Смольный институт Екатерина II основала в 1764 по образцу знаменитого Сен-Сирского института во Франции. Это было привилегированное и закрытое учебное заведение для девочек из дворянских семей. Его разместили в построенном Б. Растрелли Смольном монастыре на Неве, давшем заведению его обиходное название. Желая соблюсти волю основательницы монастыря – Императрицы Елизаветы Петровны, Екатерина назначила в институт 14 монахинь, которые учили грамоте малолетних учениц и ухаживали за больными.
Для монахинь и „смолянок“ в башнях монастыря 4 августа 1764 и 10 февраля 1765 были освящены две церкви: вмц. Екатерины и правв. Захарии и Елизаветы, в которых образа написали И. И. Бельский и П. Пильников, и 12 ноября 1798 во дворе – деревянная св. Марии Магдалины, которую упразднили, когда все сестры в институте умерли, а новых принимать перестали.
30 мая 1806, в день рождения Петра I, к югу от Смольного было заложено огромное здание Вдовьего дома, автором которого являлся Д. Кваренги. Строительство еще шло, когда Императрица Мария Феодоровна велела произвести обмен: Вдовий дом перебрался в корпуса Смольного монастыря, а институт – в новое здание, соединенное крытым переходом с юго-восточной монастырской башней, где Д. Адамини по проекту Кваренги отделал в ампирном стиле церковь, оформив ее коринфскими пилястрами. Сам митрополит Амвросий в присутствии всей Императорской семьи 18 августа 1808 торжественно освятил институт и его храм. При этом он благословил Марию Феодоровну иконой св. Александра Невского, которую она вместе с дорогими сосудами и облачениями поднесла новоосвященной церкви. Иконостас сделали мастера А. Волков и М. Сергеев. Образа написал А. Бруни, лепку исполнил Я. Железнов, роспись – П. Скотти. Храм до 1849 подчинялся Смольному собору.
После того как под алтарем был сделан по проекту Ц. А. Кавоса новый фундамент, епископ Ревельский Леонтий 4 августа 1863 снова освятил храм малым освящением. Прошло пять лет, и помещению потребовался крупный ремонт. Он завершился 15 декабря 1868 освящением, которое произвели митрополит Исидор, митрополит Московский Иннокентий и митрополит Киевский и Галицкий Арсений. Тогда же резчик В. П. Шутов сделал по эскизу арх. М. А. Макарова новый трехъярусный иконостас в „русском“ стиле. Образа для него написал А. А. Колчин. Он же вместе с А. Н. Мельниковым расписал стены, изобразив на колоннах святых, тезоименитых основательницам монастыря и покровительницам института. Старые образа разместили в ризнице.
В Пасху „смолянки, по обычаю, посылают во дворец свечи, украшенные живыми цветами, перевязанные лентой Смольного – белой с тремя золотыми полосками, – и шелковые мячики для Августейших детей… искусство переплетать шелковые, золотые и серебряные нити, требующее большого терпения, ныне составляет гордость смолянок“. 3 ноября из Скорбященской церкви приносили чудотворную икону и обносили ею помещения.
Летом 1901, при очередном ремонте, Ф. К. Платонов выполнил в алтаре витраж „Воскресение Христово“ на средства Императрицы Марии Феодоровны. Кроме украшенных бриллиантами золотых сосудов конца XVIII века (дар Марии Феодоровны), в ризнице хранилась водосвятная чаша из серебра, поднесенная Елизаветой Петровной; пожертвованное Екатериной II большое Евангелие в серебряном окладе с алмазными вставками и ценный образ Нерукотворного Спаса. В институте действовала также католическая каплица.
Храм закрыт при о. Василии Константиновиче Серебряникове в августе 1917, когда после эвакуации института здание было передано Совету рабочих и солдатских депутатов, а затем в нем надолго обосновался обком компартии. Ныне здание, охраняемое государством как памятник архитектуры, занято администрацией С.-Петербурга, а в помещении церкви, разделенном межэтажными перекрытиями, размещена библиотека.
http://www.encspb.ru/object/2804676542