ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Вахитовский район. Церковь Варвары великомученицы у Сибирской заставы.

Варваринская церковь


Вахитовский район. Церковь Варвары великомученицы у Сибирской заставы
Церковь. Действует.  
Престолы:Варвары великомученицы, Жён-мироносиц
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:1780. перестроена 1901-1907.
Архитектор:Ф.Н. Малиновский (перестройка в 1900-х годах)
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Республика Татарстан, город Казань, улица Карла Маркса, д. 67.

Координаты: 55.794619, 49.143835
Проезд:Церковь расположена возле Центрального парка культуры и отдыха Казани,на стрелке улиц Горького и Карла Маркса.Добраться на общественном транспорте можно до остановки "Парк Горького "либо до остановки "Ул.Толстого",храм находится между ними.Ехать от станции метро "Площадь Габдуллы Тукая" автобусами №№ 10,30,35а.54,63,91,98 либо троллейбусами №№ 3,5,7,8. (Православные храмы № 297)



Сортировка:

Церковь Варвары великомученицы у Сибирской заставы, , Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Владислав Яровинд
26 августа 2018
Церковь Варвары великомученицы у Сибирской заставы, Вид со стороны колокольни<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Вид со стороны колокольни
Антон Юрьевич Шабалкин
29 апреля 2013
Церковь Варвары великомученицы у Сибирской заставы, , Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Терентий
6 апреля 2012
Церковь Варвары великомученицы у Сибирской заставы, , Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Терентий
6 апреля 2012
Церковь Варвары великомученицы у Сибирской заставы, , Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Терентий
6 апреля 2012
Церковь Варвары великомученицы у Сибирской заставы, , Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Терентий
6 апреля 2012
Церковь Варвары великомученицы у Сибирской заставы, , Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
anna
14 мая 2007
Церковь Варвары великомученицы у Сибирской заставы, , Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
anna
14 мая 2007
Церковь Варвары великомученицы у Сибирской заставы, , Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
anna
14 мая 2007
Церковь Варвары великомученицы у Сибирской заставы, , Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
anna
14 мая 2007
Церковь Варвары великомученицы у Сибирской заставы, Интерьер<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Интерьер
Антон Юрьевич Шабалкин
15 августа 2015
Церковь Варвары великомученицы у Сибирской заставы, Иконостас церкви<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Иконостас церкви
Гранковский Владимир
19 июля 2014
Церковь Варвары великомученицы у Сибирской заставы, , Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Терентий
6 апреля 2012
Церковь Варвары великомученицы у Сибирской заставы, , Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Артур 955
1 сентября 1880
Церковь Варвары великомученицы у Сибирской заставы, Фото конца 1900-х гг.. С СД "Экскурсия по старой Казани"<br>, Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан
Фото конца 1900-х гг.. С СД "Экскурсия по старой Казани"
Гранковский Владимир
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


anna  16 мая 2007

Церковь Святой Варвары возведена в 1780 г. на месте, где начинался Сибирский тракт (путь осужденных на ссылку и каторгу). Арские поля отделялись от города оврагом, через который был перекинут мост, за мостом была Сибирская застава. По преданию, с осужденных снимали кандалы именно здесь и для них здесь начиналась Сибирь. Здесь прошли декабристы, А.Н. Радищев, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и другие известные люди российской истории.

В конце XIX века первый храм св. Варвары за ветхостью был разобран, и в 1901-1907 гг. сооружен новый, по проекту епархиального архитектора Ф.Н. Малиновского, теперь уже в традициях русского стиля.

Кроме месторасположения церкви, интересным фактом является то, что здесь в юные годы пел в церковном хоре Ф.И.Шаляпин.
В 1930 году церковь была закрыта, в ней разместился клуб рабочих трамвайного парка. В дальнейшем в храме был кинематограф, протезная мастерская, кафедра Казанского технологического института. В конце 1994 года в результате настойчивых требований православных верующих храм был возвращен Православной Церкви.

