая до нас старинная северная подрядная грамота, в которой «мир», нанимая артель плотников для строительства церкви, даёт ей такое, исключительно точное техническое задание: «Рубить церковь… как мера и красота скажут»! Хотя специалисты и отмечают, что ко времени перестройки Мастера стали тяготеть к более простым решениям - упрощёнными сделаны наличники окон, подрезы брёвен дополнительных кронштейнов гульбища выполнены не криволинейными, как «старые», а прямыми. Но что касается чувства меры и красоты, то мастера 18 века не уступали своим дедам.

Осмотрите часовню, не спеша. Походите вокруг неё. У свежего неподготовленного человека обычно складывается не очень понятное впечатление. По внешним признакам - это типичное культовое сооружение, но в нём нет никакого «благолепия», слишком уж явны нарядность и жизнерадостность, особенно в солнечную погоду. Даже обязательных для заонежских часовен елей нет рядом. Не приходится говорить и об уединённости места и отрешённости от мирской суеты - часовня стоит прямо в деревне. Нет даже намёка на «святость» места, как в Подъельниках, - никаких аномалий. Часовни и церкви иногда ставили посередине деревни, чтобы организовать её центр, но Петропавловка, хотя и господствует над всей округой, стоит к деревне как-то боком, а своим парадным южным фасадом с просторным «гульбищем» выходит не на улицу деревни, а на пустой луг.

Во всём имеется явное несоответствие привычным понятиям. Причина в том, что наши сегодняшние представления о Храме не соответствуют представлениям тогдашних жителей Заонежья. Попробуйте посмотреть на часовню как на центр общественной жизни деревни, на сельский клуб XVII-XVIII в.в. и всё сразу встанет на место. Автор в этом убедился, когда оказался у часовни в составе многочисленной группы. Как только у её стен появилось много людей, часовня буквально проснулась, заиграла. Ей явно требуется живое окружение. При этом прямые линии углов срубов и коньков крыш перестали казаться жестковатыми, а стали необходимым противовесом неорганизованному и пёстрому многолюдью. Часовня была центром не одной, а трёх стоящих рядом деревень.

Луг, с южной стороны часовни, служил им общей площадью. Во время праздников молодёжь устраивала на лугу свои игрища. С южной галереи-гульбища смотрели на них старики. А если вспомнить, что на Пасху каждый желающий мог залезть на колокольню и звонить в колокол, сколько душа пожелает, то картина будет полной. Когда-то северные часовни одновременно выполняли роли храма, клуба и общественного центра. Сюда жители собирались и в горе, и в праздники, и для решения текущих общественных дел. Здесь же проходила вся земская деятельность, оживившаяся после «смутного времени» начала XVII в. Присмотритесь к гульбищам Петропавловской часовни, к развитым крыльцам Преображенской и Покровской церквей в Кижах - это же откровенные трибуны, которые и использовались по своему прямому назначению во время крестьянских сходов - «суёмов».

От часовни обычно не спешат уходить - место здесь действительно радостное, солнечное, а саму часовню можно рассматривать долго и, обходя ее, всё время находить что-то новое. Обратите внимание на наличники окон старого сруба – это старинная, отработанная до своего логического совершенства конструкция – два кронштейна, врубленные в стену, сверху на них положена широкая наклонная сливная доска с прикрепленным к ней снизу «подзором».

Все элементы покрыты крупной, хорошо читающейся резьбой – сливная доска треугольной, а подзор - городковой. Здесь в едином сплаве соединились: целесообразность, конструктивная простота и архитектурная выразительность – нестареющий классический канон. Однако в Петропавловке и он был несколько нарушен - не было «целесообразности» в таком наличнике, так как крыши гульбищ надёжно защищают окна от осадков. Мастера выбрали эту конструкцию из-за её декоративных возможностей. Более того, если подойти поближе, то можно увидеть, что все грани крупной резьбы наличников дополнительно покрыты своей мелкой, более сложной резьбой. Кто-то ведь сидел и резал эти наличники. А работа эта небыстрая.

Скорее всего заонежане вообще не спешили жить, а просто жили. Не строили времянок, откладывая постройку дворцов на потом, а всё, что делали, делали по тогдашним своим возможностям, основательно, без спешки и халтуры – не теряя себя. В результате мы, их потомки, имеем такое наследство, которым можем гордиться. А будут ли наши потомки лет через 100-200 гордиться тем, что мы понастроили?

