ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Санкт-Петербург. Собор Воздвижения Креста Господня.

Казачий Крестовоздвиженский собор; Ямская Предтеченская церковь


Собор. Действует.  
Престолы:Воздвижения Креста Господня, Николая Чудотворца, Константина и Елены, Рождества Иоанна Предтечи , Сергия Радонежского
Год постройки:не ранее 1851.
Архитектор:Е. Диммерт, А. Постников
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Санкт-Петербург, Лиговский просп., д. 128

Координаты:59.91626, 30.3536
Проезд:Ст. метро "Лиговский проспект"




Добавить фотографию
Сортировка:


Собор Воздвижения Креста Господня - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
вид с юго-востока
Матишо
24 августа 2016
Собор Воздвижения Креста Господня - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Матишо
24 августа 2016
Собор Воздвижения Креста Господня - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Крестовоздвиженский казачий собор
Елена Бойкова
1 сентября 2008
Собор Воздвижения Креста Господня - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Андрей Агафонов
1 апреля 1997
Собор Воздвижения Креста Господня - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Андрей Агафонов
1 ноября 1994
Собор Воздвижения Креста Господня - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
фото из книги "Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси"
Андрей Агафонов
??
Собор Воздвижения Креста Господня - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
фото с сайта http://www.etoretro.ru
Андрей Агафонов
??
Собор Воздвижения Креста Господня - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
фото с сайта http://krest-sobor.ru/istoriya_sobora
Андрей Агафонов
??
Собор Воздвижения Креста Господня - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Фото из книги "Святыни Петербургской епархии"
Андрей Агафонов
??
Собор Воздвижения Креста Господня - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Grigoryeff
5 сентября 2011
Собор Воздвижения Креста Господня - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Чупринин Михаил
24 августа 2006
Собор Воздвижения Креста Господня - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Чупринин Михаил
22 октября 2005




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Александр Разумов,  7 марта 2005

Церковь расположена на Лиговском проспекте недалеко от Обводного канала в бывшей Московской Ямской слободе, отчего часто называлась Ямской Крестовоздвиженской. Бытовало и название Иоанно-Предтеченская церковь - по названию одного из приделов храма. В 1719 году на этом месте была построена деревянная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, которая сгорела в 1730 году, и в 1749 году была выстроена новая, Крестовоздвиженская церковь из камня с приделами Рождества Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Через 100 лет она была разобрана и на ее месте в 1848-1851 годах был возведен новый храм архитектором Егором Диммертом, учеником Стасова. Увенчанное пятью многогранными куполами, украшенное пилястрами здание построено в стиле барокко середины XVIII века.

Церковь располагается в глубине обширного участка, прилегающего к Лиговскому проспекту, часть которого занимало кладбище, впоследствии ликвидированное. Кроме главного престола, освященного 2 декабря 1851 года, в ней имелись приделы: северный - во имя Святителя Николая Чудотворца и южный - во имя Рождества Иоанна Предтечи, освященные соответственно 8 и 1 июня 1852 года. Позднее в церкви были устроены еще два придела: у южной стены церкви - во имя Святых Равноапостольных Константина и Елены, у северной стены - во имя Святого Сергия Радонежского. Четырехъярусная шестидесятиметровая надвратная колокольня церкви построена в 1810-1812 годах по проекту архитектора А. И. Постникова (1766-1830). Здание колокольни увенчано шпилем и декорировано колоннами и статуями. Поражает воздушность контура колокольни, пропорциональность всех ярусов, завершаемых узким шпилем. Эта одна из красивейших колоколен Петербурга - важнейшая градостроительная доминанта района. Под сводами колокольни находилась церковь Святых Кирилла и Мефодия, устроенная в 1872 году иждивением купца Шигалева. В композицию органично входят две невысокие часовни,соединенные с колокольней дугообразными крытыми галереями из спаренных колонн.

Церковь была закрыта в июле 1932 года, а в 1939-1941 годах вся внутренность церкви, лишившейся своего убранства, подверглась основательной переделке. Интерьер исказили и обезобразили межэтажные перекрытия и капитальные поперечные стены. Здесь разместились реставрационные мастерские. Ныне церковь возвращена верующим и действует в статусе собора. Храм был передан православному приходу, объединившему петербургское казачество, в Никольском приделе храма с 1991 года совершаются богослужения и одновременно проводится реконструкция интерьеров и фасадов здания. У алтарной стены Крестовоздвиженского собора в 2002 г. установлен бюст Николая II.


Статью добавил(а): Наталия,  6 июля 2007

В Ямской слободе на Лиговом канале» находилась Крестовоздвиженская слободская церковь, освященная в 1749 году. Обветшавшая за сто лет церковь была предназначена к слому, но община и причт захотели сохранить церковь «бывшую в продолжение ста лет местом их молитвы». Решено было перестроить ее на «доброхотные даяния» прихожан, что было поручено архитектору Е.И. Диммерту. По мнению Диммерта церковь была «и прочною и построенною из отличных материалов и с довольно толстыми стенами». Это подтвердила и комиссия, назначенная по распоряжению П.А. Клейнмихеля. Было решено не разбирать постройку, а расширить ее, укрепить конструкции «бутовыми стенками и сделать в этих стенках оборотные арки», «возвысить наружные стены», соорудить пять куполов, а также «улучшить» внутреннее и наружное оформление храма. План церкви по проекту Диммерта изменялся «из продолговатого в крестообразный». В 1847-1852 г.г. церковь была перестроена. Архитектор руководствовался опытом «возобновления» старинных зданий. Он должен был существенно изменить объем и силуэт церкви и создать ее новое убранство в духе времени основания храма. Слободские церкви елизаветинского времени не блистали дворцовой роскошью, поэтому Диммерт выбрал скромный характер отделки. В описании храма, составленном в начале ХХ века, отмечалось «нынешний фасад церкви не напоминает прежнего», хотя и выдержан в характере «незатейливой архитектуры времен Анны Иоанновны».

