ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Санкт-Петербург. Церковь Входа Господня в Иерусалим (Знаменская).

Знаменская церковь


Санкт-Петербург. Церковь Входа Господня в Иерусалим (Знаменская)
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:"Знамение" иконы Божией Матери, Входа Господня в Иерусалим
Архитектурный стиль:Ампир
Год постройки:Между 1794 и 1804.
Год утраты:1941 (взорвана)
Архитектор:Ф.И. Демерцов
Адрес:
Россия, Санкт-Петербург, площадь Восстания (2А) (вестибюль станции метро Площадь Восстания)

Координаты: 59.931621, 30.360541
Проезд:метро Площадь Восстания



Церковь Входа Господня в Иерусалим (Знаменская), Интерьер Знаменской церкви. Фото 1936 г.(ЦГАКФД)<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Интерьер Знаменской церкви. Фото 1936 г.(ЦГАКФД)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
2 января 1936
Церковь Входа Господня в Иерусалим (Знаменская), Интерьер Знаменской церкви. Фото 1936 г.(ЦГАКФД)<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Интерьер Знаменской церкви. Фото 1936 г.(ЦГАКФД)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
2 января 1936
Церковь Входа Господня в Иерусалим (Знаменская), Фото 1930 г.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото 1930 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
2 января 1930
Церковь Входа Господня в Иерусалим (Знаменская), Из Книги "Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси"<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Из Книги "Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси"
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
2 января 1903
Церковь Входа Господня в Иерусалим (Знаменская), Из Книги "Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси"<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Из Книги "Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси"
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
2 января 1903
Церковь Входа Господня в Иерусалим (Знаменская), Фото Н. Г. Матвеева, 1900-е гг.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото Н. Г. Матвеева, 1900-е гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
2 января 1901
Церковь Входа Господня в Иерусалим (Знаменская), фото начало 20 века<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
фото начало 20 века
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
2 января 1901
Церковь Входа Господня в Иерусалим (Знаменская), фото начало 20 века<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
фото начало 20 века
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
25 января 1900
Церковь Входа Господня в Иерусалим (Знаменская), Старая открытка. <br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Старая открытка.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
22 января 1900
Церковь Входа Господня в Иерусалим (Знаменская), фото начало 20 века<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
фото начало 20 века
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
2 января 1900
Церковь Входа Господня в Иерусалим (Знаменская), фото начало 20 века<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
фото начало 20 века
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1900
Церковь Входа Господня в Иерусалим (Знаменская), Фото - 1896-1897 гг.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото - 1896-1897 гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
25 января 1897
Церковь Входа Господня в Иерусалим (Знаменская), Знаменская церковь со стороны Лиговского канала. Фото 1860-х гг.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Знаменская церковь со стороны Лиговского канала. Фото 1860-х гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1860
Церковь Входа Господня в Иерусалим (Знаменская), Фотоснимок с сайта: Pastvu.com/503637<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фотоснимок с сайта: Pastvu.com/503637
Алексей Кротов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 мая 2015

Церковь Входа Господня в Иерусалим, известная как Знаменская церковь, была выстроена по повелению императрицы Елизаветы Петровны в 1759 г. По прошению бывшего при дворе ЕИВ купчины Григория Безсчастного последовало Высочайшее соизволение «построить на Невском против Егерского и Птичного дворов у Лигова канала церковь в честь Входа Господня в Иерусалим, с двумя приделами: один во имя св. мч. Севастиана и дружины его, другой во имя св. Дмитрия Ростовского, новоявленного чудотворца». Исходатайствовав разрешение, Безсчастный с задачей не справился и не выполнил взятый на себя труд.

26 октября 1763 г. обыватели вновь обратились с прошением об устройстве церкви к архиепископу Санкт-Петербургскому Гавриилу, объясняя, что на строительство церкви уже было Высочайшее разрешение. В результате всех просьб 11 сентября 1965 г. была освящена придельная церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, приход получил название Знаменского.

22 октября 1766 г. была освящена придельная церковь на хорах в честь св. Николая Чудотворца. Главный придел в честь Входа Господня в Иерусалим был освящен 15 июня 1768 г. Освящение всех приделов совершил преосвященный Гавриил Кременецкий, архиепископ Санкт-Петербургский и Ревельский.