На восьмерике колокольни сохранились следы краски (охра). Заонежане раскрашивали свои часовни. Балюстрада и низ столбов - красного цвета, верх столбов - синего, красными были причелины. Для наших современников цвет и фактура естественного дерева, конечно же, предпочтительней любых красок, но не надо забывать, что заонежане жили не в современных «каменных джунглях», а среди леса и деревянных срубов. Для них яркая раскраска часовен подчёркивала особенность, неординарность этих сооружений. Яркие северные часовни, видимо, хорошо смотрелись зимой на фоне снега и серого неба.

Уходя от часовни, обратите внимание на загадочный конёк над её молельней. На Руси верхнее горизонтальное бревно, защищающее ребро крыши от осадков, называют «коньком» потому, что торцы его обычно обрабатывают в виде груди и головы коня. Многие плотники, особенно беломорские поморы, работали в реалистической манере и действительно вытёсывали головы коней со всеми деталями, включая гриву. Как правило, это были настоящие произведения искусства. Но заонежане тяготели к более абстрактным формам. Только двумя линиями – верхним и нижним подрезами они создавали более обобщённые и выразительные образы. Такие коньки украшают в Заонежье даже амбары и бани.

Конёк молельни Петропавловской часовни примечателен тем, что по-разному выполнен с двух сторон. Слева - классический «конёк», в нём есть упругость, сила и в то же время задорность, радость жизни. Справа, если уж и возникают какие ассоциации с конём, то некормленым, из последних сил выволакивающим из болота «волокушу» – местное изобретение для здешних дорог, где несостоятельны не только телеги, но и «летние» сани. В чём здесь дело? Что хотел изобразить и достигнуть автор, в чем была его задача и сверхзадача?

http://vkizhi-ptz.ru/2018/02/02/chasovnya-petra-i-pavla/


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  11 октября 2024

«…Обилие текстов – явление, характерное для местной иконописи последней трети XVII – первой четверти XVIII в. Например, на нижней половине двучастной иконы «Избранные святые и Медост патриарх Иерусалимский», конца XVII в., из часовни во имя верховных апостолов Петра и Павла в д. Насоновщина на Волкострове, представлено чудо об исцелении скота патриархом Медостом. Верхняя часть фона заполнена подробным текстом, с указанием дня, месяца и года свершившегося события. Икона «Избранные святые и Медост патриарх Иерусалимский» относится к так называемым «северным письмам».

Живопись характерна для начитанного человека, получившего определенные навыки художественного мастерства. Вероятно, этот же мастер исполнил и другую икону «Богоматерь Тихвинская с праздниками» для Петропавловской волкостровской часовни. Лик Богородицы на иконе написан плоскостно, несколько неумело, робко, но именно эта трепетная робость при создании лика Пречистой трогает и покоряет. Центральное изображение обрамляют двенадцать праздничных клейм. В живописи клейм преобладают красный, зеленый, желтый цвета, они красиво оттеняются серебром, в большом количестве употребленном иконописцем при написании фона средника, одежд, нимбов, утвари, архитектурных деталей. Икона увлекает миниатюрностью письма клейм, тонким рисунком деталей, складывается впечатление, что этому мастеру приходилось работать с миниатюрой. Рассматривая эти две волкостровские иконы, можно предположить, что их писал либо начинающий иконописец, либо миниатюрист.

Иное впечатление оставляет храмовый образ «Петр и Павел с житием». Композиционно и живописно икона выгодно отличается от них. Здесь, как и на других иконах этого периода, активно используется серебро. Фон в среднике и фоны в клеймах, нимбы, поля покрыты листовым серебром. Общее композиционное построение, фигуры апостолов, их расположение и предстояние образу «Богоматерь Знамение», обрамление клейм – все перекликается с иконой из церкви во имя верховных апостолов Петра и Павла д. Лычный остров, которая датируется XVII в. Для средника иконописцы использовали общий прототип (что объяснимо – оба эти поселения Волкостров и Лычный остров в XVII столетии входили в состав Спасо–Кижского погоста). Различия заключаются в манере исполнения.

