ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Москва. Церковь Димитрия Солунского у Тверских ворот.

Дмитровская церковь


Москва. Церковь Димитрия Солунского у Тверских ворот
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Димитрия Солунского
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1791 и 1795.
Год утраты:1933
Адрес:
Москва,Тверская ул., д. 17/28

Координаты: 55.764255, 37.605501
Проезд:метро Тверская, Пушкинская, Чеховская



Церковь Димитрия Солунского у Тверских ворот, Фото с сайта http://sontucio.livejournal.com<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото с сайта http://sontucio.livejournal.com
Андрей Агафонов
1 января 1925
Церковь Димитрия Солунского у Тверских ворот, Фото с сайта http://sontucio.livejournal.com<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото с сайта http://sontucio.livejournal.com
Андрей Агафонов
1 января 1920
Церковь Димитрия Солунского у Тверских ворот, Фото с сайта www.pastvu.com. <br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото с сайта www.pastvu.com.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1920
Церковь Димитрия Солунского у Тверских ворот, Фото из книги Красовский - Очерк истории московского периода древне-русского церковного зодчества. (1911)<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото из книги Красовский - Очерк истории московского периода древне-русского церковного зодчества. (1911)
Андрей Агафонов
1 января 1911
Церковь Димитрия Солунского у Тверских ворот, Фото из книги Красовский - Очерк истории московского периода древне-русского церковного зодчества. (1911)<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото из книги Красовский - Очерк истории московского периода древне-русского церковного зодчества. (1911)
Андрей Агафонов
1 января 1911
Церковь Димитрия Солунского у Тверских ворот, Колокольня церкви Дмитрия Солунского  на Страстной площади. Выходила на  Тверскую улицу. Фотография начала  XX века. <br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Колокольня церкви Дмитрия Солунского на Страстной площади. Выходила на Тверскую улицу. Фотография начала XX века.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1906
Церковь Димитрия Солунского у Тверских ворот, Фото с сайта www.pastvu.com. <br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото с сайта www.pastvu.com.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1901
Церковь Димитрия Солунского у Тверских ворот, Фото с сайта www.pastvu.com. <br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото с сайта www.pastvu.com.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1897
Церковь Димитрия Солунского у Тверских ворот, Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. II: Белый город. М., 1882, N 17 фото 1881 года<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. II: Белый город. М., 1882, N 17 фото 1881 года
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1881
Церковь Димитрия Солунского у Тверских ворот, 1853 год.  Страстная площадь. Гравюра Ж.Жакотте, Ш.К.Башелье, Ж.-А.Дюрюи по рис.И.И.Шарлеманя. Издание И.Дациаро. с сайта, http://www.hist.msu.ru/Strastnoy/Source/pict.htm <br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
1853 год. Страстная площадь. Гравюра Ж.Жакотте, Ш.К.Башелье, Ж.-А.Дюрюи по рис.И.И.Шарлеманя. Издание И.Дациаро. с сайта, http://www.hist.msu.ru/Strastnoy/Source/pict.htm
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1853
Церковь Димитрия Солунского у Тверских ворот, Рис. из книги "Москва. Снимки с видов местностей, храмов, зданий и других сооружений" М 1886.<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Рис. из книги "Москва. Снимки с видов местностей, храмов, зданий и других сооружений" М 1886.
Андрей Агафонов
1 января 1775
Церковь Димитрия Солунского у Тверских ворот, Мемориальная доска по адресу Тверская ул., д. 17/28<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Мемориальная доска по адресу Тверская ул., д. 17/28
oldboy
15 сентября 2018
Церковь Димитрия Солунского у Тверских ворот, Дом под юбкой,Москва, Тверская ул., 17 построен на месте храма в 1940—1944 годах<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Дом под юбкой,Москва, Тверская ул., 17 построен на месте храма в 1940—1944 годах
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
27 сентября 2013



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  22 мая 2015

На месте современной Пушкинской площади в XVI веке находились Тверские ворота Белого города, здесь проходила дорога на Тверь, а позже, и в Санкт-Петербург. Также известно, что на этом месте была деревянная церковь, построенная в честь Димитрия Солунского. В свое время на Тверской улице находились подворья крупных монастырей - Саввина-Сторожевского и Киево-Печерского. Именно на месте Печерского подворья в 1791-1795 гг. разобрали и заново возвели церковь св. Димитрия Солунского у Тверских ворот. (угол Тверского бул. 32 (совр. № 28) и Тверской 45) Храм выполнен однокупольным в классицистическом стиле, с крупной ротондой и крытым четырехгранным шатром, а вот колокольне 1645 года удалось уцелеть. Главный престол Святой Троицы, южный придел в трапезной Димитрия Солунского. Стоит отметить, что Дмитровская церковь очень славилась своим хором. В 1804-м собравшиеся люди сопроводили пение аплодисментами и возгласами: «фора!» «фора!» (современное «браво!»). Однако храм закрыли в 1920-х, а во время реконструкции Тверской улицы (1933 г.) и вовсе сломали.

