Существовавшая ранее церковь Захарии и Елисаветы
Церковь во имя св. праведных Захарии и Елисаветы находится в Захарьевской улице Литейной части, в расположении казарм кавалергардского полка. Устроенная между полковыми зданиями, она стоит отдельно от них. Из дел придворной конторы видно, что церковь св. праведных Захарии и Елисаветы заложена в 1752 г. по повелению императрицы Елизаветы Петровны, отчего, вероятно, и получила свое название, при существовавшем тогда запасном придворном дворе, отстроена в 1758 г. и освящена 3 сентября 1756 г. в присутствии государыни императрицы. Устроена она была для чиновников и вообще всех служивших при запасном дворе. В 1806 г. с перемещением кавалергардского полка, получившего начало при императоре Петр Великом, но приведенного в полный полковой состав при императоре Павле Петровиче, в отстроенные на месте бывшего запасного двора казармы, и церковь св. праведных Захарии и Елисаветы сделалась полковою цсрковною.
Наружный вид церкви с самого ее основания и до настоящего времени остался неизменным, а внутри несколько раз деланы были значительные улучшения и перестройки. Так, в 1834 г. усердием командира полка генерала Гринвальда и офицеров при содействии генерал-адъютантов Депрерадовича и графа Апраксина, служивших в кавалергардском полку, церковь внутри была возобновлена и обогащена ценными вещами.
Немало было сделано для украшения внутренности храма в 1850 г. при командире полка генерал-майоре Безобразове. Но самые большие переделки и украшения внутри храма: возобновление иконостаса, уничтожение сводов, на которых стоял придельный алтарь, постановка вместо кирпичных гранитных колонн, устройство паркетного пола – были сделаны в 1856 г. частью на церковные суммы, а главным образом, на деньги, пожертвованные царствующим государем императором и покойною императрицею Александрою Федоровною, бывшей шефом полка. Перестроенный и украшенный храм того же 1856 г. 1 октября был освящен главным священником гвардии и протопресвитером Василием Борисовичем Бажановым.
При полку находится еще походная церковь во имя Архистратига Михаила, устроенная при сформировании полка в полный состав и сопутствовавшая ему в походах 1805, 1807, 1812, 1831, 1849 и 1853 гг. При помощи небесного Архистратига кавалергарды победоносно сражались и отличались при Аустерлице, Бородине, Кульме и Фершампенуазе.
До 1844 г. в церкви св. праведных Захарии и Елисаветы находился придельный храм во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, устроенный вверху, над сводами. Иконостас сего придела был складной – походный, все иконы его писаны на белом атласе, по золотому фону. Походная церковь, к которой принадлежал этот иконостас, до 1754 г. хранилась в московской шатерной палате и была освящена во имя Воскресения Христова, а в это время, по указу главной дворцовой канцелярии, до окончательного устройства иконостаса в каменном местном храме прислана из Москвы в С.-Петербург и поставлена при придворном запасном дворе.
Неизвестно, по каким причинам походный храм сей во имя Воскресения Христова в 1755 г. освящен, по благословению синодального члена архиепископа с.-петербургского Сильвестра, во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Есть устное предание, будто сей придельный храм был походною церковью царя и великого князя Иоанна Васильевича IV, но это только предание. Московская придворная контора на отношение бывшего обер-священника Музовского в 1833 г. никаких сведений об этом храме не сообщила.
В 1844 г., вследствие устного донесения обер-священника Музовского шефу кавалергардского полка покойной императрице Александре Федоровне о замечательной древности сего иконостаса, все иконы его, по высочайшему повелению, были сняты и сданы в Эрмитаж, откуда возобновленные, в 1840 г., отправлены в Москву к гофмаршалу барону Льву Карловичу Боде с тем, чтобы он поставил их во вновь строящейся в древнем вкусе церкви, а если это окажется неудобным, то хранил в Оружейной палате. По уведомлению г. Боде, иконостас этот передан в палату, где и хранится по настоящее время.
Так как св. престол и жертвенник придельного храма, по снятии иконостаса, оставались неприкосновенны, а при церкви хранились иконы неизвестно какого походного храма, писанные на красной меди, то в 1844 г. обер-священником Музовским разрешено было на церковную сумму устроить из этих икон новый иконостас также во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. По приведении иконостаса в надлежащий порядок в 1844 г. богослужение в этом придельном храме возобновилось и продолжалось до 1855 г., когда для большего благолепия храма и удобства помещения придельный храм был уничтожен, а иконостас пожертвован, с разрешения главного священника Бажанова, во вновь строившуюся сельскую церковь в селе Долоцком Гдовского уезда, С.-Петербургской губернии.