В апреле 1767 г. последовало перенесение в новоустроенную церковь утвари из бывшей домовой церкви Зимнего дворца, согласно высочайшего повеления, в котором значилось: «из бывшей в Зимнем дворце церкви иконостас с убором и кафедру отдать бывшему придворному купчине Григорию Безсчастному по описи с роспискою, для постановления в новоустроенную на Невском проспекте у Лигова канала церковь и что отдано будет рапортовать в канцелярию о строении». Иконостас, писанный в византийском стиле масляными красками на холсте, до последнего находился в Знаменском приделе церкви.

В 1794 г. начата была постройка каменной церкви Входа Господня в Иерусалим с двумя приделами. Строилась она позади деревянной по проекту арх. Федора Ивановича Демерцова. 29 мая в день св. Духа начали копать рвы, а 5 июля вывели фундамент. В 1799 г. купец Дмитрий Колмыков обратился с прошением на имя митрополита Гавриила о том, что он желает достроить церковь в три года с условием, что придел во имя Николая Чудотворца был назван в честь св. Дмитрия Царевича. Консистория указам от 16 февраля 1799 г. запросила согласие причта, которое было получено. 17 марта того же года был дан указ на постройку церкви. 22 августа 1801 г. церковь была отстроена вчерне на церковные суммы. В том же 1801 г. умер Калмыков и церковь осталась внутри неотделанной. Окончательно она была отдела лишь в 1804 г. попечением церковного старосты купца Мирона Муратова, причем придел св. Николая Чудотворца сохранил свое посвящение. 6 ноября 1804 г. в ветхой деревянной церкви была отслужена литургия и молебен, антиминс был перенесен крестным ходом в новую церковь.

Придел Знамения Божией Матери был освящен 6 ноября, чин совершил благочинный невско-приходской церкви протоиерей Сергей Алексеев. В тот же день церковь Входа Господня в Иерусалим освятил митрополит Амвросий. К освящению церкви была устроена голубая бархатная ризница, вышитая золотом первым золотошвейным мастером столицы Иваном Моллером. Ризница сохраналась и в ХХ в. Особо чтимая икона Знамения Пресвятой Богородицы находилось в Знаменском приделе. Она стояла стоявшая на возвышении в старинном серебряном окладе, написанная в 1175 г. в Новгороде греком Христофором Семеновым.

Здание было увенчано пятью шлемообразными куполами, средний из которых несколько выше и шире. Фасады рустованы, входы оформлены ионическими колоннами. Демерцов увеличил боковые купола почти до размеров главного. Внутри церкви пространство под куполами охватывала легкая колоннада коринфского ордера, выделяя средний неф.

В 1805 г. указом консистории было подписано ветхую деревянную церковь разобрать и разрешено устроить ограду вокруг церкви с двумя каменными часовнями. Это также было сделано по проекту Демерцова. В 1813 г. церковь попечением старосты В. Шульгина была устроена теплою. В 1821 г. попечением купца А. Тимофеева сооружен большой колокол. В 1836 г. был произведен ремонт внутри и снаружи. А в 1863-1865 гг. произведен капитальный ремонт, построены две новые каменные часовни и устроена новая ограда. Работы велись под руководством арх. П. А. Чепыжникова. В 1868 г. вследствие прошения причта был устроен новый четвертый придел на хорах под северо-западным куполом во имя Сретенья Господня на средства мануфактур-советника А. И. Варгунина. Придел освящен 6 апреля 1868 г.

При Знаменской церкви с 1865 г. существовало приходское благотворительное общество для вспоможения бедным. Общество содержало богадельню для престарелых и увечных женщин на 59 кроватей, основанную 15 августа 1866 г., дневной приют для 200 приходящих детей обоего пола, учрежденный 20 сентября 1867 г., убежище для малолетних для 22, преимущественно круглых сирот, учрежденное 23 декабря 1884 г. с двумя школами церковно-приходской и школой грамоты, бесплатные квартиры для 120 бедных женщин и при них 40 детей, отделение дешевых квартир, состоящее из 16 комнат с общею кухней для семейных и одиноких бедных женщин и бесплатную столовую для бедных, учрежденную 6 февраля 1900 г.

