ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Центральный район. Церковь Александра Невского при Аничковом дворце.


Центральный район. Церковь Александра Невского при Аничковом дворце
Церковь. Не действует.  
Престолы:Александра Невского
Год постройки:1751.
Адрес:
Россия, г. Санкт-Петербург, Невский проспект, 39

Координаты: 59.933252, 30.340303


Добавить фотографию
Церковь Александра Невского при Аничковом дворце, , Центральный район, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Андрей Агафонов
1 апреля 1994
Церковь Александра Невского при Аничковом дворце, Фото с сайта http://humus.livejournal.com, Центральный район, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото с сайта http://humus.livejournal.com
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Александра Невского при Аничковом дворце, Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок", Центральный район, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"
Андрей Агафонов
1 января 1894
Церковь Александра Невского при Аничковом дворце, Рис. из журнала "Нива"., Центральный район, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Рис. из журнала "Нива".
Андрей Агафонов
1 января 1880
Церковь Александра Невского при Аничковом дворце, фото с сайта http://humus.livejournal.com, Центральный район, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
фото с сайта http://humus.livejournal.com
Андрей Агафонов
??
Церковь Александра Невского при Аничковом дворце, фото с сайта http://www.encspb.ru, Центральный район, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
фото с сайта http://www.encspb.ru
Андрей Агафонов
??
Церковь Александра Невского при Аничковом дворце, фото с сайта http://www.etoretro.ru, Центральный район, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
фото с сайта http://www.etoretro.ru
Андрей Агафонов
??
Церковь Александра Невского при Аничковом дворце, фото с сайта http://www.etoretro.ru, Центральный район, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
фото с сайта http://www.etoretro.ru
Андрей Агафонов
??
Церковь Александра Невского при Аничковом дворце, фото с сайта http://www.etoretro.ru, Центральный район, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
фото с сайта http://www.etoretro.ru
Андрей Агафонов
??
Церковь Александра Невского при Аничковом дворце, Рис. из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.3 М 1910., Центральный район, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Рис. из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.3 М 1910.
Андрей Агафонов
??
Церковь Александра Невского при Аничковом дворце, Рис. из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.3 М 1910., Центральный район, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Рис. из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.3 М 1910.
Андрей Агафонов
??
Церковь Александра Невского при Аничковом дворце, Рис. из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.3 М 1910., Центральный район, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Рис. из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.3 М 1910.
Андрей Агафонов
??



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин,  27 июля 2015

Этот дворец знает каждый, кто хоть раз прошел по Невскому. Автором первой дворцовой церкви был Б. Растрелли.

Она занимала второй и третий этажи северного крыла и после трех лет отделки была освящена 1 августа 1751 г. во имя Воскресения Словущего в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны, которая вскоре подарила дворец гр. А.Г. Разумовскому. Трехъярусный иконостас по рисунку зодчего вырезал И. Шмидт, образа в нем написали И.Я. Вишняков, А.П. Антропов, И.И. Бельский и другие мастера, плафоны – видные декораторы Д. Валериани и А. Перезинотти.

В 1794-1796 гг. этот барочный храм был переделан Е.Т. Соколовым в духе классицизма. Отныне он занимал лишь верхний этаж. Иконостас был заменен на новый с иконами кисти К. Скотти, потребовалось и выполнение новых „лепных работ“. В то время дворец находился в ведении Кабинета Его Величества.

Когда во дворец въехала вел. кн. Екатерина Павловна, то Л. Руска в 1809-1810 гг. заново отделал его вместе с церковью, которая была освящена 12 апреля 1811 г. во имя вмч. Георгия, небесного покровителя мужа владелицы – принца Георга Ольденбургского. Для обновленного храма был исполнен новый иконостас и образа, старый передали во Владимирскую церковь. Прошло всего несколько месяцев, и в начале 1812 г. дворец сильно пострадал при большом пожаре. Восстановление снова поручили Руска, передавшему Б. Медичи и Ф. Торичелли реставрацию образов и роспись интерьера.