На лычноостровской иконе фигуры апостолов в среднике удлиненные, письмо относительно «сухое», на волкостровской – фигуры пропорциональны человеческому телу, исполнены живописно. На первой иконе апостолы обращают свой взор к Богородице, изображенной за чашеподобным сегментом неба, на другой – к Богоматери, вписанной в правильный полукруг. Кроме того, иконы отличаются по составу клейм, несмотря на их одинаковое количество. Например, лычноостровские клейма открывает сюжет «Сошествие Святого Духа на апостолов», а на волкостровской – избрание Христом первых учеников: Петра, Андрея, Иоанна. Сравнение этих икон убеждает в том, что иконники использовали одни и те же иконописные подлинники и прориси, которые берегли и передавали из поколения в поколение. Но в то же время иконописцы в зависимости от поставленной задачи вносили свои корректировки, сохраняя при этом основу композиции.

Волкостровские иконы писали мастера из популярной в конце XVII – начале XVIII в. в Заонежье иконописной мастерской, в составе которой было, вероятно, не менее трех иконников. Несмотря на разный уровень исполнения, их объединяет общность технических приемов и используемых пигментов. К работам начинающего мастера среди волкостровских икон можно отнести образ «Богоматерь Тихвинская с праздниками». Опытному мастеру принадлежат «Спас в силах», «Сошествие во ад», «Петр и Павел с житием», «Чудо Георгия о змие с житием»…»

Источник: Изучение и актуализация традиционной культуры (к 50-летию музея-заповедника «Кижи») (Кижский вестник. Выпуск 16) // Ред.-сост. кандидат исторических наук И.В.Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2016.

По материалам статьи: Фролова Г.И. (г.Петрозаводск) «Иконы в собрании музея-заповедника «Кижи» (формирование, изучение, характеристика коллекций)» на сайте музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru

Музей Кижи


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  27 октября 2024

Часовня расположена в некотором отдалении от береговой линии Онежского озера на ровной, свободной от деревьев территории, вблизи жилых домов деревни. Часовня деревянная, двухчастная, состоит из равношироких в плане, объединенных в одно помещение храмовой части и бывшей трапезной и сеней. Над сенями надстроена восьмигранная шатровая звонница. С южной и северной сторон часовни имеются крытые галереи на консолях-выпусках поперечных стен. Вход в часовню – с северной стороны через пристроенный к сеням каркасный тамбур с внутренней лестницей в две ступени. Широкая лестница для подъема на основной эксплуатационный этаж часовни находится в сенях.

Часовня разновысокая. Квадратное в плане первоначальное храмовое помещение выше остальных срубов, покрыто двускатной крышей гвоздевой конструкции. Сруб этой части часовни рублен «в обло», имеет повал в верхней зоне. Срубы бывшей трапезной и сеней ниже и покрыты общей двускатной гвоздевой крышей, которая одновременно является крышей галереи и продлена над ней до восточной стены молельни. Тес кровли по торцам имеет пикообразную порезку. Бревна западной стены бывшей трапезной соединены в углах с бревнами северной и южной стен от основания до пола галереи «в обло» с остатком, выше пола галереи рубкой «в лапу», «в чистый угол», «в крюк». Сруб сеней равен по ширине основному срубу и приставлен к нему встык, при этом в торцах бревен трапезной выбран паз, а бревна северной и южной стен сеней имеют гребень. Дополнительно стены двух срубов стянуты деревянными замками, расположенными под галерей и над ней. Соединение бревен западной стены сеней с бревнами южной и северной – рубкой «в обло». Срубы трапезной и сеней не имеют повала.

Молельня увенчана луковичной главкой с крестом, установленной на небольшой, выполненный из отесанных снаружи бревен восьмеричок, поставленный прямо на кровлю. Шатер звонницы также завершен небольшой главкой. Изнутри стены молельни и трапезной отесаны в прямой угол, в сенях – углы скруглены.

На северном фасаде имеется по одному окну в молельне и в трапезной, на южной – по одному в молельне, трапезной и сенях. Окна трехкосящатые, сопряжение вверху на ус с заплечиками, внизу – под прямым углом. Окна имеют металлическую решетку из полосы, наружные застекленные рамы. С наружи окна оформлены наличниками в виде сливной доски с поддерживающими ее элементами – кронштейнами и подзором, украшенными декоративной резьбой. Большинство элементов подлинное, историческое. Сохранилось несколько оригинальных дощатых ставень, располагаемых снаружи окна.