Шатровые колокольни на Руси имели вид восьмерик на четверике, украшенны, восьмискатным шатром. Колокольня церкви Дмитрия Солунского представляла собой четверик на четверике, увенчанный четырехскатным шатром. Это большая редкость для русской архитектуры. Колокольня храма Димитрия Солунского была поистине уникальной, потому что представляла собою единственный образец переходного типа от древнерусских продолговатых звонниц к хрестоматийным шатровым колокольням XVII века. Строго говоря, это была еще не шатровая колокольня,а звонница, перекрытая шатром.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  15 декабря 2019

Церковь св. Димитрия Солунского в Москве находилась на Тверской улице на углу с Тверским бульваром, там, где сейчас стоит серый дом с магазинами «Армения» и «Дары моря». Стояла церковь так: сама церковь на месте магазина «Армения» и музея-квартиры Коненкова на Тверском бульваре, а шатровая колокольня – на месте кондитерской на Тверской улице.

На Руси св. великомученик Димитрий Солунский почитался как покровитель патриотизма и всех ратующих за Отечество. Верный христианин, он был назначен римским императором Галерием проконсулом в Фессалоникийской области в период гонений на христианство на рубеже III–IV вв. Однако вопреки римской политике он не стал преследовать христиан, а принялся искоренять язычество. За это двадцатилетний юноша был посажен в тюрьму и там убит копьями в 306 году. Почитание мученика, «древнего страдальца за Отечество», началось на Руси сразу после принятия ею христианства. В 70-х гг. XI века в Киеве был основан Димитриевский монастырь, а в 1197 году во Владимир из Солуни была перенесена чудотворная икона св. Димитрия, написанная на доске от гроба святого (ныне она находится в Третьяковской галерее). Святой изображен в воинских доспехах с птичьими перьями, с копьем и мечом в руках. В Москве он был почитаем еще как защитник в битве против иноземцев. Так, день Ангела Дмитрия Донского и славу его победы на Куликовом поле относили к солунскому святому. Родительская или «дедова» Суббота перед его праздником 26 октября (9 ноября по новому стилю), по преданию, и была установлена самим Дмитрием Донским.

Придел во имя св. Димитрия Солунского был основан еще в кремлевском Успенском соборе при Иване Калите. В 1326 году в только-только заложенном храме был похоронен великий князь Юрий Данилович, брат Калиты, убитый в Орде тверским князем в борьбе за ханский ярлык на великое княжение. Тогда его получила Москва, и убиенный за Отечество князь был погребен в Димитриевском приделе Успенского храма. Есть версия, что сам Димитриевский придел был сооружен над погребением московского князя. А собора Михаила Архангела, ставшего великокняжеской и царской усыпальницей, в те годы еще не было. Каменный барельеф с изображением св. Димитрия Солунского в 1462 году появился и на главных кремлевских воротах – на внутренней стороне Спасской башни со стороны Кремля. А на внешней, со стороны Красной площади поместили изображение св. Георгия Победоносца работы того же мастера – Василия Ермолина. Так город предавался под защиту воинов-мучеников. Оба барельефа были сняты при перестройки башни в 1491 году архитектором Пьетро Солари: Георгиевский передали в кремлевский Вознесенский монастырь, а Димитриевский, вероятно, погиб, как считали еще дореволюционные краеведы.

Неслучайно поэтому московская церковь в честь св. Димитрия Солунского как определенный государственный символ была построена именно на Тверской улице – главной дороге Москвы, ведущей в Кремль. В XIV-XV веках на этом месте находилось Киево-Печерское подворье, а рядом стоял старый Государев загородный дом. Появилась она еще до Романовых, а в первой половине XVII века была уже была двух– или трехшатровая, по типу соседней церкви Рождества Богородицы в Путинках на М. Дмитровке. Следовательно, Димитриевский храм точно был построен до 1648 года, потому что однотипная Рождественская церковь, появившаяся в тот год – последняя в Москве, возведенная в шатровом стиле до указа патриарха Никона о запрещении строительства шатровых церквей и повсеместного перехода к крестово-купольным (этот указ отменят уже во второй половине XVII века после изгнания Никона). С того времени до самой революции дожила шатровая колокольня. Сам храм в 1791 году был перестроен заново.

