Собор Александра Невского, Екатеринбург. 1838-1852 гг.
История Новотихвинского монастыря в общем и Александро-Невского собора в частности очень хорошо зафиксирована, благо относится она к веку 19 (не так давно), городу большому (один из крупнейших уездных городов Пермской губернии), людям высокопоставленным (разрешение на появление монастыря – высочайшее, архитекторы – еще и чиновники высокого ранга). И, несмотря на множество информации, лично я оказалась в мыслительном коллапсе, когда готовила эту заметку. Годах этак в 80-х прошлого века в одном из академических материалов, посвященных архитектуре Александро-Невского собора, закралась досадная опечатка, и эта ошибка в дальнейшем транслировалась в десятках других публикаций.
Итак, по досадной оплошности авторами проекта стали называть архитекторов Шарлеманя, Д. Висконти 1, Д. Висконти 2. Но, если внимательно рассмотреть архивные проекты, то подписи указывают на Шарлеманя 2, Д. Висконти и Висконти 2!
Давайте разберемся с чехардой из фамилий и цифр.
Первое. Из династии Шарлеманей к нашему собору имел отношение Шарлемань 2, Людовик (Людвиг) Иосифович, который в 1820 г. становится архитектором Строительного комитета Министерства внутренних дел, в 1830 г. он – начальник чертежной этого Комитета. Именно здесь рассматривались и одобрялись проекты казенных и общественных сооружений в разных городах империи.
Второе уточнение также относится к «порядковым номерам» родственников с одной фамилией. Из династии архитекторов и строителей Висконти инициал Д. – Давид, принадлежит только одному представителю, Давиду Луиджи Плаидовичу (Ивановичу) Висконти. Он также трудился в Строительном комитете Министерства внутренних дел с 1812 г.
Третье. Традиционно Висконти 2 (Вторым) называли родного брата Давида, имя которого – Пьетро. Он был не так талантлив, как старший брат, тем не менее, с 1818 г. также был членом строительного комитета МВД, а с 1833 до 1843 гг. также архитектором Комиссии проектов и смет Главного управления путей сообщения и публичных зданий.
Архитекторы комитета часто сильно изменяли поступавшие к ним проекты, и именно это произошло с проектом 1832 г. Александро-Невской церкви в Екатеринбурге, автором которого был Малахов Михаил Павлович, с 1816 до 1842 гг. исполнявший обязанности архитектора Екатеринбургских и Уральских заводов.
«…Комиссия проектов и смет по рассмотрению проекта... сочла необходимым составить сей проект вновь, как сие показано на чертеже особо при сем прилагаемом, дабы дать храму сему вид более приличествующий своему назначению…». В результате в 1837 г. был утвержден проект, в котором замысловато переплелись первоначальный план Малахова и изменения в декоративной системе еще трех архитекторов. И подлинное авторство установить уже почти невозможно. А Екатеринбург украшает собор, построенный в лучших традициях классицизма.
Кстати, ни один из перечисленных авторов не увидел собора уже достроенным, см. даты жизни: Михаил Павлович Малахов, 1781-1842 гг.; Шарлемань 2, Людовик Иосифович, 1784-1845 гг.; Давид Плачидович (Иванович) Висконти, 1772-1838 гг.; Висконти 2, Пьетро Плачидович (Петр Иванович), 1781-1843 гг.
Авторский блог Надежды Бурлаковой «Архликбез» https://zen.yandex.ru/media/id/5ab4e825380d8f1a8ef1d161/kak-ia-zaputalas-i-rasputalas-iz-istorii-sobora-a-nevskogo-5acb368c61049385b65f4f60