ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Москва. Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (старый).


Собор.  Утрачен.  
Престолы:Казанской иконы Божией Матери, Аверкия Иерапольского
Год постройки:Между 1620 и 1636.
Год утраты:1936 (снесен)
Адрес:
Россия, город Москва, улица Никольская, 3.

Координаты:55.755444, 37.619204
Проезд:м. "Площадь Революции", "Охотный ряд"




Добавить фотографию
Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (старый) - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Реставрация Казанского собора.1928—1929 год источник https://pastvu.com/p/205175
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 июля 1929
Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (старый) - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Фото с сайта http://sontucio.livejournal.com
Андрей Агафонов
1 января 1928
Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (старый) - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Никольская улица.1900-1910 годами (направление съемки — юго-запад) Источник http://oldmos.ru/old/photo/view/72075
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1910
Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (старый) - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Казанский собор.Источник: Книга "Russia in photographs" 1910 году (направление съемки — северо-восток) Источник http://oldmos.ru/old/photo/view/77009
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1910
Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (старый) - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Фото с сайта http://humus.livejournal.com/
Андрей Агафонов
1 января 1910
Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (старый) - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
«Бумажные сокровища» далее виден Собор Спаса Нерукотворного Образа Заиконоспасский монастырь
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Антипин
1 июня 1900
Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (старый) - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. I: Кремль и Китай-город. М., 1883
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 мая 1882
Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (старый) - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Фото с сайта http://sontucio.livejournal.com/330376.html
Андрей Агафонов
??
Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (старый) - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Фотография с сайта pastvu.ru Фото 1930-1936 гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (старый) - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Рис. из книги "Москва. Снимки с видов местностей, храмов, зданий и других сооружений" М 1886.
Андрей Агафонов
1 января 1860




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин,  29 января 2006

Храм в честь Казанской иконы Божьей Матери был сооружен на Красной площади на вклад князя Дмитрия Пожарского в благодарность Богу за победу над поляками в 1620 году. В 1650 году была выстроена колокольня храма. Храм неоднократно перестраивался. А в 1936 году был окончательно разобран. Воссоздан в 1990-1993 гг. по обмерам архитектора П.Д. Барановского, который успел до уничтожения собора произвести обмер при его реставрации в 1925-1930 гг.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  8 октября 2016

Казанской иконы Божией Матери на Красной площади собор

Красная площадь – главная площадь Москвы, на которой с древних времен стояли два выдающихся памятника русской военной славы. Это собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, возведенный в честь победы над татарами, и собор Казанской иконы Божией Матери, поставленный в память освобождения Москвы от польских интервентов и окончания Смутного времени.

В 1612 г. к Москве подошло русское войско, руководимое князем Д.М. Пожарским и купцом К. Мининым. Как главную святыню они имели с собой список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. 22 октября русским ополчением приступом был взят Китай-город и окружен Кремль. Успех этого штурма современники связали с покровительством Божией Матери и помощью чудотворной Казанской иконы. Тогда князь Д.М. Пожарский дал обет построить в память этого дня храм в честь этой иконы. Через пять дней поляки, сидевшие в Кремле, сдались.

После взятия Кремля Пожарский поместил икону в своем приходском храме Введения на Лубянке, где для нее на средства князя был выстроен специальный придел. Позднее, по инициативе патриарха Филарета при активном участии Пожарского, на Красной площади был построен деревянный Казанский собор в честь чудотворной иконы. По велению царя Михаила Федоровича и благословению патриарха Филарета князь Д.М. Пожарский украсил этот образ «многой утварью». «Новый летописец» сообщает, что царь Михаил Федорович, узнав о чудесах, происходивших от иконы во время боев с гетманом Ходкевичем и взятия Москвы в октябре 1612 г., повелел установить празднование чудотворного образа и крестные ходы из Кремля в новопостроенную церковь. Первый ход совершался в день обретения иконы в Казани – 8 июля, второй – в день взятия Китай-города – 22 октября. Крестные ходы «к Пречистой Казанской» с самого их установления считались большими, т.е. в них принимал участие не только патриарх, но и царь. Крестный ход шел из Успенского собора через Спасские ворота к Лобному месту и далее – к Казанскому собору. У Лобного места от большого крестного хода отделялись малые и шли «по градам», т.е. по стенам Китай-города, Белого и Земляного города. Священники кропили святой водой стены городских укреплений, чем подчеркивалось охранительное значение иконы Казанской Божией Матери. Местные крестные ходы продолжались вплоть до 1765 г., когда они были отменены из-за того, что стены к тому времени частично были разобраны, а частично развалились так, что ходить по ним стало опасно.