В 1817 г. дворец перешел к вел. кн. Николаю Павловичу, и его отделка была поручена К.И. Росси. Роспись церкви на сей раз исполнил Дж.Б. Скотти, иконы написал И.Ф. Тупылев. В том же году храм был освящен во имя св. Александра Невского. Николай Павлович, даже став Императором, любил жить в Аничковом дворце и молиться – особенно в Великий пост – в его церкви. В 1845 г. по его желанию скульптор И.П. Витали при очередном ремонте поставил в простенках храма 12 гипсовых ангелов, повторив свои работы в Исаакиевском соборе.

Когда в 1865 г. в связи с женитьбой Цесаревича Александра Александровича началась новая отделка интерьеров дворца, названные скульптуры были переданы в Таврический дворец. Архитектор К.К. Рахау предложил тогда же переделать церковь в виде византийской базилики, поручив И.А. Монигетти осуществить свой замысел. Колонны в обновленном храме были облицованы красным стюком, потолок и арки расписаны золотыми кругами и крестами. Новый небольшой двухъярусный иконостас был сделан из дуба, иконы на меди написал москвич проф. Е.С. Сорокин. 26 декабря 1866 г. храм был освящен в присутствии Императорской семьи. В 1875-1876 гг. над церковью по проекту Рахау был сделан плоский купол, маковка и звонница.

В храме дворца, который до революции был резиденцией вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны (1847–1928 гг.), хранилось довольно много святынь и примечательных произведений: золоченый крест с мощами и частицей Гроба Господня, особый киот с частицами мучеников, дубовый крест с мощами свт. Гурия Казанского, часть ризы свт. Митрофана Воронежского, икона прп. Германа Валаамского с частицей его мощей. Великолепная утварь начала XIX века была исполнена из золоченого серебра; образ свт. Алексия Московского написан на куске железной руды; из чугуна отлита „Тайная вечеря“, подарок германского Императора Фридриха-Вильгельма IV. Кроме того, имелось множество подносных икон, воздуха и пелены, вышитые Императрицей Александрой Феодоровной.

Торжественными богослужениями, в присутствии двора, отмечались в храме дни ангела и рождения владелицы дворца. В 1817 г. здесь венчался вел кн. Николай Павлович, в 1830 г. – автор гимна „Боже, Царя храни“ композитор А.Ф. Львов; в 1914 г. – кн. Ф.Ф. Юсупов-Сумароков-Эльстон с вел. кн. Ириной Александровной, племянницей Государя.

Настоятелем в 1837-1852 гг. был прот. Иоанн Иоаннович Григорович, известный историк западных областей России.

Храм закрыт в январе 1918 г. при прот. Иоанне Гавриловиче Вениаминове.

В 1930 г. снесены главки, через пять лет интерьеры перестроены для Дворца пионеров им. Жданова (ныне – Дворец творчества юных). В помещении храма находится музей дворца.

http://www.encspb.ru/object/2855710998?lc=ru


Статью добавил(а): Анонимный участник,  4 октября 2015

Здание дворца в четыре этажа; фасадом устроено к Фонтанке, но с начала нынешнего столетия заслонено выстроенным на берегу этой реки домом кабинета. В общности дворец представляет одно из величественных зданий столицы. Дворцовая церковь во имя св. благоверного великого князя Александра Невского занимает большую половину флигеля в 4 этаже и выходит на Невский проспект и к зданию кабинета. Над алтарем церкви устроена (в 1874 г.) колокольня...

Дворцовая церковь, сооруженная одновременно с дворцом, естественно разделяла судьбу его; имущество ее: св. иконы, св. сосуды, церковная утварь и пр. - есть дар венценосных и царственных молитвенников - великой княгини Екатерины Павловны, императора Николая I, императрицы Александры Федоровны, государя императора Александра Александровича.

