ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Санкт-Петербург. Церковь Захарии и Елизаветы Кавалергардского полка.


Санкт-Петербург. Церковь Захарии и Елизаветы Кавалергардского полка
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Захарии и Елисаветы, Иоанна Богослова
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1897 и 1899.
Год утраты:1948
Архитектор:Л.Н. Бенуа, М.В. Нестеров (интерьер)
Адрес:
Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, 22

Координаты: 59.948221, 30.36559
Проезд:метро "Чернышевская"



Церковь Захарии и Елизаветы Кавалергардского полка, Цитович Г. А. "Храмы армии и флота." Пятигорск, 1913<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Цитович Г. А. "Храмы армии и флота." Пятигорск, 1913
Андрей Агафонов
1 января 1913
Церковь Захарии и Елизаветы Кавалергардского полка, Фото из книги А. П. Павлов - Храмы Санкт-Петербурга<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото из книги А. П. Павлов - Храмы Санкт-Петербурга
Андрей Агафонов
1 января 1910
Церковь Захарии и Елизаветы Кавалергардского полка, источник  http://www.encspb.ru/object/2855710963?lc=ru<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
источник http://www.encspb.ru/object/2855710963?lc=ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1902
Церковь Захарии и Елизаветы Кавалергардского полка, источник  http://www.encspb.ru/object/2855710963?lc=ru<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
источник http://www.encspb.ru/object/2855710963?lc=ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1902
Церковь Захарии и Елизаветы Кавалергардского полка, Фото Н. Г. Матвеева, 1900-е гг.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото Н. Г. Матвеева, 1900-е гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1900
Церковь Захарии и Елизаветы Кавалергардского полка, Фото из иллюстрированного приложения к газете "Новое Время"<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото из иллюстрированного приложения к газете "Новое Время"
Андрей Агафонов
1 января 1899
Церковь Захарии и Елизаветы Кавалергардского полка, Фото из журнала "Петербургская жизнь".<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото из журнала "Петербургская жизнь".
Андрей Агафонов
1 января 1899



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  16 мая 2015

Кавалергарды появились в 1724 как почетный эскорт Екатерины I, которая позже возглавила их в чине капитана. С той поры шефами полка всегда были Императрицы. При Елизавете Петровне кавалергарды образовали лейб-компанию, у которой имелась освященная 5 марта 1743 походная Введенская церковь. В 1800 полк стал гвардейским. В нем служили преимущественно потомственные дворяне. Кавалергарды отличились в войне с Наполеоном – участвовали в битвах при Аустерлице, Бородине и Кульме.

Сперва полк располагал только походной церковью. В 1803 помещения, принадлежащие служащим Запасного двора и придворной канцелярии, обратили в полковые казармы. Вместе с ними в распоряжение полка перешла и Захарьевская церковь, выстроенная в 1740-х из дерева. 9 августа 1752 последовал указ о постройке каменной церкви с двухъярусной колокольней. Утварь в нее привезли из Москвы, и на освящении 3 сентября 1753 присутствовала сама Императрица.

В 1762 Екатерина II повелела: „церкви при оном полку не быть, понеже оный всегда находиться будет, где мой двор“, и посему отныне молиться кавалергарды должны были в придворном храме.

В 1779 главный иконостас во вновь открытой церкви был заменен, но прежний остался на хорах, в освященном 28 февраля 1756 приделе св. Иоанна Богослова. По преданию, этот двухъярусный из атласа иконостас был привезен в XVI веке из Греции и находился с Иваном Грозным под Казанью (в 1844 его передали в Оружейную палату).

В 1834 храм был заново отделан; в 1856–1858 по проекту акад. К. К. Циглера возвели колокольню и установили новый иконостас, который вырезал Иван Владимиров. Государь пожертвовал 3 тыс. руб. серебром на украшение храма. 1 октября 1858 состоялось его новое освящение.

В этом виде церковь простояла до 1896, когда по плану Л. Н. Бенуа началась ее капитальная перестройка. От старого здания остались одни стены, изменен был даже план, который приобрел форму греческого креста. 16 мая 1897 произошла торжественная закладка. Постройка на средства вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны и офицеров шла быстро, и уже 14 января 1899 военный протопресвитер А. А. Желобовский, служивший до 1888 в этом храме, освятил его в Высочайшем присутствии.