К началу ХХ в. кроме двух каменных часовен, построенных в 1864 г. на углах каменной ограды, церкви принадлежал каменный дом причта рядом с церковью, каменный трехэтажный дом с каменным флигелем и разными службами по Знаменской ул., каменный двухэтажный дом со службами на углу 1-й Рождественной ул. и Орловского пер. Во всех домах некоторые квартиры сдавались в найм для жилья и под торговые помещения.

Церковь была закрыта в марте 1938 г. (соответствующие попытки делались в 1932, 1934, 1936) после капремонта. Чтимая икона была передана в Никольский собор, убранство в Госфонд. Молва приписывала долгое незакрытие церкви тому, что ее любил посещать академик И. П. Павлов, что не соответствует действительности. В марте 1941 г. церковь была взорвана, чтобы освободить место для станции метрополитена "Площадь Восстания". В декабре 2003 г. на здании станции укреплена памятная доска.

Э. А. фон-дер-Брюгген, Н. М. Евреинов Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси. С-Петербургская епархия. СПб 1909 г. Памятная книга по Санкт-Петербургской епархии под ред. Н. М. Кутепова, 1899 г.

Когда прибывший из Москвы в Петербург выходил на привокзальную площадь, он видел перед собой светлую церковь на высоком гранитном цоколе, купол которой как бы парил над Невским, открывая прямую перспективу до самого Адмиралтейства. Войдя внутрь, приезжий созерцал белые коринфские колонны и пилястры с золочеными капителями, обилие лепки и рельефов. Трехъярусный иконостас в стиле ампир располагался полукругом и блистал позолотой. В старинном серебряном окладе, на возвышении, стояла икона Божией Матери „Знамение“ – самая чтимая святыня храма, исполненная в 1175 в Новгороде греком Христофором Семеновым. От нее церковь получила свое название в народе.

Указ о постройке приходской церкви „против Егерского двора, у Лигова канала“ был дан 28 мая 1759, но так как сбор средств шел крайне медленно, на это место весной 1765 от Зимнего дворца перенесли деревянную церковь свв. Захарии и Елизаветы, которую 11 сентября архиепископ Гавриил освятил как придельную Знаменскую. Через год был освящен пристроенный Никольский и только 17 июня 1768 – главный придел Входа Господня. Из придворного храма временного дворца Елизаветы Петровны на Невском в церковь взяли иконостас, утварь и 11 образов.

Новая, в стиле классицизма, каменная церковь на 3500 человек была заложена 5 июля 1794 по проекту Ф. И. Демерцова, но через три года строительство, доведенное до крыши, приостановилось. Отделка храма затянулась, и его освящение состоялось 6 ноября 1804, но митрополит Амвросий освятил в присутствии Александра I только главный придел, и лишь 19 мая 1806 настал черед последнего – Никольского. Ко дню освящения храму были подарены облачения работы И. Моллера из голубого, шитого золотом бархата и серебряные лампады, сделанные А. Помо. Через 30 лет интерьер храма – один из лучших в столице – подвергся некоторым изменениям, после чего 27 ноября 1836 он был снова освящен митрополитом Грузии Ионою.

Дополняя ансамбль, Демерцов в 1809 выстроил ограду и две угловые часовни, а П. А. Чепыжников в 1863–1865 при ремонте храма сделал новое покрытие куполов, переделал ограду в чугунную, перестроив одновременно и часовни. Позже были созданы еще два придела – Сретенский на хорах, который освящен 6 февраля 1868, и прп. Серафима Саровского, освященный 19 февраля 1912 в пристройке, возведенной Ф. А. Корзухиным. В 1900 А. С. Хренов предложил (неосуществленный) проект расширения здания. В 1904 был проведен реставрационный ремонт.

В Знаменском приделе стоял барочный иконостас с множеством икон дворцовых мастеров первой половины XVIII века. В ризнице можно было увидеть: ковчег с частицей мощей прп. Сергия Радонежского, прекрасную старинную утварь и напрестольный крест из серебра с частицами св. мощей, Животворящего Креста и Ризы Божией Матери.

В 1862 возникло благотворительное общество, которое содержало богадельню, сиротский приют, детский сад, школу и бесплатные квартиры.

В 1875–1896 в храме служил известный проповедник и духовник прот. Василий Иоаннович Барсов; последним настоятелем перед революцией был прот. Павел Потапович Космодемьянский. Он возглавлял клир до конца 1930 года.