В августе 1741 г. "Ее Императорское Величество изустным повелением указала егермейстеру Новгородскому принять на свое смотрение у купца Дмитрия Лукьянова двор... и строить на том месте как каменное, так и деревянное строение и прочее по объявленному Ее Величеством от архитектора Земцова плану и фасаду..." Один за другим пошли приказы гоф-интенданта Шаргородского архитектору Земцову и его гезелям, чтобы они надлежащим образом и "с поспешением" исполняли необходимые подготовительные работы, но только в 1744 г. 7 марта гоф-интендантская контора послала в Москву, где находилась тогда императрица Елизавета Петровна, архитектурии гезеля Григория Дмитриева для апробации 16 чертежей новостроющегося дворца. Императрица одобрила генеральный план, составленный Дмитриевым. В том же году начата была русскими мастерами постройка "больших каменных палат".

Вскоре главным наблюдателем над работами был назначен обер-архитектор граф Растрелли. В конце 1746 г., когда капитальные работы по устройству дворца приводились уже к концу, государыня указала на двух флигелях палат поставить два купола: один с крестом над флигелем, выходящим на Невский проспект, где будет помещена церковь, и другой, для симметрии, над флигелем, находящимся в противоположной части дворца, на последнем куполе повелевалось утвердить звезду. Четырехаршинный железный крест сделан был, не в продолжительном времени, на сестрорецких заводах. На золочение, которое поручено было иностранцу Иоганну-Людвигу Шику, употреблено 202 иностр. червонца (1 фунт 8 золотников золота).

Наконец, в 1747 г. 4 декабря последовал высочайший ее величества указ, которым повелевалось "в новостроющемся дворце, что у Аничкова моста, церковь, которая будет во имя Воскресения Христова в больших палатах, во флигеле, что на Невской перспективе, всеми принадлежащими строениями, а именно столярными, золотарными и живописными и другими, касающимися работами, исправить в немедленном времени, дабы ко дню Святой пасхи, т.е. апреля к 10-му числу 1748 года, как строением, так и украшением исправлена была совершенно". Вследствие такого высочайшего повеления, 6 октября того же года, придворная гоф-интендантская контора распорядилась послать ордер обер-архитектору Растрелли, которым приказывало ему: "дабы в той церкви, по надлежащему исправлению и украшению всеми принадлежностями сочинил рисунок и расписал каждой работе реестры, и что и каких материалов потребно".

10 января 1748 г. обер-архитектор уже доносил конторе, что государыня 2 декабря 1747 г. "сочиненный им чертеж иконостасу в церковь в новостроящемся дворце изустно соизволила апробовать и велеть по тому чертежу показанный иконостас делать". При этом государыня приказала представить сметы о необходимом количестве материалов и мастеровых людей; составление этих смет поручено было столярному мастеру Готлиб-Эйлеру, резных дел мастеру Дункеру, позолотных дел — Лепренцу и иконописных дел — коллежскому асессору Вешнякову.

10-го августа 1748 г. последовало распоряжение гоф-интендантской конторы "об исправлении иконостаса подряд охочих людей, через главную полицеймейстерскую канцелярию, с барабанным боем публиковать". Несмотря на сделанный таким образом вызов подрядчиков и мастеров, "охочих людей" для производства означенных работ не нашлось. Тогда контора пригласила к производству столярной работы мастера Иоганна Шмидта, который до того времени производил работы в "итальянских палатах". Шмидт принял на себя столярную работу иконостаса, окончил ее, по отзыву Растрелли, порядочно и как быть должно. Шмидту же поручено было и устройство в церкви места для государыни императрицы. Рисунок этого места составлен был графом Растрелли; резную же работу производил мастер Иоанн Франц Дункорт. Эти работы по устройству церкви продолжались до конца 1750 года.

Наконец, в 1751 г. всеми жившими тогда в Петербурге архиереями, в присутствии императрицы и двора, торжественно освящена была новопостроенная церковь в честь Воскресения Христова. Церковь эта занимала второй и третий этажи флигеля, выходящего на Невский проспект. Иконостас ее, исполненный лучшими художниками, был трехъярусный, вызолоченный, с богатой резьбой.

