ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Москва. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках.


Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы, "Неопалимая Купина" иконы Божией Матери, Феодора Тирона
Архитектурный стиль:Узорочье
Год постройки:Между 1649 и 1652.
Адрес:
г.Москва, ул. Малая Дмитровка, 4

Координаты:55.76705, 37.60687
Проезд:м. "Пушкинская", "Чеховская"


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Чупринин Михаил
14 августа 2006
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Олег Гусаров
10 февраля 2005
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
evg.izmailov
11 февраля 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
JuNe
30 ноября 2005
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Олег Гусаров
26 июня 2005
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Олег Гусаров
26 июня 2005
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Олег Гусаров
26 июня 2005
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Олег Гусаров
10 февраля 2005
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Олег Гусаров
10 февраля 2005
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 ноября 1994
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Hramsohran
9 мая 2015
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
oldboy
6 марта 2015
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Москва. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
6 июля 2013
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Иванов Дмитрий
24 февраля 2008
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
JuNe
30 ноября 2005
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Олег Гусаров
26 июня 2005
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Олег Гусаров
26 июня 2005
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Олег Гусаров
26 июня 2005
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Олег Гусаров
26 июня 2005
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Олег Гусаров
26 июня 2005
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
8 июля 2015
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Ежегодник Музея архитектуры. 1(1936) / Под ред. проф. А. И. Некрасова; Всес. акад. архитектуры. - Москва : Изд-во Всес. акад. архитектуры, 1937
Лобготт Пипзам
1 января 1936
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
1900-1903 годами (направление съемки — северо-восток) Фото с http://oldmos.ru/old/photo/view/87574
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1903
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Церковь Рождества Богородицы в Путинках.1885-1890 годами (направление съемки — юго-восток) Источник http://oldmos.ru/old/photo/view/87661
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1890
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1877
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Фото с сайта http://sontucio.livejournal.com/330376.html
Андрей Агафонов
??
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
фото с сайта pastvu.com
Андрей Агафонов
??
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
фото с сайта pastvu.com
Андрей Агафонов
??
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Фото с сайта http://andcvet.narod.ru
Андрей Агафонов
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Анонимный участник,  13 января 2011

Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках, церковь

Деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы известна с 1625г. как церковь на Старом посольском дворе, за Тверскими воротами на земле Новой слободы. В 1648г. деревянная церковь сгорела, и прихожане храма, через Иерусалимского патриарха Паисия, остановившегося в ту пору в Москве, попросили царя Алексея Михайловича выделить сумму на постройку каменной церкви. Ее придел впервые на Руси был освящен в честь иконы Божией Матери Неопалимая Купина, оберегающей от пожаров. Церковь стала одним из последних шатровых храмов, построенных на Руси, в виду запрещения Патриархом Никоном в 1653 году их строительства . Придел "Неопалимой Купины" находится с северной стороны храма и построен одновременно с церковью и шатровой колокольней. Придел Федора Тирона в трапезной палате относится к началу XVIII в. Западный вход в храм устроен в 1864г. по проекту архитектора Завьялова. Известно, что раньше на колокольне было 9 колоколов. Один из которых, был отлит известным русским литейщиком Иваном Федоровичем Маториным (р. ранее 1687 — ум. 1735), чьими руками было отлито большое количество крупных колоколов для Москвы, Петербурга, Киева, Старой Руссы.

Храм представляет собой узкий, вытянутый поперечно двухсветный четверик, завершённый тремя шатрами (что, по-видимому, является повторением завершения предшествующей деревянной церкви). Звонница восьмигранная, шатровая, расположенная между приделом и храмом, стоит на сводах трапезной. Композицию дополняет крупное шатровое крыльцо на западном фасаде трапезной, вынесенное на Малую Дмитровку (восстановлено в 1957 г.). В оформлении фасадов церкви использованы стрельчатые кокошники, колончатые килевидные наличники и сложные раскрепованные карнизы, характерные для XVI века.

После революции 1917г. храм был закрыт не сразу. В 1930-х гг. в храме служила братия Высокопетровского монастыря. После закрытия храма в 1938г. в нем долгое время располагались конторы, затем репетиционный зал московской дирекции "Цирк на сцене". Постепенно здание храма пришло в критическое состояние, и в 1959-1960 гг. под руководством архитектора Николая Николаевича Свешникова была проведена его комплексная реставрация.