Церковь во имя св. праведных Захарии и Елисаветы однопрестольная, каменная, а купол храма и колокольня деревянные. Наружный вид церкви очень простой и незатейливый, а внутреннее устройство симметричностью, изяществом и обилием света производит на богомольца самое отрадное, приятное впечатление. Иконостас, состоящий из трех ярусов, сделан с большим вкусом, иконы писаны по черному фону искусною рукою. Св. антиминс священнодействован с.-петербургским митрополитом Григорием в 1859 г. Под престолом находится деревянный крест со св. мощами, но какого именно угодника частицы хранятся в нем – надписи не имеется.
Особенно важных памятников исторической древности в церкви нет. Как знак особенного благоволения полку и храму полковому, хранятся в нем литургийные сосуды, пожертвованные в 1848 г. 21 апреля бывшим шефом полка покойною императрицею Александрою Федоровною. На дне потира вырезана надпись: «кавалергардскому полку шеф его Императрица Александра Федоровна». Хранится в церковной ризниц малая плащаница, шитая серебром; на ней значатся слова: «Построена лета 7185 (1677) февраля во 2-й день, в собор Сретения Господня, что у Великого».
Из св. икон замечательны: икона Успения Божией Матери, древнего письма, на белом атласе, наклеенном на деревянной доске, длиною 1 арш. 13 верш., а шириною 1 арш. 6 верш.; икона Смоленской Божией Матери с Предвечным Младенцем, также старинного письма на атласе, с серебряными вызолоченными венцами, убрусы вынизаны мелким жемчугом, а риза сделана из фольги и украшена жемчугом, камнями и стеклами, длина и ширина этой иконы одинакова с первою; икона Богоматери, именуемая «Трех радостей»: ценность этой иконы для полка определяется тем, что ею в 1849 г. 2 июня бывший шеф полка государыня императрица Александра Федоровна благословила полк в венгерский поход, в котором св. икона сия и сопутствовала ему, и изображение распятого на кресте Христа и вокруг него Божией Матери и Иоанна Богослова, сделанное искусною рукою из слоновой кости.
Из священных облачений древних нет, а как на ценные, можно указать на священническое облачение с диаконским стихарем, из белого моаре, шитое золотом. Облачение это сделано из парадной одежды бывшего шефа полка государыни императрицы Александры Федоровны, пожертвованной по высочайшему повелению 24 февраля 1861 г. в церковь кавалергардского полка, ценность этого облачения, по мнению знатоков, превышает 4000 руб.; священническое облачение с диаконским стихарем из серебряного глазета, пожертвованного графом Орловым-Давыдовым в 1872 г. после смерти сына его генерал-майора Орлова-Давыдова, бывшего офицера полка.
Как свидетели мужества и храбрости кавалергардского полка, явленных особенно в достопамятную войну 1812 г., в церкви хранятся штандарты, украшенные Георгиевскими крестами и служившие полку до 1817 г., когда государем императором Александром І были пожалованы полку новые штандарты.
В память товарищам, с честью служившим под этими штандартами и положившим жизнь свою за веру, царя и отечество, признательные сослуживцы их по полку – генералы, штаб и обер-офицеры поставили между штандартами серебряную, с арматурою, доску на мраморном пьедестале с обозначением на ней имен убитых и раненых офицеров и количества убитых и раненых нижних чинов. Надпись на доске следующая: «Государь Император, в ознаменование Высочайшего Своего благоволения к подвигам и храбрости кавалергардского полка, явленным при поражении и изгнании французов из пределов России, и в делах при Аустерлице, Бородине, Кульке и Форшампенуазе пожаловать изволил полку сему Георгиевские штандарты; при сем случае, в знак особенного Своего внимания к полку сему, повелеть изволил украсить церковь оного прежними штандартами. Шефом сего полка во время отличия оного были: генерал-лейтенант Уваров, полковым командиром генерал-лейтенант Депрерадович, генералы, штаб и обер-офицеры, товарищам, с честью служившим с сими штандартами и положившим живот свой за веру, царя и отечество 1812 года. Нижних чинов во всех делах убито 216 человек. Нижних чинов во всех делах ранено 487 человек».
Под сими штандартами хранятся еще литавры, сопутствовавшие полку в походах и поставленные в церковь по воле государя императора Александра І. Тут же, под стеклом, висят Георгиевские кресты и серебряные медали, около 100, полученные нижними чинами в отечественную войну и переданные, по смерти их, в церковь. В 1853 г., по случаю празднования 25-летнего юбилея шефа полка государыни императрицы Александры Федоровны, государю императору Николаю Павловичу благоугодно было дать полку новые штандарты, а старые 1817 г. поставить в церковь, где они и находятся.
