ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Санкт-Петербург. Церковь Воздвижения креста Господня в Таврическом дворце.


Церковь. Не действует.  
Престолы:Воздвижения Креста Господня
Год постройки:не ранее 1793.
Архитектор:И.Е.Старов, Ф.И.Волков
Адрес:
Санкт-Петербург, Шпалерная ул., 47

Координаты:59.94855, 30.3773
Проезд:ст. м. "Чернышевская"


Добавить фотографию
Церковь Воздвижения креста Господня в Таврическом дворце - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Таврический дворец. Иконостас домовой церкви Воздвижения Креста Господня.1917-1920 годами Источник http://oldsp.ru/old/photo/view/22776
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1920
Церковь Воздвижения креста Господня в Таврическом дворце - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Фото из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1 января 1907
Церковь Воздвижения креста Господня в Таврическом дворце - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Фото с сайта http://lost-temples-of-st-petersburg.gatchina3000.ru/domovye-cerkvi_13_vozdvijeniya-chestnogo-kresta.htm
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Воздвижения креста Господня в Таврическом дворце - Санкт-Петербург - Санкт-Петербург - г. Санкт-Петербург
Фото Н. Г. Матвеева, 1911 г. Ист. : http://lost-temples-of-st-petersburg.gatchina3000.ru/domovye-cerkvi_13_vozdvijeniya-chestnogo-kresta.htm
Николай Третьяков
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Николай Третьяков,  25 марта 2014

Таврический дворец построен в 1783 г. архитектором И. Е. Старовым по распоряжению Екатерины II, которая подарила его князю Г. А. Потёмкину. После его смерти Екатерина выкупила дворец у наследников Потёмкина. Архитектор Ф. И. Волков перестроил восточное крыло, предназначенное для наследника престола и его семьи: Концертный зал превратил в Театр, а Малый купольный зал площадью 40 х 10,5 м приспособил под церковь. Церковь расположили в правом крыле дворца, на углу Шпалерной и Таврической улиц, и освятили во имя святой Екатерины. Одноэтажная двусветная церковь представляла собой длинный зал, разделённый на три части. В восточной части, отделённой сплошной стеной, находились алтарь, ризница и библиотека. Алтарный купол поддерживали двенадцать колонн. Иконы для иконостаса написали академики А. Е. Егоров, С. А. Безсонов, Ф. П. Брюлло и А. И. Иванов. Царские врата были резные, золочёные. Образа царских врат написал А. Е. Егоров. На стенах были развешены картины работы итальянских художников, взятые из Эрмитажа. Священные сосуды церкви отличались богатством и изящной работой. Впоследствии церковь была перестроена и освящена во имя Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня. Богослужения в ней проводились с 1793 по 8 июня 1920 года. Ныне церковь не существует, а здание дворца занимает Межпарламентская ассамблея стран СНГ.

(по материалам сайтов: Совет ветеранов УФСБ по Санкт-Петербургу и Пасха)


Статью добавил(а): Анонимный участник,  6 октября 2015

Таврический дворец сначала был построен князем Потемкиным в виде частного дома, но в 1783 г., когда к России присоединились Крым и Грузия, Екатерина II велела архитектору Старову перестроить этот дом в небольшой дворец, на подобие пантеона, великолепно украсила его и с именем Таврического подарила его герою Тавриды.

Постройка стоила 100 000 руб. Потом Екатерина купила его у Потемкина за 460 тысяч руб., а когда в феврале 1791 г. Потемкин прибыл из Ясс, императрица опять подарила ему дворец. В нем 28 апреля 1791 г. торжественно праздновалось взятие Измаила (11 декабря 1790 г.). По смерти Потемкина (5 октября 1791 г.), дворец поступил в казну и сделался любимым местопребыванием императрицы весною и осенью.

По кончине ее Павел перенес все находящиеся здесь драгоценности в Михайловский замок, а здания Таврического дворца отдал сперва лейб-гвардии конному (1799 г.), а потом гусарскому полку (1801—1802 гг.).

Александр I восстановил Таврический дворец в прежнем виде, возвратил в него все драгоценности из Михайловского замка и прожил в нем часть осени 1803 г.; временно живала в нем и Мария Фодоровна. В последствии в нем останавливались иностранные принцы.

Ныне дворец состоит в ведомстве императорского двора. Главное здание дворца, вышиною до 6 саж., в два света, с большим высоким куполом и перистилем из 12-ти колонн, имеет по обе стороны длинные одноэтажные флигеля, оканчивающиеся выступающими на улицу двумя павильонами. В правом флигеле, на углу Воскресенского проспекта и Таврической улицы, устроена церковь без всяких внешних признаков храма. В последнее время разрешено поставить крест над входом в церковь из двора, на лицевой стороне, оттуда, где прежде была гауптвахта.

Таврический дворец сперва назывался замком, а смотритель его - капитаном замка. В 1798 г. Павел I велел возвести в замке главу над храмом Божьим, если сдержит строение, если же не сдержит, то, по крайней мере, крест. Из дел по поводу этого предмета видно, что церковь Таврического дворца была тогда во имя св. Екатерины, а празднику Воздвижения посвящена уже в 1804 г., но по какому случаю, не известно. На устройство купола, по плану архитектора Иоанна Фока, требовалось 2324 руб. 53 коп., постройка не осуществилась по недостатку средств в гоф-интендантской конторе.