В 1632 г. деревянный храм во имя Казанской Божией Матери сгорел, и на его месте в 1635–1636 гг. подмастерьем каменных дел Обросимом Максимовым был выстроен каменный собор. Новый храм освятили 16 октября 1636 г. в присутствии царя Михаила Федоровича и патриарха Иоасафа. В нем был устроен северный придел равноапостольного Аверкия Иерапольского, чей праздник также приходится на 22 октября. Он был освящен осенью 1637 г. Собор был построен в формах, характерных для времени царей Федора Ивановича и Бориса Годунова. Это бесстолпный храм с приделом, который по форме повторял главный храм, но в уменьшенном виде. Непосредственными прототипами служили Малый собор Донского монастыря (1591 год) и церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (1626 год). Но были и новые черты в архитектурном облике. Во-первых, придел в храме был всего один, и вся композиция получилась асимметричной. Собор имел всего одну апсиду, выступающую далеко на восток. Верх имел горку кокошников, но расположены они были в шахматном порядке, а не один над другим, как в постройках годуновского времени. Кокошники были не только большие, они чередовались с маленькими, почти игрушечными. Нижний ряд не отделялся карнизом от стены, что было нетипично как для более раннего периода, так и для большинства построек XVII века. Стена была разделена на прясла лопатками, а в прясла поместили окна, чья верхняя часть наличников входила в кокошники нижнего пояса. Весь облик храма был очень торжественный, праздничный, что отвечало идее постройки. Его внешняя декорация была уникальна и почти нигде не повторялась. В 1640-х годах справа от главной церкви был построен южный придел святителя Гурия, архиепископа Казанского, и святителя Варсонофия, епископа Тверского, после чего композиция всего храма стала симметричной. Новый придел освятили 3 октября 1647 г. Около 1800 г. при расширении Никольской улицы его разобрали и возобновили только в новом храме. К 1650 г. перед собором построили новую паперть и колокольню. Колокольня была одной из первых шатровых звонниц в Москве.

В XVII веке Казанский собор считался одним из главных соборов Москвы, его священники занимали высокое место в церковной иерархии. В середине XVII века царь Алексей Михайлович приближал к себе молодых талантливых священников из провинции. Он собрал вокруг своего духовного отца Стефана (Вонифатьева) кружок «Ревнителей благочестия», в который входили будущие форматоры церкви и ярые противники этих реформ. Будущий патриарх Никон был сделан настоятелем Новоспасского монастыря, в котором была фамильная усыпальница Романовых. Священники Иоанн (Неронов) и Аввакум (Петров) были назначены в причт Казанского собора, где служили до начала раскола и своей ссылки.

В XVIII веке собор несколько изменил свой внешний вид: кокошники в 1730-е гг. были перекрыты горизонтально двумя полосками кровли. Потом кровлю перекрыли просто на четыре ската. Тогда же на главке собора сделали люкарны, сверху поставили еще маленькую луковицу. В 1801 г. собор лишился своей шатровой колокольни. Новая двухъярусная колокольня была выстроена в 1805 г. в стиле классицизм. Ее поставили в центре западного фасада над входом на паперть. Несколько раньше были снесены южный придел и галерея, шедшая по южному фасаду. Южный фасад получил строгую классическую обработку, для чего были стесаны лопатки и наличники, не отвечающие вкусам этого времени. В 1865 г. на колокольне надстроили третий ярус, тогда же еще раз переделали фасады собора. Он очень красиво смотрелся рядом с Верхними торговыми рядами, построенными архитектором О.И. Бове в 1813–1816 гг. В середине XIX века в храме сделали новый иконостас, а в 1873 г. заново расписали стены.

