Церковь Святой Троицы в Хохлах (в Хохловке) упоминается в документах с первой половины ХVII столетия (предположительно, была заложена в 1613 году великой инокиней Марфой). Каменный храм в честь Живоначальной Троицы, что на Хохловке, впервые упоминается в Строельной книге 1657 года. В 1670-е годы он был частично перестроен. В конце ХVII века Троицкая церковь была вновь перестроена на средства одной из дочерей Авраама Лопухина. Из храмозданной надписи, расположенной снаружи на правой стене церкви, известно, что строительство храма началось 1 апреля 1696 года по благословению патриарха Адриана в поминовение дочери Евдокии Авраамовны Чириковой, Неонилы, скончавшейся в июне 1695 года. Евдокия Чирикова приходилась тёткой царице Евдокии Феодоровне и родной сестрой царскому тестю Феодору (Иллариону) Авраамовичу Лопухину. Одним из храмоздателей Троицкого храма был, вероятно, знаменитый дьяк Посольского приказа Емельян Игнатьевич Украинцев, каменные палыты которого располагались вблизи приходской церкви. В строительстве участвовали и жители Хохловки - служилые дворяне Глебовы, захоронения которых находились при Троицком храме. После революционных событий церковь избежала сноса, но в 1935 году здание было передано под лабораторию и хранилище Государственного Музея антропологии, а в 1992 году было возвращено Церкви.
Изразцовый декор храма на Хохловке не был исключительным для Москвы. Построенное здание из кирпича по типу ярусной композиции (восьмерик на четверике) с сочетанием белокаменного и изразцового убранства представляет собой характерный образец стиля "московского барокко", а восемь крупных многоцветных изразцов на гранях восьмерика, по сути, маркеры строительного периода 1690-х годов. Историк И. Е. Забелин писал: "цветные изразцы, зелёные и ценинные, можно встретить почти на каждой церкви, особенно которая строена в конце ХVII столетия, когда вкус на подобные украшения был распространён более, нежели в какое другое время". Крупнейший исследователь русского изразца Н. В. Султанов отмечал: "Царство изразцов наступает у нас лишь в ХVII в. и в особенности в его второй половине". Среди первых городов, отдавших предпочтение многоцветному изразцу, была Москва, где множество храмов, построенных или перестроенных в ХVII веке, имели яркое и оазнообразное изразцовое убранство, вписывающееся в традиционное восприятие церковного здания как богато украшенного дома Божия. Это преображение Москвы было связано не только с феноменом создания изразцового декора Ново-Иерусалимского монастыря - "рассадника изразцового дела", по меткому выражению Н. В. Султанова, но и особыми обстоятельствами, связанными с высылкой в 1666 году патриарха Никона из построенной им обители и последовавшим за этим переводом в столицу мастеров-изразечников, среди которых были Степан Иванов Полубес, Игнат Максимов, Самошка Григорьев и других мастеров.
Изображения херувимов, которые мы видим на фасадах Троицкой церкви, являются крупноформатными. Такие же изразцы можно встретить и на других храмах первопрестольной: Церковь Ермолая на Садовой, Успения в Гончарах, Николы на Болвановке, соборе и колокольне Николо-Перервинского монастыря, трапезной Свято-Андроникова монастыря. Здесь мы видим, что приём вставок ещё более распространился благодаря выработанной технологии производства крупноформатных изразцов специально для фасадов. Причём в производстве уже учитывают необходимость размещать изразцы на большой высоте и резко увеличивают размеры некоторых изделий и соответственно пропорции рисунка. Московские строители и их заказчики по достоинству оценили приём за его универсализм и простоту в исполнении, вставки не увеличивали существенно строительную смету и даже при необходимости заменялись. В результате распространились крупные квадратные изразцы с херувимами, парящими на зелёном фоне (часто с крыльями разного цвета на каждом изразце - жёлтыми, коричневыми, сине-голубыми), которые горожане видели издалека и подолгу любовались этими произведениями искусства.
Среди немногочисленных изразцовых херувимов Троицкой церкви стоит выделить один экземпляр, который был отреставрирован в только, что созданной в 2017 году магистратуре реставрации художественной керамики (МГХПА им. Строганова). Процесс реставрации занял ровно 1 год. В реставрации изразца "Херувим" принимали участие: Константин Леопольдович Патов - руководитель и студенты магистратуры реставрации художественной керамики. Изразец представлял собой квадратную лицевую пластину размером 49,5 х 49,5 см с отступающей от краёв румпой с прямыми стенками высотой 8 см с двумя отверстиями около 2 см. Изразец был изготовлен из красно-жгущейся глины с большим количеством примесей в виде песка, мелких камушков методом отминки в форму. Роспись изразца выполнена глазурями пяти цветов: бирюзовый фон, жёлтые крылья и надпись "ХЕРУВIМЪ", белый лик, коричневые волосы, синие радужные оболочки глаз и ожерелье белого цвета. На внутренней стороне изразца обнаружены следы глиняных подпорок, которые предотвращали проседание крупногабаритного изделия во время сушки и обжига и были удалены после обжига. Состояние поступившего на реставрацию изразца было сложным; в результате падения изразец был разбит на 15 частей, утрачен фрагмент лика, несколько фрагментов рельефа крыльев, фрагмент румпы, изразец кем-то из служителей Троицкой церкви был склеен ещё в храме эпоксидным клеем с перекосами, вдоль швов склейки были видны множественные сколы черепка и утраты глазурного слоя. Кроме того, изразец был покрыт слоем въевшейся грязи и копоти. В 2018 году на престольный праздник в день Пятидесятницы отреставрированный изразец вернулся в храм Святой Живоначальной Троицы в Хохлах и занял место в его интерьере.
Из журнала: "Московское наследие". №1 (79) за 2022 год/Светлана Баранова. Херувимы возвращаются/