Около штандартов поставлен небольшой вызолоченный столик, в котором за стеклом хранится несколько рескриптов и писем полку за подписью их величеств государя императора Николая Павловича и государыни императрицы Александры Федоровны. С боков, около штандартов, поставлены два аналогия: в одном хранится кавалергардский мундир императора Александра I, а в другом – такой же мундир императора Николая I.
Книг и письменных памятников, замечательных по своей древности, при церкви не имеется. Записи метрических книг в надлежащем порядке ведутся с 1819 г.; неисправность ведения метрических книг с 1806 по 1819 гг. объясняется тем, что все это время полковой священник находился в походах вместе с полком.
С самого основания полка в полном его составе с 1806 г. при церкви полагается один священник с двумя церковниками. Церковники до 1872 г. всегда были избираемы из нижних чинов полка, служа при церкви, они освобождались от всяких других обязанностей по полку. С 1872 г. военным начальством найдено более удобным иметь при полковых церквах наемных псаломщиков с жалованьем по 120 руб. в год. При церкви кавалергардского полка всегда имелся и теперь есть приличный хор певчих, состоящий из учеников полковой школы кантонистов, полковых трубачей и музыкантов.
О причте церкви св. праведных Захарии и Елисаветы до 1806 г., когда она сделалась полковою, за неимением в архиве церковных дел письменных документов за этот период времени никаких сведений нет. Вначале жалованье полкового священника было самое ограниченное, именно 200 руб. ассигн., впоследствии, с увеличением содержания офицеров увеличено было и жалованье полкового священника до 250 руб. серебром. С 1860 г., по ходатайству главных священников, полковые священники как гвардейские, так и армейские, получают содержания 400 руб., 300 руб. собственно жалованья и 100 руб. столовых. С 1875 г. всему военному духовенству оказана высочайшая государя императора милость и оно присоединено к военной эмеритуре: диаконы на правах поручика, священники – майора, благочинные и протоиереи – полковника, а главные священники – генерал-лейтенанта.
Дома церковного при храме не имеется, а священник получает приличное помещение с отоплением в казармах полка. Обывательских домов и прихожан из разночинцев при церкви нет, а весь приход составляет полк. Приблизительно число лиц как офицеров, так и нижних чинов, входящих в состав полка, в мирное время можно определить до 1200 человек. Семейных нижних чинов полка очень немного. Большая часть офицеров и нижних чинов полка исповедуют православную веру.
До вступления на престол государя императора Александра Николаевича нижние чины полка почти все были неграмотные и многие не знали самых необходимых молитв. Но, согласно высочайшей воле, благодаря вниманию полковых командиров и усердию полковых священников и офицеров, почти все нижние чины полка грамотные, а многие бойко пишут, знают четыре правила арифметики и главнейшие молитвы. Читать, писать и арифметике обучают солдат назначенные нарочито из полка офицеры, а Закону Божию учит их полковой священник.
При каждом полку, а потому и при кавалергардском, есть так называемая унтер-офицерская школа, она состоит из лучших по способностям и поведению рядовых, предназначаемых в должности унтер-офицерского звания. Под руководством двух офицеров (начальника школы и его помощника) ученики унтер-офицерской школы обучаются грамматике, арифметике, письму под диктовку, составлению донесений начальству, а священник преподает им краткий катехизис, священную историю, историю дванадесятых праздников и сообщает понятие о таинствах. В этой школе ежегодно обучается человек до 50.
Кроме унтер-офицерской, в кавалергардском полку есть еще школа кантонистов и приют для солдатских дочерей, по преимуществу сирот, которых отцы служили в кавалергардском полку. В школе кантонистов мальчиков находится в двух классах человек до 40, а в приюте солдатских дочерей до 23 девочек. Предметы преподавания как в той, так и в другой из указанных школ одни и те же; кроме того, в приюте для солдатских дочерей производится обучение рукоделию. Воспитанники школы кантонистов поступают, по большинству, в полковые писаря, музыканты и трубачи, а ученицы из приюта отдаются или родственникам, или в прислуги в благонадежные семьи.
С особенным торжеством празднуется день памяти св. праведных Захарии и Елисаветы (5 сентября) – храмовый и полковой праздник кавалергардского полка. Помимо этого, каждый эскадрон и каждая команда полковая имеет свой собственный праздник. Все команды имеют в своих помещениях богатые иконы своих праздников, пред которыми в день праздника, после литургии, служится молебен.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Издание С.-Петербургского Историко-статистического комитета. Выпуск 4, С.-Петербург. 1875 г. Печатано в типографии Департамента уделов, Литейный проспект д. 39.