Двери из тамбура в сени и из сеней в трапезную – трехкосящатые, сопряжение косяков вверху «на ус» с заплечиками, внизу под прямым углом, косяки без скосов. Дверные полотна дощатые на шпонках, навешены на жиковинах. С наружной стороны помещений дверные полотна и косяки окрашены красной охрой. Двери из сеней на галереи трехкосящатые, с сопряжением косяков под прямым углом вверху и внизу. Входная дверь в тамбур двупольная, роль косяков играют элементы каркаса стен.

Имеется двухкосящатая невысокая дверца во фронтоне между чердаками трапезной и сеней. Дверь вела в существовавшую на период 1-го строительного этапа звонницу-балкон.

Декоративной резьбой украшены элементы галереи – резные столбы, балясины, подзоры, на звоннице – резные столбы, подзоры, порезкой оформлены причелины скатных кровель. Балясины ограждения галереи и звонницы одинаковые, плоские, дощатые, с контурной резьбой и одним сквозным кругом по центру балясины. Часть подзоров и резных столбов сохранились подлинные, часть дополнена при реставрации по образцам.

Сохранились следы покраски на элементах часовни. Окрашены красной охрой наружные стены звонницы, наружные поверхности дверей, элементы гульбища – обвязка, балясины. Столбы галереи и столбы звонницы имели многоцветную покраску, красная охра, желтая охра, синий цвет, зеленый, белый.

Иконостас часовни не сохранился, В интерьере часовни отсутствуют исторические элементы, предметы и оборудование. Сохранились несущие элементы потолка-неба с росписью – тябла, замковое кольцо. Иконы потолка-неба находятся в фондохранилище музея-заповедника «Кижи».

Часовня используется как объект экскурсионного показа с возможным проведением православных служб в «храмовый» праздник.

Экспозиционный сектор: Кижское ожерелье. Дата постройки: сер. XVIII в.; кон. XVIII – нач. XIX в.; кон. XIX – нач. XX в.; 1950-е годы. Место строительства: деревня Носоновщина, о. Волкостров, Медвежьегорский район. Габаритные размеры: 13.2×4.8×18.0. Материалы: cосна. Охранный статус: Объект культурного наследия федерального значения.

По материалам сайта Музей-заповедник «Кижи» 


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 февраля 2025

«…Постановка на открытой площадке предопределила композиционное решение другого заонежского памятника XVIII в.— Петропавловской часовни на Волкострове. Здание очень цельно — клети собственно часовни, трапезной и сеней с примыкающими к ним с юга и севера галереями-гульбищами объединены общей двускатной крышей, из которой на востоке вырастает уступом сруб собственно часовни с массивной главкой на восьмигранном постаменте, а на западе — колокольня с нарядной девятистолбовой звонницей, увенчанной шатром…»

Источник: Орфинский В. П. Деревянное зодчество Карелии. Карельск. организация Союза архитекторов СССР. - Ленинград: Стройиздат. Ленингр. отд-ние, 1972, стр. 66.

Источник


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  16 апреля 2025

Pассмотрение памятников в Кеми, Кижах и Кондопоге вскрывает коренные особенности искусства деревянной архитектуры, вводит нас в главное русло ее развития.

Однако для полноты представления о развитии ведущего типа русского деревянного зодчества весьма плодотворным является определение воздействия, которое оказывал этот ведущий тип на архитектуру массовую, рядовую, более скромную и многочисленную. Иными словами, наряду с высшими образцами деревянной архитектуры, полнее всeгo отразившими передовые идеи исторических эпох и в свою очередь создавшими эпохи в архитектуре, следует остановиться на памятниках архитектуры небольших населенных пунктов, не претендовавших на ведущую роль, но тем не менее складывавшихся под влиянием широко известных и популярных в народе сооружений. К числу таких памятников и относится Волкостровская часовня.

Деревня Волкостров раскинулась по берегу одного из многочисленных островков Онежского озера, находящегося в 5 км от Кижского острова. Она являлась одной из тех 130 деревень и починков, которые составляли жизнеспособный и деятельный социально-экономический организм Кижского погоста. Архитектурным центром деревни является Петропавловская часовня.