Дело было в следующем. Церковь по реконструкции должна была стать определенным архитектурным решением композиции Страстной площади, и Тверского бульвара – первого в кольце, устроенного на месте сломанной в то время крепостной стены Белого города. К середине XVIII века эта стена уже потеряла свое фортификационное значение. Ворота Белого города больше не запирались на ночь, как в старину, и не охранялись. А кирпичи из обветшавшей стены москвичи растаскивали на свои нужды. С 1760-х годов камни и кирпичи Белого города с разрешения городских властей и вовсе пошли на постройку казенных зданий: Воспитательного дома и дома генерал-губернатора на Тверской. В результате часть стены Белого города однажды обрушилась и задавила несколько прохожих. После этого происшествия было окончательно решено снести средневековое сооружение. Созданный специально для этого в июне 1774 года Каменный приказ под главенством князя М.Н. Волконского получил предписание: разрушить крепостные стены, а на их месте посадить деревья. Так и было создано бульварное кольцо. История не сохранила автора идеи, но приписывают ее Баженову, Растрелли или Старову.

Сначала на участке от Никитских до Петровских ворот снесли стену, засыпали ров, посадили маленькие деревца, которые вскоре засохли, и тем дело кончилось. Только при Павле I, в 1796 году, под руководством архитектора С. Карина разбили первый московский бульвар – Тверской. Вместе с ним появилось в русском языке и заграничное слово «бульвар»: заимствовано оно было из французского «boulevard», а во французский пришло из немецкого «Bolwerk», что означает «крепостная стена». Обычай устраивать на месте упраздняемых крепостных стен аллеи, окаймленные газонами, деревьями и кустами, давно был известен во Франции. Участок территории, где проходила городская стена, становился зеленой полосой. То же самое произошло и в Москве. До середины XIX века москвичи называли нововведение то «бульваром», то «булеваром», то «булевардом», а в простонародье и вовсе «гульваром», поясняя: «Коли люди на нем гуляют, стало быть, гульвар». Действительно, сразу же после своего рождения Тверской бульвар стал излюбленным местом прогулок московского высшего света. На всем протяжении он был украшен множеством фонариков и изящных мостиков.

В николаевскую эпоху на бульваре посадили шелковичные деревья, поздно дающие листву. Весной в Москву приехал сам император и ранним утром пошел прогуляться на бульвар. Он обратил внимание на непонятные «палки» и немедленно генерал-губернатор А. Закревский приказал пожарным Тверской части в ту же ночь убрать эти деревья. Наутро следующего дня он доложил императору: «Ваше величество, бульвар очищен от палок!». После ухода армии Наполеона из Москвы у Тверского бульвара появились соперники – новые разбитые бульвары. Тем не менее, он был настолько популярнее их, что часто говорили просто «Бульвар», и было понятно, что речь идет именно о Тверском.

Так, применительно к новому виду города и стали перестраивать Димитриевскую церковь, стоявшую рядом с бульваром в том месте, где начинался парадный выезд к Кремлю. Главный ее престол был освящен во имя св. Троицы и придел – в честь св. Димитрия Солунского. Две большие редкости выделяли эту церковь среди остальных московских храмов. Одна из них – старинная шатровая колокольня, которая была намного старше самого здания церкви. Она сохранилась до самой революции, несмотря на многопудовые колокола и их ежедневное раскачивание на протяжении сотен веков. Другая редкость – образ Спасителя на апсиде, который прежде находился на Тверских воротах Белого города – по русскому обычаю помещать на крепостных воротах образа для защиты города от врагов и бедствий. При разборке стены этот образ был перенесен именно сюда, в Димитриевский храм.

И еще в начале XIX века церковь славилась своим хором. Москвичи со всего города собирались здесь, чтобы его послушать, особенно в праздничные службы. Прибывали сюда и знатные особы. Нередко их было так много, что кареты стояли вдоль всего бульвара. А когда купец Елисеев прямо напротив церкви построил свой знаменитый магазин с винным отделом, к нему вскорости нагрянул акцизный чиновник – вот, торговля незаконна, потому что винный погреб может находиться от входа в храм на расстоянии не ближе 42 сажен, а здесь это правило не соблюдено. Вход в гастроном был тогда один, с Тверской улицы. Елисеев уговорил чиновника подождать до утра. Всю ночь кипела работа, и несколько метров было выиграно: на следующий день винный магазин с отдельным входом появился в Козицком переулке, где и находится по нынешнее время.

Церковь св. Димитрия Солунского была разрушена при реконструкции Тверской улицы в 1934 году. История ее сноса – отдельная глава в печальной летописи старинного московского храма. Сначала предполагалось снести только колокольню. Затем В 1932 году храм включили в список церквей, подлежащих сносу, но за него вступилась авторитетная общественность. Среди защитников был П.Д. Барановский. Поначалу упросили сохранить шатровую колокольню – Барановский подготовил план её переноса – но в итоге всё было разрушено. Взамен храма построили громадный жилой дом №17 по проекту архитектора А. Мордвинова. На угловой башенке дома – новой архитектурной «доминанте» площади – раньше стояла огромная статуя балерины с высоко поднятой ногой и воздетой к солнцу рукой. По ее поводу в Москве весьма подшучивали. В 1958 году скульптуру убрали – обветшавшая «Балерина» грозила в любой момент обрушиться на головы прохожим.

http://pravoslavie.ru



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.