Стилизованная под елизаветинское барокко живописная церковь с высоким шпилем на колокольне вмещала 1500 человек и была богато убрана внутри. Благодаря покатому полу (своеобразная новинка) служба была хорошо видна с любого места. Иконостас был поставлен прежний, только отреставрирован. Акад. П. П. Чистяков сделал эскизы наружных мозаичных икон; лепку внутри исполнил П. С. Козлов.

Серебряный престол, изготовленный фирмой Фаберже и весивший 13 пудов, подарила кн. З. Н. Юсупова. Светильники из бронзы отливал мастер Н. А. Мельцер; мраморный престол сделала мастерская Ботта. Освещался храм красивым бронзовым паникадилом, датированным 1834 годом.

У клиросов размещались полковые штандарты; в витринах лежали мундиры шефов, Георгиевские кресты и медали солдат; у стены стоял небольшой памятник павшим в войну с Наполеоном. В конце XIX – начале XX веков в присутствии Императрицы 5 сентября торжественно справлялся храмовый и полковой праздник. В каждом эскадроне тоже был свой праздник, во время которого после литургии перед эскадронным образом служился молебен.

Храму от шефов, командиров и офицеров было подарено много ценных вещей: в 1848 Императрица Александра Феодоровна преподнесла золоченые серебряные сосуды; в 1896 кн. С. С. Салтыков в память о сыне-кавалергарде – два украшенных драгоценными камнями образа XVIII века: Христа Спасителя с частицей Ризы Господней и Владимирской Божией Матери; А. Н. Безак – Евангелие в серебряном окладе работы Фаберже. Хранились здесь еще несколько высокохудожественных произведений: „Нерукотворный Спас“, который в 1679 царь Алексей Михайлович подарил дьяку Виниусу; два образа на атласе из упомянутого иконостаса XVI века; плащаница 1677 года и вырезанное из слоновой кости изящное Распятие.

В 1891 М. В. Нестеров исполнил для интерьера эскизы мозаичных икон „Воскресение Христово“ и „Св. Александр Невский“, перед которыми горели серебряные лампады, сделанные в мастерской Фаберже по рисунку проф. Е. А. Сабанеева. 2 декабря 1902 после очередного ремонта церковь была освящена малым освящением.

Настоятелем в 1903–1910 был известный богослов прот. Евгений Петрович Аквилонов, профессор Духовной академии и будущий протопресвитер, а последним перед революцией – прот. Стефан Васильевич Щербаковский.

К церкви был приписан деревянный Казанский храм в летнем лагере полка, выстроенный в 1905 в Красном Селе.

Поскольку после революции полк был расформирован, то летом 1918 церковь стала приходской. С 1922 церковь – один из центров обновленчества во главе с Александром Введенским. Закрыта по решению президиума Ленсовета от 1 августа 1935, позже переделана под спортзал, в 1948 полностью снесена. На ее месте возведен корпус Военного инженерно-технического университета.

http://www.encspb.ru/object/2855710963?lc=ru


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 октября 2018

Существовавшая ранее церковь Захарии и Елисаветы

Церковь во имя св. праведных Захарии и Елисаветы находится в Захарьевской улице Литейной части, в расположении казарм кавалергардского полка. Устроенная между полковыми зданиями, она стоит отдельно от них. Из дел придворной конторы видно, что церковь св. праведных Захарии и Елисаветы заложена в 1752 г. по повелению императрицы Елизаветы Петровны, отчего, вероятно, и получила свое название, при существовавшем тогда запасном придворном дворе, отстроена в 1758 г. и освящена 3 сентября 1756 г. в присутствии государыни императрицы. Устроена она была для чиновников и вообще всех служивших при запасном дворе. В 1806 г. с перемещением кавалергардского полка, получившего начало при императоре Петр Великом, но приведенного в полный полковой состав при императоре Павле Петровиче, в отстроенные на месте бывшего запасного двора казармы, и церковь св. праведных Захарии и Елисаветы сделалась полковою цсрковною.

Наружный вид церкви с самого ее основания и до настоящего времени остался неизменным, а внутри несколько раз деланы были значительные улучшения и перестройки. Так, в 1834 г. усердием командира полка генерала Гринвальда и офицеров при содействии генерал-адъютантов Депрерадовича и графа Апраксина, служивших в кавалергардском полку, церковь внутри была возобновлена и обогащена ценными вещами.