По книге: Бурдяло А.В. Необарокко в архитектуре Петербурга (Эклектика. Модерн. Неоклассика.) – СПб: «Искусство – СПб», 2002г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  11 апреля 2018

Воспринимать Крестовоздвиженский собор вне его окружения, как минимум - без великолепной колокольни с её изысканной ордерностью, выверенными пропорциями, типично "питерским" шпилем и запоминающейся колоннадой, не то чтобы не имеет смысла, но весьма непросто. Архитектору Диммерту удалось очень органично вписать позднейшую постройку в уже существующую среду, создать по-настоящему целостный ансамбль, выстроить единый образ, сыграв на контрастах. Зодчий блестяще решил головоломку. Подумать только: собор середины ХIХ века должен имитировать постройку середины ХVIII века и при этом сочетаться с колокольней конца ХVIII - начала ХIХ века. Прошла ведь целая архитектурная эпоха! Одно неверное движение - и на ансамбле неизбежно легла бы печать дурновкусия. Но Диммерт, проанализировав архитекурные приёмы середины предшествующего столетия, остановил свой выбор на элементах даже не елизаветинского, а "аннинского" барокко. Стилизация архитектору вполне удалась.

Крестообразный план церкви, в отличие от плана храма-"корабля", более соответствовал эстетике как барокко, так и вошедшего в моду в то время русско-византийского стиля; украшение стен пилястрами с замысловатыми капителями подчеркнуло стилевую преемственность по отношению ко второй четверти ХVIII века, и этот эффект был усилен выразительным пятиглавием с намёком на криволинейность куполов. На самом деле купола - простые восьмигранные, чуть вытянутые в вертикальной проекции: Диммерт визуально усложнил их силуэт при помощи фигурных люкарн (у центрального купола - четыре по сторонам света, у боковых - целых восемь, на каждую грань!) и барочных "ярусных" главок сложного профиля. Характерное для Петербурга, стилистически близкое местной архитектурной среде сомкнутое барочное пятиглавие выразительно контрастирует с 60-метровой колокольней, своим шпилем напоминающей о других петербургских градостроительных ориентирах - Петропавловском соборе и Адмиралтействе. Указанный контраст не вызывает отторжения: храм и колокольня - это, если можно так выразиться, архитектурная диалектика, единство и борьба противоположностей, объёдинённых единым эстетическим началом. И шпиль колокольни, и её скульптурное убранство - дань петербургским традициям. Наверное, благодаря этой зримой преемственности форм колокольня, выстроенная в эпоху почти тотального господства зрелого "имперского" классицизма, не вступает в противоречие с храмом. Стройная колоннада, полукружьем связывающая колокольню с двумя соборными часовнями, прекрасно вписывается в храмовый ансамбль. Если колокольня - его организущая вертикаль, то колоннада - своего рода организующая горизонталь. Восприятие собора неотделимо от восприятия всего комплекса. Его объём раскрывается от входа на территорию ансамбля - из арки в нижнем ярусе колокольни. Узость проёма заставляет храм "вступать в игру" как бы по частям. Тон задаёт изысканное оформление дверей, затем в дело вступают купола с криволинейными люкарнами, а последним аккордом звучат сложные главки, исполненные в необарочном стиле.

Завершение Крестовоздвиженского храма - это отдельное произведение искусства, удачная стилизация под петербургское барокко ХVIII века. Неизбежные стилистические упрощения если и заметны, то далеко не сразу. Благодаря удачно подобранным пропорциям, изысканной игре прямых и извилистых линий завершение храма воспринимается прекрасно организованной архитектурной феерией; пирамидально восходя к небу, ажурные купола и главы перекликаются с облаками. К сожалению, варварская перепланировка середины ХХ века полностью лишила Крестовоздвиженский храм внутреннего убранства. За красотой фасадов, величественностью внешних форм - печальная пустота. Долгая, кропотливая и дорогостоящая реставрация, надо думать, вернёт церкви былое великолепие.

Интересны были и детали интерьера церкви, на которые обращали внимание старинные источники: среди них - "Цицарские" (австрийские) стёкла в окнах куполов, дубовый паркет в алтарях и каменный "из серой плиты" в самом храме, ограждающая солею железная решётка с бронзовыми и медными деталями. Отмечалось и об организации отопления храма: семь (на середину ХIХ века, а в начале ХХ века - уже пять) "аммосовских" (пневматических) печей на собственно храм, шесть изразцовых кафельных печей - на алтари и сторожку, две (позже четыре) железные печи - на хорах; ещё одна "ребровая" - в притворе.

Церковь расписывали как минимум дважды - вскоре после постройки и в 1877-1878 годах. Известны авторы росписей - мастера Я. Казаков и Е. Бушков. Эти росписи были забелены при перестройке храма в советские годы. Крестовоздвиженский храм в плане имеет вид латинского креста: его длина - 53 метра, ширина - 35 метров. Высота храма с крестом - 41 метр, колокольни - около 60 метров. Храм, помимо главного Крестовоздвиженского, имеет четыре придела - Рождества Иоанна Предтечи; святителя Николая Чудотворца; святых равноапостольных Константина и Елены; преподобного Сергия Радонежского, а также шестого в колокольне - в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №117, 2014 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.