В 1990г. храм возвращен верующим.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  25 декабря 2018

Рождество-Богородичный храм в Путинках необычен, его не спутаешь с какой-нибудь другой церковью. На его стенах трудно найти ровную поверхность - настолько разнообразен и богат его декор. Игорь Грабарь отмечал в этой связи: "Колокольня и храм Неопалимой Купины, перекрытые кокошниками "вперебежку", испещрены сверху донизу. Здесь есть всё, что выработало московское зодчество в трактовке уборных частей. Несколько строже главный храм, отличаясь гладью стен. Отметим особенность устройства верха храма Неопалимой Купины, где всё подготовлено к постановке главки вместо шатра; обычный восьмерик превращён в круглую шею со всей присущей ей обработкой". Искусствовед И. Л. Бусева-Давыдова указывала, что Рождество-Богородицкой церкви есть "родня" - таковой, например можно считать храм Троицы в Никитниках. Однако внешний вид путинковской церкви всё равно никак не назвать типичным. "Придел Неопалимой Купины и основной храм расположились по отношению друг к другу достаточно случайно, внутренняя структура здания снаружи читается с трудом... Нарушения тектоники, логики конструкции в этом памятнике настолько нарочиты, что, очевидно, являются програмными. Формы становятся своевольными, непослушными, склонными к саморазрушению", - пишет исследовательница.

Основной объём храма Рождества Богородицы в Путинках не поражает большими размерами. По форме он напоминает сильно вытянутый прямоугольник, увенчанный снаружи тремя шатрами, стоящими на глухих барабанах. Едва ли не самый заметный элемент храма - те самые шатры, венчающие и основной объём, и придел иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", и соединяющую их колокольню. Маленькие шатры водружены на барабаны большого размера. Поверх них расположены маленькие барабаны, отделяющие шатры от глав. Что касается шатра на приделе с северной стороны, то его световой барабан более узкий. Богородичный храм венчают пять ярко-голубых глав, в ясную погоду сливающихся с небом. Их цвет менялся с течением времени. Они были и зелёными, и золотыми, однако всегда оставались узнаваемыми - вне зависимости от цвета. Как и у других шатровых храмов, отличительной особенностью архитектуры Богородицкой церкви являются кокошники. Они опоясывают основания всех шатров и барабанов. Барабаны основного объёма окружает аркатура с остроконечными завершениями. Возле маленьких барабанов под главками также имеется три яруса кокошников. С востока к храму примыкают низкие апсиды, с запада - довольно вместительная и не очень высокая трапезная. На южной стороне находится придел во имя мученика Феодора Тирона, на северной стороне размещён придел иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" с декоративным шатром на световом барабане. Между ними и северной стеной храма высится шатровая колокольня. Декор необыкновенно разнообразен. Так, в завершении наличников используются треугольные и полукруглые фронтоны. В фасадной части придела иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" из шести колонок верхнего яруса четыре отличаются от нижних. Горизонтальная тяга словно делит здание на две половины.

При взгляде со стороны кажется, что храм - двухэтажный. Среди архитектурных "родственников" Рождество-Богородицкой церкви можно назвать, помимо столичной церкви Троицы в Никитниках, московские храмы Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково, храм святителя Николая Мирликийского в Хамовниках, ярославский храм Илии Пророка. Вход в храм оформлен выразительным крыльцом, увенчанным шатром с крестом. На внешних стенах - мозаичные изображения Спасителя и Божией Матери. Интерьер Рождество-Богородицкого храма выглядит достаточно скромно. Прежний иконостас в советские годы, когда церковь использовалась не по назначению, оказался утрачен. Впрочем, какие-то интерьерные детали удалось сохранить. Стены храма выложены специальным формовочным кирпичом в стиле "русского узорочья". Они покрашены в белый цвет. Совершенно не факт, что изначально так оно и было, но советские реставраторы середины ХХ столетия приняли решение, что интерьеры церкви ХVII века нужно красить белым. Внутри храма имеются небольшие фрагменты настенной живописи ХVII века, однако в основном росписи выполнялись уже в 1990-е годы. До наших дней сохранилась возведённая на рубеже ХVII-ХVIII веков центральная колонна. С западной стороны на ней изображен святитель Николай Мирликийский, с северной - святой Пантелеймон, с южной - блаженная Ксения Петербургская, а с восточной - преподобный Сергий Радонежский. Вход в придел иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" расположен слева. Придел мученика Феодора Тирона находится справа. Достаточно традиционные для русской храмовой архитектуры галереи и притвор здесь отсутствуют. Фактически изъята и центральная зона, что встречается ещё реже. В то же время подобная конструкция направлена на то, чтобы максимально сохранить "интимность" общения с Богом. Едва войдя в храм, прихожанин приближается к солее и алтарю. Высота основного помещения - чуть более 11 метров. Увидеть свод можно только в приделе иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", где службы совершаются редко.