Немало было сделано для украшения внутренности храма в 1850 г. при командире полка генерал-майоре Безобразове. Но самые большие переделки и украшения внутри храма: возобновление иконостаса, уничтожение сводов, на которых стоял придельный алтарь, постановка вместо кирпичных гранитных колонн, устройство паркетного пола – были сделаны в 1856 г. частью на церковные суммы, а главным образом, на деньги, пожертвованные царствующим государем императором и покойною императрицею Александрою Федоровною, бывшей шефом полка. Перестроенный и украшенный храм того же 1856 г. 1 октября был освящен главным священником гвардии и протопресвитером Василием Борисовичем Бажановым.

При полку находится еще походная церковь во имя Архистратига Михаила, устроенная при сформировании полка в полный состав и сопутствовавшая ему в походах 1805, 1807, 1812, 1831, 1849 и 1853 гг. При помощи небесного Архистратига кавалергарды победоносно сражались и отличались при Аустерлице, Бородине, Кульме и Фершампенуазе.

До 1844 г. в церкви св. праведных Захарии и Елисаветы находился придельный храм во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, устроенный вверху, над сводами. Иконостас сего придела был складной – походный, все иконы его писаны на белом атласе, по золотому фону. Походная церковь, к которой принадлежал этот иконостас, до 1754 г. хранилась в московской шатерной палате и была освящена во имя Воскресения Христова, а в это время, по указу главной дворцовой канцелярии, до окончательного устройства иконостаса в каменном местном храме прислана из Москвы в С.-Петербург и поставлена при придворном запасном дворе.

Неизвестно, по каким причинам походный храм сей во имя Воскресения Христова в 1755 г. освящен, по благословению синодального члена архиепископа с.-петербургского Сильвестра, во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Есть устное предание, будто сей придельный храм был походною церковью царя и великого князя Иоанна Васильевича IV, но это только предание. Московская придворная контора на отношение бывшего обер-священника Музовского в 1833 г. никаких сведений об этом храме не сообщила.

В 1844 г., вследствие устного донесения обер-священника Музовского шефу кавалергардского полка покойной императрице Александре Федоровне о замечательной древности сего иконостаса, все иконы его, по высочайшему повелению, были сняты и сданы в Эрмитаж, откуда возобновленные, в 1840 г., отправлены в Москву к гофмаршалу барону Льву Карловичу Боде с тем, чтобы он поставил их во вновь строящейся в древнем вкусе церкви, а если это окажется неудобным, то хранил в Оружейной палате. По уведомлению г. Боде, иконостас этот передан в палату, где и хранится по настоящее время.

Так как св. престол и жертвенник придельного храма, по снятии иконостаса, оставались неприкосновенны, а при церкви хранились иконы неизвестно какого походного храма, писанные на красной меди, то в 1844 г. обер-священником Музовским разрешено было на церковную сумму устроить из этих икон новый иконостас также во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. По приведении иконостаса в надлежащий порядок в 1844 г. богослужение в этом придельном храме возобновилось и продолжалось до 1855 г., когда для большего благолепия храма и удобства помещения придельный храм был уничтожен, а иконостас пожертвован, с разрешения главного священника Бажанова, во вновь строившуюся сельскую церковь в селе Долоцком Гдовского уезда, С.-Петербургской губернии.

Церковь во имя св. праведных Захарии и Елисаветы однопрестольная, каменная, а купол храма и колокольня деревянные. Наружный вид церкви очень простой и незатейливый, а внутреннее устройство симметричностью, изяществом и обилием света производит на богомольца самое отрадное, приятное впечатление. Иконостас, состоящий из трех ярусов, сделан с большим вкусом, иконы писаны по черному фону искусною рукою. Св. антиминс священнодействован с.-петербургским митрополитом Григорием в 1859 г. Под престолом находится деревянный крест со св. мощами, но какого именно угодника частицы хранятся в нем – надписи не имеется.