В 1757 г. Елизавета Петровна пожаловала свой "собственный каменный дом... что у Аничкова моста, со всеми строениями и что в нем... наличностей имеется", графу Алексею Григорьевичу Разумовскому в потомственное владение. Хотя граф Разумовский по-прежнему жил при государыне в Зимнем дворце, Елизавета Петровна любила посещать Аничковский дом: часто езжала она туда к обедне.

По смерти Елизаветы Петровны граф Алексей Григорьевич окончательно поселился в своем Аничковском доме и жил в нем до самой смерти (6 июля 1771 г.). Императрица Екатерина II утвердила Аничковский дом за братом его, генерал-фельдмаршалом графом Кириллой Григорьевичем Разумовским. В 1777 г. дом был куплен казной, и императрица Екатерина II подарила его, в том же году, князю Г.А. Потемкину. Но князь не жил в Аничковском доме и продал его купцу Никите Шемякину; от Шемякина дом снова был куплен в казну и снова подарен императрицею Екатериною II князю Потемкину. В 1785 г. дворец опять был куплен правительством от князя Тавриды и отдавался в наем.

Какова была судьба Аничковской церкви во время владения дворцом графа К.Г. Разумовского, князя Потемкина и других частных лиц - с достоверностью неизвестно. Однако можно предположить, что церковь не была еще закрыта при графе К.Г. Разумовском и князе Г.А. Потемкине. Частные владельцы Аничковского дома привели здание в совершенное расстройство и упадок, так что, когда Екатерина II пожелала в 1794 г. поместить в нем "Кабинет Ее Величества", понадобилась значительная сумма на ремонтировку дворца - 50 000 руб.

С 1796 г., когда в ремонтированном дворце помещен был императорский Кабинет, Аничковская церковь называется уже Кабинетною, или капитульскою (1796-1809 гг.): храмовым праздником в обновленной церкви избирается день обновления св. храма Христа и Бога нашего Воскресения 13 сентября. В 1808-09 гг. кабинет был перемещен в выстроенное в 1804 г. рядом с дворцом и в 1808 г. перестроенное особое здание.

В том же году приказано было исправить дворец для жительства в нем помолвленной за принца Ольденбургского Георга сестры императора Александра I, Екатерины Павловны. После бракосочетания великая княгиня переселилась в подаренный ей дворец, который с этого времени стал называться "дворцом Ее Императорского Высочества, Великой Княгини Екатерины Павловны". С поступлением „дома Кабинета" в собственность Екатерины Павловны, бывшая кабинетская церковь была совершенно исправлена и перестроена. Вероятно, в тоже время (1809-10 гг.) с высочайшего соизволения, из закрытой капитульской церкви иконостас вместе с некоторыми другими святынями поступил в церковь во имя Божией Матери Владимирской иконы, что в Придворных слободах.

Относительно устройства новой церкви во дворце великой княгини Екатерины Павловны и церковного имущества в архиве кабинета его величества имеются следующия сведения: иконостас был деревянный, крашенный белою краскою, с богатою позолотою и 10 образами, писанными по холсту масляными красками, при образах 6 серебряных изящных лампад; образа эти, равно как и лампады, входили в состав приданого великой княгини; были 2 шкафа красного дерева для риз, завесы у царских дверей штофные, малиновые; запрестольный образ Богоматери с Предвечным Младенцем, тканый разными шелками, в раме богатой, с резьбою и позолотой; плащаница с пунцовым бархатным прибором, шитым золотом и обложенным вокруг золотою бахромою с кистями... было несколько икон и из кабинетской церкви.