Архитектура часовни весьма проста: это небольшая, прямоугольная в плане клеть (4,513 м), разделенная на две части - собственно часовню и сени с внутренней лестницей, выходящей на северную сторону крытым каркасным крыльцом; с северной и южной сторон часовню охватывают висячие, на кронштейнах, галереи-гульбища с выходами на них из сеней. Максимальная ширина здания вместе с гульбищами и крыльцом 9 метров. Весь сруб с гульбищами крыт двускатной кровлей, над которой возвышается с востока вторая двускатная кровля сруба - собственно часовни с массивной главкой на небольшом восьмерике, а с запада, над входом - шатровая девятистолбовая колоколенка. При всей простоте этого решения ряд художественных особенностей здания - ясное членение оснозных масс, живописно уравновешенный силуэт, разнообразие композиционных приемов и тонко прорисованные детали декора - со всей очевидностью говорят, что перед нами произведение большого искусства.

Точная дата постройки часовни неизвестна, но исследование памятника убеждает в том, что возведение его основных частей производилось неодновременно и что свою окончательную художественную завершенность памятник получил примерно в середине Х?ІІІ века. Наиболее древней частью памятника, которая может быть датирована по характеру архитектурных и конструктивных деталей и состоянию сруба концом Х?ІІ века, является сруб собственно часовни, также имевший ранее двухчастный план с небольшими сенями и главным помещением, близким к квадрату со стороной 5 метров.

Первоначальный вид Волкостровской часовни был почти аналогичен клетским часовням, существующим и поныне во многих пунктах Карело-Финской ССР и прилегающих районах Архангельской области, и отличался от них только наличием гульбища. Очевидно, в середине XVIII века к старому срубу были пристроены новые сени с шатровой колокольней над ними и крыльцом, что увеличило общий объем здания почти вдвое. При этом были продолжены гульбища на всю длину пристройки и перебраны верхние части северной и южной стены старых сеней. Вся основная часть часовни осталась без изменения.

Этот путь от простейшего клетского типа к более развитому и выразительному решению - к постановке шатра еще раз убеждает нас в том, насколько ведущий тип шатровой архитектуры соответствовал эстетическим особенностям народа. Прогрессивность второго этапа развития памятника несомненна, так как внесенные им изменения были направлены к усилению и развитию идейно-художественной основы, заложенной в первоначальном ядре, и осуществлялись в рамках одной общей архитектурно-строительной культуры.

Помимо шатра, конструкций и декора звонницы общность архитектурно-строительной культуры наглядно выступает как самих срубах в виде аналогичных приемов рубки углов, кронштейнов гульбища, кровельных слег, так и в тождественности деталей: косящатых окнах, столбах, подзорах и пр. Ho при сравнении этих сходных деталей в двух частях памятника, возникших в разное время, становится очевидным и их различие, которое выражается, главным образом, в некоторой утрате тонкости обработки декора и в стремлении к большему обобщению форм. Так, выпуски гульбища, повторяя размеры и общие формы старых, уже не имеют присущих им криволинейных очертаний; окна, при полной тождественонсти конструкции, в новой части сруба лишены наличников; подзоры, при одинаковых размерах и общем ритме отверстий, получили меньший диаметр этих отверстий, а их зубцы и выкружки - граненые очертания вместо криволинейных. Этот характер деталей новой части здания свидетельствует о менее высокой художественной культуре строителя, выполнившего их, по сравнению с зодчим старой части.

Наслоения конца XIX века не оставили столь губительных последствий на Волкостровской часовне, как на других ведущих памятниках деревянного зодчества. Тесовой обшивкой были покрыты торцовые стены, Восьмерик колокольни и крыльцо, которое получило и новую конструкцию. От старого крыльца при этом осталось только основание - четырехвенцовый сруб с лестницей, а вся его прежняя верхняя часть с каркасным ограждением типа, сохранившегося в Кемском соборе, была утрачена. Балясник звонницы получил рисунок, не характерный для дерева, подражающий металлическому литью балконных ограждений на городских купеческих особняках этого времени. Лемех обеих главок был заменен железной кровлей, с утратой гонтового воротника на стыке шатра и шейки глазки. Резные детали гульбища и звонницы — столбы, подзоры, балясник, так же как и причелины кровли и обшитые стены, были покрыты яркой масляной раскраской - зеленой, красной, голубой и желтой. В интерьере стена, разделявшая сени и главное помещение в старом срубе, и расположенная вдоль нее скамья были уничтожены. Вместе с этим появились киоты с литографскими иконами в центре. Несмотря на перечисленные искажения, Волкостровский памятник сохранил основные архитектурные формы и ряд характерных деталей.

