ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Санкт-Петербург. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы при Мраморном дворце.


Санкт-Петербург. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы при Мраморном дворце
Церковь. Не действует.  
Престолы:Введения во храм Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 1768 и 1785.
Архитектор:А. Ринальди
Адрес:
г. Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 8

Координаты: 59.945404, 30.326439



Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы при Мраморном дворце, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Altaets
6 октября 2020
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы при Мраморном дворце, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Андрей Агафонов
1 января 1995
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы при Мраморном дворце, Фото из журнала "Мир искусства".<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото из журнала "Мир искусства".
Андрей Агафонов
1 января 1902
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы при Мраморном дворце, Фото из журнала "Мир искусства".<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото из журнала "Мир искусства".
Андрей Агафонов
1 января 1902
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы при Мраморном дворце, Рис. из журнала "Нива"<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1 января 1885
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы при Мраморном дворце, фото с сайта http://humus.livejournal.com<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
фото с сайта http://humus.livejournal.com
Андрей Агафонов
??
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы при Мраморном дворце, фото с сайта http://humus.livejournal.com<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
фото с сайта http://humus.livejournal.com
Андрей Агафонов
??
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы при Мраморном дворце, фото с сайта http://www.liveinternet.ru/users/4437323/post329072498/<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
фото с сайта http://www.liveinternet.ru/users/4437323/post329072498/
Андрей Агафонов
??
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы при Мраморном дворце, фото с сайта lost-temples-of-st-petersburg.gatchina3000.ru<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
фото с сайта lost-temples-of-st-petersburg.gatchina3000.ru
Андрей Агафонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Екатерина Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  27 января 2011

Церковь ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ при Мраморном дворце

Мраморный дворец архитектор А. Ринальди выстроил 1768–1785 для графа А. Г. Орлова, командовавшего русским флотом в Чесменском сражении. На первом этаже, в восточном углу на Неву, была для владельца устроена небольшая церковь с одноярусным иконостасом (образа написал И. И. Бельский), освященная 20 ноября 1783. Она была вскоре несколько переделана И. Е. Старовым и заново в 1796 освящена, когда во дворец въехал вел. кн. Константин Павлович. При этом утварь церкви была дополнена и создана новая плащаница. Вел. кн. Константин Николаевич, поселившийся через полвека во дворце, его переделку поручил А. П. Брюллову, который в связи с этим в 1846 временно перенес храм в соседний служебный корпус. Затем храм во дворец вернули, но на новое место, в восточную часть верхнего этажа, в комнату, выходившую девятью окнами на Неву. Здесь 27 декабря 1849 он был заново освящен придворным протопресвитером Василием Бажановым.

Прежний иконостас и почти всю утварь отправили в Задне-Никифоровскую пустынь. Иконы в новом, четырехъярусном золоченом иконостасе, работы охтинской мастерской Е. Скворцова, написали Ф. П. Брюлло, Т. Нефф, М. И. Скотти, П. М. Шамшин и К. Дузи. Стены покрывала орнаментальная роспись Ф. И. Вундерлиха на золотом фоне. Престол и жертвенник были сделаны из розового мрамора. Прошло немного лет, и в 1852 иконы заменили работами В. М. Пешехонова „в древнем вкусе“, перенеся прежние в предцерковный зал. В начале XX века в московской мастерской О. С. Чирикова были исполнены великолепные „минейные“ образа.

В 1859 вел. кн. Константин Николаевич привез из Святой Земли для своей церкви несколько святынь: золоченый серебряный крест с частицами Животворящего Древа, камень от колонны вмч. Георгия, два небольших камня от дома Иоакима и Анны, хрустальный ковчег в золоченой оправе с мощами. В особом футляре хранилась семейная реликвия – старинный образ Нерукотворного Спаса, принадлежавший боярину Н. Р. Юрьеву-Захарину, предку Романовых. На яшме были написаны две небольшие иконки: „Свв. Владимир и Ольга“ и „Воздвижение Креста“. В первой половине XIX века священником церкви был о. Василий Григорьевич Григорьев, член Российской академии, а перед революцией в ней служили иеромонахи Александро-Невской лавры.

Церковь закрыта в мае 1918, когда последние владельцы – дети вел. кн. Константина Константиновича (иеромонах Иоанн, Игорь и Константин Константиновичи), были высланы в Вологду и затем расстреляны. Иконостас взяли в Музей отжившего культа, а в церкви в феврале 1925 открыли недолго действовавший архитектурный музей. В 1936 дворец занял музей В. И. Ленина. Здание охраняется государством и с 1992 г. является филиалом Русского музея.

Информация с сайта http://www.encspb.ru/article.php?kod=2804676374


Анонимный участник  6 октября 2015

Церковь помещается в верхнем этаже, на стороне дворца к Неве, на протяжении 10-ти окон, по направлению к восточному углу. Мраморный дворец начала строить Екатерина ІІ в подарок князю Григорию Григорьевичу Орлову, но князь Орлов умер в Москве 13 апреля 1783 г., не успевши воспользоваться дорогим подарком. Тогда императрица купила дворец у наследников князя и отдала его, со всеми принадлежностями, в ведение кабинета ее величества.