В начале 1812 г. во дворце случился довольно значительный пожар, который коснулся и церкви. Поэтому при исправлении дворца иконостас был починен и снова поставлен на место; исправляли иконы академики Медичи и Туричелли, за что уплачено 275 руб., за выкрашение иконостаса 145 руб., за золочение 300 руб. Академикам Медичи и Туричелли за живопись 515 руб.; им же 3 500 руб., Яковлеву 1850 руб.

Когда супруг великой княгини принц Георг Ольденбургский получил должность тверского генерал-губернатора, Екатерина Павловна покинула дворец и переселилась с супругом в Тверь. Там жила она до самой смерти принца в 1815 г. По возвращении в Петербург вдовствующая великая княгиня вступила (12 янв. 1816 г.) во второй брак с королем Виртембергским Вильгельмом I и переехала с ним на жительство в Виртемберг. Дворец же Екатерины Павловны поступил в ведение департамента уделов.

В 1817 г. 21 июня император Александр Павлович высочайшим повелением на имя министра уделов объявил, что принадлежащий... королеве Виртембергской... дворец, состоящий в ведомстве департамента уделов, жалует в дар брату своему... великому князю Николаю Павловичу... Тогда же состоялся штат на содержание двора великого князя (511 319 руб. 40 коп. и 150 000 руб.).

Устроенная для великой княгини Екатерины Павловны церковь уничтожается и вместо нее является новый храм, занимающий уже не два этажа, а один верхний. Особенным хранителем дома и храма избирается св. благоверный великий князь Александр Невский потому, что император Александр был тезоименит сему св. мужу: это же имя носил и бывший венценосный владелец дворца, в бозе почивший, император Александр II; это же имя носит и нынешний владелец дворца - его величество император Александр III.

Существовавшая с 1817 г. церковь вместе с дворцом к 1866 г. перестраивается, отделывается с полным изяществом; святыни прежнего храма - замечательные вещи, переходят в новую церковь и пополняются многими другими святынями и имуществом; вещи устарелые, прежний иконостас, бюсты ангелов сдаются на хранение в Таврический дворец.

Настоящий дворцовый храм устроен на том же месте, которое занимал храм, построенный в 1817 году, т.е. в верхнем этаже флигеля, освящен 26 декабря 1866 г. во имя св. благоверного великого князя Александра Невского в присутствии императора Александра Николаевича и императрицы Марии Александровны, цесаревича и цесаревны и других лиц императорской фамилии.

Внутренность храма имеет такой вид: по длине церкви и алтаря, на некотором расстоянии от стен, поставлено по шести колонн, сделанных под красный мрамор, на пьедесталах, две таковые же колонны на западной стороне церкви и две - на восточной. Между третью и четвертою колоннами, расположенными по северной и южной сторонам церкви, на одинаковом возвышении с алтарем и вблизи его, к стенам, поставлено два клироса. Все колонны соединены между собою арками, на которых написаны золотые кресты. Потолок церкви и алтаря расписан по золотому фону кругами голубого цвета, с золочеными крестами и звездами. В алтаре и по церкви, в виде бордюра, написаны голубою краскою тексты св. Писания. Кроме наружных, прежних обыкновенных окон, сделаны с внутренней стороны церкви в уменьшенном виде другие окна из желтого стекла и крестообразно обложены пластинками из дуба.

Престол в церкви один; под ним находится небольшой дубовый крест, внутри которого положена в серебряном ящичке частица мощей св. Гурия, просветителя Казани. Антиминс новый, освящен 24 сентября 1866 г. епископом ладожским Аполлосом, викарием с.-петербургской митрополии. Иконостас двухъярусный, сделан из дуба, с дубовыми же царскими, северными и южными дверями. Середина иконостаса вдается в алтарь и завершается тремя арками, над которыми помещены три дубовых креста. По сторонам царских врат поставлено четыре колонны из дуба, и далее по иконостасу, 10 таковых же полуколонн. Весь иконостас украшен резными изображениями крестиков, ангельских головок, звездочек и других орнаментов. Местные иконы писаны на меди красками по золотому фону. Все вообще иконы - отличной работы. Запрестольная икона Тайной вечери в дубовой раме, кроме превосходной работы, замечательна и потому, что Спаситель и апостолы написаны в стоячем положении. Вообще Аничковская церковь имеет весьма красивый и оригинальный вид. В 1864 г. иждивением наследника цесаревича над церковью, в куполе, впервые устроена колокольня.

