ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Вахитовский район. Храмовый комплекс Николо-Ляпуновского прихода.


Вахитовский район. Храмовый комплекс Николо-Ляпуновского прихода
Храмовый комплекс.  Утрачен.  
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Республика Татарстан, город Казань, улица Баумана, на месте д. 20. На этом месте находится здание Академии наук Республики Татарстан (Дом политпросвещения).

Координаты: 55.79492, 49.10676
Проезд:Станция метро "Кремлёвская", северный выход.





Храмовый комплекс Николо-Ляпуновского прихода, С https://pastvu.com/p/404950. Воскресенская церковь - барочное здание по центру кадра, Никольская - низкое сооружение с куполом слева от нее.<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
С https://pastvu.com/p/404950. Воскресенская церковь - барочное здание по центру кадра, Никольская - низкое сооружение с куполом слева от нее.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Терентий
1 января 1905
Храмовый комплекс Николо-Ляпуновского прихода, Фото нач. 1900-х гг  С почтовой фотооткрытки<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Фото нач. 1900-х гг С почтовой фотооткрытки
Гранковский Владимир
??
Храмовый комплекс Николо-Ляпуновского прихода, Место, где ранее находился храмовый комплекс<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Место, где ранее находился храмовый комплекс
Гранковский Владимир
19 ноября 2014



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Гранковский Владимир  17 декабря 2014

На одной из старых фотографий, выполненной с Кремлевского холма, Николо-Ляпуновская церковь, занимает центральное место. Строго говоря, на самом деле это комплекс из двух храмов Николо-Ляпуновского прихода - Обновления храма Воскресения Христова (большой, первоначально называвшийся Ильинским) и собственно Николо-Ляпуновский (или Никольский, слева небольшой). Уже в ХV-ХVI веках на этом месте располагался казанский посад.

Деревянная церковь Николы Мирликийского-чудотворца с приделом в честь святых Зосимы и Савватия была построена на средства стрелецкого атамана Истомы Ляпуна (Димитрия Степанова Ляпунова), переселившегося из Пскова. Точное время постройки неизвестно, но в писцовой книге 1566-1568 годов церковь уже упоминается. Никольская деревянная церковь, получившая в народе название в честь основателя Ляпуновской, или Стрелецкой, в 1695 году была заменена каменной. При этом Зосимо-Савватиевский придел был заменен приделом Михаила Архангела. Рядом с храмом располагались богадельня, знаменитая городская Даирова баня и пороховой завод. Вскоре значение церкви настолько выросло, что при ней был открыт девичий монастырь. Источники указывают, что он действовал до середины ХVIII века. При этом одни справочники ссылаются на 1749 год как дату закрытия монастыря после пожара, а известный историк и член Санкт-Петербургской Академии наук, автор первого печатного путеводителя по Казани П. Рычков указывал на существование девичьего Никольского монастыря и в 1767 году. Одно время Никольский монастырь был самым населенным девичьим монастырем в Казани. По количеству сестер христовых он превосходил даже широко известный Казанский девичий Богородицкий монастырь, в котором хранилась всероссийская святыня - Казанская икона Божией матери. Так, в 1743-1745 годах в девичьем Никольском монастыре, кроме одного попа и казначея, числились 88 монашек (в Богородицком монастыре - 79) и 14 новопостриженных.

Никольский храм сильно пострадал от пожара, случившегося в сентябре 1815 года, когда выгорел почти весь город. В 1818 году он был восстановлен, причем в подчеркнуто прежнем стиле владимиро-суздальских храмов. Расписывалась новая церковь местными художниками, и поэтому она представляла немалый интерес в плане изучения живописи казанской школы. В 1824 году казанский художник Александр Григорьев написал на фонаре церкви четырех евангелистов, а в 1855 году Николай Огородников изобразил Господа Саваофа. Между прочим, последнее изображение было скопировано автором с картины Рафаэля "Видение Иезекииля". В 1855-1856 годах Огородников также написал иконостас Никольской церкви. Чуть позднее еще один казанский живописец - Григорий Артемьев, дворовый человек Львовых, - написал изображение Иисуса Христа с апостолами. В Николо-Ляпуновском храме до начала 1930-х годов хранилось большое количество драгоценностей и произведений искусства. Среди них были древние списки Казанской и Смоленской икон Божией матери и напрестольные древние Евангелия. На колокольне среди множества колоколов, сделанных в разных городах России, исправно нес службу и казанский колокол, отлитый на известном заводе Рукавишникова, который располагался на древней Подлужной улице.

Судьба прихода в послереволюционные годы оказалась крайне незавидной. В начале 1930-х годов была снесена большая церковь в память Обновления храма Воскресения Христова. Малую Никольскую церковь прихожанам удалось отстоять, однако вскоре она была закрыта и долгое время использовалась как склад. В 1964 году пришедшую в полное запустение Никольскую церковь разобрали. К пятидесятилетию Октябрьской революции на этом месте было запланировано возвести новый духовный храм - Дом политпросвещения. Проект был осуществлен в 1966 году. В 1992 году здание Дома политпросвещения было отдано под Академию наук Республики Татарстан.

С сайта Татарстанской митрополии РПЦ.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.