Святыня: частица святых мощей вмц. Варвары


Андрей Рощектаев  21 сентября 2010

Арская застава, где стояла «на страже», охраняя город своею благодатию с восточной стороны, большая церковь великомученицы Варвары – одно из самых исторически примечательных мест Казани. Здесь, за оврагом, перекрытым каменным мостом с колоннами по бокам и с караульными будками (овраг сохранился до сих пор, хотя «отодвинут» в сторону улицей), начинался печально знаменитый бесконечный Сибирский тракт. Можно сказать, в обыденном представлении русских людей здесь, за этой заставой, за этой церковью, и начиналась сама Сибирь. Овражек был границей. Понятно, что никаких приятных ассоциаций слово «Сибирь» у простого человека не вызывало. По народной легенде, возле этой церкви с арестантов, которых гнали по этапу на каторгу, снимали кандалы – мол, здесь, в этом диком краю, все равно уже некуда убегать. К сожалению, это только легенда: в действительности кандалы с каторжан не снимали даже и в настоящей Сибири, где они работали. За Арской же заставой, как мы знаем, даже в XVII – XVIII веках был вовсе не «дикий край», а очень густонаселенная местность до самого Урала. Сам же Арск, в честь которого застава называлась, являлся весьма крупным по тем временам городом. А вот одни беглый каторжанин – Емельян Пугачев, – точно «прославил» это укрепленное место крупным боем, который здесь произошел и который на два дня решил участь всей Казани.

Именно отсюда 12 июня 1774 г. передовой отряд пугачевцев (под командованием Белобородова) после короткой схватки с защитниками ворвался в Казань. Другой отряд (банда Минаева) обошел эту же заставу с севера, глубокими, глухими оврагами. Варваринской церкви, судя по документам, тогда еще не было – иначе она разделила бы судьбу всех разграбленных в тот день казанских храмов (25 из них вообще были сожжены полностью). Построили ее лишь в 1781 г. – в период, когда вся Казань заново отстраивалась после пугачевского разорения… точно так же, как Москва несколько лет с трудом оправлялась от наполеоновского нашествия и пожара 1812 г. На месте церкви до 1774 г. стоял дом казанского вице-губернатора Кудрявцева. Сам он в тот страшный день укрылся от пугачевцев в соборе Казанского Богородицкого монастыря – вместе с сотнями других жителей, веривших, что уж в «доме Пресвятой Богородицы» даже самые жестокие изуверы не посмеют их убить. Было ему 104 года, но… ни возраст, ни святость места убийц не остановили – старика зверски растерзали на паперти собора… А на месте его разоренного дома спустя несколько лет выросла церковь. Символично – ведь св. великомученица Варвара почитается небесной молитвенницей за всех умерших внезапной или насильственной смертью. Архитектор первоначального проекта неизвестен, но сооружена была церковь в строгих традициях господствовавшего тогда классицизма. На многих фото- и литографиях XIX века можно полюбоваться этим храмом – как он выглядел тогда.

В 1901 – 1907 гг. храм был полностью перестроен по проекту известнейшего зодчего Федора Малиновского. Основной объем с единственным куполом был сделан точь-в-точь как у церкви Евфимия Великого и Тихона Задонского в Седмиезерной пустыни, которую за несколько лет до этого построил тот же Малиновский. Этот стиль принято называть «псевдорусским» или просто «русским». А вот нижние ярусы высокой колокольни несут на себе многие черты прежнего храма XVIII века. Условно говоря, «европейскими» можно назвать два нижних яруса звонницы, а «русским» – венчающий их третий ярус, в виде восьмигранной палатки. Замечательная, изысканная красно-белая колокольня является высотной доминантой улицы К. Маркса, подобно тому, как Богоявленская колокольня – доминанта ул. Баумана. Имена многих знаменитых людей связаны с историей этой церкви. В 1880-х гг. в ее хоре пел Федор Иванович Шаляпин. 2 февраля 1864 г. здесь венчались Николай Евгеньевич Боратынский, сын великого поэта, и Ольга Александровна Казем-Бек, дочь известного востоковеда. А 25 апреля 1903 г. в Варваринской церкви был крещен будущий поэт Николай Заболоцкий.