Особенно важных памятников исторической древности в церкви нет. Как знак особенного благоволения полку и храму полковому, хранятся в нем литургийные сосуды, пожертвованные в 1848 г. 21 апреля бывшим шефом полка покойною императрицею Александрою Федоровною. На дне потира вырезана надпись: «кавалергардскому полку шеф его Императрица Александра Федоровна». Хранится в церковной ризниц малая плащаница, шитая серебром; на ней значатся слова: «Построена лета 7185 (1677) февраля во 2-й день, в собор Сретения Господня, что у Великого».

Из св. икон замечательны: икона Успения Божией Матери, древнего письма, на белом атласе, наклеенном на деревянной доске, длиною 1 арш. 13 верш., а шириною 1 арш. 6 верш.; икона Смоленской Божией Матери с Предвечным Младенцем, также старинного письма на атласе, с серебряными вызолоченными венцами, убрусы вынизаны мелким жемчугом, а риза сделана из фольги и украшена жемчугом, камнями и стеклами, длина и ширина этой иконы одинакова с первою; икона Богоматери, именуемая «Трех радостей»: ценность этой иконы для полка определяется тем, что ею в 1849 г. 2 июня бывший шеф полка государыня императрица Александра Федоровна благословила полк в венгерский поход, в котором св. икона сия и сопутствовала ему, и изображение распятого на кресте Христа и вокруг него Божией Матери и Иоанна Богослова, сделанное искусною рукою из слоновой кости.

Из священных облачений древних нет, а как на ценные, можно указать на священническое облачение с диаконским стихарем, из белого моаре, шитое золотом. Облачение это сделано из парадной одежды бывшего шефа полка государыни императрицы Александры Федоровны, пожертвованной по высочайшему повелению 24 февраля 1861 г. в церковь кавалергардского полка, ценность этого облачения, по мнению знатоков, превышает 4000 руб.; священническое облачение с диаконским стихарем из серебряного глазета, пожертвованного графом Орловым-Давыдовым в 1872 г. после смерти сына его генерал-майора Орлова-Давыдова, бывшего офицера полка.

Как свидетели мужества и храбрости кавалергардского полка, явленных особенно в достопамятную войну 1812 г., в церкви хранятся штандарты, украшенные Георгиевскими крестами и служившие полку до 1817 г., когда государем императором Александром І были пожалованы полку новые штандарты.

В память товарищам, с честью служившим под этими штандартами и положившим жизнь свою за веру, царя и отечество, признательные сослуживцы их по полку – генералы, штаб и обер-офицеры поставили между штандартами серебряную, с арматурою, доску на мраморном пьедестале с обозначением на ней имен убитых и раненых офицеров и количества убитых и раненых нижних чинов. Надпись на доске следующая: «Государь Император, в ознаменование Высочайшего Своего благоволения к подвигам и храбрости кавалергардского полка, явленным при поражении и изгнании французов из пределов России, и в делах при Аустерлице, Бородине, Кульке и Форшампенуазе пожаловать изволил полку сему Георгиевские штандарты; при сем случае, в знак особенного Своего внимания к полку сему, повелеть изволил украсить церковь оного прежними штандартами. Шефом сего полка во время отличия оного были: генерал-лейтенант Уваров, полковым командиром генерал-лейтенант Депрерадович, генералы, штаб и обер-офицеры, товарищам, с честью служившим с сими штандартами и положившим живот свой за веру, царя и отечество 1812 года. Нижних чинов во всех делах убито 216 человек. Нижних чинов во всех делах ранено 487 человек».

Под сими штандартами хранятся еще литавры, сопутствовавшие полку в походах и поставленные в церковь по воле государя императора Александра І. Тут же, под стеклом, висят Георгиевские кресты и серебряные медали, около 100, полученные нижними чинами в отечественную войну и переданные, по смерти их, в церковь. В 1853 г., по случаю празднования 25-летнего юбилея шефа полка государыни императрицы Александры Федоровны, государю императору Николаю Павловичу благоугодно было дать полку новые штандарты, а старые 1817 г. поставить в церковь, где они и находятся.

Около штандартов поставлен небольшой вызолоченный столик, в котором за стеклом хранится несколько рескриптов и писем полку за подписью их величеств государя императора Николая Павловича и государыни императрицы Александры Федоровны. С боков, около штандартов, поставлены два аналогия: в одном хранится кавалергардский мундир императора Александра I, а в другом – такой же мундир императора Николая I.

