Единственная в Москве церковь во имя св. Харитона Исповедника стояла в дворцовой Огородной слободе близ Чистых прудов. Ее главный престол был освящен во имя Владимирской иконы Божией Матери, а в середине XVII века в ней устроили придел во имя св. Харитона, потому что в день памяти этого святого, 28 сентября 1645 года царь Алексей Михайлович венчался на русский престол. И, по обычаю, он поставил в Москве церковь во имя праздника, который пришелся на день венчания на царство.
Местность, где основали московскую церковь св. Харитония, была хорошо известна в средневековой русской столице. Здесь протекали ручей Черногрязка, давший старомосковское название одной из Садовых улиц и не менее знаменитый ручей Рачка, образовавший Чистые пруды. Тогда, в XVII столетии между Мясницкой и Покровкой (от нынешнего бульварного кольца и до Земляного вала) раскинулась огромная дворцовая Огородная слобода, где селились царские огородники. На отведенных дворцовых землях они выращивали овощи и фрукты, и поставляли их свежими, "с грядки", в Кремль к государеву столу. Для царских огородников и была поставлена местная приходская церковь, освященная во имя Владимирской иконы Божией Матери, и называлась она "что в Огородной слободе" или "в Огородниках", хотя кроме дворцовых работников здесь еще жили и торговые люди, и священники, и дворяне, и бояре.
Впервые слободская деревянная церковь в Огородниках упоминалась в Москве в 1618 году. И только в 1652 году по указу царя Алексея Михайловича ее стали возводить каменной, а в новой колокольне, выстроенной, как утверждают историки, в прообразе стиля московского барокко ("иже под колоколы") был освящен новоустроенный придел во имя св. Харитона Исповедника. Царь и начал перестройку этой церкви в дворцовой слободе ради того, чтобы возвести в Москве традиционный для русских государей храм по дню своего венчания на престол.
В 1830-х годах прихожанин и староста этой церкви, полковник Василий Сухово-Кобылин, отец известного русского писателя, живший в соседнем Большом Козловском переулке, благоустроил храм на свои сбережения. Харитоньевский придел был перенесен из колокольни в новую трапезную, сооруженную, кстати, великим московским архитектором Евграфом Тюриным. А в конце XIX века в колокольне взамен Харитоньевского придела освятили новый престол св. Андрея Критского - по именинам сына другого церковного старосты, Дементьева. В те же годы прошла первая "научная реставрация" храма, в которой участвовал знаменитый московский историк Иван Забелин.
Архитектура храма сочетала большой четверик с закомарами и пятиглавием, который был украшен необычными деталями московского барокко. Рядом находилась трапезная, выходившая в Большой Харитоньевский переулок классическим дорическим портиком.
Необходимо отметить, что в храме выставлялись древние предметы: старопечатные книги, рукописи, фотоснимки с реставрированных фресок, что было совсем не свойственно для московских церквей. Харитоньевская церковь являлась приходской для семьи Пушкиных, а в ее приходе жил поэт И.И. Дмитриев. Также здесь прошло и детство художника П.А. Федотова. Кроме того, в этой церкви состоялось бракосочетание поэта Е.А. Баратынского с Н.Л. Энгельгард, дочерью Генерал-майора Льва Николаевича Энгельгард.
Безусловно, церковь Харитония Исповедника в Огородной слободе, знавшая имена выдающихся людей своей современности, повидала не мало на своем веку. Однако, до наших дней храм так и не дожил, поэтому все факты и воспоминания, которые связаны с этой удивительной церковью, остаются лишь а архивах истории... В 1929 году храм закрыли, а через шесть лет и вовсе снесли. Разрушен в 1935 году, иконостас передали в Покровскую церковь Троице-Сергиевой Лавры.