Московская церковь во имя св. великомученика Феодора Стратилата находится в Архангельском переулке близ Чистых Прудов, рядом с Меншиковой башней. Скромная и маленькая, притаившаяся в изогнутом старомосковском переулке, Стратилатовская церковь была построена спустя столетие после возведения своей знаменитой соседки - в 1806 год, как "зимний", или "теплый" небольшой отапливаемый храм при Московском Почтамте, и одно время так и называлась "почтамтской". Однако первоначально новая московская церковь при Почтамте была освящена во имя св. Феодора Тиронского, а директор Ключарев по своим именинам освятил при ней придел. Отсюда родилась версия, что будущая почтамтская церковь возводилась как теплый храм гораздо раньше, после 1782 года, когда началось восстановление Меншиковой башни, сильно порушенной и оставшейся без колокольни. Нужна была звонница, которую и разместили, крохотную, в самой главе новой Стратилатовской церкви под крестом. А лишь потом она перешла в наследство Московскому Почтамту, обустроившему ее.
Возведена эта церковь была в 1806 году архитектором И. Еготовым, по другой, менее принятой версии, Старовым. Во второй половине XIX века церковь была сильно перестроена, и с того времени стала называться Стратилатовской, а ее северный придел был освящен во имя иконы "Нечаянная Радость". Чтимый образ находится в храме на левой стороне.
Церковь была закрыта в 1930-х годах. Хорошая сохранность храма определила открытие здесь 17 июля 1948 года Антиохийского подворья, действующего в этой церкви и поныне. Сейчас великолепный храм действует, по-прежнему звонят его колокола.
Комментарии и обсуждение
Церковь Феодора Стратилата выходит на Архангельский переулок южным фасадом, соответственно, он и является главным. Но вид у него какой-то незавершенный, "куцый". Фотография из альбома Найденова 1882 г. подтверждает, что первоначально церковь выглядела совершенно иначе. Ее южный фасад был выделен портиком из 4-х коринфских колонн с треугольным фронтоном. Портик занимал половину тротуара, который в этом месте делал изгиб. Очевидно, он был разобран при большевиках, чтобы "не мешал дорожному движению" (под этим предлогом с конца 1920-х гг. в Москве нещадно крушили художественные памятники - и церковного, и оборонного, и гражданского назначения). При переделках храма в 3-й четверти XIX в. к нему был пристроен с севера небольшой придел в честь иконы "Нечаянные Радости", соединенный с основным зданием широкой аркой.
При передаче здания под Антиохийское подворье в 1948 г. Совет по делам РПЦ предусмотрел, что храм будут посещать послы и представители дружественных СССР арабских стран - Сирии, Ливана, Иордании. Поэтому северный придел не стали восстанавливать, наоборот, его отделили от храма св. Феодора Стратилата капитальной стеной. Увеличенное пристройкой к западу помещение бывшего придела стало служить подворью для представительских целей.