Из пребывающих в храме образов стоит отметить список иконы Божией Матери "Всецарица" ("Пантанасса"), перед которой молятся во избавление от раковых заболеваний. На ней изображена Богородица, восседающая на троне в окружении архангелов с Младенцем Иисусом на левой руке. Первая подобная на Руси икона датируется ХVII веком. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - относительно небольшая приходская церковь. Высота здания от основания до креста - 30 метров, высота основного помещения - несколько более 11 метров. Расстояние между солеёй и западной стеной - всего три метра. Площадь помещения, отведённая прихожанам, равняется примерно 40 квадратным метрам. Стены выполнены из кирпича и белого камня, пол выложен современными каменными плитами.

В заключение стоит сказать, что церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках стала первым русским храмом, один из престолов которого освятили в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина".

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №27, 2013 г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  26 декабря 2018

Имя зодчего, создавшего церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках, остаётся загадкой. Однако известно, что нынешний храм возник на месте более раннего - погибшего в пожаре. В то, что святыня восстала из пепла, внёс свою лепту царь Алексей Михайлович. Первый храм на месте нынешней Рождество-Богородицкой церкви появился ещё в ХIV веке. Стоял он в окраинной слободе Путинки, располагавшейся за Тверскими воротами Белого города. В те времена там начинались два тракта, ведущие в Тверь и Дмитров, чуть поодаль простирались "Великие луга". Есть гипотеза, что само наименование "Путинки" восходит к слову "путь", и обозначало оно место, где сходились две дороги. Но существует и иная, более распространённая, версия этого топонима. Согласно преданию, в ХVI веке примерно в районе современного Страстного бульвара возвышался один из загородных дворцов великого князя Московского Василия III. Позже статус здания поменялся - в нём теперь останавливались иностранные послы. Ехать во дворец нужно было по кривым улочкам и переулочкам - "паутинкам", или "путинкам". В этом же районе в ХVI веке находились дома, где проживали выходцы из Подмосковного Дмитрова - в большинстве своём ремесленный и торговый люд, обязанный нести тягловые повинности. Так появилась на карте Москвы Дмитровская слобода. Первоначально она лежала в пределах Белого города, отсюда и происходит название улицы Большой Дмитровки. Впоследствии слобода разрослась за стены Белого города - возникли улица Малая Дмитровка и Малая Дмитровская слобода. Сколько храмов стояло когда-то на месте церкви Пресвятой Богородицы - непонятно. На плане Москвы 1595-1599 годов указана некая церковь в Дмитровской слободе. То же и на плане 1610 года. Возможно, впоследствии она сгорела, и вместо неё возвели новую. Так или иначе, но в 1625 году здесь построили деревянный трёхшатровый храм, освящённый в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Называли его по-разному: церковь на Старом посольском дворе, храмом за Тверскими воротами, церковью на земле Новой слободы... Увы, её век также оказался недолгим - она погибла в пожаре 1648 года. Москвичей крайне раздосадовала потеря храма. Однако вскоре появилась возможность быстро возродить его.

В 1649 году в Москве гостил Патриарх Иерусалимский Паисий. Горожане обратились к нему с просьбой посодействовать построению новой, теперь уже каменной, церкви. Чтобы в будущем обезопасить её от огня, они хотели освятить церковь в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", считавшейся защитницей от огненных бедствий. Высокий гость из Иерусалима идею поддержал. Его изумило то обстоятельство, что во всей России ещё не было ни одного храма в честь этой иконы. И он написал послание царю Алексею Михайловичу. "А мне, богомольцу твоему, - сообщал Патриарх, - о том ведомо учинилось, что, Государь, твое церкви святые Неопалимые Купины в Руси нет, и велми по достоянию быть достоит". Самодержец благосклонно отнёсся к ходатайству высокого гостя и приказал выдать из казны на строительство 300 рублей, а вместе с деньгами ещё и "каменных запасов", то есть стройматериалов. Сумма была по тем временам огромная, к тому же и прихожанам удалось собрать некоторое количество денег. В 1649 году начались работы, но спустя год оказалось, что средств недостаточно. Пришлось в начале 1650 года писать вторую челобитную Алексею Михайловичу. Историк И. Е. Забелин так описывает происшедшее после этого: "Челобитная была доложена государю 27 марта 1650 года с пометою думного дьяка Семёна Заборовского: "Государь велел дать денег четверты сто, против прежней челобитной..." Потом 5 апреля ещё помечено: "Дать деньги с порукой против прежнего...". Спустя два года из казны выделили ещё 100 рублей. В результате на месте сгоревшей церкви выросло здание, возведённое из специально формованного кирпича. Материал был очень дорогим, однако опасность пожаров перевесила все доводы в пользу большей экономии. В итоге решили возводить как бы "два храма в одном". На Руси издревле существовала традиция пристраивать к церкви придел, освящаемый в честь какого-то святого или значимого события. Так получилось и в данном случае. В память о сгоревшем храме его решили посвятить Рождеству Пресвятой Богородицы. А иконе Божией Матери "Неопалимая Купина" посвятили отдельный придел.