Наибольший интерес представляют оконные наличники, сохранившиеся на Севере в крайне редких случаях: на очень немногих домах начала ХІХ века, на Кондопожской церкви (одно окно), Муезерском погосте и некоторых других. В Волкостровском памятнике стены, на которых находятся эти наличники, избежали тесовой обшивки и, кроме того, они хорошо защищены от осадков кровлей гульбища, что и определило их сохранность. Наличники состоят из двух кронштейнов, укрепленных в стене, верхней широкой сливной доски, уложенной наклонно на кронштейны, и подзора, прибитого кронштейнам с лицевой стороны. Нижний край сливной доски имеет характерную порезку треугольниками, а подзор - «городком». Ребро кронштейна также покрыто мелкой резьбой, а само тело его прорезано звездообразным отверстием. Оригинальна и вместе с тем проста конструкция оконных переплетов, которые представляют собой легко разбирающуюся рамку, жестко скрепленную в углах замковыми врезками без применения нагелей (обычных в более поздних переплетах). Существенным качеством этих наличников, отличающим их от всего многообразия форм более поздних накладных, чисто декоративных, является то, что они выполняют и функцию защиты окна от осадков.

Известно, что участок сруба, находящийся непосредственно под окном, - одно из мест, наиболее часто поражаемых гнилью. При отсутствии «слезника» внизу оконного переплета того времени верхняя сливная доска этих наличников являлась наиболее рациональной деталью, отводящей воду от сруба, что обеспечило господство данного типа наличников в классическом деревянном зодчестве. Одновременно вся система верхней сливной доски, подзора и боковых кронштейнов с их порезкой образовывала нарядное венчание оконного проема. Будучи вызван к жизни одновременно практической необходимостью и эстетическими потребностями, тип этих наличников представляет собой убедительный пример возникновения такой подлинно архитектурной формы, где целесообразность находится в неразрывной связи с художественно образной выразительностью. Это качество единства двух начал утрачивается в более поздних декоративных наличниках, несмотря на их несомненные художественные достоинства.

Композиция «клетской» часовни свидетельствует о тесной связи этого типа деревянного культового зодчества с архитектурой жилья. Особенно ярко эта связь выступает в наличии гульбища на Волкостровской часовне, которое представляет разновидность галерей, широко распространенных в жилой архитектуре Заонежья. Основой его служат выпуски бревен поперечных стен, соединенные по концам продольной бревенчатой обвязкой. Декор окончаний выпусков, не ослабляя рабочего сечения, крупными и упругими линиями контуров подчеркивает их конструктивный смысл. Резные столбы, декор которых построен на контрасте мелких прямоугольных и крупных криволинейных элементов, поддерживают верхнюю обвязку галерей, являющуюся опорой для кровли. Ограждение гульбища составляет плоский балясник, который в ХVIII веке прочно входит в народное деревянное зодчество, вытесняя прежние ограждения из горизонтально уложенных досок.

Рисунок старых балясин, сохранившихся среди более поздних, отличается своеобразной переработкой каменных форм, сочным и уверенным очертанием контуров. Подзоры между столбами, с их ажурной резьбой в виде круглых отверстий и чередующихся парных зубов и плавных кривых смягчают четкость линий верхних обвязок. Этот рисунок подзора широко распространен на всех без различия постройках народного деревянного зодчества, начиная от торжественных храмов и кончая амбарами и банями, как в Карело-Финской ССР, так и за ее пределами. Обращает на себя внимание, что даже такие детали, казалось бы, не имеющие связи с архитектурным решением здания, как деревянные сжимы, которые соединяют старый и новый сруб, включены в общую художественную систему - их концы обработаны крупной выкружкой и мелкой треугольной порезкой. Некоторые детали как гульбища, так и звонницы, замененные при ремонтах (причелины, декор кровли), несут на себе отпечаток измельченности и утраты старых форм, при явном стремлении им подражать.