В марте 1941 церковь была взорвана, чтобы освободить место для станции метро, которая появилась только в 1955, грубо копируя стиль уничтоженного памятника.

http://www.encspb.ru/object/2804678752?dv=2853952566&lc=ru


Сергей Ковров   5 мая 2018

Первоначально, в 1759-1765 годах, по повелению императрицы Елизаветы Петровны здесь поставили деревянную церковь. Освящение её началось с приделов: одного - в честь Знамения Пресвятой Богородицы (в сентябре 1765 г.), второго - в честь святителя и чудотворца Николая (в октябре 1766 г.). Главный придел - Входа Господня в Иерусалим - освящен позже других, в июне 1768 г. В эту церковь перенесли иконостас из бывшей домовой церкви Зимнего дворца. Этот же иконостас затем установили и в каменной церкви. Вместе с ним были переданы одиннадцать образов, крест, напрестольное Евангелие и священные сосуды.

Новая, в стиле классицизма, каменная церковь на 3500 человек была заложена 5 июля 1794 г., но через три года строительство приостановилось. В августе 1801 г. ее отстроили вчерне, но окончательно отделали еще через три года. В 1804 г. из старой церкви во вновь построенный храм были торжественно перенесены иконостас, антиминс и иная утварь. Его освящение состоялось 6 октября 1804 г., но митрополитом Амвросием в присутствии Александра I был освящен только главный придел, и лишь 19 мая 1806 г. настал черед последнего - Никольского. Благородное по контуру здание хорошо открывалось со стороны площади и Невского проспекта. При сооружении этой церкви в 1794-1804 годах наиболее полно раскрылся талант архитектора Ф. И. Демерцова.

Знаменской церковь называлась в честь самой чтимой иконы храма - образа Знамения Пресвятой Богородицы, писанного в 1175 г. в Новгороде греком Христофором Семеновым, и находившейся в приделе храма во имя Знамения Божией Матери на возвышении в старинном серебряном окладе. Красивая белая церковь на высоком гранитном цоколе с пятью шлемообразными куполами, средний из которых был несколько выше и шире, была возведена на месте деревянной и играла важную роль в ансамбле вокзальной площади. Фасады зодчий скромно орнаментировал рустами. Особенно удался ему интерьер. Пространство под куполами прямоугольником охватывала легкая белая колоннада коринфского ордера с золочеными капителями, выделяя средний неф. С колоннадой как бы сливался богатый трёхъярусный иконостас в стиле ампир, блиставший позолотой.

В 1805 г. ветхая деревянная постройка, просуществовавшая почти полвека, была разобрана. В 1809 г., дополняя ансамбль, Демерцов выстроил ограду и 2 угловые часовни, которые были перестроены при капитальном ремонте 1863-1865 гг. архитектором П. А. Чепыжниковым. Позже в храме были созданы ещё два придела - Сретенский на хорах, который был освящён 6 февраля 1868 г., и Преподобного Серафима Саровского, освящённый 19 февраля 1912 г. в пристройке, возведённой Ф. А. Корзухиным. В 1904 г., в связи с юбилеем, здание прошло реставрационный ремонт.

В Знаменском приделе стоял барочный иконостас с множеством икон дворцовых мастеров первой половины XVIII в. В ризнице можно было видеть прекрасную утварь и напрестольный крест из серебра с частицами мощей святых апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова, первомученика Стефана, святого Пантелеймона, Федора Стратилата, Димитрия Солунского и Антония Римлянина, часть древа Животворящего креста Господня и часть ризы Божией Матери. В 1865 г. при церкви возникло благотворительное общество вспоможения бедным, которое содержало богадельню для престарелых и увечных женщин, дневной приют для приходящих детей, убежище для малолетних сирот с двумя школами, бесплатные квартиры и бесплатную столовую.

В советское время Знаменская церковь действовала благодаря ходатайствам её старосты - академика И. П. Павлова, но после его смерти в 1938 г. была сразу же закрыта и через два года взорвана, чтобы освободить место для строительства метро. С 1955 г. на ее месте, грубо копируя стиль уничтоженного памятника, находится вестибюль станции метро "Площадь Восстания".

http://piters.in/nohram


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  3 октября 2018

Существовавшая ранее церковь Входа Господня в Иерусалим (Знаменская)

Первая мысль о построении Входо-Иерусалимской церкви относится к последним годам жизни императрицы Елизаветы Петровны. Вследствие прошения бывшего при дворе Ее Величества купчины Григория Бесчастного и прочих обывателей, поданного 9 мая 1759 г., последовало Высочайшее соизволение «построить на Невском проспекте… церковь в честь входа Господня в Иерусалим, с приделами: один – во имя св. мученика Севастиана и дружины его, другой – во имя св. Димитрия Ростовского, «новоявленного чудотворца».