В 1799 г. апреля 11 Павел приказал передать Таврический дворец под казармы лейб-гвардии конного полка, командиром которого был генерал-лейтенант князь Голицын. В 1801 г. переведен сюда гусарский полк и простоял здесь до 1 мая 1802 г.

Потом именным Александра I указом главноначальствующему над гоф-интендантской конторой Ардалиону Александровичу Тарсукову замок велено переименовать во дворец, а на перестройку из государственного казначейства отпущено 203 426 руб. 72 коп. При этом церковное имущество священником конногвардейского полка Иоанном Филипповым передано чиновнику гоф-интендантской конторы Дирину. В 1802 г. производилась починка и в церкви, а имущество ее хранилось на казенном дворе.

По устроении церкви и по приведении дворца в надлежащий вид, новый настоятель священник Иоанн Феоктистов принял церковные вещи от конторы, через чиновника Котлова. Не находя в числе церковных предметов многих богослужебных книг и разных церковных ведомостей, метрических книг и пр., Феоктистов доносил об этом и требовал выдачи этих предметов от священника конногвардейского полка. Чем это дело окончилось, неизвестно.

В 1819 г. император велел сделать в церковь новый иконостас и к местным иконам серебряные лампады, а старый иконостас передать в Петергофский дворец. Около этого времени производился большой ремонт в церкви, оконченный только к 1829 г.; ремонтом заведывал Стасов по рисунку, утвержденному государем. Переделка стоила 16 900 руб. Во время ремонта был поставлен походный иконостас, и служба совершалась без перерыва; церковь освящена в феврале 1829 г. протопресвитером Криницким. С того же времени разрешен вход в церковь посторонним лицам, кроме дней присутствия в церкви особ высочайшей фамилии.

Церковь одноэтажная, в два света, имеет два ряда окон: больших внизу и малых в верхнем ярусе. 8 окон выходит на Воскресенский проспект, а три - на Таврическую улицу. Церковь представляет вид длинного зала, которого длина 20 саж., ширина - 5, а высота - 4 с половиной саж. Она разделена на 3 части. Восточная часть, отделенная сплошною стеною, представляет алтарь и место для ризницы и библиотеки. С боку ризницы устроена небольшая дверь в алтарь. Длина и ширина алтаря 4 саж. 2 с четвертью арш.; купол его поддерживают 12 колонн; он раскрашен в виде сеточных обводов; в центре купола - голубь в сиянии. Длина средней части храма от иконостаса до западной стены - 11 саж. и 1 арш.; солея возвышается на одну ступень и отделяется деревянною решеткою, открытою по середине. У западной стены другое возвышение в одну ступень, отделенное 4 большими колоннами, поддерживающими хоры. В южной стене вход в церковь. Пол в алтаре и в церкви паркетный.

Иконы в иконостасе принадлежат кисти академиков Егорова, Бессонова, Федора Брюлло и Иванова Александра. Царские врата в полукружии, углубляющемся к алтарю, резные, золоченые. В царских вратах иконы Благовещения и 4-х Евангелистов. Направо от них: Спасителя, Воздвижения, Архистр. Михаила, Александра Невского; налево - Божией Матери, Екатерины, Архангела Гавриила, прав. Елизаветы с Предтечею. Все эти образа работы Алексея Егорова. На фронтоне, с правой стороны царских врат - Рождество Богородицы, работы художника Иванова; Сретение и Богоявление - Брюлло; в нише, над южными вратами -Воскресение Христово и Сошествие Св. Духа - Брюлло; на левой стороне царских врат Рождество Христово - Иванова; Вознесение и Успение - Бессонова; в нише над северными дверями Преображение и Введение - Бессонова; над царскими вратами Тайная Вечеря - Егорова.

По стенам храма развешены священные картины из Эрмитажа, работы итальянских художников. Из них замечательны три тканые образа: Святое семейство, копия с Батони, Рождество Христово, копия с Чиголи и Св. Апостолы - копия с Гвидо-Рени. Все церковные принадлежности, со всею точностью и с надлежащими номерами, внесены в „Опись церковного имущества", которая выдана из придворной конторы и хранится при церкви. Ризница церкви Таврическаго дворца почти вся из бывшей в употреблении в церкви Зимнего дворца; есть один номер риз, устроенных из погребальных принадлежностей при погребении великой княгини Марии Михайловны. Они из золотого глазета, обшиты серебрянымъ гасом, с кантом из пунцового бархата, на атласной подкладке.

Метрическия книги хранятся с 1805 г. Причт, по высочайшему указу от 5 апреля 1793 г., составлен из священника, диакона и двух псаломщиков. Жалованья священнику в год 429 руб. и столовых 286 руб. Диакону 286 руб. и столовых 286 руб., псаломщикам по 171 руб. 66 коп. и столовых столько же. Просвирне в год 57 руб. 96 коп. На содержание церкви выдается 146 руб. 55 коп.

«Историко – статистические сведения о С.-Петербургской епархии.» Выпуск 7, Санкт-Петербург, 1883 г. Типографии Департамента Уделов (Моховая ул., д. № 36).

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.