Постройка Мраморного дворца окончена в 1783 году. В том же году устроена была и церковь по свидетельству г. Пушкарева, пользовавшегося, как он говорит, при описании Петербурга архивными бумагами разных ведомств. Впоследствии Мраморный дворец был передан великому князю Константину Павловичу, который и поселился в нем после своего бракосочетания с великою княжною Анною Федоровною 15 февраля 1796 года.

До этого года, несомненно, существовала во дворце церковь, так как все хранящиеся в архиве ее документы начинаются с января 1790 года. Церковь тогда помещалась в нижнем этаже дворца, занимала пространство в четыре окна на Неву, в восточном углу, и была посвящена Введению в храм Божией Матери. В алтаре, на горнем месте, находилась икона Распятие Иисуса Христа, а по сторонам ее - иконы главнейших праздников, в двух больших, крестообразно сделанных рамах. Над жертвенником была икона Коронование Божией Матери. Иконостас в один ярус, был окрашен голубой масляной краской и имел 6 икон: Спасителя, Введение, Иоанна Богослова, Божией Матери, царя Константина и евангелиста Луки. Пред местными иконами, на аналоях, были иконы, которыми августейшая матъ благословила великого князя Константина Павловича на вступление в брак. Над Царскими вратами была Тайная Вечеря; на стенах церкви 10 картин из священной истории.

В таком виде церковь существовала до 1846 г., когда, по случаю передачи дворца во владение великого князя Константина Николаевича, дворец переделывался. Церковь в сентябре 1846 г. перенесена из дворца в принадлежащий ему служебный дом и здесь находилась три года, во 2 этаже, на углу к Суворовской площади.

Во время перестроек назначено было поместить церковь в самом дворце, для нее отделаны комнаты в верхнем этаже, и церковь устроена здесь совершенно вновь. Прежний иконостас, по воле великого князя, пожертвован в Никифоровскую пустынь в Олонецкой губернии.

В настоящем виде перестроенная церковь освящена 27 декабря 1849 г. протопресвитером Бажановым во имя Введения Богородицы. Антиминс ее освящен 18 марта того же года митрополитом Никанором.

В 1850 г. великий князь пожелал все иконы в иконостасе, писанные академиками в итальянском вкусе, заменить другими иконами в древнем стиле, по древним подлинникам. По его поручению иконописец Пешехонов переписал все иконы в иконостасе и все священные изображения на стенах алтаря и церкви. Остались нетронутыми в иконостасе круглые иконы христ. праздников, да иконы на царских вратах; прежние, вынутые из иконостаса иконы поставлены в виде иконостаса в двух комнатах, при входе в церковь. Всю работу Пешехонов произвел к декабрю 1852 года; общая стоимость его работы простирается до 12 000 руб. Иконы писаны по золотому фону; одежды святых забликованы золотом; вокруг образов сделаны золотые узоры с цировкою.

Таким образом, церковь имеет вид древних русских церквей и замечательна как богатством своим и изяществом, так и благоговейным действием на молящихся. Алтарь четырехугольный, продолговатый; на горнем месте устроена глубокая полукруглая ниша, в которой помещается полукруглое мраморное седалище, а над ним поясное изображение Вседержителя. Пред иконой 7 серебряных лампадок. В другой нише, над жертвенником, образ Знамения Божией Матери и пред ним 3 лампадки.

Иконостас тонкой резьбы, вызолоченный по светло-синему грунту, состоит из 4-х ярусов. В первом ярусе, кроме икон местных, находятся иконы Входа во храм Божией Матери, св. Николая, Сретения и царицы Александры. На боковых дверях - св. благоверные князья Георгий Владимирский и Александр Невский. Во втором ярусе главнейшие праздники и среди них, над царскими дверями, икона Софии премудрости Божией, по древнему новгородскому рисунку. В третьем ярусе св. апостолы, равноапостольные Константин и Елена, Владимир и Ольга, а между ликами апостолов деисус. В 4-м ярусе пророки и среди них икона Знамения Божией Матери. Над иконостасом Господь Саваоф с исходящим Духом Святым, и, наконец, св. крест. Пред иконами лампады со свечами, а вверху - лампады розового стекла, с елеем.

На стенах церкви, в разных местах, изображены св. князья: Борис, Глеб, Михаил тверской и Михаил черниговский, а также российские святители Петр, Алексей, Иона и Филипп, св. великомученица Марина и хождение И. Христа по водам.

По штату 1848 г. жалованья полагается: настоятелю 429 руб. и 286 столовых; диакону 286 руб. и 286 руб. столовых; псаломщику 172 руб. и 172 руб. столовых, пономарю 115 руб., просвирне и сторожу по 58 руб. Церковь подчинена придворному ведомству.

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск 7. - Санкт-Петербург, 1883 г. Типографии Департамента Уделов (Моховая ул., д. № 36).



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.