Книг и письменных памятников, замечательных по своей древности, при церкви не имеется. Записи метрических книг в надлежащем порядке ведутся с 1819 г.; неисправность ведения метрических книг с 1806 по 1819 гг. объясняется тем, что все это время полковой священник находился в походах вместе с полком.

С самого основания полка в полном его составе с 1806 г. при церкви полагается один священник с двумя церковниками. Церковники до 1872 г. всегда были избираемы из нижних чинов полка, служа при церкви, они освобождались от всяких других обязанностей по полку. С 1872 г. военным начальством найдено более удобным иметь при полковых церквах наемных псаломщиков с жалованьем по 120 руб. в год. При церкви кавалергардского полка всегда имелся и теперь есть приличный хор певчих, состоящий из учеников полковой школы кантонистов, полковых трубачей и музыкантов.

О причте церкви св. праведных Захарии и Елисаветы до 1806 г., когда она сделалась полковою, за неимением в архиве церковных дел письменных документов за этот период времени никаких сведений нет. Вначале жалованье полкового священника было самое ограниченное, именно 200 руб. ассигн., впоследствии, с увеличением содержания офицеров увеличено было и жалованье полкового священника до 250 руб. серебром. С 1860 г., по ходатайству главных священников, полковые священники как гвардейские, так и армейские, получают содержания 400 руб., 300 руб. собственно жалованья и 100 руб. столовых. С 1875 г. всему военному духовенству оказана высочайшая государя императора милость и оно присоединено к военной эмеритуре: диаконы на правах поручика, священники – майора, благочинные и протоиереи – полковника, а главные священники – генерал-лейтенанта.

Дома церковного при храме не имеется, а священник получает приличное помещение с отоплением в казармах полка. Обывательских домов и прихожан из разночинцев при церкви нет, а весь приход составляет полк. Приблизительно число лиц как офицеров, так и нижних чинов, входящих в состав полка, в мирное время можно определить до 1200 человек. Семейных нижних чинов полка очень немного. Большая часть офицеров и нижних чинов полка исповедуют православную веру.

До вступления на престол государя императора Александра Николаевича нижние чины полка почти все были неграмотные и многие не знали самых необходимых молитв. Но, согласно высочайшей воле, благодаря вниманию полковых командиров и усердию полковых священников и офицеров, почти все нижние чины полка грамотные, а многие бойко пишут, знают четыре правила арифметики и главнейшие молитвы. Читать, писать и арифметике обучают солдат назначенные нарочито из полка офицеры, а Закону Божию учит их полковой священник.

При каждом полку, а потому и при кавалергардском, есть так называемая унтер-офицерская школа, она состоит из лучших по способностям и поведению рядовых, предназначаемых в должности унтер-офицерского звания. Под руководством двух офицеров (начальника школы и его помощника) ученики унтер-офицерской школы обучаются грамматике, арифметике, письму под диктовку, составлению донесений начальству, а священник преподает им краткий катехизис, священную историю, историю дванадесятых праздников и сообщает понятие о таинствах. В этой школе ежегодно обучается человек до 50.

Кроме унтер-офицерской, в кавалергардском полку есть еще школа кантонистов и приют для солдатских дочерей, по преимуществу сирот, которых отцы служили в кавалергардском полку. В школе кантонистов мальчиков находится в двух классах человек до 40, а в приюте солдатских дочерей до 23 девочек. Предметы преподавания как в той, так и в другой из указанных школ одни и те же; кроме того, в приюте для солдатских дочерей производится обучение рукоделию. Воспитанники школы кантонистов поступают, по большинству, в полковые писаря, музыканты и трубачи, а ученицы из приюта отдаются или родственникам, или в прислуги в благонадежные семьи.

С особенным торжеством празднуется день памяти св. праведных Захарии и Елисаветы (5 сентября) – храмовый и полковой праздник кавалергардского полка. Помимо этого, каждый эскадрон и каждая команда полковая имеет свой собственный праздник. Все команды имеют в своих помещениях богатые иконы своих праздников, пред которыми в день праздника, после литургии, служится молебен.

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Издание С.-Петербургского Историко-статистического комитета. Выпуск 4, С.-Петербург. 1875 г. Печатано в типографии Департамента уделов, Литейный проспект д. 39.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.