К числу художественных деталей, как правило, редко сохраняющихся после приведения старых культовых зданий к «благолепному» виду, относится орнаментальная роспись балок висячего потопка - «неба». Уместно остановиться на характеристике этого перекрытия подробнее, тем более что в Волкостровской часовне оно подверглось меньшим искажениям, чем на других памятниках. «Небо» - самое распространенное перекрытие главной стопы во всех типах северных культовых сооружений, зародившееся сначала в восьмерике и перешедшее позже и на четверик. Оно представляет собой пространственно жесткую каркасную систему, в которой основные ее элементы - наклонные балки - нижними концами упираются в стены (в частных случаях - в проходящие вдоль стен балки), а верхними - в деревянное кольцо-замок. Вся эта система держится силами распора от собственного веса.

Обычно, как в данном случае, балок бывает двенадцать, причем восемь из них образуют восьмигранную пирамиду с четырьмя широкими сторонами, приходящимися против стен, и четырьмя узкими против углов помещения. Нижние концы каждых двух угловых балок соединяются короткими, образующими с углами сруба треугольник. По середине каждой большой грани проходит еще одна балка. Проемы каркаса закрываются щитами: центральное кольцо - круглым, грани пирамиды - треугольными со срезаннной вершиной, каждый из четырех углов - треугольным. Наряду со щитовым покрытием встречается и заполнение тесом «в елку». Врубка верхних концов балок в кольцо осуществляется посредством шипа - «косого зуба». Часто эти потолки, особенно старые, обветшавшие, для страховки прикрепляются к внутренним связям стопы веревкой, проволокой или железными хомутами, отчего их иногда неточно называют «подвесными». Вся внутренняя поверхность таких потолков покрывается живописью: щиты - иконописной тематикой, тябла - орнаментом. В случае покрытия «неба» тесом «в елку» живопись, как правило, отсутствует (Варзуга). Все двенадцать балок «неба» Волкостровской часовни И две балки, идущие вдоль поперечных стен, расписаны орнаментальным узором. Свободно трактованные мотивы цветов и трав образуют в пределах каждого тябла ритмический ряд из повторяющихся элементов. Вместе с тем характер орнамента каждого тябла и сам ритм его элементов не повторяется на других тяблах, что придает большую живописность всей системе, являющуюся характерной чертой древнерусского декоративного искусства.

Орнамент оконтурен тонкой черной прямой линией. Краска на прорисованный орнамент нанесена свободной кистью, иногда выходя за пределы контуров. Красочность живописной гаммы достигнута всего лишь тремя цветами, умело распределенными в пределах каждого орнаментального ряда: кинозарью, кармином и ультрамарином; кармином же окрашены и края тябл, образующие вместе с тонкими черными линиями рамку орнамента. Рисунок и цвет тябл Волкостровской часовни близок к росписи тябл старого иконостаса и «неба» в Преображенской церкви Кижей и Кондопожской церкви.

Резьба иконостаса, заменившего старый тябловый, очевидно, в конце XVIII века, более интересна мастерством резчика и не находится ни в какой связи с архитектурой интерьера часовни, представляя собой свободную интерпретацию барочных и классических мотивов.

Своеобразный интерес представляет роспись основания иконостаса, выполненная на деревянных прямоугольных панелях. Она, несомненно, является произведением народного творчества, отличаясь яркостью и разнообразием рисунка, также построенного на мотивах растительного орнамента, однако характер ee композиции, состоящей из повторяющихся клейм, вместе с геометричностью элементов придает этой росписи ковровый характер цветных набоек, что заметно отличает ее от свободной живописи тябл.

Волкостровская часовня может служить интересным примером перехода при перестройке от простого клетского типа здания к более сложному - шатровому на клетской основе. При этом перестроенное здание полностью сохранило художественный образ первоначального, так как перестройка велась мастерами, принадлежавшими к той же школе народного зодчества, творчество которых складывалось под благотворным воздействием лучших образцов русского деревянного зодчества ХVІІІ века.

Источник: Памятники деревянного зодчества Карело-Финской ССР. Ополовников А.В. 1955 г.

Totalarch



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.