Историк искусства И. Э. Грабарь подчёркивал, что в результате церковь получила весьма сложную с архитектурной точки зрения композицию. "Очевидно, строился не только храм Неопалимой Купины, но и вся совокупность храмов с их колокольней, экономически вдвинутой в общую группу. Задача соединения храмов и колокольни в одну группу исполнена превосходно, хотя и не без дефектов в местах соединения", - писал он. Основную часть храма спроектировали максимально похожей на сгоревшую церковь Рождества Пресвятой Богородицы - памятью о последней стали три шатровых верха, под которыми располагался вытянутый с севера на юг четверик. К четверику с запада примыкала небольшая трапезная. Между храмом и приделом иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" на северной стороне возвели оригинальную двухъярусную шатровую колокольню. Сам придел украсили горкой кокошников, а завершению придали вид небольшого шатра на барабане. Его особое значение старались подчеркнуть пышностью убранства. Здесь имелись и сложные карнизы с фигурными валиками, и килевидные наличники, и стрельчатые кокошники, и нечто вроде ожерелья у основания шатра. "Зодчий стремился так разместить храма разнохарактерные объёмы, - отмечал искусствовед М. А. Ильин, - чтобы здание смотрелось преимущественно с одной точки зрения - со стороны Пушкинской площади. Такое построение "главного фасада" не должно удивлять. В ХVII веке, когда возводился храм, здесь стояли каменные стены Белого города. От проездной бышни крепостных укреплений начиналась улица - путь на Дмитров. В её начале и строился храм... с таким расчётом, чтобы показать всю свою затейливость архитектуры именно со стороны выезда из города". Строительные работы завершились в 1652 году. Тогда же храм и освятили.

Храму суждено было войти в историю как одному из последних шатровых храмов в истории Руси (наряду с храмом Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве на западе Москвы, церковью Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках на юго-востоке столицы и некоторыми другими). После изгнания Патриарха Никона, его запрет на строительство шатровых церквей отменят, но бал тогда уже будет править новый стиль - так называемое "московское барокко". В последнее десятилетие ХVII века Рождество-Богородицкая церковь обрела большой звонкий колокол. Его отлил известный мастер Иван Моторин. Творениями его рук были также Большой Успенский колокол московского кремля, главный колокол Киево-Печёрской Лавры, колокол первого Исаакиевского собора в Петербурге. Моторин создал свыше 100 пушек, использовавшихся в сражениях Северной войны 1700-1721 годов. На рубеже ХVII-ХVIII веков вид Богородицкого храма претерпел изменения. К нему пристроили новую широкую трапезную и возвели сторожку с ходом на колокольню. Над трапезной расположилась звонница. Весьма необычно смотрелся появившийся южный придел во имя великомученика Феодора Тирона, как бы "загородивший" южный вход. Внутри храма появилась колонна. Все эти "обновы" были выполнены уже в барочном стиле. Сам храм оставался довольно скромным. Состав церковного причта не менялся: настоятель, диакон и один-два пономаря.