Во исполнение этого указа, по резолюции преосвященного Сильвестра, архиепископа с.-петербургского и шлиссельбургского, выдана была упомянутому купчине в том же году 28 мая сборная книга с тем, чтобы, собрав довольную сумму и приготовив надлежащие материалы, он, особым доношением Его Преосвященству, испросил его благословение на заложение церкви. Исходатайствовав разрешение на построение церкви, Бесчастный не оправдал оказанного ему прихожанами предположенной церкви доверия и оказался неспособным выполнить взятый им на себя труд.

23 октября 1761 г. обыватели московской части, жившие в Невской перспективе, в Каретной, Гончарной и Свечной слободах, доносили с.-петербургскому преосвященному, что «как Бесчастному консисториею для сбора на построение церкви дана при указе книга, тому минуло без мала треть года, а в сборе денежной суммы состоит немного, что в окончании взятого им, Бесчастным, на себя ига успеха ниже к зачатию строения никакого не видится… а они, обыватели, за неименением по близости их домов Божиих церквей претерпевают крайнюю нужду, что из будущих оной, назначенной к построению церкви прихожан купец Григорий Басалов добровольно принимает на себя труд скорейшего окончания сбора на сооружение той церкви… обещав прибавить собственных денег, хотя до тысячи рублей, если мирского денежного сбора будетъ недостаточно». Вследствие всего вышеизложенного, обыватели просили преосвященного Вениамина от Бесчастного сборную книгу отобрать и собранные деньги передать Басалову, которому они, по доброму его нынешнему состоянию, верят.

По решению консистории по этому делу от декабря 1763 г… "Бесчастного от сбора денег и строения церковного устранить, а сбор денег поручить Басалову, выдав ему для того из консистории новую книгу и взяв с него обязательство в том, что приняв от Бесчастного все заготовленные материалы, и какие еще потребны, особенно для каменного фундамента, закупив на обещанные им, Басаловым, деньги, с архипастырского благословения, он немедленно начнет построение церкви по плану, представленному Бесчастным в консисторию, и окончит строение непременно тем же летом".

Обыватели со своей стороны, 26 октября 1763 г. подали новое прошение преосвященному Гавриилу, архиепископу с.-петербургскому, в котором объясняли, что поблизости их дворов церкви нет и что по достаточному количеству дворов они могутъ давать от себя достаточное содержание священству и причетникам, и потому просят благословения на построение у них деревянной церкви, так как построение каменной требует немалого времени и больших денежных средств, которых у них в наличности пока не имеется. При этом просители объясняли, что на построение церкви уже было высочайшее повеление Государыни Елизаветы Петровны и дан был Свят. Синоду высочайший указ, коим повелевалось рассмотреть, есть ли надобность в строении церкви, имеется ли достаточное число дворов для образования особого прихода и священник с причтом могут ли иметь от них достаточное содержание.

Результатом всех этих просьб было то, что, наконец, в 1765 г. 11 сентября освящена была придельная церковь в честь Знамения Пресвятой Богородицы, с чем вместе и новоустроенный приход получил название Знаменского. Придельная церковь во имя святителя Николая чудотворца, на хорах, освящена 22 октября 1766 г. Наконец, и главный придел в честь Входа Господня в Иерусалим был освящен 15 июня 1768 г. Освящение всех трех приделов совершено было преосвященным Гавриилом Кременецким, архиепископом с.-петербургским и ревельским.

В 1794 г., по благословению преосвященного митрополита Гавриила, начата постройкою каменная церковь в честь Входа Господня в Иерусалим, с двумя приделами, позади прежней деревянной церкви. 29 мая, в день св. Духа, начали копать рвы под фундамент, а 5 июля вывели фундамент и на нем в этот же день заложили церковь… по плану архитектора Федора Ивановича Демерцова, при участии сященников и прихожан. По недостатку денег постройка, доведенная уже до крыши, была приостановлена до накопления, посредством сбора, потребной суммы.