С переселением в Аничковский дворец цесаревича Александра Александровича в 1866 г. придворная церковь получила от него в дар множество икон... Вместе с бронзовыми подсвечниками поступила в церковь прекрасная бронзовая золоченая люстра, но по воле цесаревича, ныне императора Александра Александровича, бронзовая люстра заменена впоследствии старомедной о тридцати рожках, по сторонам церкви, под арками, в 1880 г. повешено 8 старых медных люстр малого размера.

Книг, составляющих библиотеку дворцовой церкви, вообще весьма немного: несколько евангелий, апостолов, необходимые богослужебные книги, небольшое число нравоучительных и толковательных на св. писание книг, некоторые духовные журналы позднейшего времени - вот весь состав билиотеки.

Архив церкви также не отличается полнотою и состоит только из метрических книг, исповедных росписей, формулярных списков священно- и церковно-служителей, брачных документов, некоторых официальных бумаг, касающихся причта церкви, и журналов о совершаемых в церкви служениях, с замечанием бываемых случайностей (с 1817 г.). Никаких планов, актов и т.п. ни о дворце, ни о церкви не имеется. Первые метрические книги выданы от начальства причту дворцовой церкви в 1820 г.; запись же родившихся, браком сочетавшихся и умерших ведется с 1817 года. В консистории хранятся метрические книги с 1796 и до 1809 гг., т.е. за то время, когда она была кабинетскою.

Ризница дворцовой церкви достаточна. В ней сохранились некоторые облачения, употреблявшиеся при великой княгине Екатерине Павловне и великом князе Николае Павловиче. До времени поступления Аничковского дворца в собственность великого князя Николая Павловича, т.е. до 1817 г., о причте дворцовой церкви не имеется никаких сведений. С достоверностью известно только, что причт существовал при кабинетской церкви.

В 1817 г. 25 августа был утвержден особый штат духовенства при дворцовой церкви. По сему штату назначены: один священник, один диакон, два псаломщика, два пономаря и одна просвирня. В 1836 г. состоялся новый штат духовенства при означенной церкви и должности пономарей и просфирни уже не означены. Обязанность пономаря возложена официально на одного из отставных унтер-офицеров, которому положено и особое содержание. Просфоры же покупаются у придворной или у приходской просфирен. Наконец, 17 ноября 1857 г. состоялся третий штат духовенству Собственного его величества дворца. Члены причта, по этому штату оставлены в прежнем составе, т.е. один священник, один диакон и два псаломщика. Священнику положено жалованья 429 руб. сер., столовых денег 286 руб., всего 715 руб. в год; протодиакону жалованья 286 руб. 72 коп. и столовых денег 285 руб. 72 коп., всего 571 руб. 44 коп., двум псаломщикам - каждому жалованья по 172 руб. и столовых денег по 172 руб., всего обоим 688 руб. в год. Собственно на расходы по церкви назначено 570 руб. 56 коп. в год. Всего на членов причта и церковь 2 000 руб. На рясы и подрясники священник и протодиакон получают, по старому положению, каждый по 148 руб. в год. Форменное платье (кафтаны темно-зеленого сукна, с синими воротниками, обшитые золотым галуном) псаломщикам ежегодно шьется на суммы, отпускаемые на шитье платья нижним штатным чинам, состоящим при дворце. Квартиры все члены причта имеют казенные, с отоплением и освещением.

Протоиерей Никандр Брянцев. 25 февраля 1883 г.

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии» Выпуск 7, Санкт-Петербург, 1883 г. Типографии Департамента Уделов (Моховая ул., д. № 36).



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.