Удивительным образом Рождество-Богородицкий храм пережил пожар Москвы 1812 года. Находившиеся рядом с ним усадьбы сгорели дотла. В соседний Страстной монастырь ворвались французы, расселились в монашеских кельях, разграбили монастырское имущество, устроили в обители магазин. Сам Наполеон ехал к Кремлю по Тверской и не мог не заметить Богородицкого храма. Но церковь уцелела - в ней только на две недели прекратилась служба. Ко второй половине ХIХ века церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках сильно обветшала (сказался и пожар Москвы 1812 года), настала пора приступить к её ремонту и обновлению. В 1856 году на звоннице храма зазвенели четыре новых колокола. Спустя восемь ле возвели новое шатрове крыльцо с западной стороны и была проведена реставрация церкви под руководством известного архитектора Н. В. Султанова. Тогда же началось научное изучение памятника. Далеко не каждая церковь могла похвастаться таким вниманием к себе, какое вызывал Богородицкий храм. Художники и фотографы с удовольствием запечатлевали его. Из посвящённых церкви работ видно, что её внешний облик в это время не раз менялся. Главы красили то в зелёный, то в золотистый цвет, шатры разрисовывали в шашечку... В начале ХХ века вокруг храма стали строиться многоэтажные здания, доходные дома и церковь потерялась среди окружающей среды. После Октябрьской революции храму пришлось столкнуться с куда более серьёзным вызовом, нежели строительством доходных домов. Стоящая в самом центре города церковь не могла не мозолить глаза адептам новой атеистической власти.

В 1929 году власти закрыли храмы на территории расположенного неподалёку Высоко-Петровского монастыря. На протяжении нескольких лет в Богородицкой церкви служила его братия, здесь же нашла приют часть братии ликвидированной Свято-Смоленской Зосимовой пустыни. В 1935 году был расстрелян последний батюшка, настоятель Богородицкого храма владыка Варфоломей (Ремов). В конце 1930-х годов Рождество-Богородицкую церковь закрыли. существует легенда, согласно которой 22 июня 1941 года её должны были взорвать. В тот день было явно не до подрыва храма, а в годы тяжких испытаний для страны отношение властей к Церкви изменилось к лучшему. После закрытия храма, в здании располагались разнообразные конторы. В конце концов, бывшую церковь превратили в репетиционный зал московской дирекции "Цирка на сцене". Состояние храма и до этого оставляло желать лучшего, после же репетиций с собаками и обезьянами он был доведён до критического состояния. К счастью, до сноса дело не дошло.

В 1959-1960 годах в церкви провели комплексную реставрацию под руководством архитектора Н. Н. Свешникова. Вместе со своими помошниками Свешников буквально по кирпичу перебрал всё здание от пола до куполов. Крыльцо, перестроенное в ХIХ веке, при этом по возможности освободили от позднейших наслоений, вернув ему первоначальный "шатровый" вид. Шедевр "русского узорочья" был спасён. Достаточно качественная реставрация, правда не обошлась без накладок. Реставраторы ограничились устройством одной-единственной двери, ведущей непосредственно в трапезную часть церкви, из-за чего в неё можно было попасть прямо с улицы. Стоит сказать - в те времена едва ли думали, что святыню снова будут использовать по прямому назначению. Однако произошло чудо, и в конце 1980-х годов Богородицкий храм возродился.

В 1990 году столичные власти приняли решение о передаче церкви верующим, и тогда же она получила статус Патриаршего подворья. Настоятелем был назначен игумен Серафим (Шлыков), трагически погибший при невыясненных обстоятельствах в ночь с 1 на 2 февраля 1991 года. Первую божественную литургию отслужили 24 августа 1991 года, и этот день можно считать вторым днём рождения храма. В течение нескольких лет после возобновления богослужений удалось провести восстановительные работы как в основном помещении, так и в обоих приделах. Стены пришлось расписывать заново, в приобретении икон помогали прихожане и просто неравнодушные люди. Среди последних были актёры театра "Ленком", бас-гитарист группы "Звуки Му" Александр Липницкий, лидер группы "Аквариум" Борис Гребенщиков и другие. Некоторые образа передали прямо с таможни - это были украденные иконы, предназначавшиеся для продаж на иностранных аукционах. Часть средств на восстановление церкви выделила в 1990-е годы мэрия Москвы. Большой вклад в восстановление храма внёс Александр Абдулов, по инициативе которого во дворе театра им. Ленинского комсомола с конца 1980-х годов проходил фестиваль "Задворки", средства от которого направлялись на восстановление храма. Абдулов также стал режиссёром фильма-концерта "Задворки-3, или Храм должен оставаться Храмом", весь сбор от которого также был перечислен в фонд восстановления церкви Рождества Богородицы в Путинках. 5 января 2008 года в этом храме прошло отпевание Александра Абдулова. Сегодня храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках вновь живёт полноценной приходской жизнью.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №27, 2013 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.