В 1799 г. купец Дмитрий Семенович Калмаков, в прошении, поданном на имя преосвященного митрополита Гавриила, изъяснял, что он желает достроить церковь в три года с тем, чтобы придел во имя святителя Николая Чудотворца был переименован в честь св. Димитрия Царевича. При этом он просил, чтобы собираемая на постройку церкви сумма была в его полном заведывании, чтобы священнослужители церкви в его распоряжения по постройке не вмешивались, в каковом случае он обязывался, по окончании постройки, сдать ее причту и прихожанам. Консистория указом на имя причта от 10 февраля 1799 г. спрашивала, согласен ли он поручить купцу Калмакову окончание церкви на предъявленных им условиях. Причт изъявил свое согласие, и Калмакову 17 марта того же года дан был указ на постройку церкви.

22 августа 1801 г. церковь, таким образом, была отстроена вчерне на церковные суммы, которых, как видно из рапорта причта в консисторию, Калмакову было передано в разное время 17501 руб. 20 коп. В том же 1801 г. Калмаков умер, и церковь, покрытая железом, осталась неотделанною внутри. Окончательно отделана была церковь лишь в 1804 г. и украшена попечением церковного старосты купца Мирона Муратова под надзором причта и архитектора на деньги, собранные от доброхотных дателей, и освящена 6 ноября того же года, причем, придел св. Николая Чудотворца сохранил за собою свое первоначальное наименование.

Накануне 6 ноября, по распоряжению преосвященного митрополита Амвросия, в ветхой деревянной церкви отслужена литургия и молебен Спасителю и Божией Матери, и затем антиминс из ветхой церкви был перенесен крестным ходом в новую. Придел Знамения Божией Матери, по назначению преосвященного митрополита, освящен 6 ноября в 8 часов «пополуночи». Того же дня, в 10 часов утра, церковь входа Господня в Иерусалим освящал и литургию священнодействовал высокопреосвященный митрополит Амвросий…

За усердное прохождение должности старосты церкви с 1800 г. по 10 января 1813 г., за умножение доходов церкви, за неотлучное постоянное пребывание при церкви Муратов был награжден похвальным листом от епархиального начальства. В 1817 г. статский советник Яков Михайлович Голубцов устроил на свои деньги к местному образу Входа Господня в Иерусалим серебряную ризу с позолоченным на Спасителе венцом, весу 26 фунтов 84 золотника. Вся эта риза с работою и позолочением венца и подписи и позолочением киоты, с двумя зеркальными стеклами, стоила 3282 руб., как видно из рапорта причта преосвященному митрополиту от 9 октября 1817 г. В 1818 г. купец Феофилакт Алексеевич Боровиков устроил на образе Смоленской Божией Матери серебряную ризу с накладными вызолоченными штуками, позолоченным венцом, с короною из аквамариновых камней и с тремя цветными звездами, что все вместе стоило 5801 руб. 95 коп. Из этих денег только 1252 руб. взято из церковной суммы, остальные же деньги пожертвованы Боровиковым. На прочие местные иконы серебряные ризы устроены попечением бывших старост: мещанина Василия Шульгина и отставного придворного комиссара Алексея Самсонова… Бархат на всю ризницу пожертвовал петербургский городской голова, 1 гильдии купец Николай Дмитриевич Меншиков; золотые кисти, бахрамы, шнуры и пуговицы принесены в дар церкви фабрикантом, 1 гильдии купцом Иваном Григорьевичем Кокушкиным. Золотой широкий гас куплен на церковную сумму; гроденапль на завесу и на подкладки пожертвовал купец Павел Петрович Лихачев. Деревянный, большой, кованный железом сундук для хранения бархатной ризницы куплен на церковные суммы. В 1821 г. попечением бывшего старосты, купца Алексея Тимофеева сооружен большой колокол ценою в 6032 руб. асс. на пожертвования прихожан.

В 1805 г., указом консистории от 10 марта, предписано было протоиерею Скорбященской, что при Александро-Невской лавре, церкви Сергию Алексееву ветхую деревянную церковь разобрать, годный материал употребить для ограды, а остальной – на дрова для печения просфор и отопления новой церкви. Эта разборка церкви стоила 23 руб. 30 коп., а распилка 60 саженей дров – 30 руб.