В 1923–1933 гг. под руководством выдающегося архитектора и реставратора Петра Дмитриевича Барановского (1892–1984) собор был отреставрирован. Пока шла реставрация, храм закрыли (1930 г.). Вскоре после завершения работ, в 1936 г. он был уничтожен. В 1937 г. на его месте был поставлен павильон в честь III Интернационала с фонтаном, а позже и другие сооружения. Проект восстановления собора составил архитектор Олег Журин, ученик Барановского. Ему Барановский перед смертью передал все свои обмеры и другие материалы по Казанскому собору, завещая восстановить храм.

Казанский собор воссоздали за три года. Освящен он был 4 ноября 1993 г. Восстановили его в первоначальных формах, с шатровой колокольней, двумя приделами и галереей-папертью.

Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  26 февраля 2017

Казанский у Воскресенских ворот собор с приделом Аверкия Иерапольского чудотворца, стенами, кроме того, что от подорвания арсенала и Кремля крышки во многих местах пробиты, от пожара цел; утварь церковная золотая и серебряная с драгоценною ризницею вся без остатка разграблена. По освящению настоящего храма служба в нем продолжается. Приходских дворов не имелось, а содержится собор на жалование.

Протоиерей Иоанн Сергеев, у него собственный дом частью сгорел; священник Николай Яковлев, у него собственный деревянный дом сгорел; дьячок Андрей Васильев, у него дом собственный, деревянный сгорел; у других священника и диакона дома целы, у дьячка второго дома не было.

Скворцов Н.А. «Материалы для истории церквей Московской епархии в эпоху войны 1812 года». Выпуск 1. Москва, «Русская Печатня». Садово-Триумфальная, 1911 г.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  12 октября 2017

Существовавший ранее Казанский собор находился на углу Красной площади и Никольской улицы. Построен был князем Дмитрием Михайловичем Пожарским в честь Казанской иконы Божией Матери по поводу освобождения в 1612 г. Москвы от поляков, освящен в 1636 г.

Свой древний наружный вид собор утратил в XIX в. после обновления 1825 г. и постройки колокольни в 1865 г. Внутри сделан новый иконостас на древние иконы в 1849 г., а существующая стенопись исполнена в 1873 г. Придел один, северный, освященный во имя Равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, память которого празднуется 22 октября.

Казанская икона Божией Матери чудесно явилась в г. Казани в 1579 г.; и в честь иконы был установлен праздник на 8 июля, а служба была написана местным священником о. Ермолаем, который позже в 1606 – 12 гг. с именем Ермогена был в Москве всероссийским патриархом.

В 1612 г. бедствовали православные по всей России; самую Москву надо было освобождать от засевших в ней поляков. По грамотам вдохновленных св. Ермогеном властей Троицкой Лавры собралось ополчение Минина и Пожарского, одушевленное одною общею мыслью: «умрем за веру православную!». При войске, как его главная святыня, находилась Казанская икона Божией Матери; молитвам перед Казанскою иконою наши великие предки приписывали свои военные успехи.

В день 22 октября 1612 г. князь Д. М. Пожарский взял Китай-город, вследствие чего сдались и сидевшие в Кремле поляки. Тогда был установлен второй праздник Казанской Божией Матери 22 октября.

Икону князь Д.М. Пожарский поместил сначала в своей приходской церкви Введения на Лубянке, и туда ежегодно стали совершаться крестные ходы. Когда был построен Казанский собор, в него была перенесена святая икона, богато украшенная в 1625 г. тем же князем Пожарским, и сюда же с тех пор совершаются крестные ходы 8 июля и 22 октября.

По своему местоположению Казанский собор оказывается первою для приезжающих в город церковью, находясь почти при самом въезде через Воскресенские ворота. Вследствие этого установился обычай еще одного крестного хода. Когда вступает на Московскую кафедру новоназначаемый митрополит, он приезжает к Казанскому собору, здесь облачается и отсюда торжественно с крестным ходом шествует в Успенский собор, где и служит свою первую архипасторскую в Москве литургию.

«Указатель церквей и часовен Китай-города». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, д. № 14, 1916 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.