Церковь действовала с 1781 г. почти ровно полтора века. Даже после революции ее закрыли не сразу. Последним священником в 1918 – 1930 гг. был протоиерей о. Николай Петров, выпускник Казанской Духовной Академии, профессор богословия. Ему выпал крест исповедника. В 1930 г. храм все-таки закрыли, о. Николая арестовали за «антисоветскую деятельность». Старинную храмовую икону св. Варвары, а также образ Жен Мироносиц из одноименного придела верующим удалось спасти и передать в церковь Ярославских Чудотворцев. В советское время в церкви размещался сначала клуб Трамвайного парка, затем – лаборатория КХТИ (химико-технологического института), корпуса которого расположены поблизости. В конце 1994 г. после долгой борьбы верующим удалось добиться возвращения церкви. Начались реставрационные работы, которым предшествовал вынос тяжелого оборудования, вмонтированного так, что пришлось потом полностью перекладывать пол и часть фундамента. Все внутри храма пришлось отделывать заново. После отъезда лаборатории он являл собой печальную картину полного разгрома, усугубленную тем, что стояла зима, а отопление сделали намного позже.

Тем не менее, первые службы в храме начались уже в 1994 году, в день памяти св. вмц. Варвары (17 декабря по н. ст.). Алтарь тогда был отгорожен обычной занавеской – иконостас построили позднее. В ходе работ в трапезной, под слоем штукатурки удалось открыть масляную живопись сводов, но, к сожалению, из-за того, что она держалась на прогнившем деревянном «плафоне», сохранить ее оказалось невозможно. Ныне храм заново выбелен, от старины в его интерьере ничего не осталось, кроме самих форм арок, сводов и окон – создающих тот особый неуловимый дух и ту особую акустику, которой так славятся почти все творения архитектора Малиновского.

Из книги Андрея Рощектаева "Путеводитель по святыням Казанской епархии"


Терентий
 
ТерентийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  17 мая 2013

Построен в конце 18в. Храм с самого начала был двухпрестольным - придел во имя Жен Мироносиц. Это была довольно крупная церковь, выстроенная в традициях классицизма. В 1901-1907гг. храм перестроен по проекту архитектора Ф.Н.Малиновского. Фактически была построена новая церковь, старая кладка стен сохранилась лишь фрагментами, первоначальный облик сохранили притвор и нижние ярусы колокольни. Перестройка проводилась на средства самой церкви и лишь в небольшой части - на пожертвования. 2 февраля 1864 в Варваринской церкви венчались Николай Евгеньевич Баратынский (сын известного поэта и отец известного общественного деятеля Александра Баратынского) и Ольга Александровна Казем-Бек, дочь выдающегося востоковеда. В 80-е гг. 19 в. в хоре церкви неоднократно пел Федор Иванович Шаляпин. 25 апреля 1903 здесь был крещен будущий поэт Николай Алексеевич Заболоцкий (1903-1958). Храм четырехстолпный, трехапсидный с восьмигранным барабаном и луковичной главкой, трапезная несколько уже основного объема, с западной стороны к трпезной примыкает квадратная часовня под шатровой крышей. Колокольня четырехъярусная, три яруса квадратные в плане. Четвертый -восьмиугольный, завершающий луковичной главкой. Церковь декорирована в псевдорусском стиле. В 1918-1919гг., после закрытия кремлевских храмов Варваринская церковь служила крестовой церковью управляющего епархией епископа Анатолия (Грисюка) и фактически играла роль кафедрального собора. В 1930г. храм был закрыт и передан под клуб Трамвайного парка, позже в нем находилась одна из кафедр и лаборатория КХТИ. В 1995 храм возвращен общине верующих. Состояние удовлеторительное. Церковь с высокой четырехъярусной колокольней - образец псевдорусского стиля.