В 1806 г. дано от митрополита разрешение устроить каменную ограду вокруг церкви с двумя каменными же часовнями. План этой постройки подписан митрополитом 1805 г. 25 августа… В 1818 г. вся церковь, попечением церковного старосты Василия ІІІульгина и под наблюдением архитектора Демерцова, устроена теплою. В 1836 г. вся церковь возобновлена внутри и снаружи, причем, работы произведены в течение 7 месяцев, 27 ноября того же года было обновление церкви.

С 1863 г. по 1865 г. включительно, вследствие прошения причта и прихожан и с разрешения Св. Синода, вся церковь была еще раз капитальным образом обновлена извне и внутри, построены две новые каменные часовни на месте старых и устроена новая ограда, состоящая из чугунной, изящного вида решетки на полированном гранитном фундаменте. Переделки произведены по Высочайше утвержденному плану архитектора Чепыжникова, под надзором особой строительной комиссии, состоявшей, согласно указу консистории от 31 мая 1863 г. за № 2107, из всех наличных священнослужителей церкви, церковного старосты, купца 1 гильдии, потомственного почетного гражданина П. И. Русанова, епархиального архитектора и трех лиц из почетных сведущих в строительном деле прихожан: сенатора И. А. Славинского, купцов Дылева и Варгунина.

В 1868 г., вследствие прошения причта и старосты, с разрешения Св. Синода, устроен в церкви новый четвертый придел на хорах под северо-западным куполом во славу Сретения Господня, на иждивение прихожанина мануфактур-советника А. И. Варгунина, пожертвовавшего на этот предмет капитал в 3000 руб. Священною утварью и богослужебными принадлежностями новоустроенный придел снабжен в достатке на особые пожертвования прихожан. Освящен придел 6 февраля 1868 года.

Причт церкви состоял из 2 протоиереев, 2 священников, диакона, 3 дьячков и псаломщика. Причт Знаменной церкви всегда содержался на добровольные подаяния прихожан за исправление треб. Поступая к Знаменской церкви, священники прежде давали письменное обязательство довольствоваться подаяниями. Причт содержится частью доходами от исправления треб, частью процентами с капиталов, отданных в церковь на вечное поминовение и составляющих в настоящее время сумму в 15 599 руб., с которой процентов получается ежегодно не свыше 689 руб. 40 коп.

До 1817 г. священнослужители Входо-Иерусалимской церкви жили на наемных квартирах. Указом консистории от 22 ноября 1811 г. дозволено купить близ церкви, в 3 квартале Литейной части, праздное, с ветхим деревянным строением место поручика Павла Ивановича Апайщикова за 8 000 руб. ассигн. с тем, чтобы купчая крепость совершена была на имя церкви. Это место было назначено для постройки церковных домов. ІІока дома эти не были построены, причт получал от церкви квартирные деньги… На 1874 г. у причта имеется: 8 квартир для причта, 6 квартир для вдов и сирот, призреваемых церковью, и особое помещение, отдаваемое по контракту в аренду под мелочную лавку за 1050 руб. в год.

Всей земли, принадлежащей церкви, на 1874 г. считается: усадебной 1619 ½ квадратных сажень, из них 761 ¾ саж. заняты церковью, церковною оградою и службами, а 458 ¼ и 409 ½ сажень находятся под церковными домами с принадлежащими к ним службами.

В современном своем состоянии Входо-Иерусалимский храм каменный, четырехпрестольный, византийской архитектуры, с одним большим куполом в двенадцать окон и четырьмя меньшими, из коих в одном помещается колокольня, обнесенный чугунною, красивого рисунка решеткою, бесспорно, принадлежит к числу лучших, наиболее изящных храмов столицы.

Библиотека церковная состоит из духовных периодических изданий, которыми пополняется ежегодно. В церковном архиве имеются следующие документы: планы местности, занимаемой церковью; план и фасад каменной Входо-Иерусалимской церкви, утвержденные митрополитом Амвросием; планы церковной ограды с двумя часовнями, утвержденные им же в 1805 г.; планы местности, отведенной для священнослужителей в 1785 г. и в последствии, в 1815 г., с разрешения епархиального начальства, проданной для покупки дома; купчая крепость на приобретение для церкви деревянного дома с землею, Литейной части, ныне Знамескою улицею, в 1811 г.; купчая крепость на приобретение в 1817 г. на углу Рождественской улицы и Конной площади каменных домов для церкви; купчая крепость на приобретение в 1868 г. дома от купца Зиновьева на Знаменской улице. Метрические книги находятся с 1765 г.

