Церковь равноапп. КОНСТАНТИНА и ЕЛЕНЫ при Градских богадельнях
Первая богадельня появилась в новой столице уже через десять лет после ее основания. Она находилась при дворце царевны Натальи Алексеевны, сестры Петра I. При приходских церквях до 1760 также существовали свои богадельни, которые затем влились в Приказ общественного призрения. Указом Екатерины II у Воспитательного дома, близ Смольного, было в 1780 куплено большое здание, где в августе 1781 открылась переведенная с Васильевского острова богадельня на 900 человек, чтобы „призреть убогих, увечных и престарелых, не имеющих и пропитания“.
Одновременно митрополитом Гавриилом 8 августа 1781 в богадельне была освящена церковь, получившая свое название в память рождения вел. кн. Константина Павловича. Царские врата для нее взяли из Благовещенской церкви лавры, часть образов – из б. церкви Феофана Прокоповича на Карповке, утварь – из упраздненной кладбищенской Богословской церкви на Выборгской стороне (см. церковь ап. и ев. ИОАННА БОГОСЛОВА). При освящении митрополит пожертвовал богослужебные книги и два образа: храмовый и Иверской Божией Матери. В 1795–1796 к храму была сделана пристройка для паперти и ризницы и поставлен новый иконостас.
В 1811 храм перевели в двухэтажный корпус, выстроенный в 1782–1784 на берегу Невы. Когда в 1821 этот корпус расширял и перестраивал Е. В. Цыгоров, он разместил квадратную в плане церковь в средней части здания. Крест на фронтоне держали скульптуры ангелов. 21 сентября 1824 митрополит Серафим освятил главный придел, а 3 мая 1825 настал черед боковых – свт. Николая и Божией Матери „Всех скорбящих радости“. Художник Глуховский написал образ благ. кн. Александра Невского. Четыре года спустя в церкви появились хоры.
П. С. Плавов заново отделал церковь в 1835–1836, пробив при этом пять новых окон. Он сделал ее более светлой, переделал иконостас, украсил интерьер лепкой и плафонами. В дальнейшем, хотя комплекс богаделен все время расширялся, церковь не претерпела значительных изменений.
В 1865–1866 А. X. Пель надстроил над зданиями третий, а А. Ф. Красовский, спустя сорок лет, – четвертый этаж. „Городские богадельни, – писали в конце прошлого века, – составляют по своему населению целый город, и даже далеко превышают многие города. Луга, например, и Шлиссельбург, вместе взятые, едва сравняются с этими богадельнями по числу жителей“ – их было около 3000 человек.
Для панихид использовалась деревянная часовня в саду, построенная в 1881 по проекту Ф. И. Габерцеттеля. В богадельне призревались не одни православные, поэтому там имелись католическая и лютеранская домовые церкви (см. каплицу св. КАЗИМИРА при Градских богадельнях и лютеранскую церковь св. МАРИИ при Градских богадельнях).
Священником перед революцией служил прот. Григорий Васильевич Чельцов.
Церковь в начале 1920-х закрыта, в 1927 иконостас взят в Музей отжившего культа.
Ныне в церковном флигеле, перестроенном внутри, клуб психоневрологического интерната № 1. В 1991 освящена домовая часовня Божией Матери „Троеручицы“. В 2002 принято решение о выселении интерната в Зеленогорск и сооружении на его месте административно-жилого комплекса.
http://www.encspb.ru/object/2855717340?lc=ru