С сайта "Объекты культурного наследия" Министерства культуры Республики Татарстан.


О закрытии церкви

В 1920 г Варваринская община православного, староцерковного течения насчитывала 650 верующих, на начало 1926 г- 900 чел, а в 1927 г. уже 1000 человек, и возглавлялась епископами Иосафом, Афанасием, Андроником и Варсонофием. Тучи сгустились летом 1929 г. В местной прессе началась массированная травля – газета «Красная Татария» опубликовала статью «Очаг мракобесия в районе трех вузов». Автор утверждал, что храм малопосещаем – 3-4 старушки, поэтому необходимо его закрыть. Сия публикация и спровоцировала волну студенческих собраний. Первым был профком ВСЕРАБЗЕМЛЕСа Пролетстуда Казанского института сельского хозяйства и лесоводства, подавший 2.07.27 г. в Президиум ЦИК ходатайство о передаче Варваринской церкви, с целью использовать ее под военный кабинет для подготовки командиров запаса РККА. На следующий день Правление института письменно присоединилось к ходатайству профкома. Уже 6.07.29 г. ТНКВД передает на срочное заключение по поводу ходатайства Сельхозинститута и профкома Пролетстуда о передаче институту Варваринской церкви под спортзал и стрелковый тир. Президиум ТЦИК постановил ходатайство поддержать, хотя при этом и запросил в ТНКВД «все исчерпывающие материалы, необходимые для окончательного разрешения вопроса». Почти через месяц ТНКВД вернул переписку с сообщением, что одного ходатайства сельхозинститута без подготовки общественного мнения недостаточно. Вновь вернулись к этому вопросу уже осенью для проработки передачи Варваринской церкви под спортзал и стрелковый тир. Делать ставку исключительно на молодежь в вопросе закрытия церкви оказалось неэффективным. На заседание трудящихся 6.11.29 г. приуроченному к 12-й годовщине Октябрьской революции, 245 чел. присутствовавших, постановили просить Горсовет о скорейшем разрешении этого вопроса. Также продолжался сбор подписей за закрытие церкви. Рабочие и служащие КГЖД дополнили прежний список еще 597 подписями. Общий список согласившихся закрыть церковь пополнился и списком учащихся школы первой ступени № 1. Наступил 1930 год – последний год жизни храма. Вскоре после празднования Рождества Христова (16.01.30 г.) ТНКВД препроводил рассмотренные материалы по вопросу закрытия Варваринской церкви в Президиум ЦИК ТССР, который и постановил церковь закрыть, а здания передать под клуб рабочих трампарка. Еще месяц храм жил своей жизнью, но 7 февраля 1930 г НКВД выдало Варваринской общине справку, что с 13.02.30 г она ликвидирована. В просьбе предоставить при переходе в другой храм в бесплатное пользование некоторые вещи из имущества, находящегося в Варваринской церкви (всего 32 пункта) было отказано. 15 февраля 1931 года общим собранием Варваринская община были приняты в общину кладбищенской церкви блг. кнн. Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Имущество же закрытой церкви передано в Госфонд Татарской Республики. Вот так буднично, в рабочем режиме был закрыт еще один храм первого благочиния кафедрального города, а настоятель вскоре был арестован и сослан. Многократно менялся профиль использования культового здания. Поочередно в храме были: кинематограф, протезная мастерская, кафедра Казанского химико-технологического института. И только в конце 1994 года результатом усилий православных стало возвращение храма Русской Православной Церкви

Из альманаха «Православный собеседник», ч. 2, 2017 г., протоиерей Владимир Мухин «История закрытия храмов и монастырей г. Казани в 20-е – 30-е годы ХХ столетия».



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.