Сироты и вдовы священнослужителей и причетников Знаменской церкви всегда пользовались вспоможением от церкви деньгами или квартирою с отоплением, или тем и другим вместе. В 1874 г. пользовались квартирой и денежным пособием от церкви 10 вдов и сирот; высший оклад пособия – 150 руб., а низший – 30 руб. Всего вдовам и сиротам духовного звания выдается из церковных сумм Знаменской церкви до 1000 руб. в год и натурою – восемь квартир с отоплением в церковном доме.

С 11 сентября 1865 г., в память столетия прихода и капитального возобновления храма, при Входо-Иерусалимской церкви учреждено общество вспоможения бедным Знаменского прихода, которым сверх раздачи приходским бедным единовременных и постоянных ежемесячных пособий устроены следующие благотворительные учреждения: приют для престарелых женщин на 25 кроватей с 16 августа 1866 г.; детский дневной приют для 60 детей обоего пола с 20 августа 1867 г.; отделение дешевых квартир, состоящее из 16 комнат с общею кухнею для семейных и одиноких бедных женщин с 8 октября 1868 г. и воскресная мужская школа для простого народа, открытая 12 января 1869 г.

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Издание С.-Петербургского Историко-статистического комитета. Выпуск 4, С.-Петербург. 1875 г. Печатано в типографии Департамента уделов, Литейный проспект д. 39.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  11 июня 2023

Входоиерусалимская (Знаменская) церковь каменная, с одним большим куполом и 4-мя малыми куполами, из коих в одном помещается колокольня. Церковь Входа Господня во Иерусалим первоначально была деревянная, освящена в 1765 г.

Настоящая, вместо обветшавшей деревянной, отстроена и освящена в 1804 г. Престолов в ней четыре, из которых главный – во славу Входа Господня во Иерусалим.

Причт составляют: 4 священника, 1 диакон и 4 псаломщика. Жалования священно-церковно-служители не получают, но кроме доходов, получаемых от исправления церковно-приходских треб, пользуются процентами в количестве 1 549 руб. 96 коп. с капиталов, положенных в разные кредитные учреждения на вечное обращение в пользу причта.

К церкви принадлежат: две каменные часовни, освященные в 1864 г., каменный дом для помещения причта, каменный трехэтажный дом, часть которого занимает диакон, церковные сторожа, духовные вдовы с сиротами, а остальная часть отдается в наем, и каменный двухэтажный дом, в котором, кроме одной квартиры, занятой духовною вдовою, остальные отдаются в наем. Земли при сей церкви числится 1619 ½ кв. саж.

При церкви в 1865 г. учреждено Приходское Благотворительное Общество, которым устроены следующие благотворительные учреждения:

богадельня для престарелых и увечных женщин на 55 кроватей;

дневной детский приют для 200 приходящих детей обоего пола;

убежище для малолетних на 20 преимущественно круглых сирот;

бесплатная квартира для 112 бедных женщин и при них до 40 детей;

отделение дешевых квартир, состоящее из 16 комнат с общею кухнею для семейных и одиноких бедных женщин.

Настоятель протоиерей Василий Иоаннович Барсов… в 1847 г. рукоположен во священника к Смоленской кладбищенской церкви… в 1867 г. перемещен к сей церкви, в 1870 г. возведен в сан протоиерея, в 1875 г. определен настоятелем к сей церкви… Протоиерей Федор Павлович Ставровский… рукоположен во священника к сей церкви… в 1867 г. возведен в ст. магистра, в 1883 г. возведен в сан протоиерея… Протоиерей Дмитрий Тимофеевич Мегорский… в 1873 г. возведен в степень магистра, в 1875 г. рукоположен во священника к сей церкви, в 1891 г. возведен в сан протоиерея…

Церковный староста – петербургский 2 гильдии купец Арсений Иосифович Башков с 1893 г. Сиротствующих 35.

«Краткие сведения о церквях и священно-церковнослужителях Санкт-Петербурга». - СПб.: типо-лит. Я. Кровицкого, 1895 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.